Социальная работа с семьями группы риска

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Апреля 2012 в 14:28, курсовая работа

Краткое описание

Главным социальным фактором, влияющим на становление личности, является семья. В зависимости от состава семьи, от отношений к членам семьи и вообще к окружающим людям человек смотрит на мир положительно или отрицательно, формирует свои взгляды, строит свои отношения с окружающими. Отношения в семье влияют на то, как человек в дальнейшем будет строить свою карьеру, по какому пути он пойдет.

Файлы: 1 файл

Готовая курсовая!.docx

— 58.29 Кб (Скачать)

Социальные и экономические  проблемы, нацианально-демографические  и политико-правовые перемены в современной  России коснулись и системы образования. Как следствие, падает жизненный  уровень семей, увеличивается число  семей «группы риска». В МОУ  Вандышевскя СОШ так же происходит подъем роста неблагополучных семей. Дефицит гуманности и милосердия в обществе сказывается на семьях.

Вот поэтому в школе  педагогическая деятельность учителей предметников и классных руководителей  должна быть направлена на поддержку  семей «группы риска». Ведь в результате ослабления института семьи, его  воздействие на воспитание дает рост беспризорных и безнадзорных детей [53, с.23].

Данная программа будет  проходить в два этапа:

I этап 2010 – 2011годы

совершенствование нормативно – правовой базы школы, направленных на защиту и поддержку семей «группы  риска»;

организация работы родительских консультаций;

Организация работы социально-психологической  службы, взаимодействие с инспектором  ПДН, КДН иЗП;

Создание дифференцированной помощи нуждающимся семьям;

II этап 2011-2012 годы

Подготовка классных руководителей  к работе с семьями «группы  риска»;

Контрольная диагностика  семей «группы риска». Анализ и  оценка работы с точки зрения эффективности, внесение необходимых коррективов;

Проведение мероприятий  по устранению данной проблемы.

Предлагаемый план мероприятий  по работе с семьями «группы риска» в МОУ Вандышевская СОШ

 

 

Таблица 1.

№ п.п.

Мероприятие

Ответственные

1

Определить категории  семей по классам.

Кл. руководитель

2

Создание социального  паспорта школы, класса

Кл. руководитель и социальный работник школы

3

Создать банк данных обо  всех семьях, чьи дети обучаются  в данной школе.

социальный работник школы

4

Обследовать жилищные условия

социальный работник школы

5

Разработка бесед, классных часов,родительских собраний на темы «проблемы  семьи», «алкогольная зависимость» ит.п.

социальный работник школы, классный руководитель, администрация  школы

6

сотрудничество со спец.службами и администрацией поселка

социальный работник школы, классный руководитель, администрация  школы

7

Сотрудничество с ПДН,КДН, больницей

администрация

8

Проведение методических семинаров по проблемам семей  в школе с приглашением детей  и родителей.

ЗДВР, психолог и социальный работник


 

Таким образом, в ходе работы в два этапа, семью «группы  риска» можно адаптировать, поставить  на верный путь. Если социальный работник в школе не будет работать в  одиночку, то данная программа должна дать результат.

 

 

 

 

ВЫВОД ПО ГЛАВЕ II.

Таким образом, во II главе  были приведены результат исследования положения семей «группы риска» в д. Вандышевка Уйского район в ходе которого было выявлено, что основной проблемой семей «группы риска» является злоупотребление алкоголем, низкое материальное и социальное благополучие. А так же предложены рекомендации по дальнейшему развитию работы с семьями «группы риска».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Изучив литературу по социальной работе многих авторов, я определила сущность и особенности семей «группы  риска». К семьям «группы риска» относятся неполные, многодетные, молодые, замещающие семьи, семьи, где дети-инвалиды или родители инвалиды, семьи с  опекунами (престарелыми, педагогически  неграмотными, употребляющими алкоголь), семьи во время или после развода, семьи, где один или оба родителя злоупотребляют алкоголем, семьи с  недостаточной психолого-педагогической грамотностью родителей. Такие семьи  имеют относительные материальные блага, жилищные проблемы.

В семьях «группы риска» наблюдается  слабая способность членов к анализу  того, что происходит в семье, неспособность  выдвигать цели по улучшению жизни  семьи и достигать эффективных  результатов, слабая способность обсуждать  словесно проблемы семьи. Члены такой  семьи часто агрессивно настроены  друг к другу.

Семьям «группы риска» необходима медико-социальная помощь. Данная помощь оказывается разными структурами, которые работают сообща. Но главная  ответственность на восстановлении данной семьи лежит на специалисте  по социальной работе.

Социальная помощь направлена не только на восстановление, но и на сохранение и укрепление здоровья различных групп населения.

Социальная помощь семьям «группы риска» заключается в оказании наркологической, психотерапевтической поддержки родителей и детей, обеспечении детей до 1 года детским льготным питанием, направлении на лечение, реабилитацию, установление инвалидности, медицинском обследовании и лечении, формировании установок на здоровый образ жизни, обеспечении доступа к информации по вопросам здоровья, проведении медико-социальной экспертизы, санаторном оздоровлении, выявлении проблем жизнедеятельности ребенка в семье «группы риска», социально-педагогической поддержке семьи, в восстановлении гармонизации взаимоотношений между членами семьи, разработке индивидуального плана социально-педагогической поддержки семьи.

Правильная организация социальной деятельности способствует восстановлению и гармонизации семейных отношений и создает условия для успешной социализации ребенка.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Аналитический вестник  № 20 (176) Детская беспризорность  и безнадзорность: проблемы, пути  решения. – М., 2002. – 123 c.

2. Бабкин Н.И.Социальная  педагогика. Методические рекомендации. – М., 1998. – 43 c.

3. Бареева Е.Б. Дезадаптация  детей и национальная безопасность  России. – М., 2004.- 18-24 c.

4. Безопасность в семье.  Безопасность на улице. Безопасность  в обществе: методический сборник  в помощь специалистам государственных  и общественных структур. – Арзамас, 2002. – 194 с.

5. Беличева С.А. Социально-педагогическая  поддержка детей и семей группы  риска: межведомственный подход. – М.: Редакционно-издательский центр  Консорциума «Социальное здоровье  России», 2006. – 110 с. 

6. Вдовина М.В. Межпоколенные  конфликты в современной семье:  Монография. – М.: Изд-во Моск. Гуманит.  Ун-та, 2005. – 284 с. 

7. Вестник социальной  работы. № 1-2, 2001. – Ярославль, 2001. – 47 c.

8. Винтин И.А., Кузьменко  Т.В. Роль социальных служб  в планировании семьи. Аспект  перинатальной психологии. – Саранск, 2004.

9. Государственная семейная  политика. – М.,2004.- 15c.

10. Григорьев С.И., Гуслякова  Л.Г. Социология для социальной  работы. – М.: Издательский Дом  МАГИСТР-ПРЕСС, 2002. – 164 с. 10. Дементьева  И.Ф. Социализация детей в семье:  теории, факторы, модели. – М.: «Генезис», 2004. – 232 с. 

11. Гуманитар.изд.центр ВЛАДОС, 2008. – 351 с. 

12. Дулинова Л., Кумпль  Ф., Холостова Е. Развитие социальных  услуг в сельских местностях  Австрии и Германии. – М., 2003. -42c.

13. За безопасность семьи:  Методические материалы из опыта  работы центра социально-психологической  помощи семье. – Арзамас, 1999.- 12 c.

14. Закон о защите детства  (зак-во РФ о защите прав  ребёнка). Сборник-справочник. – М., 1994. -24c.

15. Защита прав семьи  и детей в программе действий  Президента РФ на 1996-2000 годы «Россия:  человек, семья. Общество. Государство».- М.: Изд-во «Юридическая литература», 1998- 67c.

16. Здравомыслова О.М., Арутюнян  М.Ю. Российская семья на европейском  фоне (по материалам международного  социологического исследования). –  М.: «Эдиториал УРСС», 1998. – 176 с. 

17. Змеев С.И. Технология  обучения взрослых: Учеб. пособие  для студ. Высш. Учеб. заведений. –  М: Издательский центр «Академия», 2002. – 128 с. 

18. Изменение социально-экономического  положения семей 1993-1997гг.- Москва, 1998 – 21c.

19. Опыт реализации молодежной  семейной политики в субъектах  Российской Федерации. – М., 2004. – 164 с.

20. Организация деятельности  специалистов по работе с семьей  и детьми. – СПб., 2004.-132c.

21. Основы профилактики  безнадзорности и беспризорности  несовершеннолетних. – М., 2003. – 89c.

22. Основы социальной работы: Учебник / Отв. Ред. П.Д. Павленок. – 2-е изд-е, испр. И доп. –  М.: ИНФРА-М, 2001. – 395 с.

23. Особенности работы  с детьми и молодежью «группы  риска» / Под научной редакцией  С.А. Лисицина, С.В. Тарасова. –  СПб.: Изд-во ЛОИРО, 2006. – 228 с.

24. Павленок П.Д. Теория, история и методика социальной  работы: Ученое пособие. - 4-е изд.  – М.: Издательско-торговая корпорация  «Дашков и К», 2005. – 476 с. 

25. Памятка для несовершеннолетних: имею право. – Арзамас, 2001-34c.

26. Пембертон К., Ричман  Б. Предоставление социальной  помощи на местном уровне. Методическое  пособие для руководителей органов  социальной защиты. – М.: Фонд  «Институт экономики города», 2002. – 76с.

27. Правовые гарантии социальной  защиты семьи. Женщин и детей.- М.: Луч, 1993 – 56c.

28. Проблема сиротства  и деятельность учреждений, замещающих  семейное воспитание.- Вып.2.- Москва, 1991- 69c.Программа сотрудничества  ЕС и России; Проект «Дети и  молодежь групп риска». – Майкоп: «Качество», 2006. – 169 с. 

29. Психологическое сопровождение  лиц, переживших насилие в семье:  Научно- методическое пособие / Под  ред. проф. Ю.П. Платонова. –  СПб.: Санкт-Петербургский государственный  институт психологии и социальной  работы, 2002. -234 с.

30. Ребенок. Семья. Общество. – г. Арзамас, 2001. – 64 с. 

31. Розелли Н. Социальная  работа.- М.: Социнновация, 1994- 94c.

32. Ростовская Т.К. Молодая  семья в современном российском  обществе. – Иваново: Изд-во Иван. Гос. Ун-та, 2005. – 107 с. 

33. Руденский Е.В. Дефект  социализации личности учащегося  в образовательном процессе школы:  генезис, феноменология, онтология.  Теоретико-экспериментальное основание  социально-педагогической виктомологии  образования: Монография. – Кемерова: Изд-во КРИПКиПРО, 2003. – 330 с. 

34. Савинов Л.И. Семьеведение. Уч. Пособие. – Саранск: Изд-во  Мордовского университета, 2000. –  113 c.

35. Саралиева З.М. и др. Многодетные семьи в Нижегородской  области. Н.Новгород, 2006. - 55 с. 

36. Саралиева З.Х. Программа  и тексты к учебному курсу  «Семья – клиент социальной  работы». Ч. 1. – Н.Н.: НИСОЦ, 2002. –  646 с.

37. Сборник «Проблемы исследования  социальных процессов в современной  России»: РИК им. Русанова 2006.- 106 c.

38. Семейная воспитательная  группа. Пособие для сотрудников  специализированных учреждений  социальной реабилитации несовершеннолетних.- Москва, 2002 – 39 c.

39. Семейные узы: Модели  для сборки: Сборник статей. Кн. 1 / Сост. и редактор С. Ушакин. –  М.: Новое литературное обозрение, 2004. – 632 с.

40. Семья и образование.  Материалы II Международного конгресса  «Российская семья» по теме  «Семья и образование». Москва, 14-15 апреля 2005г / Под общей ред.  Г.И. Климантовой. – М.: Издательство  РГСУ, 2006. – 335 с. 

41. Семья и семейные  отношения: современное состояние  и тенденции развития. – Н.Новгород: Издательство НИСОЦ, 2008. – 583 с.

42. Соколова В.В. Уроки  этики: как жить достойно. Задания  и вопросы для обсуждения в  школе и дома. – Н.Н., 2001. 115 с.

43. Социальная политика  Швеции.- М.: «Социальная работа», 1999 – 54 c.

44. Социальная работа в  Германии.- Ульяновск, 1996 – 67 c.

45. Социальная работа: история  и современность (региональный  аспект): коллективная монография/ Под  ред. Профессора Р.И. Даниловой.- Архангельск.

46. Становление брачно-семейных  отношений.- М.,1989 – 231 c.

47. Семья и школа №1-2 (2001) №4-5 (1995). 13-15c.

48. Современная воспитательная  группы. Пособие для сотрудников  социальных учреждений – Москва 2007 – 39 с. 

49. Социальный педагог  №8: Народное образования, 2009 – 64 с.

50. Социальный педагог  №1: Народное образование, 2010- 17 с.

51. Социальный педагог  №3: Народное образование, 2010- 134 с.

52. Социальный педагог  №6: Народное образование, 2009- 21 с.

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ А

 

АКТ обследование жилищно-бытовых условий семьи

 

От__________20___г.

Мною________________________________________________________

ФИО и должность 

Совместно с 

_____________________________________________________________

ФИО и должность комиссии

В присутствии

____________________________________________________________

ФИО и должность присутствующих при обследовании

В результате обследования установлено, что_________ ФИО и должность

членов семьи

_____________________________________________________________

_____________________________________________________________

Жилая площадь

_____________________________________________________________

Семейный доход

_____________________________________________________________

Цель обследования

_____________________________________________________________

Результата

_____________________________________________________________

_____________________________________________________________

Подписи ____________________________________________________

Дата_________________________________________________

 

ПРИЛОЖЕНИЕ Б

 

Анкета определение  обобщенного показателя социального  благополучия семьи

 

1. Состав семьи:

Информация о работе Социальная работа с семьями группы риска