Правовая сфера жизнедеятельности и опыт социальной работы в ней

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2013 в 08:49, доклад

Краткое описание

Право российских граждан на социальное обеспечение закреплено в ст. 39 Конституции РФ, согласно которой каждому гражданину гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
Социальное обеспечение как особый социальный институт государства является гарантией достойного развития каждого члена общества и сохранения источника средств к существованию при наступлении социальных рисков.

Файлы: 1 файл

соц.работа в различных сферах жизнидеятельности.doc

— 93.00 Кб (Скачать)

фонд  индивидуальные сведения о стаже  и заработке Особенная часть отрасли права социального обеспечения состоит из институтов, имеющих самостоятельный объект регулирования. Они в деталях регламентируют основания, порядок, условия и размеры предоставления гражданам различных видов обеспечения: пенсионное, пособия и компенсации, медицинская помощь и лечение, социальное обслуживание, льготы по системе соц. обеспечения.

Говоря  о нормах, регулирующих пенсионные отношения, следует отметить, что  они многочисленны, разнообразны и подразделяются на несколько институтов. Так, нормы о пенсиях делятся на следующие группы:

трудовые  пенсии – по старости (в т. ч. досрочные), по инвалидности, по случаю потери кормильца;

по государственному пенсионному  обеспечению – за выслугу лет (федеральным государственным служащим), по старости (гражданам, пострадавшим в результате радиационных, например на Чернобыльской АЭС, или техногенных катастроф), по инвалидности (военнослужащим и участникам Великой Отечественной войны), социальные пенсии (нетрудоспособным гражданам, не приобретшим право на трудовую пенсию, например, инвалидам с детства).

В особый институт выделяются нормы, определяющие порядок назначения и  выплаты пенсии.

Нормы, регулирующие другие отношения, объединяются в институты:

– пособия,

– социальное обслуживание и т. д.

В специальную часть включены нормы, регулирующие международно-правовые аспекты  социального обеспечения, в т. ч. и социальное законодательство зарубежных стран.

Принципы права социального  обеспечения.

Принципами права социального обеспечения являются руководящие начала, определяющие сущность, направления развития данной системы права, которые должны быть закреплены в правовых нормах или же прямо следовать из их содержания.

Принципы права социальной защиты в общем виде не сформулированы ни в Конституции РФ, ни в законодательстве права социальной защиты. Они могут быть выведены из анализа общих, наиболее существенных черт фактического содержания совокупностей норм права социальной защиты:

  1. Всеобщность – право на социальное обеспечение имеют все категории трудящихся, рабочие и служащие, учащиеся, военнослужащие, беженцы, безработные, независимо от пола, расы, вероисповедания и т. д.
  2. Всесторонность – необходимые услуги предоставляются во всех случаях, когда возникает признаваемая обществом потребность (например: рождение ребенка, наступление пенсионного возраста).
  3. Доступность – этот принцип реализуется в двух аспектах:
    • Условия обеспечения реально достижимы (пенсия по старости, по инвалидности, по случаю потери кормильца);

Законодательство возлагает на соответствующие государственные  органы, а в ряде случаев и на работодателей, обязанность оказывать  гражданам содействие в сборе  и оформлении необходимых документов (например, представлять в группам.

    • 1. По юридической силе источники делятся на законы и подзаконные акты законодательства в сфере социального обеспечения. Законы обладают высшей юридической силой и имеют приоритет по сравнению с любыми Пенсионныйзастрахованных лиц для осуществления персонифицированного учета в системе государственного пенсионного страхования).
  1. Принцип различия условий и уровня социального обеспечения в зависимости от трудового стажа и некоторых других обстоятельств (например, размер пенсии по инвалидности зависит от степени инвалидности);
  1. Многообразие видов социального обеспечения:

социальное обслуживание материальная помощь оказывается: в форме денежных (оказание материальной поддержки) выплат (пенсии, пособия, компенсации) в натуральной  форме или в виде положительных  действий со стороны государственных органов или общественных организаций в пользу обеспечиваемых)

Пенсия – это регулярная денежная выплата (в расчете на месяц), которая  производится в установленном законом  порядке определенным категориям лиц  из социальных фондов и других источников, предназначенных для этих целей.

Пособия – это денежные выплаты, назначаемые гражданам ежемесячно, периодически либо единовременно в  установленных законодательством  случаях с целью возмещения утраченного  заработка либо оказания дополнительной материальной помощи.

Социальное обслуживание включает в себя:

  • Протезирование;
  • Предоставление средств передвижения инвалидам;
  • Содержание в домах-интернатах престарелых и инвалидов;
  • Бесплатное профессиональное обучение инвалидов;
  • Санаторно-курортное лечение и т. д.

Источники права социального обеспечения.

Из теории государства и права  мы знаем, что под источниками  права понимаются внешние формы  выражения правотворческой деятельности государства, с помощью которой  воля законодателя становится обязательной для исполнения.

В нашем государстве для права  характерно то, что основными его  источниками являются нормативные  правовые акты, рассчитанные на неоднократное  применение.

Источники права социального обеспечения  – это различные нормативные  правовые акты, регулирующие тот комплекс общественных отношений, который составляет предмет данной отрасли права.

В источниках ПСО России отражены материальные условия жизни нашего общества. При изменении условий  жизни в стране, меняются и источники  права социального обеспечения. Устаревшие нормативные акты отменяются или изменяются, дополняются либо принимаются новые, более прогрессивные, соответствующие рыночным отношениям.

Источники ПСО можно классифицировать по различным основаниям:

  1. по юридической силе (по степени важности и субординации),
  2. по сфере их действия;
  3. по органам, принявшим нормативный акт;
  4. по форме акта;
  5. по правовым институтам.

При этом наибольшее практическое значение принадлежит первой и третьей другими нормативными правовыми актами. Это объясняется тем, что законы принимаются высшим законодательным органом власти РФ и его субъектов.

Законы делятся на:

конститутивные,

кодифицированные,

текущие.

Основной Закон РФ – это Конституция  РФ, принятая 12.12.1993 г., которая является базой для всего текущего законодательства в РФ. В ст. 7 Конституции записано, что Российская Федерация – социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

В ряде статей Конституции РФ изложены основные права граждан в сфере социального обеспечения. Так, например, в ст. 39 Конституции РФ записано, что каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях установленных законом.

В качестве примера кодификационного акта в области социального обеспечения являются Основы законодательства РФ «Об охране здоровья граждан» от 22.07.1993 г. Этот нормативный акт закрепляет право граждан на охрану здоровья, а также гарантии обеспечения этого права, среди которых право на бесплатное получение различных видов медико-социальной помощи.

При этом следует отметить, что  для ПСО характерным является то, что в этой отрасли действует  большое количество законов и  отсутствует единый кодификационный  источник, регулирующий весь комплекс отношений, составляющих предмет ПСО. Так, на сегодняшний день права граждан на тот или иной вид социального обеспечения, как правило, регулируется разными законами. Например, право на пенсию – Федеральными законами «О трудовых пенсиях в РФ» от 17.12.2001 г. и «О государственном пенсионном обеспечении в РФ» от 15.12.2001 г.

Текущие законы касаются отдельных  институтов ПСО.

2. По форме акта источники  ПСО делятся на:

  • законы (примеры приводились выше);
  • указы и распоряжения Президента РФ

(например, Указ Президента  РФ от 21.01.2000 г. N 89 «О повышении размера компенсационной выплаты малообеспеченным категориям пенсионеров»);

  • постановления и распоряжения Правительства РФ

(например, Постановление  Правительства РФ от 08.07.2002 г. N 1510 «Об утверждении Положения о порядке выплаты пенсий гражданам, выезжающим (выехавшим) на постоянное жительство за пределы РФ»);

  • постановления и разъяснения Минтруда РФ и Пенсионного фонда РФ, и других министерств и ведомств

(например, постановление  Минтруда РФ и Пенсионного фонда РФ от 27.02.2002 г. N 17/19пб, которым утверждены «Правила обращения за пенсией, назначения пенсии и перерасчета размера пенсии, перехода с одной пенсии на другую в соответствии с Федеральными законами «О трудовых пенсиях в РФ» и «О государственном пенсионном обеспечении»);

  • другие нормативные акты.

3. По сфере действия источники  ПСО делятся на:

  • общефедеральные (например, Закон РФ «О занятости населения РФ» от 19.04.91 г. N 1032-1, с изменениями и дополнениями, которым регулируются, к примеру, вопросы выплаты пособий по безработице на территории всей России),
  • республиканские в составе РФ и других субъектов РФ (областные, краевые)

(например, Указ Президента  Республики Адыгея от 21.08.96 г. N 145 «О выделении средств для адресной помощи детям-сиротам и школьникам из особо нуждающихся семей»).

  • отраслевые
  • локальные.

4. Источники ПСО можно классифицировать  также и в зависимости от  вида общественных отношений,  регулируемых ими. Здесь можно  выделить 3 группы:

  1. по пенсионному обеспечению граждан,
  2. по обеспечению граждан пособиями и компенсационными выплатами.
  3. по предоставлению социальных услуг по системе социального обеспечения.

Правоотношения по социальному  обеспечению.

Правоотношения по социальному  обеспечению представляют собой  возникающие на основании юридических фактов отношения по поводу предоставления их участникам различных денежных выплат, услуг, льгот государственными и иными правомочными органами.

Юридический факт – это  объективно существующие обстоятельства (события или действия), с которыми связано возникновение, изменение или прекращение прав и обязанностей между участниками правоотношений.

Совокупность юридических  фактов называется юридическим составом.

Правоотношения по социальному  обеспечению, как правило, возникают  из сложных юридических составов. Так, например, для возникновения правоотношений по обеспечению пенсионера трудовой пенсией по старости необходим следующий юридический состав: обращение пенсионера за назначением трудовой пенсии по старости в орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, достижение пенсионером возраста 60 или 55 лет (соответственно мужчины или женщины), наличие страхового стажа не менее 5 лет.

Правоотношения по социальному  обеспечению принято классифицировать по следующим основаниям:

  1. по характеру правоотношения, определяемому целями правоотношения (для назначения или получения вида обеспечения, для рассмотрения спора о социальном обеспечении);
  2. по видам социального обеспечения (конкретные виды пенсий, пособий, компенсационных выплат, социальных услуг, являющихся объектом правоотношений);
  3. по срокам правоотношений (длящиеся постоянно, до определенного срока и разовые).

Исходя из характера  и целей правоотношений, все правоотношения по социальному обеспечению делятся  на 3 вида:

  1. основные материальные правоотношения по выплате назначенных пенсий, пособий, компенсационных выплат и оказанию социальных услуг действиями в натуральном виде;
  2. предшествующие, как правило, это основные процедурные правоотношения по установлению юридических фактов, их составов для права на определенный вид социального обеспечения и назначение этого обеспечения или отказ в нем;
  3. процессуальные правоотношения по разрешению споров о социальном обеспечении.

Правоотношения состоят  из трех элементов:

1. Объект – то, по  поводу чего возникают конкретные  правоотношения. В правоотношениях по социальному обеспечению объектом могут выступать: пенсионное обеспечение, обеспечение пособиями, социальное обслуживание и т. д.

Информация о работе Правовая сфера жизнедеятельности и опыт социальной работы в ней