Филантропический период в истории социальной работы

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2013 в 23:21, курсовая работа

Краткое описание

В начале 90-х годов прошлого столетия в России, одновременно со сменой экономических и идейно-политических парадигм общественного устройства, в социальную практику вошло понятие социальная работа. Впервые это понятие появилось в конце XIX века в наиболее развитых в индустриальном отношении странах, прежде всего в США, но в качестве признанного социального института и профессии особого рода социальная работа оформилась лишь в 20–30-е годы ХХ века.1

Оглавление

Введение 3
Глава 1. Благотворительность в государствах Древнего Востока. Социальное воспитание и общественная опека в Древней Греции и Древнем Риме 5
1.1 Благотворительность в государствах Древнего Востока 5
1.2 Социальное воспитание и общественная опека в Древней Греции и Древнем Риме 7
Глава 2. Религиозные верования о моральных качествах и благотворительность. Освещение проблем социальной помощи 13
2.1 Религиозные верования о моральных качествах и благотворительность 13
2.2 Освещение проблем социальной помощи 15
Заключение 21
Список использованных источников 24

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word.docx

— 59.36 Кб (Скачать)

Попытки обеспечить порядок  в государстве филантропическим путем проявлялись в деятельности римских императоров не только через устройство «зрелищ». Так, Август ввел специальные должности чиновников, которые отвечали за организацию общественных работ и за распределение хлеба среди народа; при Клавдии появились чиновники, отвечавшие за опеку сирот.15

В общественном сознании возникли идеи необходимости организации  системы государственной помощи нуждающимся. Так, например, римский писатель и ученый Плиний Старший считал необходимым поддерживать нуждающихся. Политический деятель и писатель Цицерон видел смысл служения государству в обогащении бедных и в выкупе пленных соотечественников.

Отметим, что Рим и другие города империи находились в очень сложном положении. Больные умирали от того, что еда, не будучи отравленной, застревала в воспаленном желудке. Две беды были в городах: разбойники и нищие. Часто становились путешественники добычей воров.

Таким образом, политика «хлеба и зрелищ» не принесла Рима тех преимуществ, которые были в Древней Греции (внутренней гармонии и социального мира). На фоне общего духовного кризиса, который поразил античный мир на рубеже двух эр, популярность приобрело христианство и деятельность первых христианских деятелей.

 

Глава 2. Религиозные верования о моральных качествах и благотворительность. Освещение проблем социальной помощи

 

2.1 Религиозные верования о моральных качествах и благотворительность

 

Представление о милосердии, помощь нуждающимся и любовь к ближнему нашли свое воплощение в древнейших религиозных книгах.

Они освещали образ человека идеального, придерживающегося ряда правил, которые вытекали из основного принципа служения ближнему. Среди них - жертвенная любовь, что имеет целью облегчить боль и переживания других. Эта высокая любовь приносит страдания, поскольку втягивает человека в сложные проблемы, призывает, несмотря ни на что, помочь другим. Яркими примерами такой любви могут служить Иисус Христос, который отдал жизнь за откуп человеческих грехов; Будда, который дал клятву посвятить себя спасения всех живых и почувствовать их страдания как свои собственные.

Вторым правилом служения ближнему были отдача и раздача - отдавая другом нечто свободно, без каких-либо условий, помогая другому нести его бремя, человек получает значительно больше, чем дала: «Всякому просящему у тебя - давай, и от взявшего твое забирает, - назад не желай... Давайте - и дадут вам; мере доброй, натоптаною, струснутою и переполненной вам в подолок дадут. Ибо какою мерою мерите, такою вам» (Евангелие от Св. Луки).16

Следующим правилом является милосердие и гостеприимство. Давать милостыню бедным и проявлять гостеприимство - это качества, которые одобряют все религии. В индийских джайнизм в «Кундакунди» утверждается: «Милосердие - не остаться равнодушным к голодному, несчастному и постарается облегчить их страдания»17

В то же время помощь беднякам в текстах священных книг олицетворяется с принесением жертвы Богу или высшим святым:

  • «Когда Господь полюбит человека, он посылает им дар в виде бедняка, чтобы тот мог совершить благодеяние для бедного» (Иудаизм);
  • «Если кто облегчит судьбу требующего, Аллах облегчит судьбу того в этом мире и в будущем» (Ислам).18

Кроме Библии, идеи благотворительности, помощи нуждающимся нашли свое отражение  и в Коране. Так, в его второй главе говорится: «Благочестивые те, кто верит в Бога, в последний день, в ангелов, в Писание, в пророков; из любви к нему дают из имущества своего ближним, сиротам, бедным, нищим, на выкуп рабов».19

Таким образом, в религиозных  текстах нашел воплощение идеал  человека, который стремится к  совершенству. Среди такого идеала - благотворительность, которая заключалась  в раздаче милостыни, питании  убогих, помощи сиротам, вдовам.

Сильное влияние на культурное и духовное развитие всех христианских народов обнаружил Новый завет, в основе которого лежит Евангелие. В переводе с греческого – «благая весть». Четвертое Евангелие является собранием повестей о жизни и учении Иисуса Христа. В нем не только выложена новая цель воспитания, но и пути ее достижения. Новый завет включает 27 книг, написанных разными авторами (наиболее известными являются Матфей, Марк, Лука, Иоанн, Петр и Павел). В основе их педагогических идей лежит учение о любви ко всем людям как путь к спасению: чтобы достичь спасения и идти по пути самосовершенствования в направлении христианского идеала.

Таким образом, в первые века нашей эры сохранялась практика воспитания и книжного обучения странствующими учителями, теперь уже христианами. Сам Иисус Христос также был путешествующим учителем, чья задача состояла в проповеди нового учения о человеке и Боге.

 

 

2.2 Освещение проблем социальной помощи

 

Усложнение общественной жизни в Древней Греции и Древнем  Риме, накопления знаний и предметного  опыта вызвали необходимость  рационального подхода к объяснению вопросам воспитания.

В произведениях древних  мыслителей определялись пути гражданского воспитания (формирование необходимых  государству граждан), освещались проблемы самосовершенствования человека в  течение всей жизни, роли семьи в  социализации личности, что позволяет  сделать вывод о существовании  уже в V-IV вв. до н.э. элементов как социальной педагогики так и социальной работы. Важные явления социальной жизни осмысливались в пределах философии. Среди создателей социально-педагогических идей следует отметить Демокрита, Сократа, Платона, Аристотеля, Сенеку и др.

Демокрит20 (460-370 гг. до н. э.) в своем учении обосновывал тезис о соответствии природы воспитанию ребенка.

Таким образом, он один из первых сформулировал идею природосообразности. Кроме того, по мнению Демокрита, начинать воспитание следует с раннего детства, учитывая окружающую среду, опираясь на пример старших, авторитет родителей, приучая ребенка к труду.

Сократ21 (469-399 гг. до н.э.) выдвинул знаменитый тезис «Познай самого себя», утверждая при этом, что познание может уничтожить в человеке все плохое и вернуть человеческую природу в исходное состояние добра.

Считал себя специалистом прежде всего, в вопросах этики. Из этических соображений выводил цель воспитания, которая заключалась в личном нравственном самосовершенствовании, освобождении интеллекта от всех негативных внешних воздействий. Сократ пользовался исключительно устным методом изложения своего учения. Он собирал большую аудиторию на афинских улицах и площадях и проводил беседы с теми, кто желал его слушать.22

Платон23 (427-347 гг. до н .э.) - ученик Сократа.

Занимался педагогической деятельностью  в Афинах, где при гимназии Академии основал философскую школу. Для упорядочения организации школьной жизни использовал водяные часы-будильник, который звонком призвал учеников в определенное время до занятий.

Платон сначала выдвинул, а потом и обосновал учение о мире идей. Свои философские и социально-педагогические взгляды Платон изложил в произведениях «Государство» и «Законы».

Платон выдвинул идею создания системы государственных школ. По мнению философа, в идеальном государстве  воспитание детей и школьное обучение должны осуществляться под контролем  государства и в ее интересах.24

По мнению Платона, воспитание - это то, что приводит с детства  к добропорядочности, побуждая человека страстно желать и стремиться стать  совершенным гражданином, что умеет и подчиняться, и управлять («Законы»25).

В «Законах» не решена проблема преодоления бедности, которая ведет к преступлениям, классовой борьбы.

Российский исследователь  истории социальной работы Фирсов М.В. отмечает, что Платон призвал не беспокоиться о бедных, попавших в  трудную ситуацию.

Древнегреческий философ  подчеркивал, что «бедность заключается не в уменьшении имущества, а в увеличении ненасытности». Ситуация осложняется, если ее сопровождают болезни и нищету. В этом случае, например, для ремесленников, смерть была единственным выходом при обстоятельствах, которые сложились, поскольку жизнь, по мнению Платона, утратило ценность через невозможность воспроизводить свое ремесло.

Однако в «Определениях»26 Платон не отрицал, что в обществе должна быть «добровольная благотворительность». В сочинении «Государство»27 он отмечал, что богатые и бедные составляют два города в одном. Если денежные средства и власть одних граждан будут переданы другим, или если их перевести из одной группы в другую, то всегда можно рассчитывать благодаря таким действиям приобрести себе союзников. Противников будет немного.

Аристотель28 (384-322 гг. до н.э.). Философ-диалектик, ученый-энциклопедист, ученик Платона.

Социально-педагогические идеи мыслителя изложены в его философских произведениях «Политика»29, «О душе»30 и др.

В отличие от Платона отрицал  возможность отдельного существования  идей от вещей.

Аристотель создал наиболее полную теорию воспитания в античном мире. В произведении «Политика» он обосновал необходимость государственного воспитания: «Поскольку все государство ставит перед собой одну цель для всех, то понятно и то, что воспитание - общегосударственная дело, и оно должно иметь общий характер. И не быть делом одной отдельно взятой личности... Не думай, будто каждый гражданин - сам по себе; наоборот, все граждане принадлежат государству, ибо каждый из них - (неотъемлемая) частица государства. Забота же о каждую частичку, естественно, предполагает заботу о целое, вместе взятое. Итак, понятно, что закон должен определять характер воспитания юношества как общественное явление».31

Кроме того, Аристотель рассматривал воспитание как средство укрепления государственного строя.

Аристотель считал, что  необходимо избегать резкого разрыва  между богатыми и нищими. Однако благотворительную деятельность государства  он не воспринимал как положительную. Не возражая против проведения периодических  раздач на пользу бедноты, советовал  организовывать помощь таким образом, чтобы каждый мог собрать средства, необходимые для приобретения небольшого участка земли или хотя бы для  занятия торговлей и земледелием. Если же раздачи не ведут к укреплению имущественного состояния бедноты  и к смягчения социальных противоречий, они уподобляются бочке с дырками, и Аристотель склонен отрицать их целесообразность.32

Луций Антей Сенека (около IV в. до н. э.) - философ и оратор эпохи императорского Рима. Считал главной задачей воспитание нравственное самосовершенствование человека. Проблемы нравственного воспитания освещены ним в произведениях «Письма на моральные темы», «Нравственные письма к Луцилию», где разработана программа нравственного самовоспитания. В своем учении несколько опередил христианские взгляды на воспитание, считая основным методом воспитания побудить человека приблизиться к божественному идеалу. Основная цель воспитания за Сенекой - подготовка молодежи к жизни в «сообществе богов и людей».

Таким образом, выдающиеся древнегреческие мыслители Платон и Аристотель творили в период упадка и острого кризиса афинского государства. Все противоречия характерны для рабовладельческого общества, в Афинах проявились уже в середине V в. накануне Пелопоннесской войны, которая завершилась поражением. Производство и торговля пришли в упадок. Появилось большое количество нищих людей. Однако наряду с нищетой происходило накопление богатства в руках небольшой группы людей.

И Платон, и Аристотель отмечали, что город разделился на два враждебных лагеря - богатых и бедных. Богачи охотнее бы выбросили свое богатство  в море, чем отдали бедным; бедные, наоборот, ничего бы так не желали, как  ограбить богатых.

 

Заключение

 

В данной работе мы выяснили следующее:

Самые древние сведения о  социальной помощи найдены были в  Древнем Египте, где в ХХV-XXVII в. до н. э. осуществлялась в храмах бесплатная раздача хлеба тем, кто голодал.

В одном из древнеегипетских рукописей содержится информация, рассказывающая о монархе, хвастающем своей благотворительностью: он выделял молоко и ячмень голодным, находил которых в своей области, прятал бедного в своем полотне, вносил зерновой заем из личных своих  запасов заемщику за виновного должника.

Об организации социальной помощи среди населения Вавилона свидетельствовали законы царя Хаммурапи 1750 г. до н. э.).

В Законах Хаммурапи были отражены и своеобразные представления  о социальной справедливости. Например, размер платы за услуги врача прямо  зависел от социального состояния  пациента.

Среди правовых документов Древней Индии, регулирующие механизмы  наследования и обеспечивали определенные социальные гарантии, следует отметить «Законы Ману».

Основы государственного регулирования благотворительности и ожоги были заложены именно в государствах Древней Греции и прежде всего в Аттике (Афины). Как писалось ранее, в переводе с греческого филантропия означает любовь к людям; в IV в. до н.э. с этим понятием связано любой доброжелательное отношение одного индивида к другому. В гомеровском эпосе philоs связан с институтом семьи и гостеприимства.

К беднякам в Греции проявляли сочувствие, давали им милостыню, иногда обувь  и одежду, иногда их приглашали к участию в пирах. Выражением гостеприимства было создание гостиниц в которых приезжие размещались бесплатно, но о питании им нужно было заботиться самим.

Сложилась в древних Афинах своеобразная система социальной помощи, когда часть благотворительных функций брало на себя государство, функциями же этими были следующие:

Информация о работе Филантропический период в истории социальной работы