Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2012 в 04:07, курсовая работа
Общеизвестен факт, что семья является самым главным институтом социализации, через который ребенок усваивает основные социальные знания, приобретает нравственные умения и навыки, воспринимает ценности и идеалы, необходимые ему для жизни в обществе.
Введение
1. Профессиональный портрет социального педагога
1.1 Цели деятельности социального педагога
1.2 Функции и социальные роли социального педагога
2. Особенности работы социального педагога с семьями группы риска в микрорайоне
2.1 Причины попадания семей в группу риска
2.2 Технология работы социального педагога с семьями группы риска в микрорайоне
3. Вариант механизма работы с семьями группы риска
Заключение
Список использованной литературы
Этап 2. Комплексная диагностика семьи
1. Выявление готовности семьи к вмешательству извне и в соответствии с ней форм и методов реабилитационной работы:
Дифференциация семей проводится по степени мотивационной готовности семьи к вмешательству
Психологическая готовность | выжидание | зависимость | категорическое неверие |
модель разрешения проблем методы, направленные на непосредственное решение проблемы: – материальная и вещевая помощь; – трудоустройство; – содействие в организации отдыха и оздоровления детей; | метод поиска ресурсов – членам семьи предлагается определить жизненные перспективы семьи после решения проблемы. При этом первоначально не предлагая никакой помощи | методика присоединения \ отражения – включает «контракт в тамбуре» (по Шведской технологии) – тесный обмен информацией между семьей (что изменилось – причины, темп) специалистами (формы и виды помощи) |
Работа с мотивацией редко фиксируется в документах, однако специалист, имеющий немалый опыт работы, может быть серьезно разочарован, столкнувшись с непринятием семьи, с тем, что приходится принуждать людей принять эту помощь.
При работе с мотивацией важно не торопиться с выбором форм и методов работы, ускоренным оказанием помощи, которая может скорее снизить мотивацию, чем способствовать ее укреплению. Поэтому положительный опыт утверждает то, что любой человек свободнее чувствует себя в непринужденной беседе со специалистом, в свободном общении. Тогда клиент из любой категории населения считает, что «сам контролирует ситуацию» и никто не будет на него оказывать давления против его воли. Наличие такого типа контроля как правило, очень важно для людей, имеющих негативный жизненный опыт и опыт общения со специалистами социальных служб. Кроме того, необходимо брать во внимание данные исследований, которые подтверждают что женщины являются более мотивированными клиентами, поэтому в работе с семьей, акцент необходимо делать на матерей, имеющих детей преддошкольного и младшего дошкольного возраста.
Если члены семьи не настроены активно помогать специалистам, то в практике социальной работы определено 5 уровней работы:
1. Низший уровень – просто встреча, общение, проведение времени вместе (например, детей в приюте и их родителей, работников приюта и родителей). Параллельно может проводиться первичная беседа с «неблагополучными» членами семьи, выявление мотивации.
2. Контракт об информации – означает обмен информацией, например, информацией о развитии проблемной ситуации в семье. Члены семьи могут рассказать как изменилась обстановка, а специалисты объяснить последствия и предложить помощь.
3. Исследование – мы заключаем контракт об исследовании, диагностике семьи, одновременно собирая информацию о ее социальном окружении. Этот уровень более сложный, так как требует внутренней информации о семье, и здесь необходимо согласие родителей, позитивная мотивация на вмешательство специалиста.
4. Сотрудничество – он подразумевает, что мы должны оказать обоюдную помощь друг другу. При этом четко проговаривается и объясняется, что будет делать специалист, что – родители, что – дети, как ведут себя «проблемные» члены семьи.
5. Семейная терапия – ее тоже можно назвать сотруднической, однако мы не можем здесь действовать обоюдно, так как специалист, оказывая помощь, берет на себя большую ответственность за реализацию рабочего процесса. На данном этапе максимальна деятельность психолога. Психолог анализирует основные компоненты проблемы и результаты диагностики определяются как основа работы смежных специалистов (социального работника, юриста. социального педагога).
Модель разрешения проблем может осуществляться по следующей схеме:
имя клиента | Сегодняшняя (актуальная) ситуация | препятствия | ресурсы | желаемая ситуация (то же, что и цель) |
| Каково Вам сейчас? Что причинят Вам неудобства? Как вы себя чувствуете? | Что мешает изменить ситуацию? (прописываются все помехи) | Каких ресурсов Вам не хватает, чтобы изменить ситуацию? Какие ресурсы уже имеются? | Какой Вы хотите видеть свою ситуацию после решения проблемы? |
Цель должна быть сформулирована в положительно ключе, следует избегать слов «нет», «нельзя» «прекратить». Желательно употреблять «надо», «будет».
2. Сетевая диагностика включает исследование следующих параметров:
2. 1. Диагностика первоначального положения семьи на момент выявления
– степень «социальной опасности» положения (длительность наличия проблемы, уровень сложности);
– материальное положение (источники доходов – постоянный или временный характер, доход на члена семьи);
– социально бытовые характеристики (налаженность быта, обустроенность домашней обстановки, распорядок дня);
– психологический статус (степень внутрисемейных отношений, связи с ближайшими родственниками, семейные роли и авторитеты, причины возникновения социально опасного положения);
2.2. Диагностика динамики ситуации (насколько быстро ухудшается ситуация – причины, темп, от кого зависит разрешение);
2.3. Выявление социальных контактов семьи (изучение людей, с которыми больше всего общаются члены семьи, особенно те, кто является причиной кризисной ситуации или от кого зависит ее разрешение).
Все вышеуказанные данные фиксируются в:
– исторической карте.
Историческая карта позволяет найти ресурсы, которые имели важное значение в прошлом.
В нее могут включаться подобные вопросы:
Каково было ваше окружение на предыдущем месте работы?
Кто был для вас наиболее значим, когда не было проблемы?
– географической карте.
Географическая карта отражает мобилизационную готовность сети контактов в зависимости от географической дальности.
Пример географической карты:
наименование института | Дальность расстояния | ||||
контакт не доступен | длительная поездка | требуется 1 день | местный транспорт | на расстоянии ходьбы | |
семья |
|
|
|
|
|
родственники |
|
|
|
|
|
друзья |
|
|
|
|
|
работа |
|
|
|
|
|
административные инстанции |
|
|
|
|
|
- биографической карте.
Биографическая карта отражает значимые события жизни. Причем их можно расположить как в хронологическом порядке так и в порядке значимости
Я___1 _____2_____3______4____5_____…
– карте желаемого.
Карта желаемого преследует мотивационную цель. В нее могут быть включены подобные вопросы:
Каких перемен я жду от жизни?________________________
К чему я стремлюсь?____________________
Как я могу достигнуть желаемого?____________________
Что нового будет в моей жизни?________________________
Полученная информация анализируется и в зависимости от ситуации принимается следующее решение:
ситуация | решение |
Сведения не подтвердились | не ставить семью на учет |
сведения указывают на то, что семья оказалась в трудной жизненной ситуации | семья ставится на патронатный контроль с периодичностью посещений не реже 2 раз в год (совместно с УСЗН и органами опеки) |
сведения указывают на то, что семья относится к категории оказавшихся в социально опасном положении | Семья ставится на учет в районе и сведения о ней передаются в РОВД, ПДН, органы опеки для организации комплексной и межведомственной работы с семьей. |
Информация о работе Особенности работы социального педагога с семьями группы риска в микрорайоне