Правовые основы организации социального обслуживания населения. Формы социального обслуживания

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2013 в 14:42, курсовая работа

Краткое описание

Создание системы социального обслуживания призвано помочь снять многие проблемы, лежащие в сфере воспитания, ухода за нетрудоспособными членами семьи, реабилитации, организации быта, досуга, проблемы, связанные с конфликтностью в отношениях, снижающей способностью к самообеспечению, способствующей маргинализации и другим асоциальным явлениям, что позволит поднять уровень социального обслуживания должны способствовать координации усилий в этом направлении государственных органов и различных социальных структур, включая негосударственные, частные, благотворительные, церковные и тому подобные организации, осуществляющие социальную помощь.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 3
1. ПОНЯТИЕ И ПРИНЦИПЫ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ 4
1.1 Сущность, цели и задачи социального обслуживания населения 4
1.2. Система социального обслуживания населения: принципы, функции,
виды и формы деятельности 6
2. УЧРЕДЕНИЕ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ НАСЕЛЕНИЯ:
ИХ ВИДЫ И СПЕЦИФИКА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 10
2.1 Учреждения социального обслуживания семьи и детей 12
2.2 Учреждения социального обслуживания пенсионеров 16
3. СОЦИАЛЬНОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ ИНВАЛИДОВ 19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 23
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 24

Файлы: 1 файл

псо люська.docx

— 54.21 Кб (Скачать)

Государственные социальные службы ориентированы главным образом  на обеспечение нуждающихся лиц  различного рода услугами. Этим определяется совокупность и содержание ее функций, среди которых, согласно Концепции  развития социального обслуживания населения РФ (1993 г.), выделяются следующие:

 

 
   




 

                                                                          

 
   




а) функция социальной помощи, которая включает:

- выявление, учет семей и отдельных  лиц, наиболее нуждающихся в  социальной поддержке (малообеспеченных  граждан, семей с несовершеннолетними  детьми и другими нетрудоспособными  членами), оказание материальной (финансовой, натуральной) помощи и предоставление  нуждающимся временного жилья и т.п.;

- профилактика бедности: создание  семьям условий для самостоятельного  обеспечения своего благополучия, семейного предпринимательства;

- надомные услуги нуждающимся  в постороннем уходе (доставка  продуктов, лекарств, транспортировка  на лечение, наблюдение на дому  за состоянием здоровья и т.д.);

- содействие развитию нетрадиционных  форм дошкольного, школьного и  внешкольного воспитания;

- организация временного вынужденного  пребывания ребенка вне родительской  семьи, его дальнейшее устройство  в детское учреждение, под опеку  (попечительство), усыновление;

б) функция консультирования, которая  включает:

- консультирование специалистов (юристов,  социологов, педагогов, врачей, психологов  и т.д.);

- участие в подготовке молодежи  к выбору профессии;

- подготовку юношей и девушек  к браку и сознательному родительству;

- родительский медико-психологический  всеобуч;

в) функция социального корректирования  и реабилитации, которая включает:

- социальную медико-психологическую  реабилитацию несовершеннолетних  с отклоняющимся поведением, безнадзорных  детей и подростков, детей, оставшихся  без попечения родителей;

- медико – социальную реабилитацию и реабилитацию детей и подростков с ограниченными возможностями и семей, их воспитывающих;

г) функция информации населения, изучения и прогнозирования социальных нужд, в рамках которой выделяются три  направления:

- предоставление клиенту информации, необходимой для разрешения сложной  жизненной ситуации;

- распространение среди населения  медико – психологических, педагогических и иных знаний;

- изучение специалистами по  социальной работе, специально созданными  учреждениями, а также с помощью  научных организаций потребностей  своих клиентов и социальных  проблем, порождающих кризисные  ситуации в регионе, разработка  и реализация конкретных мер,  направленных на их устранение;

д) функция участия в реализации чрезвычайных мер по преодолению последствий стихийных бедствий и социальных конфликтов:

- участие специалистов социальной  службы в разработке чрезвычайных  программ;

- формирование в рамках спасательных  служб, организуемых на центральном и других уровнях, бригад социальных работников и т.д.

Основные направления социального  обслуживания населения определены Федеральным Законом « Об основах  социального обслуживания населения  в РФ» (1995 г.):

- предоставление материальной  помощи гражданам, находящимся  в трудной жизненной ситуации, в виде денежных средств, продуктов  питания и т.д., а также специальных  транспортных средств, технических  средств реабилитации инвалидов  и лиц, нуждающихся в постороннем  уходе;

- социальное обслуживание на  дому, которое осуществляется путем  предоставления социальных услуг  гражданам, нуждающимся в постороннем  или временном нестационарном  социальном обслуживании;

- социальное обслуживание в  стационарных учреждениях, осуществляемое  путем предоставления социальных  услуг гражданам, частично или  полностью утратившим способность к самообслуживанию и нуждающимся в постоянном постороннем уходе, и обеспечивающее создание соответствующих их возрасту и состоянию здоровья условий жизнедеятельности, проведение мероприятий медицинского, психологического, социального характера, питание, уход, а также организацию посильной трудовой деятельности, отдыха и досуга;

- предоставление временного приюта  в специализированных учреждениях  социального обслуживания детям-сиротам,  безнадзорным несовершеннолетним  детям, гражданам, оказавшимся  в трудной жизненной ситуации, гражданам без определенного  места жительства, пострадавшим  от психологического или физического  насилия и другим клиентам  социальной службы, нуждающимся  в определении временного приюта;

- организация дневного пребывания  в учреждениях социального обслуживания  с предоставлением социально  – бытового, социально – медицинского  и иного обслуживания сохранившим  способность к самообслуживанию  и активному передвижению гражданам  преклонного возраста и инвалидам,  а также другим лицам, в том  числе несовершеннолетним, находящимся  в трудной жизненной ситуации;

- консультативная помощь по  вопросам социально – бытового  и социально – медицинского  обеспечения жизнедеятельности,  психолого-педагогической помощи, социально  – правовой защиты;

- реабилитационные услуги лицам  с ограниченными возможностями,  несовершеннолетним правонарушителям, другим гражданам, попавшим в  трудную жизненную ситуацию и  нуждающимся в профессиональной, психологической, социальной реабилитации.

Социальное обслуживается базируется на принципах:[1]

- равных возможностей граждан  независимо от национальности, пола  и возраста;

- доступности;

- добровольности;

- содействия социальной адаптации  с опорой на собственные силы;

- адресности, приоритета содействия граждан, находящихся в опасном или беспомощном состоянии;

- гуманности, доброжелательности, соблюдения  конфиденциальности;

- профилактической направленности;

- законности и учета международных  стандартов.

Социальная служба формируется  на основе законности, гуманизма, справедливости и демократизма. При этом едиными  для всей системы социальной службы являются общие принципы, повсеместное следование которым делает эту систему  целостной и последовательной:

Принцип приоритета государственных  начал в организации социальной службы и гарантировании прав граждан  на получение социальных услуг и  помощи в сложных жизненных ситуациях  означает, что государство обеспечивает права личности, суверенитет, честь и свободу, защищает ее от разного рода посягательств. Оно обеспечивает систему социальной службы необходимыми материалами, финансами, кадровыми средствами, определяет обязанности учреждений, органов управления и работников социальной службы.

Принцип опоры на общественное участие  означает, что общественная составляющая – необходимое звено в работе социальных служб и управления ими. При этом в случаях, когда социальных служб требует социальной профессиональной подготовки, общественное участие возможно лишь как помощь основным субъектам  этой деятельности.

Принцип территориальности означает, что социальная служба максимально  приближена к населению и потому в максимальной степени доступна для непосредственного пользования. Этот принцип позволяет решать задачи интеграции ведомственных интересов  и возможностей для комплексного решения задач социального обслуживания, сохранить при единых целях разнообразие деятельности.

Принцип информированности означает, что учреждения и органы управления социальной службы имеют право на сбор информации, получение по мотивированному  запросу от государственных и  общественных органов сведений, которые  необходимы для их функций и помощи клиентам.

Функции управления вопросами социального  обслуживания населения на подведомственной территории осуществляют органы социальной защиты населения. Они строят свою деятельность во взаимодействии с органами здравоохранения, народного образования, культуры, физкультуры  и спорта, правоохранительными органами, государственными службами по делам  молодежи и занятости и другими  органами управления, а также с  общественными, религиозными, благотворительными организациями и фондами.

 

2.   УЧРЕЖДЕНИЯ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ НАСЕЛЕНИЯ: ИХ ВИДЫ И СПЕЦИФИКА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Система социальных служб включает в себя сеть специализированных учреждений, предназначенных для обслуживания соответствующих групп населения.

Важное место в этой системе  принадлежит территориальным центрам  социального обслуживания населения.

Территориальная социальная служба представляет собой совокупность органов управления и специализированных учреждений, осуществляющих непосредственное социальное обслуживание различных групп и категорий  населения на территории различных  административных единиц РФ: в областях, городских и сельских районах, микрорайонах и т.д.

Функции управления социальным обслуживанием населения на подведомственной территории осуществляют органы социальной защиты населения. Местные органы власти (а также негосударственные, общественные, частные и другие организации при наличии лицензии) создают специализированные учреждения социальной службы, ведущее место среди которых отводится территориальным центрам социального обслуживания. В соответствии с примерным Положением о Центре социального обслуживания (приказ Минсоцзащиты России № 137 от 20.07.1993 г.) Центр социального обслуживания является учреждением социальной защиты населения, осуществляющим на территории города или района организационную и практическую деятельность по оказанию различных видов социальной помощи престарелым гражданам, инвалидам и группам населения, нуждающимся в социальной поддержке. Центры социального обслуживания могут иметь в своей структуре различные подразделения социального обслуживания, в том числе отделения дневного пребывания престарелых и инвалидов, социальной помощи на дому, службы срочной социальной помощи, а также другие, создаваемые с учетом необходимости и имеющихся возможностей. Такие центры оказывают комплексную социальную помощь разных видов: психологическую, юридическую, реабилитационную, социально – педагогическую, медико – социальную, профилактическую и т.д.

В состав территориальной службы могут  также входить функциональные специализированные центры, учреждения и предприятия  социального обслуживания независимо от форм собственности.

На рисунке 2 показаны основные центры социального обслуживания независимо населения и соотношение между  государственными, негосударственными и муниципальными службами.

 

 
   




Сегодня можно  наблюдать, как происходит постоянное развитие сети учреждений и предприятий  социального обслуживания, возникают  их новые виды, что позволяет охватывать все более широкий спектр социальных проблем различных слоев и  групп населения. Система социального  обслуживания еще находится в  стадии формирования.

Финансирование институтов социального обслуживания осуществляется, как правило, на бюджетной основе. Так, финансовые средства социальной службы формируются из:

- нормативных отчислений из  бюджетов соответствующего уровня  в размере не менее 2 % расходной  части бюджета;

- поступлений из фонда социальной  поддержки населения за счет  выделения части средств на  цели социальной поддержки семей  с детьми;

- средств из федерального бюджета  на выполнение уставных задач;

- финансов в результате перераспределения  средств между комитетами и  отделами служб различного уровня  на реализацию областных, городских  и районных программ;

- дополнительных средств на  областного и местного бюджетов  на обеспечение целевых мероприятий  по адаптации доходов населения  к росту стоимости жизни и  другое;

- доходов от платных услуг  и от хозяйственной деятельности  учреждений службы;

- благотворительных пожертвований  и взносов предприятий, общественных  организаций и частных лиц,  поступлений от благотворительных  акций.

Средства специализированных центров  формируется в зависимости от вида деятельности и типа организации  их финансирования: бюджетного, хозрасчетного  или смешанного. При организации  центром платных услуг населению  и получении прибыли она направляется на дальнейшее развитие основной деятельности центра и освобождается от налогооблажения в части средств, зачисляемых в местный бюджет.

Основным принципом организации  социальных служб в РФ является территориальный принцип. При этом социальные службы различных министерств и ведомств рассматриваются в качестве неотъемлимых компонентов (или секторов) территориальных социальных служб. Порой учреждения социального обслуживания населения на местах имеют двойное административное подчинение и несколько источников финансирования. Вместе с тем, практика доказывает необходимость становления подсистемы социальных служб в рамках отдельных ведомств, например социальной защиты населения, образования, МВД или службы занятости, молодежи.

Информация о работе Правовые основы организации социального обслуживания населения. Формы социального обслуживания