Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2015 в 11:42, контрольная работа
В существовании современного общества невозможно избежать обстоятельств ведущих к изменению состояния общественных отношений, которые находятся в сферах действия органов исполнительной власти и регулируются административным правом. Изменения могут быть значительными или малозначительными, прогнозируемыми и ли неожиданными для органов государственной власти. Они могут носить как позитивный, так и негативный характер.
Введение 3
1.Понятие и нормативные основы специальных административно-правовых режимов. 4
2.Чрезвычайные административно-правовые режимы. 8
3.Режим охраны государственной границы РФ. 17
4. Иные постоянно действующие административно-правовые режимы. 21
Заключение. 24
Список использованных источников. 25
Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«Тихоокеанский государственный университет»
Юридический факультет
Кафедра государственно-правовых дисциплин
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
По дисциплине «Административное право»
на тему
«Административно-правовые режимы»
Выполнил: студент гр. ГрП(б)зу-42
Хабаровск - 2014
Содержание
Введение
1.Понятие и нормативные основы специальных
административно-правовых режимов.
2.Чрезвычайные административно-правовые
режимы.
3.Режим охраны государственной
границы РФ.
Заключение.
Список использованных источников.
Введение
В существовании современного общества невозможно избежать обстоятельств ведущих к изменению состояния общественных отношений, которые находятся в сферах действия органов исполнительной власти и регулируются административным правом. Изменения могут быть значительными или малозначительными, прогнозируемыми и ли неожиданными для органов государственной власти. Они могут носить как позитивный, так и негативный характер.
Если прогнозируемые изменения носят позитивный характер и значимый для общества характер, первостепенной задачей органов исполнительной власти становится их поддержка и дальнейшее развитие.
Однако, если изменения несут за собой негативные последствия или влекут нарушение норм права, задачей органов государства становится нормализация какой-либо нестандартной ситуации. Если изменения незначительны, то они продлеваются обычными мерами государственно-управленческой практики. Примером, может служить борьба с преступностью, когда криминогенная обстановка находится в контролируемых пределах и существенно не изменяется. Если же негативные изменения приобретают неконтролируемый характер и не могут быть преодолены стандартными мерами, органы власти должны иметь в своем арсенале особые, существенно отличающиеся от стандартных меры государственно-управленческого воздействия, совокупность которых характеризуется понятием административно-правовых режимов.
Целью контрольной работы является изучение действия административно-правовых режимов применяемых на территории Российской Федерации.
Понятие и нормативные основы административно-правовых режимов.
Под административно-правовым режимом понимается определенный нормами административного права особый порядок функционирования его субъектов, направленный на упорядочение общественных отношений в соответствующей сфере государственного управления.
Административно-правовые режимы прежде всего подразделяются по направленности и времени действия. По указанному критерию административно-правовые режимы можно разделить на два вида.
К первому виду административно-правовых режимов относятся предусмотренные нормами административного права режимы, имеющие целью создание условий для преодоления чрезвычайных ситуаций и стабилизации обстановки в государстве и обществе. Такие административно-правовые режимы носят временный характер. К данным административно-правовым режимам относятся прежде всего режим чрезвычайного положения и режим военного положения, определенные Конституцией Российской Федерации и федеральными конституционными законами.
Данный вид административно-правовых режимов характеризуется прежде всего тем, что в условиях их действия в целях обеспечения обороны, порядка и безопасности могут быть предусмотрены некоторые ограничения прав граждан. Однако данные ограничения должны соответствовать международным обязательствам Российской Федерации, Конституции и не должны повлечь за собой какую-либо дискриминацию отдельных лиц и групп населения исключительно по признаку пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного или должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также по другим обстоятельствам. Так согласно ст. 56 Конституции Российской Федерации в условиях чрезвычайного положения для обеспечения безопасности граждан и защиты конституционного строя в соответствии с федеральным конституционным законом могут устанавливаться отдельные ограничения прав и свобод с указанием пределов и сроков их действия. Важно, кроме того иметь ввиду, что предусмотренный Конституцией Российской Федерации порядок ограничения прав и свобод человека и гражданина посредством федерального закона также имеет четкие ограничения. Часть 3 ст. 56 Конституции налагает в связи с этим запрет на ограничения прав и свобод, предусмотренных ст. 20, 21, 23 (ч.1), 24, 28, 34(ч. 1), 40(ч. 1), 46-54 Конституции. Федеральные законы не могут нарушать названных норм и соответственно служить основанием для установления элементов административных режимов, посягающих на соответствующие права и свободы человека и гражданина.
Другой чертой данного вида административно-правовых режимов является то, что органы исполнительной власти наделяются дополнительными полномочиями для осуществления мер, направленных на предотвращение и ликвидацию чрезвычайных ситуаций. Так, в условиях чрезвычайного положения органы исполнительной власти осуществляют такие меры, как установление запретов нахождения граждан на улицах и в иных общественных местах в определенное время суток (комендантский час); ограничение движения транспортных средств и осуществление их досмотра; осуществление при необходимости проверки документов, удостоверяющих личность граждан, личного досмотра, досмотра их вещей, жилища и транспортных средств, осуществления по основаниям установленным федеральным законом, задержания граждан и транспортных средств на срок до 30 суток и ряд других.
Ко второму виду административно-правовых режимов относятся административно-правовые режимы действующие в соответствующих сферах государственного управления, имеющие предупредительную направленность и характеризующиеся постоянным действием. К данным режимам относится, в частности, пограничный режим, который действует постоянно и направлен на упорядочение общественных отношений, связанных с охраной Государственной границы, режим защиты государственной тайны и ряд других административно-правовых режимов, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
Административно-правовые режимы могут
быть рассмотрены как институт административного
права. Их правовой основой выступают
Конституция РФ, федеральные законы, указы
Президента РФ и постановления Правительства
РФ, акты федеральных органов исполнительной
власти, а также законы и иные правовые
акты субъектов РФ. Среди них выделяются
акты, специально посвященные одному виду
административно-правовых режимов — о
ветеринарии, санитарно-эпидемиологическом
благополучии населения, чрезвычайном
положении, исключительной экономической
зоне, закрытом административно-
Например, принятый Федеральный конституционный закон от 30.05.2001 г. № 3-ФКЗ «О чрезвычайном положении» основан на конституционных положениях, детализирует их исходя из основной конституционной цели защиты прав, свобод и законных интересов граждан. В условиях административно-правовых режимов меняется административно-правовой статус граждан, оказавшихся в зоне его действия. Уполномоченные органы исполнительной власти, государственного управления, администрации органов МСУ в соответствии с обстановкой, регулируемой нормами административно правового режима, усиливают свое воздействие за счет методов административного принуждения. Поэтому административно-правовые режимы ощутимо влияют на объем административной правосубъективности практически каждого гражданина, оказавшегося в правовом поле специального административно-правового режима. Общая черта административно-правовых режимов в том, что они нарушают баланс правового положения субъектов административного права в сторону увеличения объема обязанностей и ограничений, обеспеченных в основном мерами административного принуждения.
При осуществлении мер обеспечения различных административно-правовых режимов особое значение имеют федеральные законы, касающиеся соблюдения прав и свобод человека и гражданина участвующими органами исполнительной власти, государственного управления, их уполномоченными должностными лицами, а также непосредственными исполнителями обеспечивающими действие этого правового режима.
В федеральных законах регламентированы
общие и особые права и обязанности субъектов
управленческих отношений в сфере осуществления
задач и функций административно-правового
режима, которые в свою очередь могут быть
изменены подзаконными актами, что требует
установления особых режимов административно-
Чрезвычайные административно-правовые режимы.
Режим чрезвычайного положения – это вводимый в соответствии с Конституцией и Федеральным конституционным законом «О чрезвычайном положении» на всей территории Российской Федерации или в ее отдельных местностях особый правовой режим деятельности органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, их должностных лиц, общественных объединений, допускающий установленные данным ФКЗ отдельные ограничения прав и свобод граждан Российской Федерации, иностранных граждан, лиц без гражданства, прав организаций и общественных объединений, а также возложение на них дополнительных обязанностей.
Обстоятельства введения чрезвычайного положения: попытки насильственного изменения конституционного строя Российской Федерации, захвата или присвоения власти, вооруженный мятеж, массовые беспорядки, террористические акты, блокирование или захват особо важных объектов или отдельных местностей, подготовка и деятельность незаконных вооруженных формирований, межнациональные, межконфессиональные и региональные конфликты, сопровождающиеся насильственными действиями, создающие непосредственную угрозу жизни и безопасности граждан, нормальной деятельности органов государственной власти и местного самоуправления; чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера, чрезвычайные экологические ситуации, в том числе эпидемии и эпизоотии, возникшие в результате аварий, опасных природных явлений, катастроф, стихийных и иных бедствий, повлекшие (могущие повлечь) человеческие жертвы, нанесение ущерба здоровью людей и окружающей природной среде, значительные потери и нарушение условий жизнедеятельности населения и требующие проведения масштабных аварийно-спасательных и других неотложных работ.
Порядок введения чрезвычайного положения предусматривает: издание указа Президентом РФ; утверждение указа Президента РФ Советом Федерации Федерального Собрания РФ; обнародование указа Президента РФ. Сроки действия чрезвычайного положения на всей территории Российской Федерации не может превышать 30 суток, а в отдельных местностях Российской Федерации не может превышать 60 суток.
Меры и временные ограничения, применяемые независимо от обстоятельств введения чрезвычайного положения: полное или частичное приостановление на территории, на которой вводится чрезвычайное положение, полномочий органов исполнительной власти субъекта (субъектов) РФ, а также органов местного самоуправления; установление ограничений на свободу передвижения на территории, на которой введено чрезвычайное положение, а также введение особого режима въезда на указанную территорию и выезда из нее, включая установление ограничений на выезд на указанную территорию и пребывание на ней иностранных граждан и лиц без гражданства; усиление охраны общественного порядка, объектов, подлежащих государственной охране, и объектов, обеспечивающих жизнедеятельность населения и функционирование транспорта; установление ограничений на осуществление отдельных видов финансово-экономической деятельности, включая перемещение товаров, услуг и финансовых средств; установление особого порядка продажи, приобретения и распределения продовольствия и предметов первой необходимости; запрещение или ограничение проведения собраний, митингов, демонстраций, шествий и пикетирований, а также иных массовых мероприятий; запрещение забастовок и иных способов приостановления или прекращения деятельности организаций; ограничение движения транспортных средств и осуществление их досмотра; приостановление деятельности опасных производств и организаций, в которых используются взрывчатые, радиоактивные, а также химические и биологически опасные вещества; эвакуация материальных и культурных ценностей в безопасные районы в случае, если существует реальная угроза их уничтожения, похищения или повреждения в связи с чрезвычайными обстоятельствами.