Социальная работа с семьями группы риска

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Апреля 2012 в 14:28, курсовая работа

Краткое описание

Главным социальным фактором, влияющим на становление личности, является семья. В зависимости от состава семьи, от отношений к членам семьи и вообще к окружающим людям человек смотрит на мир положительно или отрицательно, формирует свои взгляды, строит свои отношения с окружающими. Отношения в семье влияют на то, как человек в дальнейшем будет строить свою карьеру, по какому пути он пойдет.

Файлы: 1 файл

Готовая курсовая!.docx

— 58.29 Кб (Скачать)

Каковы особенности той  или иной семьи вызывающие или  способствующие возникновению отклонений в поведении школьников? Они отражаются в изменяющихся классификациях семей, где часто появляются трудные  дети. Эти классификации в основном не противоречат, а дополняют друг друга. Остановимся на них подробнее.

Г.П. Бочкарева выделяет:

а) семью с неблагоприятной  атмосферой, где родители не только равнодушны, но и грубы, нечувствительны  по отношению к своим детям;

б) семья, в которой нет  эмоциональных контактов между  ее членами, существует безразличие  к потребностям ребенка при внешнем  благополучии отношений. Ребенок в  таких случаях стремится найти  эмоционально значимые отношения вне  семьи;

в) семью с нездоровой нравственной атмосферой. Там ребенку  прививаются социально нежелательные  потребности и интересы. Он вовлекается  в аморальный образ жизни [22, с.122].

Б.Н. Алмазов выделяет 4 типа неблагополучных семей способствующих появлению трудных детей:

а) семьи с недостатком  воспитательных ресурсов. К ним относятся  разрушенные или неполные семьи; семьи с недостаточно высоким  общим уровнем родителей; не имеющих  возможности оказывать помощь детям  в учебе; семьи с низким материальным уровнем. Эти семьи чаще по себе не формируют трудных детей. Известно много случаев, когда в таких  семьях выросли нравственно здоровые дети. Но все же эти семьи создают  неблагоприятный фон для воспитания ребенка;

б) конфликтные семьи, где  родители не стремятся исправить  недостатки своего характера, либо где  один из родителей нетерпим к другому. В таких семьях дети часто держатся оппозиционно, подчас конфликтно, - демонстративно. Более старшие протестуют против существующего конфликта, встают на сторону одного из родителей;

в) нравственно неблагополучные  семьи. Среди членов семьи отмечают различия в мировоззрении и принципах  организации семьи, стремление достичь  своих целей в ущерб интересам  других, использование чужого труда, стремление подчинять своей воле другого и т.п.;

г) педагогически некомпетентные семьи. В них недуманные или устаревшие представления в ребенке заменяют реальную картину их. Например, уверенность  в возможности полной самостоятельности  ребенка, ведущая к беспризорности, вызывает у последнего дискомфорт, эмоциональную напряженность, стремление оградиться от всего нового и незнакомого, недоверие к другому человеку [20, с.21]

Появлению трудных детей  также способствует отсутствие привязанности  между членами семьи, эмоциональные  и прочие психические расстройства родителей, асоциальное поведение  одного или обоих родителей, нарушенная или отсутствующая связь между  семьями разных поколений [23, с.89]

В последние годы в научной  литературе и массовых изданиях широко обсуждается тема жесткости и  насилия по отношению к детям  в семье. Насилие может принимать  как физическую, так и психологическую  формы. Насилия в семье проявляется  в избиении ребенка, нанесение ему  ожогов, испытании голодом и т.п. Психологическая травматизация  чаще всего бывает вызвана сдерживанием теплых родительских чувств к ребенку  резкой и грубой критикой в его  адрес, оскорблениями и запугиваниями [7, с.284]

Надо отметить, что психологическая  жестокость часто оказывается не менее вредной, чем физическая. Жестокость создает основу для хронической  психогенной травматизации, нередко  вызывая повторные  криминальные действия. Известны даже случаи убийства подростками своих жестоких родителей. В целом, следствием жестокого обращения  с детьми бывает их асоциальное поведение  в самостоятельной жизни

Все перечисленные факторы  играют значительную роль в формировании и развитии семьи. Социальный работник должен устранять данные воздействия  на семью. Необходимо тесное сотрудничество с такими семьями, и особенно с  их детьми. Если специалист займется устранение этих факторов, то его деятельность будет давать результат [30, с.69]

 

    1. Организация социальной работы с семьями «группы риска»

 

Современная семья призвана не только решать многочисленные проблемы, связанные с повседневной жизнедеятельностью своих членов, с рождением и  воспитанием ребенка, поддержкой недееспособных, но и быть своеобразным психологическим укрытием для человека. Она обеспечивает экономическую, социальную, психологическую и физическую безопасность и защищенность своим членам. Сегодня многие семьи нуждаются в помощи и поддержке, для того чтобы полноценно реализовывать предписываемые обществом функции [42, с.335]

В такой помощи нуждаются  неполные и многодетные семьи, семьи  одиноких матерей, военнослужащих, семьи, воспитывающие детей с ограниченными  возможностями, усыновленных и опекаемых  детей, имеющие родителей-инвалидов, студенческие семьи, семьи беженцев, мигрантов, безработных, асоциальные  семьи и др. Социальная работа в  них должна быть направлена на решение  повседневных семейных проблем, укрепление и развитие позитивных семейных отношений, восстановление внутренних ресурсов, стабилизацию достигнутых положительных  результатов, социально-экономическом  положении и ориентации на реализацию социализирующего потенциала. Исходя их этого, социальный работник призван  выполнять следующие функции:

а) диагностическую (изучение особенностей семьи, выявление ее потенциалов);

б) охранно-защитную (правовая поддержка семьи, обеспечение ее социальных гарантий, создание условий  для реализации ее прав и свобод);

в) организационно-коммуникативную (организация общения, инициирование  совместной деятельности, совместного  досуга, творчества);

г) социально-психолого-педагогическую (психолoго-педагогическое просвещение  членов семьи, оказание неотложной психологической  помощи, профилактическая поддержка  и патронаж);

д) прогностическую (моделирование  ситуаций и разработка определенных программ адресной помощи);

е) координационную (установление и поддержание объединение усилий департаментов помощи семье и  детству, социальной помощи населению, отделов семейного неблагополучия органов внутренних дел, социальных педагогов образовательных учреждений, реабилитационных центров и служб) [37, с.55].

Социальная работа с семьей «группы риска» - это особым образом  организованная деятельность, направленная на малые группы людей, нуждающихся  в социальной защите и поддержки  извне. Это одна из разновидностей социальной защиты населения, основным содержанием  которой является содействие, помощь, в восстановление и поддержании  нормального функционирования семьи. Социальная работа с семьей «группы  риска» сегодня представляет собой  многофункциональную деятельность по социальной защите и поддержке, социальному  обслуживанию семьи на государственном  уровне [48, с. 228].

Социальная работа с семьей «группы риска» включает в себя 2 основные задачи.

1. Социальную защиту семьи  – это многоуровневая система  преимущественно государственных  мер по обеспечению минимальных  социальных гарантии, прав, льгот  и свобод нормально функционирующей  семьи в ситуации риска интересах  гармоничного развития семьи,  личности и общества. Важная роль  в социальной защите семьи  отводится самой семье: укрепление  родительских уз; формирование устойчивости  против пропаганды секса, наркотиков, насилия, агрессивного поведения;  поддержания в норме психологического  здоровья семьи и др.

В настоящее время в  России сложились четыре основных формы  социальной защиты семей, имеющих детей:

а) денежные выплаты семье  на детей в связи с рождением, содержанием и воспитанием детей (пособия и пенсии);

б) трудовые, налоговые, жилищные, кредитные, медицинские и другие льготы семьям с детьми, родителям  и детям;

в) юридическое, медицинское, психолого-педагогическое и экономическое  консультирование, родительский всеобуч, научно практические конференции и  конгрессы;

г) федеральные, региональные целевые и социальные программы  типа «Планирование семьи» и «Дети  России» и другие;

2. Социальная поддержка  семьи «группы риска» предполагает  формальную и неформальную деятельность, а так же взаимоотношения специалистов  с семьями, оказавшихся в трудных  жизненных ситуациях. Социальная  поддержка семьи предполагает  меры предупредительного и восстановительного  свойства для семьи в случае  смерти близкого человека, болезни,  безработицы. Важную роль в  социальной поддержки семей, в  условиях развития рыночных отношений  играют Центры занятости всех  уровней, которые решают следующие  задачи:

а) сбор и распространение  информации по вопросам социальной поддержки  семьи;

б) предоставление консультационных услуг по вопросам профессионального  обучения и трудоустройства;

в) содействие в открытии предприятий семейного типа;

г) профессиональная ориентация детей и подростков;

д) выплата пособий по временной не занятости;

е) консультирование по вопросам подбора и использования рабочей  силы;

ж) оказание помощи в кадровом обеспечении;

з) социально – психологическая  работа с клиентами [35, с.330]

Социальное обслуживание семьи «группы риска» представляет собой деятельность социальных служб  по оказанию социально-бытовых, социально-медицинских, психолого-педагогических, социально-правовых услуг и материальной помощи, проведению социальной адаптации и реабилитации граждан, находящихся в трудной  жизненной ситуации. В узком смысле слова она понимается как процесс  предоставления семьям, отдельным людям, зависящим от других, и неспособных  самим о себе позаботится, конкретных социальных услуг, необходимых для  удовлетворения потребностей их нормального  развития, существования. Социальной обслуживание семьи – это одновременно и  система социальных услуг, бесплатно предоставляемых преимущественно пожилым семьям и семьям инвалидов на дому и в учреждениях социального обслуживания, не зависимо от форм собственности [39, с.103]

Неоценимую роль в этом сегодня выполняют  территориальные  Центры социальной помощи семьи и  детям, отделения по работе с семьей и детьми, в центрах социального  обслуживания и другие учреждения социального  обслуживания семей и детей, вниманием  которых охвачено минимум четыре группы семей:

а) многодетные, неполные, бездетные, разводящиеся, молодые, семьи несовершеннолетних родителей;

б) малообеспеченные, имеющие  неизлечимо больных людей;

в) семьи с неблагоприятным  психологическим климатом, с эмоционально-конфликтными отношениями, с педагогической несостоятельностью родителей и жестким обращением с детьми;

г) семьи, имеющие в составе  лиц, ведущих аморальный криминогенный  образ жизни, осужденных или вернувшихся  из мест лишения свободы.

Их основными задачами являются:

1. Выявление причин и  факторов социального неблагополучия  конкретных семей и их потребности  в социальной помощи.

2. Определение и предоставление  конкретных видов и форм социально-экономических,  психолого-социальных, социально-педагогических  и иных социальных услуг семьям, нуждающимся в социальной помощи.

3. Поддержка семей в  решении проблем их самообеспечения,  реализации собственных возможностей  по преодолению сложных жизненных  ситуаций.

4. Социальный патронаж  семей, нуждающихся в социальной  помощи, реабилитации и поддержке. 

5. Анализ уровня социального  обслуживания подготовки предложений  по развитию сферы социальных  услуг [41, с.632].

Работа с семьей включает в себя несколько этапов, первый из которой связан с изучением  социальной семьи, выявления ее статуса.

Изучение статуса семьи  и условий жизни ребенка:

На предварительном этапе  проводится диагностика всех детей  для выделения общей группы риска ( по всем факторам показателям). Цель этого  этапа заключается в определении  трудностей ребенка(учебная дезодаптация, неблагоприятная социальная ситуация в семье, проблемное поведение и  пр.).

Изучение социальным работником семейной ситуации проводится после  анализа социальных паспортов классов (групп). В дальнейшем семьи обследуются  в зависимости от выявленного  фактора риска с использованием подобранных диагностических средств. Такая углубленная диагностика  проводится совместно с психологом [45, с.456]

Таким образом, по результатам  двух этапов диагностики определяется статус семьи «группы риска», выявляется необходимость диагностической  работы с семьей, оказание специализированной помощи (медицинской, социальной, психологической), разрабатывается и реализуется  программа реабилитации. Определяется так же функционал других специалистов, имеющих ресурсы для оказания ребенку специализированной помощи.

Информация о работе Социальная работа с семьями группы риска