Социальная работа с семьями группы риска

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Апреля 2012 в 14:28, курсовая работа

Краткое описание

Главным социальным фактором, влияющим на становление личности, является семья. В зависимости от состава семьи, от отношений к членам семьи и вообще к окружающим людям человек смотрит на мир положительно или отрицательно, формирует свои взгляды, строит свои отношения с окружающими. Отношения в семье влияют на то, как человек в дальнейшем будет строить свою карьеру, по какому пути он пойдет.

Файлы: 1 файл

Готовая курсовая!.docx

— 58.29 Кб (Скачать)

В целом первичное изучение семьи включает:

а) выявление состава семьи;

б) анализ внутренних и внешних  контактов семьи;

в) выявление ценностных ориентаций семьи;

г) определение уровня материального  обеспечения, условия жизни и  быта;

д) определения особенностей состояния здоровья членов семьи; При  первичном изучении семьи «группы  риска» специалист использует различные  методы: беседы с членами семьи, наблюдение семьи вне дома, беседы со специальным  окружением семьи.

Рекомендации по проведению беседы:

Возможно проведение беседы с родителями, как на дому, так  и в общеобразовательном учреждении, куда приглашаются члены семьи. В  начале беседы социальный работник представляется, объявляет цели беседы. Продолжительность  встречи не должна превышать более  одного часа. В отдельных случаях беседа проводится с участием психолога, специалиста по охране детства. Вопросы, как правило, в большей мере касающиеся ребенка, детско-родительских отношений, восприятия родителями семейной ситуации. Начинать лучше с простых вопросов, на нейтральную тему.

Основные требования к  проведению беседы:

1.определить цель беседы;

2.определить основные  вопросы, которые будут заданы;

3.собеседник должен быть  уверен, что беседа приносит ему  пользу;

4.важно следить за точностью  формулировок.

Можно начинать с расспроса, постепенно переходя к активному  слушанию [49, с.231].

Таким образом, проанализировав  направления деятельности социальной работы в отношении семей «группы  риска», можно сделать вывод, что  помощь семьям оказывается системно и в большом объеме. Несмотря на все усилия государственных и  негосударственных организаций  в помощи семьям, проблемы внутрисемейных отношений и вообще сохранения ценности семьи остаются актуальными, и по сей день.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВЫВОД ПО ГЛАВЕ 1.

Таким образом, в 1 главе мы рассмотрено понятие «семья группы риска» - это категория семей, которая в силу определенных обстоятельств своей жизни более других категорий подвержена негативным внешним воздействиям со стороны общества. Основной причиной попадания семьи в группу риска, являются сложные жизненные обстоятельства. А также пришли к выводу, что главной целью работы специалистов с семьёй «группы риска» является сохранение семьи (то есть решение проблем и взрослых и их детей).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА II. СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА С СЕМЬЯМИ «ГРУППЫ РИСКА» В Д. ВАНДЫШЕВКА УЙСКОГО РАЙОНА

2.1 Результат проведенного  исследования с семьями «группы  риска» в д. Вандышевка Уйского район

 

В настоящие время в  д. Вандышвка особо остро рассматривается  проблема семьи. Ведь именно благополучие семьи влияет на развитие личности ребенка. К семьям «группы риска» относятся многие семьи, но особое внимание стоит уделить семьям, где находятся  пьющие, неработающие родители. На сегодняшний  день в Вандышшшвской школе выделяют 6 семей «группы риска», в них  проживает 14детей. Школа активно  сотрудничает с различными подразделениями  и отдельными лицами, для того что  бы улучшить положение семей.

Результат алкогольной зависимости  не сводится лишь к физическому разрушению организма, в итоге разрушается  вся семейная система, утрачивающая способности существовать в условиях отсутствия кризисов. В процессе многолетней  практической деятельности в качестве нарколога Энн У. Смит пришла к  выводу о том, что алкоголизм поражает психику не только непосредственных больных, но в определенной степени  и людей семейного окружения. Этот вывод послужил поводом привлечь внимание психологов, дефектологов, наркологов, педагогов к данной проблеме, помочь организовать нуждающимся и страдающим людям необходимую помощь и поддержку.

Главная характеристика созависимости  – направленность личности во вне, что обусловлено её заниженной самооценкой. Для лечения взаимозависимости  нет ни единственного лучшего  места, ни единственного правильного  пути. С годами растет знание проблемы, и опытный врач применяет свой метод лечения [50, с.13-15].

Существует целая методика лечения взаимозависимости от алкоголизма  в семье. Энн Смит описывает подобное лечение через следующие стадии и подходы: дети, родители которых были алкоголиками, часто сами заболевают хроническим алкоголизмом. Риск заболеть у них выше, чем у тех, чьи родители не злоупотребляют спиртными напитками. Они затрудняются в принятии любых решений, склонны ко лжи, отличаются заниженной самооценкой, слабо развитым чувством юмора, в дальнейшем у них возникают трудности в интимных отношениях. Самое главное – все они стремятся плыть по течению, подстраиваться под окружающих. Они не управляют обстоятельствами; индивидуальность, творческое начало у них не проявляются; часто возникают сомнения, неуверенность в правильности своих поступков. Большинство из них нуждаются в поддержке, одобрении, успокоении. Таким образом, дети пьющих родителей составляют генетическую группу риска по заболеваемости алкоголизмом и наркоманией [52, с.31].

Дети из алкогольных семей  несут в себе комплекс психологических  проблем, связанных с определенными  правилами и ролевыми установками  такой семьи, что тоже ведет к  вероятности попасть в группу социального риска. Ребенок, чтобы  выжить в алкогольной семье, неизбежно  усваивает дезадаптивные формы  поведения. В семьях с алкогольной  зависимостью, по мнению специалистов, вырабатываются три основных правила  или стратегии, которые передаются от взрослых к детям и становится их жизненным кредо: «не говори, не доверяй, не чувствуй».

С целью изучения особенностей организации социальной работы в  школе с семьями группы риска, в рамках подготовки данного дипломного проекта было проведено исследование.

В данную исследовательскую  работу были вовлечены дети группы риска подросткового возраста (11-15 лет), обучающийся в 6-9 классах Вандышевскй  средней образовательной школы, в количестве 52 человека.

Для изучения особенностей детей группы риска и социального  статуса их семей была проведена  анкета «Определение обобщенного показателя социального благополучия ребенка» [Приложение В ]

В ходе анализа анкет были выявлены следующие социальные характеристики: Состав семьи, у исследуемых детей 51,4% составили полные семьи, но имеются  и семьи, состоящие из многих поколений  – 28,5%. Имеются семьи, состоящие в  повторном браке -11,4%, а также выявилась  семья, в составе которой нет  родителей, а только бабушка – 8,7%.

Школьная успеваемость, у 53% исследуемых подростков удовлетворительная и у 37% школьников – хорошая. Наряду с успевающими школьниками имеются  учащиеся, которые не успевают по нескольким предметам, их 10%.

В ходе нашего исследования выяснилось, что забота о здоровье отнюдь не осознаётся как приоритетная жизненная ценность. В системе  ценностей – здоровье занимает одно из последних мест. Поэтому 23 учащихся (49%) имеют хронические заболевания, 17 учащихся (31,4%) практически здоровы. У 14,6% подростков имеются отставания в умственном развитии, у 5% - врожденные патологии, нервно-психические заболевания.

Санитарно-жилищные условия  жизни семей достаточно хорошие, 60% семей имеют отдельные благоустроенные  квартиры и всего 3% живут без удобств.

Доход очень низкий у 56,4% семей, 28% семей находятся на грани  нищенства и лишь 15,6% семей имеют  благополучное материальное положение.

Несмотря на то, что семьи  в основном полные, уровень социального  благополучия семей достаточно низкий. В 57% семей часто происходят ссоры, скандалы, один из родителей склонен  к пьянству, хотя у многих доход  семьи очень низкий. В 23% присутствует пьянство, рукоприкладство, что говорит  о неблагополучии семьи. Родители 3% подростков состоят на учете с  диагнозом алкоголизм, асоциальное  поведение и лишь у 17% исследуемых  в семье присутствует доброжелательность, атмосфера взаимной поддержки.

Поведение детей в школе  у 53% неудовлетворительное, неоднократно были замечены в асоциальном поведении 30,6% исследуемых, состоят на учете  в инспекции по делам несовершеннолетних 11,4% учащихся испытуемых. Вышеперечисленные  показатели позволяют отнести данных детей к категории группы риска.

В деревне, где поживают испытуемые не создано досуговое общение  по интересам. В связи с этим у 41,4% подростков общение строится на основе пустого времяпрепровождения, 39,5% подростка организовали асоциальные  группы с ориентацией на мелкое хулиганство, драки, а 17,1% организовали криминогенные  группы, которые состоят на учете  в инспекции по делам несовершеннолетних.

В связи с тем, что дети ведут асоциальный образ жизни, только у 28,4% подростков позитивная ориентация в формировании жизненных целей, но представление о путях и  средствах их достижения расплывчаты, неопределенны. У 30,4% отсутствуют определенные цели и планы на будущее, а у 36% - жизненные цели явно носят негативный характер, преобладают асоциальные  ориентации, отсутствует установка  на общественно полезный труд. Интересы подростков ограничены, у большинства  детей имеются правонарушения. И  лишь у 5,8% подростков четко определены жизненные планы, видится стремление к достижению поставленных целей.

В 49% семей эмоциональное  отношение родителей к детям  равнодушное, отсутствует забота, дети предоставлены сами себе, что говорит  о безнадзорности детей, многие родители относятся к детям как к  дополнительной проблеме. В 23% семей  для родителей первична собственная  жизнь, но отношение к детям доброжелательное, заинтересованное, это в основном семья, состоящая в повторном  браке. У 8,5% детей отношения с  родителями напряженно-конфликтные, родители применяют различные формы насилия. В 5,8% эмоциональные отношения родителей  с детьми строятся на основе постоянной поддержки, разумной требовательности, демократизме, создана атмосфера  доверия.

В связи с данным исследованием  особенностей и социального статуса  семей можно сделать следующие  выводы: среди испытуемых были в  основном полные семьи – 51,4%; школьная успеваемость детей – удовлетворительная 53%. Большинство из испытуемых-подростков имеют хронические заболевания – 49%. Санитарно-жилищные условия семьи хорошие. Почти все испытуемые имеют отдельную жилплощадь – 60% семей. Доход семей низкий, что составило 56,4%. Уровень социального благополучия в 57% семей также низкий. В семьях случаются ссоры, скандалы, один из супругов склонен к злоупотреблению спиртных напитков. Поведение у подростков в школе неудовлетворительное. Из-за отсутствия досуговой базы для подростков, общение детей строится на основе пустого времяпрепровождения, отсутствия позитивных целей – 30%. В связи с этим жизненные цели детей расплывчаты и неопределенны у большинства испытуемых. Отношение родителей с детьми равнодушные, отсутствует забота о детях, среди детей встречается безнадзорность, дети в семьях воспринимаются как дополнительные проблемы для родителей.

При анализе характеристик  конкретного ребенка набор баллов у 87% семей составил ниже 30, что предполагает принадлежность семей к группе повышенного  риска.

В ходе работы с семьями  группы риска имеются недостатки и недоработки:

отсутствие средств у  главы района на социализацию семей;

безработица, слишком маленькая  заработная плата;

нежелание многих учреждений сотрудничать с семьями «группы  риска»;

недостаточное количество времени  на адаптацию семей [53,41c.]

Таким образом, основной проблемой  семей группы риска, является злоупотребление  взрослыми спиртными напитками. В ходе исследование их проблем, выявлены многие недоработки. Необходимо эффективно работать по устранению всех недостатков. И тогда это может привести к положительному результату.

 

 

 

 

2.2 Рекомендации  по дальнейшему развитию работы  с семьями «группы риска»

 

Исходя из проведенного исследования выяснилось, что в работе с семьями  «группы риска» в д. Вандышевка Уйского  района существует ряд проблем, перечисленных  выше. Мною предложена социальная программа  работы с семьями «группы риска» в д. Вандышевка.

Цели программы:

формирование культуры здорового  образа жизни семей «группы риска»;

повышение самооценки семьи, адаптация в окружающем обществе;

Задачи программы:

а) снижение безработицы;

б) создание условий для  формирование культуры здорового образа жизни семей «группы риска»;

в) содействие в решении  социальных проблем, развитии гражданской  и социальной активности;

г) содействие в оказании семье различных форм эффективной  защиты, рассмотрение их жалоб и  заявлений.

Основные направления:

1.совершенствование образовательной  системы в интересах каждой  семьи;

2.организация социальной  и медико-психолого-педагогической  помощи поддержки семей, 

3.обеспечение реальных  мер по защите прав, законов  и интересов семей «группы  риска».

Ожидаемые результаты:

сокращение алкогольной  зависимости родителей;

снижение уровня безработицы  и безнадзорности;

повышение социальной активности, заинтересованности семей в своем  благополучии.

Сроки реализации программы 2 года.

Данная программа является продолжением мероприятий государственной  политики, направленной на улучшение  жизни семей «группы риска».

Информация о работе Социальная работа с семьями группы риска