Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2012 в 13:11, курсовая работа
Цель исследования – изучить особенности социальной работы с инвалидами с освещением перехода от медицинской и социальной модели инвалидности к биопсихосоциальной.
Исходя из цели исследования, необходимо решить следующие задачи:
рассмотреть теоретические и правовые основы социальной работы с людьми с ограниченными возможностями, раскрыть основные направления социальной работы с людьми с ограниченными возможностями: социальное обслуживание инвалидов, реабилитацию и медицинское освидетельствование, изучить основные направления социальной работы с инвалидами в Советском районе и в г. Югорске, осветить цели и задачи Государственной программы «Доступная среда» на 2011-2015 гг.
ВВЕДЕНИЕ …………………………………………………………………3
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
1. Теоретические и правовые основы социальной работы с людьми с ограниченными возможностями …………………………………………………6
1.1 Теоретические основы социальной работы с людьми с ограниченными возможностями ……………………………………………………………………..6
1.2 Правовые основы социальной работы с людьми с ограниченными возможностями…………………………………………………………………… 11
1.2.1 Федеральный закон от 2 августа 1995 г. № 122-ФЗ «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов»………………………11
1.2.2 Федеральный закон от 24.11.1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ»…………………………………………………… 14
1.2.3 Закон ХМАО-Югры от 07.11.2006 № 115-03 «О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан»………………………………………16
1.2.4 Государственная программа «Доступная среда» на 2011-2015 гг... 17
2. Основные направления социальной работы с людьми с ограниченными возможностями. Цели и задачи Гос.прог-мы на 2011-2015гг………………… 21
2.1Основные направления социальной работы с людьми с ограниченными возможностями……………………………………………………………………..21
2.1.1Реабилитация людей с ограниченными возможностями и медицинская экспертиза………………………………………………………… 21
2.1.2 Социальное обслуживание инвалидов……………………………….26
2.1.3Основные направления социальной работы с людьми с ограниченными возможностями в Советском районе и в г. Югорске…………29
2.2 Цель и задачи Государственной программы «Доступная среда» на 2011-2015 гг…………………………………………………………………………34
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ……………………………………………………………….38
Список использованных источников………………………… 40
Таким образом, завершая данный параграф курсовой работы, можно сделать следующие выводы: социальная работа направлена на социальную помощь и поддержку людей, с ограниченными возможностями. Социальная работа с инвалидами должна способствовать развитию индивидуальных способностей и нравственно-волевые качества клиентов, побуждая их к самостоятельным действиям к принятию личной ответственности за все, происходящее в их жизни, содействовать достижению взаимопонимания между клиентом и социальной средой, в которой он существует, способствовать распространению информации о правах и льготах отдельных категории граждан, обязанностях и возможностях социальных служб, обеспечивать консультации по юридическим, правовым аспектам социальной политики.
Признание гражданина инвалидом осуществляется при проведении медико-социальной экспертизы исходя из комплексной оценки состояния организма гражданина на основе анализа его клинико-функциональных, социально-бытовых, профессионально-трудовых и психологических данных с использованием классификаций и критериев, утверждаемых Министерством.
Усилия социальных работников, и всего общества в целом, должны способствовать переходу к биопсихосоциальной модели инвалидности.
1.2 Правовые основы социальной работы с людьми с ограниченными возможностями
1.2.1 Федеральный закон от 2 августа 1995 г. № 122-ФЗ «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов»
Социальная поддержка, социальная защита людей, в целом социальная работа определяются социальной политикой государства как определенной ориентацией и системой мер по оптимизации социального развития общества, отношений между социальными и другими группами, созданию тех или иных условий для удовлетворения жизненных потребностей их представителей.
В Российской Федерации последовательно проводится работа по социальной защите инвалидов, направленная на улучшение их социального положения, повышения доходов и качества жизни.
В августе 1995г. выходит федеральный закон «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов», в ноябре – «Об основах социального обслуживания населения Российской Федерации», «О социальной защите инвалидов в РФ». Они стали основой законодательной базы в сфере социальной защиты инвалидов.
Социальное обслуживание в соответствии с Федеральным законом «Об основах социального обслуживание населения в Российской Федерации» от 10 декабря 1995 г. № 195-ФЗ представляет собой деятельность социальных служб по социальной поддержке, оказанию социально-бытовых, социально-медицинских, психолого-педагогических, социально-правовых услуг и материальной помощи, проведению социальной адаптации и реабилитации граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации.
Граждане пожилого возраста (женщины старше 55 лет, мужчины старше 60 лет) и инвалиды (в т.ч. дети-инвалиды), нуждающиеся в постоянной или временной посторонней помощи в связи с частичной или полной утратой возможности самостоятельно удовлетворять свои основные жизненные потребности вследствие ограничения способности к самообслуживанию и (или) передвижению, имеют право на социальное обслуживание, осуществляемое в государственном и негосударственном секторах системы социального обслуживания.
Вторая глава Федерального закона «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов» от 2 августа 1995 г. № 122-ФЗ устанавливает права граждан пожилого возраста и инвалидов в сфере социального обслуживания.
Третья глава данного закона устанавливает формы социального обслуживания, дает развернутую характеристику форм обслуживания.
В статье 16 третьей главы предусмотрено 5 форм социального обслуживания: социальное обслуживание на дому (включая социально-медицинское обслуживание); полустационарное социальное обслуживание в отделениях дневного (ночного) пребывания учреждений социального обслуживания; стационарное социальное обслуживание в домах-интернатах для престарелых и инвалидов, психоневрологических интернатах, детских домах-интернатах для умственно отсталых детей, пансионатах и других учреждениях социального обслуживания независимо от их наименования; срочное социальное обслуживание; социально-консультативная помощь.
Гражданам пожилого возраста и инвалидам может предоставляться жилое помещение в домах жилого фонда социального использования.
Социальное обслуживание по желанию граждан пожилого возраста и инвалидов может осуществляться на постоянной или временной основе.
В статьи 17,18,19,20 даны понятия форм социального обслуживания и перечни гарантированных государством услуг.
В статье 21 данной главы установлены обязанности администрации стационарного учреждения социального обслуживания. В статья 23 расшифровано понятие социально-консультативной помощи.
Глава четвертая закона «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов» устанавливает организацию социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов. Статья 25 гласит: «Система социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов основана на использовании и развитии всех форм собственности и состоит из государственного и негосударственного секторов социального обслуживания.
Статья 30 определяет статус учреждений социального обслуживания. Статья 31 данного закона определяет основные источники финансирования системы социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов. Статья 33 устанавливает общественные объединения, относящиеся к негосударственному сектору социального обслуживания.
Глава 5 выше указанного закона устанавливает права на осуществление профессиональной деятельности в сфере социального обслуживания.
1.2.2 Федеральный закон от 24.11.1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ»
Настоящий Федеральный закон определяет государственную политику в области социальной защиты инвалидов в Российской Федерации, целью которой является обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, а также в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами РФ.
В главе первой данного закона даются основные понятия, используемые в данном документе: понятие «инвалид», основания определения инвалидности,
понятие социальной защиты инвалидов. Статьи 4 и 5 данной главы устанавливает компетенцию федеральных и региональных органов государственной власти в области социальной защиты инвалидов. Статья 6 узаконивает ответственность за причинение вреда здоровью, приведшего к инвалидности.
Глава вторая закона «О социальной защите инвалидов в РФ» дает понятие медико-социальной экспертизы и возлагает на государственную службу медико-социальной экспертизы перечень обязанностей.
Третья глава выше указанного закона дает понятия: реабилитации инвалидов, федеральной базовой программы реабилитации инвалидов, индивидуальной программы реабилитации инвалида, государственной службы реабилитации инвалидов.
Четвертая глава данного закона посвящена обеспечению жизнедеятельности инвалидов. В нее вошли статьи, узаконивающие медицинскую помощь инвалидам, обеспечение беспрепятственного доступа инвалидов к информации, обеспечение беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной инфраструктуры и т.д.
Следует отметить три принципиальных положения, составляющих основу Закона.
Первое - это наличие у инвалидов особых прав на определенные условия для получения образования; обеспечение средствами передвижения; на специализированные жилищные условия; первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства, ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства, и другие. Например, жилые помещения должны теперь предоставляться инвалидам, семьям, имеющим детей-инвалидов, с учетом состояния здоровья и других обстоятельств. Вводятся особые условия для обеспечения занятости инвалидов. Для предприятий, учреждений, организаций, независимо от форм собственности, имеющих численность работников более 30 человек, устанавливается квота для приема на работу инвалидов - в процентах к среднесписочной численности работников (но не менее трех процентов).
Второе немаловажное положение - это право инвалидов быть активными участниками всех тех процессов, которые касаются принятия решений относительно их жизнедеятельности, статуса и т.д. Федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов РФ должны привлекать полномочных представителей общественных объединений инвалидов для подготовки и принятия решений, затрагивающих интересы инвалидов. Решения, принятые с нарушением этой нормы, могут быть признаны недействительными в судебном порядке.
Третье положение провозглашает создание специализированных государственных служб: медико-социальной экспертизы и реабилитации. Они призваны формировать систему обеспечения относительно независимой жизнедеятельности инвалидов. При этом среди функций, возлагаемых на государственную службу медико-социальной экспертизы, - определение группы инвалидности, ее причин, сроков, времени наступления инвалидности, потребности инвалида в различных видах социальной защиты; определение степени утраты профессиональной трудоспособности лиц, получивших трудовое увечье или профессиональное заболевание; уровня и причин инвалидности населения и др. Закон обращает внимание на основные направления решения проблем инвалидов. В частности, в нем говорится об их информационном обеспечении, вопросах учета, отчетности, статистики, потребностях инвалидов, о создании безбарьерной среды жизнедеятельности.
Закон говорит о создании комплексной системы многопрофильной реабилитации инвалидов, включающей медицинский, социальный и профессиональный аспекты. Затрагивает он и проблемы подготовки профессиональных кадров для работы с инвалидами, в том числе и из самих инвалидов.
1.2.3 Закон ХМАО-Югры от 07.11.2006 № 115-03 «О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан»
Согласно данному региональному закону инвалидам предоставляются следующие меры социальной поддержки:
1. Бесплатное изготовление и ремонт зубных протезов, за исключением из дорогих металлов.
2.Передача в собственность транспортных средств инвалидам, вставшим на очередь до 31 декабря 2004 года и получившим их в пользование в качестве средств реабилитации, в порядке, установленном законодательством.
3.Предоставление инвалидам бесплатных услуг по ремонту их транспортных средств.
4. Бесплатное обеспечение трудоспособных инвалидов техническими средствами реабилитации.
1.2.4 Государственная программа «Доступная среда» на 2011-2015 гг.
С учетом требований Конвенция ООН о правах инвалидов, а также положений Международной классификации функционирования, ограничений жизнедеятельности и здоровья (МКФ), доступная среда может определяться как физическое окружение, транспорт, информация и связь, дооборудованные, путем устранения препятствий и барьеров, возникающих у индивида или группы людей, с учетом их особых потребностей. Доступность среды определяется уровнем ее возможного использования соответствующей группой населения.
Важнейшим условием формирования доступной среды является индивидуальный подход в решении вопросов доступности применительно к каждому конкретному инвалиду с учетом его потребностей, окружения, семейных условий, образования, вида трудовой деятельности, личностных особенностей; сопоставления желаний инвалида и его объективных возможностей.
В настоящее время доступность среды для инвалидов в Российской Федерации находится на низком уровне.
Рекомендации Комитета Министров Европы государствам-членам о достижении полного участия благодаря универсальному дизайну подчеркивают необходимость разработки таких решений, которые ориентируются на все общество, при проектировании с учетом адаптируемости и совместимости, для того, чтобы охватить как можно большее количество людей, включая и лиц с инвалидностью, исходя в целом из того, что разработка политики, планирование, застройка, информация, изделия и услуги должны отвечать потребностям людей с разными возможностями. .
Конвенция ООН о правах инвалидов устанавливает международные обязательства государств-участников в области реабилитации инвалидов, предусматривая осуществление мер по предоставлению инвалидам возможностей для достижения и сохранения максимальной независимости, реализации физических, умственных, социальных и профессиональных способностей и полного включения и вовлечения во все аспекты жизни общества, - путем организации, укрепления и расширения комплексных реабилитационных услуг и программ.
Для решения вышеизложенных проблем Правительство РФ в марте 2011г. утвердило Госпрограмму «Доступная среда» на 2011-2015 гг. общей стоимостью 46,888 млрд. руб. В том числе из федерального бюджета запланировано выделить 26 млрд 900 млн руб, из средств бюджетов субъектов РФ – 19 млрд 718,99 млн руб, а из внебюджетных источников необходимо привлечь 269,34 млн руб. Целью программы является формирование условий для беспрепятственного доступа инвалидов и других маломобильных групп населения к объектам и услугам, интеграции инвалидов с обществом и повышения уровня их жизни.
Таким образом, завершая данный параграф можно сделать следующие выводы. Социальное обслуживание в соответствии с Федеральным законом «Об основах социального обслуживание населения в Российской Федерации» от 10 декабря 1995 г. № 195-ФЗ представляет собой деятельность социальных служб по социальной поддержке, оказанию социально-бытовых, социально-медицинских, психолого-педагогических, социально-правовых услуг и материальной помощи, проведению социальной адаптации и реабилитации граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации.
Информация о работе Основные направления социальной работы с инвалидами