Отчет по социальной практике

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2013 в 21:26, отчет по практике

Краткое описание

Целью производственной практики является закрепление и расширение научно-теоретических знаний, полученных при изучении общепрофессиональных дисциплин по социальной работе, приобретение и закрепление знаний по решению задач социальной работы

Оглавление

1. Отзыв-характеристика руководителя от организации ..……………….2
2. Материалы отчета о прохождении производственной практики …......3
2.1. Цели и задачи учебной практики ..…………………………………3
2.2. Структура организации ………………………….………………...4
2.3. Система планирования социальной работы ……………………...8
2.4. Структура кадров и порядок взаимодействия
социальных работников и служб …………………………………15
2.5. Права и обязанности социального работника ……………………16
2.6. Льготы социального работника …………………………………...17
2.7. Система стимулирования социальных работников ……………...18
2.8. Льготы по обслуживанию различных слоев населения ………..19
2.9. Технология социальной работы
в отделении социального обслуживания на дому ………………20
2.10. Практика социальной деятельности
в отделении социального обслуживания на дому ………………23
2.11. Ответственность и организация контроля ………………………28
2.12. Порядок анализа результатов социальной работы ……………...29
2.13. Социальная работа и внешняя социальная среда ……………….31
3. Выводы о прохождении производственной практики …………………32

Файлы: 1 файл

Отчет основной.docx

— 47.18 Кб (Скачать)

Социальный работник в связи  со спецификой своей профессиональной деятельности зачастую выполняет функции  людей самых различных профессий: юриста, психолога, педагога, социального  менеджера, священника, выслушивая порой  исповеди своих подопечных.

В процессе работы мне приходилось  поддерживать тесную связь с органами здравоохранения, образования, службами занятости, правовыми службами, многими  другими государственными и общественными  организациями, т.к. главной задачей  социальной работы является социальная реабилитация человека, восстановление социального статуса личности, обеспечение  адаптации в обществе, достижение материальной независимости.

Социальный работник выступает  как посредник между государством, призванным быть защитником прав своих  граждан и человеком. Необходимость  такого посредничества обусловлено, прежде всего, тем, что государство не всегда выступает той инстанцией, которая  гарантирует права и достойные  человека способы его существования. Максимальное удовлетворение потребностей клиентов – вот что является главной  целью социальной работы, а именно:

  • усиление степени самостоятельности клиентов, их способности контролировать свою жизнь и более эффективно разрешать возникающие проблемы;
  • создание условий, в которых клиенты могут максимально проявлять свои возможности и получать все полагающееся им по закону;
  • адаптация и реабилитация их в обществе;
  • создание условий, при которых человек, несмотря на физические увечья, душевный срыв или жизненный кризис, может жить, сохраняя чувство собственного достоинства и уважения со стороны окружающих.

Социальный работник  на основе знания социальных закономерностей  и различных форм их практической реализации адаптирует интересы государства  к человеку и интересы человека к  государству.

Конечная цель деятельности социального  работника предполагает достижение такого результата, когда у клиента  отпадает необходимость в  его  помощи.

При предоставлении социальных услуг  должны быть неукоснительно соблюдены основные права граждан:

  • Уважительное и гуманное отношение со стороны работников учреждений социального обслуживания.
  • Выбор учреждения и формы социального обслуживания в порядке, установленном федеральным органом социальной защиты населения и органами социальной защиты населения субъектов РФ.
  • Информированность о своих правах, обязанностях и условиях оказания социальных услуг.
  • Согласие на социальное обслуживание.
  • Отказ от социального обслуживания.
  • Конфиденциальность информации личного характера, ставшей известной работнику социального обслуживания при оказании услуг.
  • Защита своих прав и законных интересов, в том числе в судебном порядке.

Работа должна вестись в соответствии с основными принципами оказания социальной помощи гражданам пожилого возраста и инвалидам:

  • соблюдение прав человека и гражданина;
  • предоставление государственных гарантий в сфере социального обслуживания;
  • обеспечение равных возможностей в получении социальных услуг и их доступность:
  • преемственность всех видов социального обслуживания;
  • ориентация социального обслуживания на индивидуальные потребности человека;
  • приоритет мер по социальной адаптации;
  • ответственность органов государственной власти, органов местного самоуправления и учреждений, должностных лиц за обеспечение прав граждан пожилого возраста и инвалидов в сфере социального обслуживания.

Ответственность и организация  контроля

 

Социальный работник отделения  социального обслуживания на дому Центра социального обслуживания несет  персональную ответственность за качественное профессиональное социально-бытовое  обслуживание клиентов; за правильность взимания денежных средств при оказании платных услуг; сохранность полученных денежных сумм и документов: за достоверность  сведений, вносимых в дела клиентов; за неразглашение сведений из личной жизни подопечных, ставших известными социальному работнику в связи  с исполнением служебных обязанностей; за качественное и своевременное  оформление документов; грамотное ведение  делопроизводства; за несоблюдение действующего законодательства по охране руда и  норм техники безопасности, противопожарной  безопасности, правил внутреннего трудового  распорядка и дисциплины.

В целях осуществления контроля за качеством обслуживания и состоянием трудовой дисциплины социальных работников заведующей ОСО проводятся следующие  мероприятия:

  • еженедельные планерки с отчетами о проделанной работе за неделю, докладами о возникших проблемах, поиски путей их решения;
  • еженедельная проверка документации (личные дела подопечных, дневники соцработников), замечания по ее ведению;
  • не менее одного раза в неделю  посещение участков с целью проверки деятельности соцработников (качество работы, соответствие отчета графику посещения клиента, разрешение конфликтных ситуаций).

Состояние трудовой дисциплины оценивается  по итогам результатов контроля и  отзывов подопечных.

Контроль за деятельностью ОСО  осуществляется руководством Центра социального  обслуживания, а также органами здравоохранения  и органами образования в пределах их компетенции. Общественный контроль за деятельностью по предоставлению социальных услуг осуществляется общественными  объединениями, занимающимися в  соответствии с их учредительными документами  вопросами защиты интересов граждан  пожилого возраста и инвалидов.

Порядок анализа результатов социальной работы

 

Исходя из опыта работы, необходимо анализировать действенность всех видов, форм и методов социального  обслуживания различных категорий  населения, определять эффективность  деятельности учреждения и степень  результативности процесса социального  обслуживания, т.к. наличие базовой  информации, объективно отражающей состояние  работы Центра и его структурных  подразделений, является одним из важнейших  условий совершенствования организации  социального обслуживания. Произведенный  анализ позволяет  осуществлять корректировку  организации социального обслуживания на возникающие проблемы с учетом новой ситуации.

Эффективность социальной работы –  это, во-первых, соотношение между  достигнутыми результатами и затратами, связанными с обеспечением этих результатов, и, во-вторых, фактически достигнутые  и необходимые результаты социальной работы. Среди множества проблем, связанных с определением эффективности  социальной работы, особое место занимает проблема критериев и показателей  эффективности, т.е. инструмента, посредством  которого может быть измерена эффективность.

Применительно к социальной работе понятие ее эффективности можно  сформулировать следующим образом: эффективность социальной работы –  это максимально возможное удовлетворение социальных потребностей населения  при оптимальных затратах.

Качество  и уровень социального обслуживания оценивается в зависимости от специфики работы отделения. Качество работы Центра социального обслуживания измеряется с помощью специально разработанных критериев, которые  являются системой ориентиров, нацеливающих на достижение конкретных действенных  результатов, и могут содержать  количественные и качественные показатели (на уровне опроса, интервью и анкетирования  клиента).

Для определения результативности работы, можно прибегнуть к анализу отчетной документации и методом сравнительного и статистического анализа исследовать  качество социального обслуживания.

Социологический метод оценки с  помощью анкетирования позволит определить уровень удовлетворенности  клиентов действиями социальных служб  по решению социальных проблем их жизнедеятельности, удовлетворенность  работников условиями и результатами труда, рациональность использования  кадрового потенциала.

Метод экспертной оценки с помощью  информационных источников (руководители, специалисты, социальные работники, обслуживаемые  клиенты, СМИ) позволит оценить изучаемое  явление.

Следует отметить, что исследования в области эффективности социальной работы начались в 1996 году. И поэтому  имеются только первые научные итоги, связанные, главным образом с  разработкой понятийного аппарата, определением видов методик и  методов, наиболее пригодных для  производства оценки эффективности  социальной работы.

Социальная работа и  внешняя социальная среда

 

В ОСО ведется обширная работа в  рамках социального партнерства. Проводятся встречи с населением, отчетные собрания, ведется работа с гражданами по разъяснению вновь принятых законов (что особенно актуально в данный момент в связи с заменой натуральных льгот денежными выплатами и реформой ЖКХ).

Организуются и различные праздничные  мероприятия, приуроченные ко Дню пожилого человека, Дню инвалида, Дню защитника Отечества, Дню Победы и т.д., спонсорскую помощь в организации которых оказывают частные предприниматели. Активное участие в организации и проведении общественных мероприятий принимают учащиеся двух школ поселка Высокая гора, а также многочисленные художественные, музыкальные и танцевальные коллективы ДК.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВЫВОДЫ  О  ПРОХОЖДЕНИИ  ПРАКТИКИ

 

Анализируя знания и опыт, полученные в период прохождения производственной практики, учитывая непростую специфику нашей работы, полагаю, что результат ее должно видеть в оказании помощи, поддержки и защите всех людей и особенно «слабых» слоев населения.

Профессия социального работника  у нас в России одна из самых  молодых. Отсутствуют традиции, практически  нет опыта, как положительного, так  и отрицательного. Начинает складываться система специального образования, но, к сожалению, по большей части, в отрыве от реально практикующих социальных служб, научные разработки зачастую выполняются людьми,  не работавшими в социальной сфере.

Среди наиболее актуальных вопросов теории и практики социальной работы – проблемы качества и количества социального обслуживания, его рентабельности и источников финансирования, разработка, оценка и внедрение общегосударственных  и региональных социальных программ, критерии профессиональной компетентности и ответственности социальных работников, подготовка и переподготовка кадров. К наиболее острым проблемам  относятся:

  • постоянное реформирование социальной сферы, частое изменение существующих и введение новых законов по социальной защите населения порождает путаницу и неразбериху в головах пожилых граждан, пенсионеров, инвалидов, ветеранов, вызывая у них вполне справедливое недовольство и раздражение, которое в первую очередь выливается на социальных работников;
  • ограниченность финансовых ресурсов, имеющихся в распоряжении органов управления федерального и регионального уровней, а также органов местного самоуправления не позволяет обеспечить достойный социально-бытовой, образовательный, культурный уровень жизни слабо защищенных слоев населения, а значит и не дает социальному работнику в полной мере почувствовать удовлетворение результатами своей работы;
  • нехватка  высококвалифицированного  персонала,   имеющего профессиональную подготовку в области социальной работы, напрямую сказывается на качестве социального обслуживания населения;
  • но низкий  социальный статус и  неадекватная  заработная плата работников социальных служб не позволяет укомплектовать кадровый состав высококвалифицированными, активными, знающими свое дело и  умеющими хорошо работать сотрудниками;
  • недостаточное использование возможностей неправительственных учреждений, частных, благотворительных, религиозных и других  организаций заметно обедняет спектр услуг, предоставляемых населению социальными службами, а значит и обедняет жизнь их подопечных и сводит социальную работу к формальному предоставлению гарантированных услуг.

Некоторые из этих проблем являются общими для всего государства, а  другие затрагивают личные интересы каждого конкретного социального  работника. Но понятно, что без решения  этих задач на общегосударственном  уровне, будет трудно создать достойную  и эффективную службу социальной помощи и поддержки.

Сейчас  можно утверждать, что социальная работа в России завершила этап становления  и активно развивается, опираясь на достижение естественных, социальных и общественных наук. Созданная сеть социальных учреждений призвана решать актуальные личностные проблемы на всех уровнях общественной жизни. Но неоспоримой  является  и необходимость повышения  качества социального обслуживания населения и совершенствование  механизмов предоставления социальных услуг.

Важно налаживать обмен опытом, накапливать  базу данных, создавать условия для  плодотворных творческих дискуссий, изучать  и распространять любой полезный и интересный опыт. Нельзя недооценивать  и зарубежного опыта, созданных  иностранными коллегами теоретических  моделей и практических систем.


Информация о работе Отчет по социальной практике