Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2013 в 23:21, курсовая работа
В начале 90-х годов прошлого столетия в России, одновременно со сменой экономических и идейно-политических парадигм общественного устройства, в социальную практику вошло понятие социальная работа. Впервые это понятие появилось в конце XIX века в наиболее развитых в индустриальном отношении странах, прежде всего в США, но в качестве признанного социального института и профессии особого рода социальная работа оформилась лишь в 20–30-е годы ХХ века.1
Введение 3
Глава 1. Благотворительность в государствах Древнего Востока. Социальное воспитание и общественная опека в Древней Греции и Древнем Риме 5
1.1 Благотворительность в государствах Древнего Востока 5
1.2 Социальное воспитание и общественная опека в Древней Греции и Древнем Риме 7
Глава 2. Религиозные верования о моральных качествах и благотворительность. Освещение проблем социальной помощи 13
2.1 Религиозные верования о моральных качествах и благотворительность 13
2.2 Освещение проблем социальной помощи 15
Заключение 21
Список использованных источников 24
Представление о милосердии, помощь нуждающимся и любовь к ближнему нашли свое воплощение в древнейших религиозных книгах.
Они освещали образ человека идеального, придерживающегося ряда правил, которые вытекали из основного принципа служения ближнему. Среди них - жертвенная любовь, что имеет целью облегчить боль и переживания других. Эта высокая любовь приносит страдания, поскольку втягивает человека в сложные проблемы, призывает, несмотря ни на что, помочь другим. Яркими примерами такой любви могут служить Иисус Христос, который отдал жизнь за откуп человеческих грехов; Будда, который дал клятву посвятить себя спасения всех живых и почувствовать их страдания как свои собственные.
В произведениях древних мыслителей определялись пути гражданского воспитания (формирование необходимых государству граждан), освещались проблемы самосовершенствования человека в течение всей жизни, роли семьи в социализации личности, что позволяет сделать вывод о существовании уже в V-IV вв. до н.э. элементов как социальной педагогики так и социальной работы. Важные явления социальной жизни осмысливались в пределах философии. Среди создателей социально-педагогических идей следует отметить Демокрита, Сократа, Платона, Аристотеля, Сенеку и др.
И пришли к следующим выводам:
Основой правовых документов древних государств были обычаи и традиции, а нормы повседневной морали основывались на идеях уважения и уважительного отношения к людям преклонного возраста и родителей, на милосердии к детям и калекам.
Политика «хлеба и зрелищ» не принесла Рима тех преимуществ, которые были в Древней Греции (внутренней гармонии и социального мира). На фоне общего духовного кризиса, который поразил античный мир на рубеже двух эр, популярность приобрело христианство и деятельность первых христианских деятелей.
В первые века нашей эры сохранялась практика воспитания и книжного обучения странствующими учителями, теперь уже христианами. Сам Иисус Христос также был путешествующим учителем, чья задача состояла в проповеди нового учения о человеке и Боге.
Выдающиеся древнегреческие мыслители Платон и Аристотель творили в период упадка и острого кризиса афинского государства. Все противоречия характерны для рабовладельческого общества, в Афинах проявились уже в середине V в. накануне Пелопоннесской войны, которая завершилась поражением. Производство и торговля пришли в упадок. Появилось большое количество нищих людей. Однако наряду с нищетой происходило накопление богатства в руках небольшой группы людей.
И Платон, и Аристотель отмечали, что город разделился на два враждебных лагеря - богатых и бедных. Богачи охотнее бы выбросили свое богатство в море, чем отдали бедным; бедные, наоборот, ничего бы так не желали, как ограбить богатых.
Список использованных источников
1 СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА КАК ПРОЦЕСС НАУЧНОГО
ИССЛЕДОВАНИЯ: ЕГО ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ. [Электронный
ресурс] – Режим доступа: http://edu.dvgups.ru/METDOC/
2 Периодизация и важнейшие задачи курса
«Истории социальной работы» за рубежом.
[Электронный ресурс] – Режим доступа:
http://socialobr.narod.ru/
3 Полищук В.А., Янкович А.И. История социальной педагогики и социальной работы. Курс лекций / ТДПУ, Тернополь, 2009. - 256 c. [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://banauka.ru/15.html
4 История государства и права зарубежных
стран. [Электронный ресурс] – Режим доступа:
http://www.gumer.info/
5 См.: Там же.
6 См.: Там же.
7 История государства и права зарубежных
стран. [Электронный ресурс] – Режим доступа:
http://www.gumer.info/
8 Полищук В.А., Янкович А.И. История социальной педагогики и социальной работы. Курс лекций / ТДПУ, Тернополь, 2009. - 256 c. [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://banauka.ru/15.html
9 Калокагати́я (также калокага́тия; др.-греч. καλοκαγαθία, от др.-греч. καλὸς καὶ ἀγαθός — «прекрасный и хороший», «красивый и добрый») в древнегреческой культуре — гармоническое сочетание физических (внешних) и нравственных (душевных, внутренних) достоинств, совершенство человеческой личности как идеал воспитания человека.
10 Полищук В.А., Янкович А.И. История социальной педагогики и социальной работы. Курс лекций / ТДПУ, Тернополь, 2009. - 256 c. [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://banauka.ru/15.html
11 Полищук В.А., Янкович А.И. История социальной педагогики и социальной работы. Курс лекций / ТДПУ, Тернополь, 2009. - 256 c. [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://banauka.ru/15.html
12 М.В. Фирсов. ИСТОРИЯ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ.
[Электронный ресурс] – Режим доступа:
http://www.library.ugatu.ac.
13 Полищук В.А., Янкович А.И. История социальной педагогики и социальной работы. Курс лекций / ТДПУ, Тернополь, 2009. - 256 c. [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://banauka.ru/15.html
14 М.В. Фирсов. ИСТОРИЯ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ.
[Электронный ресурс] – Режим доступа:
http://www.library.ugatu.ac.
15 См.: Там же.
16 М.В. Фирсов. ИСТОРИЯ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ.
[Электронный ресурс] – Режим доступа:
http://www.library.ugatu.ac.
17 Любовь к ближнему. [Электронный ресурс]
– Режим доступа: http://www.mirboga.ru/
18 Религиозные верования о воспитании
нравственных качеств и благотворительность.
[Электронный ресурс] – Режим доступа:
http://sure-man.ru/
19См.: Там же.
20 Демокри́т Абдерский (Δημόκριτος; Абдеры, ок. 460 до н. э. — ок. 370 до н. э.) — великий древнегреческий философ, предположительно ученик Левкиппа, один из основателей атомистики и материалистической философии.
21 Сокра́т (др.-греч. Σωκράτης, ок. 469 г. до н. э., Афины — 399 г. до н. э., там же) — древнегреческий философ, учение которого знаменует поворот в философии — от рассмотрения природы и мира к рассмотрению человека. Его деятельность — поворотный момент античной философии. Своим методом анализа понятий (майевтика, диалектика) и отождествлением положительных качеств человека с его знаниями он направил внимание философов на важное значение человеческой личности. Сократа называют первым философом в собственном смысле этого слова. В лице Сократа философствующее мышление впервые обращается к себе самому, исследуя собственные принципы и приёмы. Представители греческой ветви патристики проводили прямые аналогии между Сократом и Христом.
22 М.В. Фирсов. ИСТОРИЯ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ.
[Электронный ресурс] – Режим доступа:
http://www.library.ugatu.ac.
23 Плато́н (др.-греч. Πλάτων, 428 или 427 до н. э., Афины — 348 или 347 до н. э., там же) — древнегреческий философ, ученик Сократа, учитель Аристотеля. Точная дата рождения Платона неизвестна. Следуя античным источникам, большинство исследователей полагает, что Платон родился в 428—427 годах до н. э. в Афинах или Эгине в разгар Пелопоннесской войны между Афинами и Спартой. По античной традиции днём его рождения считается 7 таргелиона (21 мая), праздничный день, в который, по мифологическому преданию, на острове Делос родился бог Аполлон.
24 Полищук В.А., Янкович А.И. История социальной педагогики и социальной работы. Курс лекций / ТДПУ, Тернополь, 2009. - 256 c. [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://banauka.ru/15.html
25 Произведение Платона написанное в форме диалога. Состоит из 12 книг. Предположительная дата написания 354 год до н. э.. Согласно Диогену Лаэртскому «Законы» вышли в свет после смерти Платона благодаря его ученику Филиппу Опунтскому, переписавшему произведение с восковых дощечек. Участники диалога три пожилых человека: афинянин (не назван по имени), критянин Клиний и спартанец Мегилл. Диалог происходит на острове Крите, по дороге из города Кносса к святилищу Идейского Зевса. Основной участник диалога, афинянин, излагает законы, воплотить которые предстоит Клинию в новой колонии, организуемой критянами.
26 В "Определениях" предпринята попытка дать сжатую формулировку 186 понятиям, охватывающим разные стороны человеческой мысли и жизни. Все определения можно приблизительно разделить по темам, связанным с бытием космоса, божеством, вечностью, временем, судьбой. Главным понятием оказывается "душа" с ее потенциями и ощущениями (зрение, слух и т. д.), определяются также составные части добродетели (разум, справедливость, рассудительность, мужество и др.), многочисленные свойства человеческого характера (кротость, скромность, порядочность и т.д.), нравы, взаимоотношения людей (дружба, единомыслие, любовные влечения и др.), их общественные, государственные, семейные, религиозные обязанности и, наконец, такие важные понятия, как мнение и ощущение, знание, мудрость и философия. Все эти определения никакому формальному разделению не поддаются (и не перечисляются, как это бывало часто, например, в сборниках сентенций, в алфавитном порядке).
27 «Госуда́рство» (греч. Πολιτεία) — диалог Платона, посвящённый проблеме идеального государства. Написан в 360 г. до н. э. С точки зрения Платона, государство является выражением идеи справедливости. В диалоге впервые отчётливо определяются философы как люди, способные постичь то, что вечно тождественно самому себе (идея).
28 Аристо́тель (др.-греч. Ἀριστοτ
29 Политика (греч. Πολιτικά) — аристотелевский трактат о государстве, содержащий начала социальной и политической философии, политологии, а также теории управления. Трактат написан в последние годы (335—322 до н. э.) жизни Аристотеля в Афинах, находящихся под македонской оккупацией. В книге рассматриваются проблемы семьи как ячейки государства, рабства, гражданства, определения государства, а также форм его правления и целей.
30 О душе (греч. Περὶ Ψυχῆς) — сочинение Аристотеля, посвященное теме души. В отличие от своего учителя Платона Аристотель настаивает, что многие состояния души зависят от состояния тела. В самом широком смысле душа является принципом жизни для всех существ, как для растений, так и для животных.
31 Полищук В.А., Янкович А.И. История социальной педагогики и социальной работы. Курс лекций / ТДПУ, Тернополь, 2009. - 256 c. [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://banauka.ru/15.html
Информация о работе Филантропический период в истории социальной работы