Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Апреля 2012 в 14:28, курсовая работа
Главным социальным фактором, влияющим на становление личности, является семья. В зависимости от состава семьи, от отношений к членам семьи и вообще к окружающим людям человек смотрит на мир положительно или отрицательно, формирует свои взгляды, строит свои отношения с окружающими. Отношения в семье влияют на то, как человек в дальнейшем будет строить свою карьеру, по какому пути он пойдет.
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. Главным социальным фактором, влияющим на становление личности, является семья. В зависимости от состава семьи, от отношений к членам семьи и вообще к окружающим людям человек смотрит на мир положительно или отрицательно, формирует свои взгляды, строит свои отношения с окружающими. Отношения в семье влияют на то, как человек в дальнейшем будет строить свою карьеру, по какому пути он пойдет.
Именно в семье индивид
Семейное воспитание − это одна из форм воспитания подрастающего поколения в обществе, сочетающая целенаправленные действия родителей с объективным влиянием жизнедеятельности семьи, в которой происходит ни с чем несравнимый по своей воспитательной значимости процесс социализации ребенка. Теория семейного воспитания занимает видное место в трудах А.С. Макаренко, В.М. Целуйко, А.В. Мудрик и многих других.
В настоящее время семья как
социальный институт переживает тяжелый
кризис. Утрачено значительное число
семейно-нравственных традиций, изменилось
отношение родителей к детям,
разрушен психологический микросоциум
семьи. В новых кризисных условиях
семья не готова взять полную ответственность
за воспитание своих детей, так как
изменившиеся экономические условия
заставляют родителей большую часть
своего времени искать источники
к существованию в ущерб
Пристальный интерес к семье объясняется и рядом других обстоятельств: ухудшением демографической ситуации в стране; усложнением воспитательных задач и ростом числа детей с девиантным поведением; усложнением психологического, эмоционального, духовного мира современного человека, ростом его потребностей, которые также во много формируются в семье.
О необходимости оказания семье социальной помощи говорится в работах Е.И. Холостовой, А.В. Мартыненко, А.Н. Елизарова и другие, в них подчеркивается важность учета особенностей семейного воспитания, направленности этой помощи на формирование у родителей педагогических знаний и умения и эффективно их использовать.
Семья в своей воспитательной деятельности стала все более нуждаться в помощи, как со стороны общества, так и со стороны специалистов.
Специалисту по социальной работе приходится сталкиваться с различными типами семей. Но в работе с неблагополучной семьей первоочередная задача специалиста по социальной работе − это разрешение кризисных ситуаций, которые чаще всего встречаются в семьях, в которых не обеспечиваются условия для развития каждого члена семьи. Такая семья носит название семья «группы риска».
Общественное мнение, средства массовой информации и многие отечественные исследователи отмечают рост количества семей «группы риска», что становится одной из самых острых проблем современного общества.
Категория семей социального риска
нуждается в
Объект исследования: семья «группы риска».
Предмет исследования: специфика социальной работы с семьями группы риска.
Цель исследования: разработать практические рекомендации по работе с семьями «группы риска» в адрес специалиста по социальной работе.
Задачи исследования:
Гипотеза: социальная работа с семьями «группы риска» будет эффективнее, если:
Методы исследования:
База исследования: Администрация Вандышевского сельского поселения.
Структура: выпускная квалификационная работа состоит из введения, 2 глав, выводов по главам, заключения, библиографического списка, включающего ___ наименований, приложение.
ГЛАВА I. СЕМЬЯ «ГРУППЫ РИСКА», КАК ОСОБАЯ КАТЕГОРИЯ СЕМЕЙ
Семья – это основанное
на браке или кровном родстве
объединение людей, связанных общностью
быта, взаимной моральной ответственностью
и взаимопомощью. Как необходимый
компонент социальной структуры, выполняющий
многие социальные функции, семья играет
роль в общественном развитии. Через
семью сменяются поколения
Семья – это неотъемлемая
составляющая социально-педагогической
деятельности, поскольку успешное развитие
и социализация ребенка во многом
определяется семейной ситуацией. На развитие
человека оказывает влияние множество
различных факторов, как биологических,
так и социальных. Главным социальным
фактором, влияющим на становление
личности, является семья. В зависимости
от состава семьи, от отношений в
семье к членам семьи и вообще
к окружающим людям человек смотрит
на мир положительно или отрицательно,
формирует свои взгляды, строит свои
отношения с окружающими. Отношения
в семье влияют на то, как человек
в дальнейшем будет строить свою
карьеру, по какому пути он пойдет. Именно
в семье индивид получает первый
жизненный опыт, поэтому очень
важно в какой семье
Существенные изменения социально-политических, экономических условий жизни нашего общества, развитие рыночных отношений оказали влияние на преобразование современной семьи. Семейное воспитание рассматривается или как первейшая обязанность родителей, или понимается, как всесторонне развитие самодеятельной творческой личности. В настоящее время семья как социальный институт переживает тяжелый кризис. В новых кризисных условиях семья не готова взять полную ответственность за воспитание своих детей, так как изменившиеся экономические условия заставляют родителей большую часть своего времени искать источники к существованию в ущерб воспитания детей. Пристальный интерес к семье объясняется и рядом других обстоятельств: ухудшением демографической ситуации в стране; усложнением воспитательных задач и ростом числа детей с девиан тным поведением; усложнением психологического, эмоционального, духовного мира современного человека, ростом его потребностей, которые также во много формируются в семье [32, с.64]
Все чаще и чаще говорят
о семьях «риска». «Группа риска»
- это категория семей, которая
в силу определенных обстоятельств
своей жизни более других категорий
подвержена негативным внешним воздействиям
со стороны общества. Основной причиной
попадания семьи в группу риска,
являются сложные жизненные
пьянство одного или обоих родителей; их асоциальное поведение;
устройство в квартире родителями притонов для криминальных и асоциальных элементов; убийство одного из родителей на глазах детей другим родителем; жестокое обращение с детьми (побои); побеги из дома, конфликты со сверстниками [29, с.56].
Семьи группы риска характеризуются:
1. Слабой способностью
членов этих семей к анализу
того, что происходит в семье,
неспособностью по этой
2. Слабой способностью
обсуждать словесно проблемы
семьи; члены этих семей плохо
понимают, когда психолог пытается
им объяснить на словах, как
можно улучшить жизнь семьи,
и в чем причины
3. Засильем в семье
эмоций, связанных с достижением
власти, доминированием, агрессией
в противовес эмоциям,
4. Высокой степенью риска
по отношению к проблеме
Подчас члены этих семей не верят, что они могут что-то изменить в своей судьбе и судьбе своих близких. Поэтому первым и необходимым этапом работы является развитие надежды. Для этого следует рассказать членам семьи несколько историй о семьях, жизнь которых была похожа на нынешнюю жизнь семьи, но потом изменилась к лучшему. Следует рассказать о шагах, которые предпринимали люди в этой семье, о том, какие были неудачи, и что именно помогало, а что нет. Истории должны быть понятными, вызывать эмоциональный отклик, короткими, чтобы не утомить людей. В связи с этим применительно к практике консультативной работы с семьями можно выделить специальную исследовательскую задачу – сбор, анализ и систематизации подобных историй, составление сборников подобных историй применительно к разным проблемам [15, с.12].
Семья «группы риска» - разновидность
семьи, которая не выполняет в
достаточной степени своих
Разные ученые выделяют различные группы факторов риска, рассмотрим подход В.Е. Летуновой:
1. медико-биологические факторы:
а) наследственные причины;
б) группа здоровья;
в) врожденные свойства;
г) нарушения в психическом и физическом развитии;
д) условия рождения ребенка;
е) заболевания матери и ее образ жизни;
ж) травмы внутриутробного развития и т.д.
2. социально – экономические:
а) многодетные и неполные семьи;
б) несовершеннолетние родители;
в) семьи, ведущие аморальный образ жизни;
г) неприспособленность к жизни в обществе [3, с.18-24].
Наибольший интерес для
работы социального работника
1. медико-социальные: (отягощенная наследственность, хронические заболевания, инвалидность, антисанитария);
2. социально – экономические
(низкий материальный уровень
семьи, плохие жилищные
3. социально-демографические (неполные; многодетные; повторный брак);
4. социально-психологические
(искаженный характер
5. криминальные факторы
(алкоголизм, наркомания, аморальный
образ жизни родителей,
С.В. Тетерский выделяет семьи,
которые в силу объективных или
субъективных причин находятся в
состоянии жизненных
а) семьи беженцев, вынужденных переселенцев;
б) малообеспеченные семьи;
в) семьи с избыточной иждивенческой нагрузкой;
г) семьи воспитывающие детей инвалидов;
д) неполные семьи;
е) семьи военнослужащих срочной службы;
ж) семьи безработных;
з) семьи военнослужащих – контрактников;
к) семьи проживающие в неблагополучных регионах;
л) семьи, где родители долго не получают заработную плату [51, с.156]
Всем этим семьям необходима психолого-педагогическая, реабилитационная, правовая, а так же социально – педагогическая помощь.
Как нам известно, личность
подрастающего поколения
Информация о работе Социальная работа с семьями группы риска