Социальная работа с семьями группы риска

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Апреля 2012 в 14:28, курсовая работа

Краткое описание

Главным социальным фактором, влияющим на становление личности, является семья. В зависимости от состава семьи, от отношений к членам семьи и вообще к окружающим людям человек смотрит на мир положительно или отрицательно, формирует свои взгляды, строит свои отношения с окружающими. Отношения в семье влияют на то, как человек в дальнейшем будет строить свою карьеру, по какому пути он пойдет.

Файлы: 1 файл

Готовая курсовая!.docx

— 58.29 Кб (Скачать)

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность исследования. Главным социальным фактором, влияющим на становление личности, является семья. В зависимости от состава семьи, от отношений к членам семьи и вообще к окружающим людям человек смотрит на мир положительно или отрицательно, формирует свои взгляды, строит свои отношения с окружающими. Отношения в семье влияют на то, как человек в дальнейшем будет строить свою карьеру, по какому пути он пойдет.

Именно в семье индивид получает первый жизненный опыт, поэтому очень  важно, в какой семье воспитывается  ребенок, в благополучной или  неблагополучной.

Семейное воспитание − это одна из форм воспитания подрастающего поколения  в обществе, сочетающая целенаправленные действия родителей с объективным  влиянием жизнедеятельности семьи, в которой происходит ни с чем  несравнимый по своей воспитательной значимости процесс социализации ребенка. Теория семейного воспитания занимает видное место в трудах А.С. Макаренко, В.М. Целуйко, А.В. Мудрик и многих других.

В настоящее время семья как  социальный институт переживает тяжелый  кризис. Утрачено значительное число  семейно-нравственных традиций, изменилось отношение родителей к детям, разрушен психологический микросоциум  семьи. В новых кризисных условиях семья не готова взять полную ответственность  за воспитание своих детей, так как  изменившиеся экономические условия  заставляют родителей большую часть  своего времени искать источники  к существованию в ущерб воспитания детей.

Пристальный интерес к семье  объясняется и рядом других обстоятельств: ухудшением демографической ситуации в стране; усложнением воспитательных задач и ростом числа детей  с девиантным поведением; усложнением  психологического, эмоционального, духовного  мира современного человека, ростом его  потребностей, которые также во много  формируются в семье.

О необходимости оказания семье  социальной помощи говорится в работах  Е.И. Холостовой, А.В. Мартыненко, А.Н. Елизарова и другие, в них подчеркивается важность учета особенностей семейного воспитания, направленности этой помощи на формирование у родителей педагогических знаний и умения и эффективно их использовать.

Семья в своей воспитательной деятельности стала все более нуждаться  в помощи, как со стороны общества, так и со стороны специалистов.

Специалисту по социальной работе приходится сталкиваться с различными типами семей. Но в работе с неблагополучной  семьей первоочередная задача специалиста  по социальной работе − это разрешение кризисных ситуаций, которые чаще всего встречаются в семьях, в  которых не обеспечиваются условия  для развития каждого члена семьи. Такая семья носит название семья  «группы риска».

Общественное мнение, средства массовой информации и многие отечественные  исследователи отмечают рост количества семей «группы риска», что становится одной из самых острых проблем  современного общества.

Категория семей социального риска  нуждается в высокопрофессиональной деятельности многих специалистов: психологов, наркологов, юристов. Однако специалисту  по социальной работе отводится основная диагностическая, координирующая, правозащитная  роль, так как именно он может  оказывать социальную помощь и детям, и родителям.

Объект исследования: семья «группы риска».

Предмет исследования: специфика социальной работы с семьями группы риска.

Цель исследования: разработать практические рекомендации по работе с семьями «группы риска» в адрес специалиста по социальной работе.

Задачи исследования:

  1. изучить и проанализировать научную литературу по работе с семьями «группы риска»;
  2. определить сущность и особенности семей «группы риска»;
  3. выделить и раскрыть основные формы и методы социальной работы с семьями «группы риска»
  4. .

Гипотеза: социальная работа с семьями «группы риска» будет эффективнее, если:

  1. члены семьи сами будут активно участвовать в решении своих проблем;
  2. специалисты будут использовать индивидуальный подход при работе с семьями «группы риска».

Методы исследования:

База исследования: Администрация Вандышевского сельского поселения.

Структура: выпускная квалификационная работа состоит из введения, 2 глав, выводов по главам, заключения, библиографического списка, включающего ___ наименований, приложение.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА I. СЕМЬЯ  «ГРУППЫ РИСКА», КАК ОСОБАЯ КАТЕГОРИЯ  СЕМЕЙ

    1. Характеристика семей «группы риска»

 

Семья – это основанное на браке или кровном родстве  объединение людей, связанных общностью  быта, взаимной моральной ответственностью и взаимопомощью. Как необходимый  компонент социальной структуры, выполняющий  многие социальные функции, семья играет роль в общественном развитии. Через  семью сменяются поколения людей, в ней осуществляется продолжение  рода, происходит первичная социализация и воспитание детей вплоть до достижения ими гражданской зрелости, в значительной части реализуется забота о нетрудоспособных членах общества. Семья является также  основной ячейкой организации быта и культурного досуга людей [24, с. 476].

Семья – это неотъемлемая составляющая социально-педагогической деятельности, поскольку успешное развитие и социализация ребенка во многом определяется семейной ситуацией. На развитие человека оказывает влияние множество  различных факторов, как биологических, так и социальных. Главным социальным фактором, влияющим на становление  личности, является семья. В зависимости  от состава семьи, от отношений в  семье к членам семьи и вообще к окружающим людям человек смотрит  на мир положительно или отрицательно, формирует свои взгляды, строит свои отношения с окружающими. Отношения  в семье влияют на то, как человек  в дальнейшем будет строить свою карьеру, по какому пути он пойдет. Именно в семье индивид получает первый жизненный опыт, поэтому очень  важно в какой семье воспитывается  ребенок, в благополучной или  неблагополучной [26, с.69].

Существенные изменения  социально-политических, экономических  условий жизни нашего общества, развитие рыночных отношений оказали влияние  на преобразование современной семьи. Семейное воспитание рассматривается  или как первейшая обязанность родителей, или понимается, как всесторонне развитие самодеятельной творческой личности. В настоящее время семья как социальный институт переживает тяжелый кризис. В новых кризисных условиях семья не готова взять полную ответственность за воспитание своих детей, так как изменившиеся экономические условия заставляют родителей большую часть своего времени искать источники к существованию в ущерб воспитания детей. Пристальный интерес к семье объясняется и рядом других обстоятельств: ухудшением демографической ситуации в стране; усложнением воспитательных задач и ростом числа детей с девиан тным поведением; усложнением психологического, эмоционального, духовного мира современного человека, ростом его потребностей, которые также во много формируются в семье [32, с.64]

Все чаще и чаще говорят  о семьях «риска». «Группа риска» - это категория семей, которая  в силу определенных обстоятельств  своей жизни более других категорий  подвержена негативным внешним воздействиям со стороны общества. Основной причиной попадания семьи в группу риска, являются сложные жизненные обстоятельства:

пьянство одного или обоих  родителей; их асоциальное поведение;

устройство в квартире родителями притонов для криминальных и асоциальных элементов; убийство одного из родителей на глазах детей  другим родителем; жестокое обращение  с детьми (побои); побеги из дома, конфликты  со сверстниками [29, с.56].

Семьи группы риска характеризуются:

1. Слабой способностью  членов этих семей к анализу  того, что происходит в семье,  неспособностью по этой причине  выдвигать цели по улучшению  жизни семьи и достигать эффективных  результатов.

2. Слабой способностью  обсуждать словесно проблемы  семьи; члены этих семей плохо  понимают, когда психолог пытается  им объяснить на словах, как  можно улучшить жизнь семьи,  и в чем причины неблагополучия.

3. Засильем в семье  эмоций, связанных с достижением  власти, доминированием, агрессией  в противовес эмоциям, связанным  с любовью, заботой, взаимопомощью.

4. Высокой степенью риска  по отношению к проблеме приема  алкоголя и наркотиков [1, с.123].

Подчас члены этих семей  не верят, что они могут что-то изменить в своей судьбе и судьбе своих близких. Поэтому первым и  необходимым этапом работы является развитие надежды. Для этого следует  рассказать членам семьи несколько  историй о семьях, жизнь которых  была похожа на нынешнюю жизнь семьи, но потом изменилась к лучшему. Следует  рассказать о шагах, которые предпринимали  люди в этой семье, о том, какие  были неудачи, и что именно помогало, а что нет. Истории должны быть понятными, вызывать эмоциональный  отклик, короткими, чтобы не утомить  людей. В связи с этим применительно  к практике консультативной работы с семьями можно выделить специальную  исследовательскую задачу – сбор, анализ и систематизации подобных историй, составление сборников подобных историй применительно к разным проблемам [15, с.12].

Семья «группы риска» - разновидность  семьи, которая не выполняет в  достаточной степени своих функций, а так же оказывается подверженной воздействию негативных социальных факторов. Слово риск означает возможность, большую вероятность чего-либо, как  правило, негативного, нежелательного, что может произойти, или не произойти. Поэтому, когда говорят о семьях «группы риска», подразумевается, что  эти семьи находятся под воздействием некоторых нежелательных факторов, которые могут сработать или  не сработать. Фактически речь идет о  двух сторонах риска. С одной стороны, это риск для общества, который  создают дети. Следует отметить, что понятие «группы риска» появилось  еще в советский период, именно в контексте приоритета общественных интересов. Это понятие, позволяло  выделять категорию людей, семей, поведение  которых могло представлять определенную опасность для окружающих и общества в целом, поскольку противоречило общепринятым нормам и правилам [9, с. 89].

Разные ученые выделяют различные  группы факторов риска, рассмотрим подход В.Е. Летуновой:

1.  медико-биологические  факторы:

а) наследственные причины;

б) группа здоровья;

в) врожденные свойства;

г) нарушения в психическом  и физическом развитии;

д) условия рождения ребенка;

е) заболевания матери и  ее образ жизни;

ж) травмы внутриутробного  развития и т.д.

2.  социально – экономические:

а) многодетные и неполные семьи;

б) несовершеннолетние родители;

в) семьи, ведущие аморальный образ жизни;

г) неприспособленность к  жизни в обществе [3, с.18-24].

Наибольший интерес  для  работы социального работника представляет классификация Беличевой. Она выделяет следующие факторы риска:

1. медико-социальные: (отягощенная  наследственность, хронические заболевания,  инвалидность, антисанитария);

2.  социально – экономические  (низкий материальный уровень  семьи, плохие жилищные условия);

3.  социально-демографические  (неполные; многодетные; повторный  брак);

4.  социально-психологические  (искаженный характер взаимоотношений,  отсутствие общих интересов, моральная  безответственность родителей, жестокость);

5.  криминальные факторы  (алкоголизм, наркомания, аморальный  образ жизни родителей, семейные  дебоши, наличие судимых членов  семьи) [6, с.110].

С.В. Тетерский выделяет семьи, которые в силу объективных или  субъективных причин находятся в  состоянии жизненных затруднений  и нуждаются в помощи со стороны  и судебной системы, системы социальной защиты и социального обслуживания:

а) семьи беженцев, вынужденных  переселенцев;

б) малообеспеченные семьи;

в) семьи с избыточной иждивенческой нагрузкой;

г) семьи воспитывающие  детей инвалидов;

д) неполные семьи;

е) семьи военнослужащих срочной службы;

ж) семьи безработных;

з) семьи военнослужащих – контрактников;

к) семьи проживающие в  неблагополучных регионах;

л) семьи, где родители долго  не получают заработную плату [51, с.156]

Всем этим семьям необходима психолого-педагогическая, реабилитационная, правовая, а так же социально –  педагогическая помощь.

Как нам известно, личность подрастающего поколения формируется  не в вакууме, не сама по себе, а в  окружающей его социальной среде. Последняя  имеет решающее значение для процесса воспитания. Особенно важно влияние  малых групп, в которых школьник взаимодействует с другими людьми. Это семья, школа, класс, неформальные группы общения.

Информация о работе Социальная работа с семьями группы риска