Филантропический период в истории социальной работы

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2013 в 23:21, курсовая работа

Краткое описание

В начале 90-х годов прошлого столетия в России, одновременно со сменой экономических и идейно-политических парадигм общественного устройства, в социальную практику вошло понятие социальная работа. Впервые это понятие появилось в конце XIX века в наиболее развитых в индустриальном отношении странах, прежде всего в США, но в качестве признанного социального института и профессии особого рода социальная работа оформилась лишь в 20–30-е годы ХХ века.1

Оглавление

Введение 3
Глава 1. Благотворительность в государствах Древнего Востока. Социальное воспитание и общественная опека в Древней Греции и Древнем Риме 5
1.1 Благотворительность в государствах Древнего Востока 5
1.2 Социальное воспитание и общественная опека в Древней Греции и Древнем Риме 7
Глава 2. Религиозные верования о моральных качествах и благотворительность. Освещение проблем социальной помощи 13
2.1 Религиозные верования о моральных качествах и благотворительность 13
2.2 Освещение проблем социальной помощи 15
Заключение 21
Список использованных источников 24

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word.docx

— 59.36 Кб (Скачать)

Содержание

 

Введение 3

Глава 1. Благотворительность  в государствах Древнего Востока. Социальное воспитание и общественная опека  в Древней Греции и Древнем  Риме 5

1.1 Благотворительность  в государствах Древнего Востока 5

1.2 Социальное  воспитание и общественная опека  в Древней Греции и Древнем  Риме 7

Глава 2. Религиозные  верования о моральных качествах  и благотворительность. Освещение  проблем социальной помощи 13

2.1 Религиозные  верования о моральных качествах  и благотворительность 13

2.2 Освещение  проблем социальной помощи 15

Заключение 21

Список использованных источников 24

 

 

Введение

 

В начале 90-х годов прошлого столетия в России, одновременно со сменой экономических и идейно-политических парадигм общественного устройства, в социальную практику вошло понятие  социальная работа. Впервые это понятие  появилось в конце XIX века в наиболее развитых в индустриальном отношении  странах, прежде всего в США, но в качестве признанного социального института и профессии особого рода социальная работа оформилась лишь в 20–30-е годы ХХ века.1

Социальная работа как  наука вошла в структуру общественных наук, имея, в силу своей специфики, междисциплинарный характер и находясь «на стыке» фундаментальных и  прикладных наук.

Актуальность данной темы бесспорна, ведь филантропический период является одним из пяти периодов  в истории социальной работы за рубежом.2

Целью настоящего исследования является теоретический анализ филантропического периода в истории социальной работы.

Объектом исследования является история социальной работы.

Предметом исследования является филантропический период в истории социальной работы.

Задачи:

  1. исследовать благотворительность в государствах Древнего Востока;
  2. исследовать социальное воспитание и общественную опеку в Древней Греции и Древнем Риме;
  3. исследовать религиозные верования о моральных качествах и благотворительность;
  4. исследовать проблемы социальной помощи филантропического периода.

При написании работы применялись  следующие  методы исследования: монографический, экономико–статистический, аналитический, логический и другие.

Информационной  базой  для написания работы послужили: учебная, научная, методическая литература по рассматриваемому вопросу, статистические справочники проблемные статьи в  федеральных средствах массовой информации, электронные ресурсы  удаленного доступа.

Структура данной работы соответствует  поставленным задачам и включает введение, основную часть, заключение и список использованных источников. 

 

 

 

Глава 1. Благотворительность в государствах Древнего Востока. Социальное воспитание и общественная опека в Древней  Греции и Древнем Риме

 

1.1 Благотворительность в государствах Древнего Востока

 

Со времени создания первых классовых государств (Ш-II тыс. до н.э. ) до IV-V вв. н. э. в истории социальной работы длится период, что имеет название филантропического.

С греческого языка «филантропия»  переводится как любовь к людям.

Уже в первых рабовладельческих государствах (в таких, как Китай, Индия, Египетское государство, Вавилон, Шумер) воспитание считалось самостоятельной социальной функцией общества. Так же, существовали в этих государствах социальная поддержка и благотворительность.

Самые древние сведения о  социальной помощи найдены были в  Древнем Египте, где в ХХV-XXVII в. до н. э. осуществлялась в храмах бесплатная раздача хлеба тем, кто голодал.

В одном из древнеегипетских рукописей содержится информация, рассказывающая о монархе, хвастающем своей благотворительностью: он выделял молоко и ячмень голодным, находил которых в своей области, прятал бедного в своем полотне, вносил зерновой заем из личных своих запасов заемщику за виновного должника.

В Древнем Египте проходила равномерная поддержка центральной властью минимального прожиточного уровня всех регионов Египта за счет перераспределения богатого урожая благополучных областей.

Об организации социальной помощи среди населения Вавилона свидетельствовали законы царя Хаммурапи 1750 г. до н. э.).3

Согласно статье 113 законодатель без согласия хозяина и без  разрешения суда не мог присвоить  имущество должника с целью погашения  займа. Закон требовал судебного  разбирательства.4

Ст. 110 защищала жизнь и  здоровье членов семьи должника. Продолжительность  работы должника у кредитора ограничивалась тремя годами. Обоснованной причиной неуплаты долга и процентов в  данном сезоне справедливо считались  климатические условия, что уничтожили урожай, например, наводнение или засуха.

Среди грехов и преступлений Законов Хаммурапи назывались такие  как уклонение от предоставления помощи нуждающимся, любой обман, неуважение к старшим и родителей.5

В Законах Хаммурапи были отражены и своеобразные представления  о социальной справедливости. Например, размер платы за услуги врача прямо  зависел от социального состояния  пациента.

Среди правовых документов Древней Индии, регулирующие механизмы  наследования и обеспечивали определенные социальные гарантии, следует отметить «Законы Ману».6

Отличительной особенностью государства Древней Индии было разграничение населения не на рабов и рабовладельцев, а на варны (сословные группы): брахманов (священнослужителей), кшатриев (правителей и воинов), вайшьев (земледельцев и ремесленников) и шудр (рабов, слуг).

В Законах Ману оригинально  регулировались правила наследования движимого и недвижимого имущества. Из числа наследников исключались  дети, больные, умственно отсталые и  убогие. Недействительными считались  также соглашения, заключенные человеком  или в состоянии опьянения, или  такой, которая находилась в состоянии гнева или горя, путем обмана или насилия, а также старцем, ребенком или уродом.

Особенно устанавливались  правила выдачи девушки замуж. Ее назначением считалось рождение и воспитание детей, в первую очередь сыновей, на которых возлагались законом обязанности выполнять поминальные обряды за умершими предками. Повторные браки вдов запрещались.

Так же в Законах Ману отдельной статьей обговаривалось и то, что мужчина мог привести в дом новую жену на восьмом году совместной жизни, в том случае, если жена не рожала детей; на десятом году - если рожала мертвых детей; на одиннадцатом же году - если рожала только девочек; немедленно - если склонна жена была к пьянству, добропорядочностью не отличалась и была сварливая.7

В истории Древнего Китая  определенное значение в развитии идей социальной помощи сыграло учение Конфуция, который считал средством поддержания  справедливого порядка не закон, а соблюдение традиций и моральных  основ, которые закрепляют образ  идеального поведения. Конфуций учил «любить родителей и родственников больше других, проявлять уважение к престарелым, проявлять сочувствие к калек и милосердие к детям»8.

Таким образом, основой правовых документов древних государств были обычаи и традиции, а нормы повседневной морали основывались на идеях уважения и уважительного отношения к людям преклонного возраста и родителей, на милосердии к детям и калекам.

 

 

1.2 Социальное воспитание и общественная опека в Древней Греции и Древнем Риме

 

В первобытном обществе возникли первые представления о процессе помощи, взаимной поддержке и воспитании как общественном явлении, но выделение социальной работы из иных сфер человеческого бытия, а так же зарождение систем воспитания, оказали влияние на дальнейшее развитие человечества, возникновение элементов социальной работы состоялось в Древней Греции - стране, оказавшейся своего рода переходным мостиком между достижениями древности и достижениями современности.

В VI-V вв. до н.э. среди сотен  древнегреческих полисов на первый план выдвинулись два сильнейших города-государства: Афины и Спарта (Аттика и Лакония).

Так, в Афинах получили распространение частная собственность, рабство, рыночные отношения, утверждение гражданского общества.

В воспитании афиняне стремились к сочетанию нравственного, умственного, физического и эстетического развития. Цель эта определялась греческим понятием «калокагатия»9 (что в переводе означает внешнее и внутреннее совершенство).

Школы были платными и частными. Существовали отдельно школы, которые  давали всестороннее интеллектуальное развитие и школы, развивавшие культуру тела.

Хорошо развито было в Афинах воспитание социальное, стало которое источником высокой общей культуры его жителей.

Одним из наиболее действенных  средств социального воспитания стал театр. Для соответствующей  оценки роли греческого театра как  важного фактора внешкольного образования  необходимо учитывать, прежде всего, то, что в нем существовала громадное  количество мест для зрителей. Кроме  того, афинское казначейство отпускало  широким массам свободных граждан  специальные средства на посещение  театра.10

Следует отметить, что в  Афинах в течение очень долгого  времени не существовало актеров-профессионалов (все роли, в том числе и женские, выполнялись любителями-мужчинами). Нередко театральные зрелища тянулись с утра до вечера; среди публики были и дети (мальчики), и женщины. Влияние театра в большом греческом городе был очень значительным, а каждая новая театральная постановка становилась событием, которое вызвало волнение.11

Рядом с театрами в покорении  широких народных масс идеологическим установкам ведущую роль имели так  называемые всенародные игры.

Древнейшие и самые  известные из них возникли в Олимпии и получили вполне устойчивые формы и содержание уже в VШ в. до н. э.

Данная эпоха так же характерна созданием тех памятников греческого искусства, которые еще до сих пор приносят художественное наслаждение. Ни один народ не ценил так высоко красоту, как греки. В одной из древних песен говорится, что первое пожелание - это здоровье, второе - красота, которая приходится соревнованиями на приз красоты, конкурсами на самый « страстный » поцелуй и т.д.12

Основы государственного регулирования благотворительности и ожоги были заложены именно в государствах Древней Греции и прежде всего в Аттике (Афины). Как писалось ранее, в переводе с греческого филантропия означает любовь к людям; в IV в. до н.э. с этим понятием связано любой доброжелательное отношение одного индивида к другому. В гомеровском эпосе philоs связан с институтом семьи и гостеприимства.

К беднякам в Греции проявляли сочувствие, давали им милостыню, иногда обувь  и одежду, иногда их приглашали к участию в пирах. Выражением гостеприимства было создание гостиниц в которых приезжие размещались бесплатно, но о питании им нужно было заботиться самим.

Сложилась в древних Афинах своеобразная система социальной помощи, когда часть благотворительных функций брало на себя государство, функциями же этими были следующие:

  1. Покрытие расходов на организацию всенародных праздников: выдача народа денег на их посещение и угощение.
  2. Предоставление социальных пособий. Сыновья воинов, которые погибли на войне, воспитывались за государственный счет. Иногда в неурожайные годы голодающим оказывалась помощь в виде раздач или продажи дешевого хлеба.
  3. Командировки граждан в поездки (с целью научиться полезного в заморских странах).13

Другой пример показывала Спарта, где в руках государства  сосредоточивалось все дело воспитания детей. Цель воспитания заключалась в полном подчинении индивида государству; главная задача - в подготовке мужественного, выносливого, физически развитого, здорового и закаленного воина - защитника земельной аристократии.

Оказало спартанское воспитание существенное влияние на судьбу самого государства. Обратной же стороной стал постепенный упадок интеллектуальной жизни Спарты (известно, что из ослабленных детей часто выходили гении). Впоследствии произошел упадок самой государственности.

Одной из серьезных проблем  греческих государств стала проституция, которая существовала на «законных» основаниях: храмы, в которых содержались женщины, находились в основном на побережье, где было много приезжих.

Диктериони (дома проституции) считались необходимыми и были признаны неприкосновенными хранилищами: в них женатый мужчина не мог быть осужден за супружескую измену, а кредитор не имел права искать там должника. Легальная проституция вела к распространению венерических заболеваний, о которых писал еще отец медицины - Гиппократ.14

В Древнем Риме, как и  в Греции в полной мере вводился принцип устройства за государственный  счет праздников и угощений для бедняков.

Зрелища можно разделять  на следующие группы: игры в цирке, игры в амфитеатре (бои гладиаторов), театральные представления, балет и т.д. Бои очень часто заканчивались смертью побежденных, часто по требованию зрителей (они при этом опускали вниз палец). Следует отметить, что мало кто отваживался осуждать человеческие соревнования, тем более, что свободные римские граждане не считали полноценными людьми ни рабов, ни преступников, ни военнопленных. Одним из немногих, кто решился выступить против убийств людей на арене амфитеатра, был философ Сенека (4 г. до н. э. - 65 г. н.э.), воспитатель и учитель императора Нерона.

Информация о работе Филантропический период в истории социальной работы