Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Апреля 2012 в 14:28, курсовая работа
Главным социальным фактором, влияющим на становление личности, является семья. В зависимости от состава семьи, от отношений к членам семьи и вообще к окружающим людям человек смотрит на мир положительно или отрицательно, формирует свои взгляды, строит свои отношения с окружающими. Отношения в семье влияют на то, как человек в дальнейшем будет строить свою карьеру, по какому пути он пойдет.
Социальные и экономические
проблемы, нацианально-демографические
и политико-правовые перемены в современной
России коснулись и системы
Вот поэтому в школе педагогическая деятельность учителей предметников и классных руководителей должна быть направлена на поддержку семей «группы риска». Ведь в результате ослабления института семьи, его воздействие на воспитание дает рост беспризорных и безнадзорных детей [53, с.23].
Данная программа будет проходить в два этапа:
I этап 2010 – 2011годы
совершенствование нормативно – правовой базы школы, направленных на защиту и поддержку семей «группы риска»;
организация работы родительских консультаций;
Организация работы социально-психологической службы, взаимодействие с инспектором ПДН, КДН иЗП;
Создание дифференцированной помощи нуждающимся семьям;
II этап 2011-2012 годы
Подготовка классных руководителей к работе с семьями «группы риска»;
Контрольная диагностика семей «группы риска». Анализ и оценка работы с точки зрения эффективности, внесение необходимых коррективов;
Проведение мероприятий по устранению данной проблемы.
Предлагаемый план мероприятий по работе с семьями «группы риска» в МОУ Вандышевская СОШ
Таблица 1.
№ п.п. |
Мероприятие |
Ответственные |
1 |
Определить категории семей по классам. |
Кл. руководитель |
2 |
Создание социального паспорта школы, класса |
Кл. руководитель и социальный работник школы |
3 |
Создать банк данных обо всех семьях, чьи дети обучаются в данной школе. |
социальный работник школы |
4 |
Обследовать жилищные условия |
социальный работник школы |
5 |
Разработка бесед, классных часов,родительских собраний на темы «проблемы семьи», «алкогольная зависимость» ит.п. |
социальный работник школы, классный руководитель, администрация школы |
6 |
сотрудничество со спец.службами и администрацией поселка |
социальный работник школы, классный руководитель, администрация школы |
7 |
Сотрудничество с ПДН,КДН, больницей |
администрация |
8 |
Проведение методических семинаров по проблемам семей в школе с приглашением детей и родителей. |
ЗДВР, психолог и социальный работник |
Таким образом, в ходе работы в два этапа, семью «группы риска» можно адаптировать, поставить на верный путь. Если социальный работник в школе не будет работать в одиночку, то данная программа должна дать результат.
ВЫВОД ПО ГЛАВЕ II.
Таким образом, во II главе были приведены результат исследования положения семей «группы риска» в д. Вандышевка Уйского район в ходе которого было выявлено, что основной проблемой семей «группы риска» является злоупотребление алкоголем, низкое материальное и социальное благополучие. А так же предложены рекомендации по дальнейшему развитию работы с семьями «группы риска».
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Изучив литературу по социальной работе
многих авторов, я определила сущность
и особенности семей «группы
риска». К семьям «группы риска»
относятся неполные, многодетные, молодые,
замещающие семьи, семьи, где дети-инвалиды
или родители инвалиды, семьи с
опекунами (престарелыми, педагогически
неграмотными, употребляющими алкоголь),
семьи во время или после развода,
семьи, где один или оба родителя
злоупотребляют алкоголем, семьи с
недостаточной психолого-
В семьях «группы риска» наблюдается слабая способность членов к анализу того, что происходит в семье, неспособность выдвигать цели по улучшению жизни семьи и достигать эффективных результатов, слабая способность обсуждать словесно проблемы семьи. Члены такой семьи часто агрессивно настроены друг к другу.
Семьям «группы риска» необходима
медико-социальная помощь. Данная помощь
оказывается разными
Социальная помощь направлена не только на восстановление, но и на сохранение и укрепление здоровья различных групп населения.
Социальная помощь семьям «группы риска» заключается в оказании наркологической, психотерапевтической поддержки родителей и детей, обеспечении детей до 1 года детским льготным питанием, направлении на лечение, реабилитацию, установление инвалидности, медицинском обследовании и лечении, формировании установок на здоровый образ жизни, обеспечении доступа к информации по вопросам здоровья, проведении медико-социальной экспертизы, санаторном оздоровлении, выявлении проблем жизнедеятельности ребенка в семье «группы риска», социально-педагогической поддержке семьи, в восстановлении гармонизации взаимоотношений между членами семьи, разработке индивидуального плана социально-педагогической поддержки семьи.
Правильная организация
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Аналитический вестник № 20 (176) Детская беспризорность и безнадзорность: проблемы, пути решения. – М., 2002. – 123 c.
2. Бабкин Н.И.Социальная педагогика. Методические рекомендации. – М., 1998. – 43 c.
3. Бареева Е.Б. Дезадаптация
детей и национальная
4. Безопасность в семье.
Безопасность на улице.
5. Беличева С.А. Социально-
6. Вдовина М.В. Межпоколенные
конфликты в современной семье:
7. Вестник социальной работы. № 1-2, 2001. – Ярославль, 2001. – 47 c.
8. Винтин И.А., Кузьменко Т.В. Роль социальных служб в планировании семьи. Аспект перинатальной психологии. – Саранск, 2004.
9. Государственная семейная политика. – М.,2004.- 15c.
10. Григорьев С.И., Гуслякова
Л.Г. Социология для
11. Гуманитар.изд.центр ВЛАДОС, 2008. – 351 с.
12. Дулинова Л., Кумпль
Ф., Холостова Е. Развитие
13. За безопасность семьи:
Методические материалы из
14. Закон о защите детства (зак-во РФ о защите прав ребёнка). Сборник-справочник. – М., 1994. -24c.
15. Защита прав семьи
и детей в программе действий
Президента РФ на 1996-2000 годы «Россия:
человек, семья. Общество. Государство».-
М.: Изд-во «Юридическая
16. Здравомыслова О.М., Арутюнян
М.Ю. Российская семья на
17. Змеев С.И. Технология
обучения взрослых: Учеб. пособие
для студ. Высш. Учеб. заведений. –
М: Издательский центр «
18. Изменение социально-
19. Опыт реализации молодежной семейной политики в субъектах Российской Федерации. – М., 2004. – 164 с.
20. Организация деятельности
специалистов по работе с
21. Основы профилактики
безнадзорности и
22. Основы социальной работы: Учебник / Отв. Ред. П.Д. Павленок. – 2-е изд-е, испр. И доп. – М.: ИНФРА-М, 2001. – 395 с.
23. Особенности работы с детьми и молодежью «группы риска» / Под научной редакцией С.А. Лисицина, С.В. Тарасова. – СПб.: Изд-во ЛОИРО, 2006. – 228 с.
24. Павленок П.Д. Теория,
история и методика социальной
работы: Ученое пособие. - 4-е изд.
– М.: Издательско-торговая
25. Памятка для
26. Пембертон К., Ричман
Б. Предоставление социальной
помощи на местном уровне. Методическое
пособие для руководителей
27. Правовые гарантии социальной защиты семьи. Женщин и детей.- М.: Луч, 1993 – 56c.
28. Проблема сиротства и деятельность учреждений, замещающих семейное воспитание.- Вып.2.- Москва, 1991- 69c.Программа сотрудничества ЕС и России; Проект «Дети и молодежь групп риска». – Майкоп: «Качество», 2006. – 169 с.
29. Психологическое сопровождение
лиц, переживших насилие в
30. Ребенок. Семья. Общество. – г. Арзамас, 2001. – 64 с.
31. Розелли Н. Социальная работа.- М.: Социнновация, 1994- 94c.
32. Ростовская Т.К. Молодая
семья в современном
33. Руденский Е.В. Дефект
социализации личности
34. Савинов Л.И. Семьеведение. Уч. Пособие. – Саранск: Изд-во Мордовского университета, 2000. – 113 c.
35. Саралиева З.М. и др.
Многодетные семьи в
36. Саралиева З.Х. Программа и тексты к учебному курсу «Семья – клиент социальной работы». Ч. 1. – Н.Н.: НИСОЦ, 2002. – 646 с.
37. Сборник «Проблемы
38. Семейная воспитательная
группа. Пособие для сотрудников
специализированных учреждений
социальной реабилитации
39. Семейные узы: Модели для сборки: Сборник статей. Кн. 1 / Сост. и редактор С. Ушакин. – М.: Новое литературное обозрение, 2004. – 632 с.
40. Семья и образование. Материалы II Международного конгресса «Российская семья» по теме «Семья и образование». Москва, 14-15 апреля 2005г / Под общей ред. Г.И. Климантовой. – М.: Издательство РГСУ, 2006. – 335 с.
41. Семья и семейные
отношения: современное
42. Соколова В.В. Уроки этики: как жить достойно. Задания и вопросы для обсуждения в школе и дома. – Н.Н., 2001. 115 с.
43. Социальная политика Швеции.- М.: «Социальная работа», 1999 – 54 c.
44. Социальная работа в Германии.- Ульяновск, 1996 – 67 c.
45. Социальная работа: история
и современность (региональный
аспект): коллективная монография/ Под
ред. Профессора Р.И.
46. Становление брачно-семейных отношений.- М.,1989 – 231 c.
47. Семья и школа №1-2 (2001) №4-5 (1995). 13-15c.
48. Современная воспитательная группы. Пособие для сотрудников социальных учреждений – Москва 2007 – 39 с.
49. Социальный педагог №8: Народное образования, 2009 – 64 с.
50. Социальный педагог №1: Народное образование, 2010- 17 с.
51. Социальный педагог №3: Народное образование, 2010- 134 с.
52. Социальный педагог №6: Народное образование, 2009- 21 с.
ПРИЛОЖЕНИЕ А
АКТ обследование жилищно-бытовых условий семьи
От__________20___г.
Мною__________________________
ФИО и должность
Совместно с
______________________________
ФИО и должность комиссии
В присутствии
______________________________
ФИО и должность присутствующих при обследовании
В результате обследования установлено, что_________ ФИО и должность
членов семьи
______________________________
______________________________
Жилая площадь
______________________________
Семейный доход
______________________________
Цель обследования
______________________________
Результата
______________________________
______________________________
Подписи ______________________________
Дата__________________________
ПРИЛОЖЕНИЕ Б
Анкета определение обобщенного показателя социального благополучия семьи
1. Состав семьи:
Информация о работе Социальная работа с семьями группы риска