Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2012 в 13:11, курсовая работа
Цель исследования – изучить особенности социальной работы с инвалидами с освещением перехода от медицинской и социальной модели инвалидности к биопсихосоциальной.
Исходя из цели исследования, необходимо решить следующие задачи:
рассмотреть теоретические и правовые основы социальной работы с людьми с ограниченными возможностями, раскрыть основные направления социальной работы с людьми с ограниченными возможностями: социальное обслуживание инвалидов, реабилитацию и медицинское освидетельствование, изучить основные направления социальной работы с инвалидами в Советском районе и в г. Югорске, осветить цели и задачи Государственной программы «Доступная среда» на 2011-2015 гг.
ВВЕДЕНИЕ …………………………………………………………………3
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
1. Теоретические и правовые основы социальной работы с людьми с ограниченными возможностями …………………………………………………6
1.1 Теоретические основы социальной работы с людьми с ограниченными возможностями ……………………………………………………………………..6
1.2 Правовые основы социальной работы с людьми с ограниченными возможностями…………………………………………………………………… 11
1.2.1 Федеральный закон от 2 августа 1995 г. № 122-ФЗ «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов»………………………11
1.2.2 Федеральный закон от 24.11.1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ»…………………………………………………… 14
1.2.3 Закон ХМАО-Югры от 07.11.2006 № 115-03 «О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан»………………………………………16
1.2.4 Государственная программа «Доступная среда» на 2011-2015 гг... 17
2. Основные направления социальной работы с людьми с ограниченными возможностями. Цели и задачи Гос.прог-мы на 2011-2015гг………………… 21
2.1Основные направления социальной работы с людьми с ограниченными возможностями……………………………………………………………………..21
2.1.1Реабилитация людей с ограниченными возможностями и медицинская экспертиза………………………………………………………… 21
2.1.2 Социальное обслуживание инвалидов……………………………….26
2.1.3Основные направления социальной работы с людьми с ограниченными возможностями в Советском районе и в г. Югорске…………29
2.2 Цель и задачи Государственной программы «Доступная среда» на 2011-2015 гг…………………………………………………………………………34
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ……………………………………………………………….38
Список использованных источников………………………… 40
Федеральный закон от 24.11.1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ» определяет государственную политику в области социальной защиты инвалидов в Российской Федерации, расшифровывает понятие «инвалид», основания определения инвалидности, понятие социальной защиты инвалидов, понятие реабилитации инвалидов, медико-социальной экспертизы и возлагает на государственную службу медико-социальной экспертизы перечень обязанностей.
Данный закон устанавливает компетенцию федеральных и региональных органов государственной власти в области социальной защиты инвалидов и узаконивает ответственность за причинение вреда здоровью, приведшего к инвалидности.
Основная глава данного закона посвящена обеспечению жизнедеятельности инвалидов. В нее вошли статьи, узаконивающие медицинскую помощь инвалидам, обеспечение беспрепятственного доступа инвалидов к информации, обеспечение беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной инфраструктуры, ответственность за неисполнение обязанностей по обеспечению доступа инвалидов к объектам социальной инфраструктуры, обеспечение инвалидов жилой площадью, воспитание и обучение детей инвалидов.
Государственная программа «Доступная среда» на 2011-2015 гг разработана с учетом международные обязательства в области реабилитации инвалидов, предусматривая осуществление мер по предоставлению инвалидам возможностей для достижения и сохранения максимальной независимости, реализации физических, умственных, социальных и профессиональных способностей и полного включения и вовлечения во все аспекты жизни общества.
Таким образом, завершая первую главу курсовой работы, можно сделать следующие выводы: социальная работа направлена на социальную помощь и поддержку людей, с ограниченными возможностями.
Признание гражданина инвалидом осуществляется при проведении медико-социальной экспертизы исходя из комплексной оценки состояния организма гражданина на основе анализа его клинико-функциональных, социально-бытовых, профессионально-трудовых и психологических данных с использованием классификаций и критериев, утверждаемых Министерством. Действующее федеральное законодательство устанавливает обязательства Правительства Российской Федерации, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, организаций независимо от организационно-правовых форм по созданию условий для беспрепятственного доступа инвалидов к информации и объектам социальной инфраструктуры, беспрепятственного пользования транспортом, средствами связи и информации, а также ответственность за уклонение от исполнения требований к созданию этих условий,
но не решает в полной мере проблему обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к информации, объектам социальной, транспортной и инженерной инфраструктур. Инновационным методом решения проблемы равной доступности всех членов общества к услугам и инфраструктуре является создание стратегии Универсального дизайна, которая направлена на то, чтобы проектирование и состав разных типов среды, изделий, коммуникаций, информационных технологий и услуг были доступны и понятны всем.
Раскрывая теоретические и правовые аспекты социальной работы можно сделать заключение, что в Российском обществе происходит постепенный переход от медицинской модели инвалидности к биопсихосоциальной.
2. Основные направления социальной работы с людьми с ограниченными возможностями. Цели и задачи Государственной программы «Доступная среда» на 2011-2015 гг»
2.1Основные направления социальной работы с людьми с ограниченными возможностями
2.1.1Реабилитация людей с ограниченными возможностями и медицинская экспертиза
Развитие государственной социальной политики в современных условиях требует новых механизмов, форм и методов ее реализации, основанных на оказании населению необходимого комплекса прямых социальных услуг. В соответствии с Концепцией развития социального обслуживания населения Российской Федерации (1993 г.), одним из важнейших звеньев этого механизма является создание системы социального обслуживания, обеспечивающей разнообразные формы социальной работы с различными категориями населения на территориальном уровне. Она должна включать в себя комплекс разнообразных целевых услуг различным социальным группам, находящимся в зоне риска и нуждающимся с учетом новых социальных реалий в общественной поддержке, помимо той, которая предоставляется централизованно.[1]
Одной из основных форм социальной работы с людьми с ограниченными возможностями является реабилитация.
Комитет ВОЗ (1980 г.) дал определение медицинской реабилитации: реабилитация - это активный процесс, целью которого является достижение полного восстановления нарушенных вследствие заболевания или травмы функций, либо, если это нереально - оптимальная реализация физического, психического и социального потенциала инвалида, наиболее адекватная интеграция его в обществе. Таким образом, медицинская реабилитация включает мероприятия по предотвращению инвалидности в период заболевания и помощь индивиду в достижении максимальной физической, психической, социальной, профессиональной и экономической полноценности, на которую он будет способен в рамках существующего заболевания. Среди прочих медицинских дисциплин реабилитация занимает особое место, так как рассматривает не только состояние органов и систем организма, но и функциональные возможности человека в его повседневной жизни после выписки из медицинского учреждения.
Реабилитацию инвалидов следует рассматривать с двух позиций. С одной стороны, реабилитация инвалида – это процесс восстановления здоровья человека и его социальных связей с окружающим миром вследствие активизации естественных биологических и физиологических механизмов и собственных усилий личности. С другой стороны, реабилитация инвалида – это система социально-экономических, медицинских, профессиональных, педагогических и других реабилитационных мероприятий, направленных на предупреждение прогрессирования патологического процесса, восстановление здоровья и личности, устранение или максимально возможную компенсацию ограничений жизнедеятельности человека[2].
Медицинские меры реабилитации инвалидов – это комплекс медицинских мер воздействия на человека, направленных на восстановление нарушенных или утраченных функций организма, приведших к инвалидности. Целью этих мер является восстановление, поддержание и охрана здоровья инвалида.
Медицинские меры реабилитации включают:
- восстановительное лечение, осуществляемое в учреждениях здравоохранения либо учреждениях другой ведомственной принадлежности, оказывающих медицинские услуги населению. В лечебный восстановительный комплекс должны входить социально-бытовая адаптация, социально-трудовая адаптация, подбор вспомогательных средств и их медико-техническая адаптация к инвалидам;
- санаторно- курортное лечение, осуществляемое в соответствующих учреждениях, оно может быть этапом восстановительного лечения или иметь общеукрепляющее значение;
- диспансерное наблюдение, проводимое для динамического медицинского контроля за состоянием здоровья инвалида и своевременной его коррекцией;
-медико-социальный экспертный контроль с целью динамической экспертной оценки состояния инвалида и своевременной его коррекции должен осуществляться службой медико- социальной экспертизы.[3]
Правильное представление о последствиях болезни имеет принципиальное значение для понимания сути медицинской реабилитации и направленности реабилитационных воздействий.
Оптимальным является устранение или полная компенсация повреждения путем проведения восстановительного лечения. Однако это не всегда возможно, и в этих случаях желательно организовать жизнедеятельность больного таким образом, чтобы исключить влияние на неё существующего анатомического и физиологического дефекта. Если при этом прежняя деятельность невозможна или отрицательно влияет на состояние здоровья, необходимо переключение больного на такие виды социальной активности, которые в наибольшей степени будут способствовать удовлетворению всех его потребностей.
Основные принципы медицинской реабилитации наиболее полно изложены одним из ее основоположников К. Ренкером:
1. Реабилитация должна осуществляться, начиная с самого возникновения болезни или травмы и вплоть до полного возвращения человека в общество (непрерывность и основательность).
2. Проблема реабилитации должна решаться комплексно, с учетом всех ее аспектов (комплексность).
3. Реабилитация должна быть доступной для всех кто в ней нуждается (доступность).
4. Реабилитация должна приспосабливаться к постоянно меняющейся структуре болезней, а также учитывать технический прогресс и изменения социальных структур (гибкость)
Медико-социальная экспертиза (далее - МСЭ) - определение в установленном порядке потребностей освидетельствуемого лица в мерах социальной защиты, включая реабилитацию, на основе оценки ограничений жизнедеятельности, вызванной стойким расстройством функций организма. МСЭ осуществляется исходя из комплексной оценки состояния организма на основе анализа клинико-функциональных, социально-бытовых, профессионально-трудовых, психологических данных.
Порядок организации и деятельности Государственной службы МСЭ определяется Правительством РФ. Учреждения создаются, реорганизуются и ликвидируются по решению органов исполнительной власти субъектов РФ в порядке, установленном законодательством РФ. Расходы на содержание учреждений производятся за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации.
На Государственную службу МСЭ возлагаются:
1) определение группы инвалидности, ее причин, сроков, времени наступления инвалидности, потребности инвалида в различных видах социальной защиты;
2) разработка индивидуальных программ реабилитации инвалидов;
3) изучение уровня и причин инвалидности населения;
4) участие в разработке комплексных программ профилактики инвалидности, медико-социальной реабилитации и социальной защиты инвалидов;
5) определение степени утраты профессиональной трудоспособности лиц, получивших трудовое увечье или профессиональное заболевание;
6) определение причины смерти инвалида в случаях, когда законодательством РФ предусматривается предоставление льгот семье умершего.
Государственная служба МСЭ, входит в систему (структуру) органов социальной защиты населения РФ. К учреждениям государственной службы МСЭ относятся бюро МСЭ (далее - бюро) и главное бюро МСЭ (далее - главное бюро).
Основными задачами этих учреждений являются:
-определение группы инвалидности, ее причин (обстоятельств и условий возникновения), сроков и времени наступления инвалидности, потребности инвалида в различных видах социальной защиты;
-разработка индивидуальных программ реабилитации инвалидов, содействие в реализации мероприятий социальной защиты инвалидов, включая их реабилитацию, и оценка эффективности этих мероприятий;
-формирование данных государственной системы учета инвалидов, изучение состояния, динамики инвалидности и факторов, к ней приводящих.
2.1.2 Социальное обслуживание инвалидов
Создание системы социального обслуживания призвано помочь снять многие проблемы, лежащие в сфере воспитания, ухода за нетрудоспособными членами семьи, реабилитации, организации быта, досуга, проблемы, связанные с конфликтностью в отношениях, снижающей способность к самообеспечению, способствующей маргинализации и другим асоциальным явлениям, что позволит поднять уровень социальных гарантий населению. Наряду с этим учреждения социального обслуживания должны способствовать координации усилий в этом направлении государственных органов и различных социальных структур, включая негосударственные, частные, благотворительные, церковные и т.п. организации, осуществляющие социальную помощь.[4]
Под социальным обслуживанием населения понимается деятельность соответствующих служб по социальной поддержке населения, оказанию социально-бытовых, социально-медицинских, психолого-педагогических, социально-правовых услуг и материальной помощи, проведению социальной адаптации и реабилитации граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации.
В Федеральном законе «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» определены основные принципы социального обслуживания, среди которых: адресность, доступность, добровольность, гуманность, приоритетность предоставления социальных услуг несовершеннолетним, находящимся в трудной жизненной ситуации, конфиденциальность, профилактическая направленность.
Бесплатное социальное обслуживание в государственной системе социальных служб в объемах, определенных государственными стандартами социального обслуживания, предоставляется, в частности, гражданам, не способным к самообслуживанию в связи с преклонным возрастом, болезнью, инвалидностью, не имеющим родственников, которые могут обеспечить им помощь и уход, - если среднедушевой доход этих граждан ниже прожиточного минимума, установленного для субъекта РФ, в котором они проживают.
Порядок и условия предоставления бесплатного надомного, полустационарного и стационарного социального обслуживания, а также на условиях полной или частичной оплаты устанавливаются органами исполнительной власти субъектов РФ.
При получении социальных услуг граждане пожилого возраста и инвалиды имеют право на:
- уважительное и гуманное отношение со стороны работников учреждений социального обслуживания;
- выбор учреждения и формы социального обслуживания в порядке, установленном органами социальной защиты населения субъектов РФ;
- информацию о своих правах, обязанностях, условиях оказания социальных услуг, о видах и формах социального обслуживания, показаниях на получение социальных услуг, об условиях их оплаты;
- добровольное согласие на социальное обслуживание (в отношении недееспособных граждан согласие дается их опекунами, а при их временном отсутствии – органами опеки и попечительства);
- отказ от социального обслуживания;
- конфиденциальность информации личного характера, ставшей известной работнику учреждения социального обслуживания при оказании социальных услуг (такая информация составляет профессиональную тайну указанных работников);
- защиту своих прав и законных интересов, в т.ч. в судебном порядке.
Перечень гарантированных государством социальных услуг утверждается органами исполнительной власти субъектов РФ с учетом потребностей населения, проживающего на территории соответствующего субъекта РФ.
Информация о работе Основные направления социальной работы с инвалидами