Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Апреля 2012 в 14:28, курсовая работа
Главным социальным фактором, влияющим на становление личности, является семья. В зависимости от состава семьи, от отношений к членам семьи и вообще к окружающим людям человек смотрит на мир положительно или отрицательно, формирует свои взгляды, строит свои отношения с окружающими. Отношения в семье влияют на то, как человек в дальнейшем будет строить свою карьеру, по какому пути он пойдет.
В целом первичное изучение семьи включает:
а) выявление состава семьи;
б) анализ внутренних и внешних контактов семьи;
в) выявление ценностных ориентаций семьи;
г) определение уровня материального обеспечения, условия жизни и быта;
д) определения особенностей состояния здоровья членов семьи; При первичном изучении семьи «группы риска» специалист использует различные методы: беседы с членами семьи, наблюдение семьи вне дома, беседы со специальным окружением семьи.
Рекомендации по проведению беседы:
Возможно проведение беседы
с родителями, как на дому, так
и в общеобразовательном
Основные требования к проведению беседы:
1.определить цель беседы;
2.определить основные вопросы, которые будут заданы;
3.собеседник должен быть уверен, что беседа приносит ему пользу;
4.важно следить за точностью формулировок.
Можно начинать с расспроса, постепенно переходя к активному слушанию [49, с.231].
Таким образом, проанализировав направления деятельности социальной работы в отношении семей «группы риска», можно сделать вывод, что помощь семьям оказывается системно и в большом объеме. Несмотря на все усилия государственных и негосударственных организаций в помощи семьям, проблемы внутрисемейных отношений и вообще сохранения ценности семьи остаются актуальными, и по сей день.
ВЫВОД ПО ГЛАВЕ 1.
Таким образом, в 1 главе мы рассмотрено понятие «семья группы риска» - это категория семей, которая в силу определенных обстоятельств своей жизни более других категорий подвержена негативным внешним воздействиям со стороны общества. Основной причиной попадания семьи в группу риска, являются сложные жизненные обстоятельства. А также пришли к выводу, что главной целью работы специалистов с семьёй «группы риска» является сохранение семьи (то есть решение проблем и взрослых и их детей).
ГЛАВА II. СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА С СЕМЬЯМИ «ГРУППЫ РИСКА» В Д. ВАНДЫШЕВКА УЙСКОГО РАЙОНА
2.1 Результат проведенного
исследования с семьями «
В настоящие время в
д. Вандышвка особо остро
Результат алкогольной зависимости не сводится лишь к физическому разрушению организма, в итоге разрушается вся семейная система, утрачивающая способности существовать в условиях отсутствия кризисов. В процессе многолетней практической деятельности в качестве нарколога Энн У. Смит пришла к выводу о том, что алкоголизм поражает психику не только непосредственных больных, но в определенной степени и людей семейного окружения. Этот вывод послужил поводом привлечь внимание психологов, дефектологов, наркологов, педагогов к данной проблеме, помочь организовать нуждающимся и страдающим людям необходимую помощь и поддержку.
Главная характеристика созависимости – направленность личности во вне, что обусловлено её заниженной самооценкой. Для лечения взаимозависимости нет ни единственного лучшего места, ни единственного правильного пути. С годами растет знание проблемы, и опытный врач применяет свой метод лечения [50, с.13-15].
Существует целая методика лечения взаимозависимости от алкоголизма в семье. Энн Смит описывает подобное лечение через следующие стадии и подходы: дети, родители которых были алкоголиками, часто сами заболевают хроническим алкоголизмом. Риск заболеть у них выше, чем у тех, чьи родители не злоупотребляют спиртными напитками. Они затрудняются в принятии любых решений, склонны ко лжи, отличаются заниженной самооценкой, слабо развитым чувством юмора, в дальнейшем у них возникают трудности в интимных отношениях. Самое главное – все они стремятся плыть по течению, подстраиваться под окружающих. Они не управляют обстоятельствами; индивидуальность, творческое начало у них не проявляются; часто возникают сомнения, неуверенность в правильности своих поступков. Большинство из них нуждаются в поддержке, одобрении, успокоении. Таким образом, дети пьющих родителей составляют генетическую группу риска по заболеваемости алкоголизмом и наркоманией [52, с.31].
Дети из алкогольных семей несут в себе комплекс психологических проблем, связанных с определенными правилами и ролевыми установками такой семьи, что тоже ведет к вероятности попасть в группу социального риска. Ребенок, чтобы выжить в алкогольной семье, неизбежно усваивает дезадаптивные формы поведения. В семьях с алкогольной зависимостью, по мнению специалистов, вырабатываются три основных правила или стратегии, которые передаются от взрослых к детям и становится их жизненным кредо: «не говори, не доверяй, не чувствуй».
С целью изучения особенностей организации социальной работы в школе с семьями группы риска, в рамках подготовки данного дипломного проекта было проведено исследование.
В данную исследовательскую работу были вовлечены дети группы риска подросткового возраста (11-15 лет), обучающийся в 6-9 классах Вандышевскй средней образовательной школы, в количестве 52 человека.
Для изучения особенностей детей группы риска и социального статуса их семей была проведена анкета «Определение обобщенного показателя социального благополучия ребенка» [Приложение В ]
В ходе анализа анкет были выявлены следующие социальные характеристики: Состав семьи, у исследуемых детей 51,4% составили полные семьи, но имеются и семьи, состоящие из многих поколений – 28,5%. Имеются семьи, состоящие в повторном браке -11,4%, а также выявилась семья, в составе которой нет родителей, а только бабушка – 8,7%.
Школьная успеваемость, у
53% исследуемых подростков удовлетворительная
и у 37% школьников – хорошая. Наряду
с успевающими школьниками
В ходе нашего исследования
выяснилось, что забота о здоровье
отнюдь не осознаётся как приоритетная
жизненная ценность. В системе
ценностей – здоровье занимает одно
из последних мест. Поэтому 23 учащихся
(49%) имеют хронические заболевания,
17 учащихся (31,4%) практически здоровы.
У 14,6% подростков имеются отставания
в умственном развитии, у 5% - врожденные
патологии, нервно-психические
Санитарно-жилищные условия
жизни семей достаточно хорошие,
60% семей имеют отдельные
Доход очень низкий у 56,4% семей, 28% семей находятся на грани нищенства и лишь 15,6% семей имеют благополучное материальное положение.
Несмотря на то, что семьи в основном полные, уровень социального благополучия семей достаточно низкий. В 57% семей часто происходят ссоры, скандалы, один из родителей склонен к пьянству, хотя у многих доход семьи очень низкий. В 23% присутствует пьянство, рукоприкладство, что говорит о неблагополучии семьи. Родители 3% подростков состоят на учете с диагнозом алкоголизм, асоциальное поведение и лишь у 17% исследуемых в семье присутствует доброжелательность, атмосфера взаимной поддержки.
Поведение детей в школе у 53% неудовлетворительное, неоднократно были замечены в асоциальном поведении 30,6% исследуемых, состоят на учете в инспекции по делам несовершеннолетних 11,4% учащихся испытуемых. Вышеперечисленные показатели позволяют отнести данных детей к категории группы риска.
В деревне, где поживают испытуемые не создано досуговое общение по интересам. В связи с этим у 41,4% подростков общение строится на основе пустого времяпрепровождения, 39,5% подростка организовали асоциальные группы с ориентацией на мелкое хулиганство, драки, а 17,1% организовали криминогенные группы, которые состоят на учете в инспекции по делам несовершеннолетних.
В связи с тем, что дети ведут асоциальный образ жизни, только у 28,4% подростков позитивная ориентация в формировании жизненных целей, но представление о путях и средствах их достижения расплывчаты, неопределенны. У 30,4% отсутствуют определенные цели и планы на будущее, а у 36% - жизненные цели явно носят негативный характер, преобладают асоциальные ориентации, отсутствует установка на общественно полезный труд. Интересы подростков ограничены, у большинства детей имеются правонарушения. И лишь у 5,8% подростков четко определены жизненные планы, видится стремление к достижению поставленных целей.
В 49% семей эмоциональное
отношение родителей к детям
равнодушное, отсутствует забота, дети
предоставлены сами себе, что говорит
о безнадзорности детей, многие родители
относятся к детям как к
дополнительной проблеме. В 23% семей
для родителей первична собственная
жизнь, но отношение к детям
В связи с данным исследованием особенностей и социального статуса семей можно сделать следующие выводы: среди испытуемых были в основном полные семьи – 51,4%; школьная успеваемость детей – удовлетворительная 53%. Большинство из испытуемых-подростков имеют хронические заболевания – 49%. Санитарно-жилищные условия семьи хорошие. Почти все испытуемые имеют отдельную жилплощадь – 60% семей. Доход семей низкий, что составило 56,4%. Уровень социального благополучия в 57% семей также низкий. В семьях случаются ссоры, скандалы, один из супругов склонен к злоупотреблению спиртных напитков. Поведение у подростков в школе неудовлетворительное. Из-за отсутствия досуговой базы для подростков, общение детей строится на основе пустого времяпрепровождения, отсутствия позитивных целей – 30%. В связи с этим жизненные цели детей расплывчаты и неопределенны у большинства испытуемых. Отношение родителей с детьми равнодушные, отсутствует забота о детях, среди детей встречается безнадзорность, дети в семьях воспринимаются как дополнительные проблемы для родителей.
При анализе характеристик
конкретного ребенка набор
В ходе работы с семьями группы риска имеются недостатки и недоработки:
отсутствие средств у главы района на социализацию семей;
безработица, слишком маленькая заработная плата;
нежелание многих учреждений сотрудничать с семьями «группы риска»;
недостаточное количество времени на адаптацию семей [53,41c.]
Таким образом, основной проблемой семей группы риска, является злоупотребление взрослыми спиртными напитками. В ходе исследование их проблем, выявлены многие недоработки. Необходимо эффективно работать по устранению всех недостатков. И тогда это может привести к положительному результату.
2.2 Рекомендации
по дальнейшему развитию
Исходя из проведенного исследования выяснилось, что в работе с семьями «группы риска» в д. Вандышевка Уйского района существует ряд проблем, перечисленных выше. Мною предложена социальная программа работы с семьями «группы риска» в д. Вандышевка.
Цели программы:
формирование культуры здорового образа жизни семей «группы риска»;
повышение самооценки семьи, адаптация в окружающем обществе;
Задачи программы:
а) снижение безработицы;
б) создание условий для формирование культуры здорового образа жизни семей «группы риска»;
в) содействие в решении социальных проблем, развитии гражданской и социальной активности;
г) содействие в оказании семье различных форм эффективной защиты, рассмотрение их жалоб и заявлений.
Основные направления:
1.совершенствование
2.организация социальной
и медико-психолого-
3.обеспечение реальных мер по защите прав, законов и интересов семей «группы риска».
Ожидаемые результаты:
сокращение алкогольной зависимости родителей;
снижение уровня безработицы и безнадзорности;
повышение социальной активности, заинтересованности семей в своем благополучии.
Сроки реализации программы 2 года.
Данная программа является продолжением мероприятий государственной политики, направленной на улучшение жизни семей «группы риска».
Информация о работе Социальная работа с семьями группы риска