Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2012 в 13:11, курсовая работа
Цель исследования – изучить особенности социальной работы с инвалидами с освещением перехода от медицинской и социальной модели инвалидности к биопсихосоциальной.
Исходя из цели исследования, необходимо решить следующие задачи:
рассмотреть теоретические и правовые основы социальной работы с людьми с ограниченными возможностями, раскрыть основные направления социальной работы с людьми с ограниченными возможностями: социальное обслуживание инвалидов, реабилитацию и медицинское освидетельствование, изучить основные направления социальной работы с инвалидами в Советском районе и в г. Югорске, осветить цели и задачи Государственной программы «Доступная среда» на 2011-2015 гг.
ВВЕДЕНИЕ …………………………………………………………………3
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
1. Теоретические и правовые основы социальной работы с людьми с ограниченными возможностями …………………………………………………6
1.1 Теоретические основы социальной работы с людьми с ограниченными возможностями ……………………………………………………………………..6
1.2 Правовые основы социальной работы с людьми с ограниченными возможностями…………………………………………………………………… 11
1.2.1 Федеральный закон от 2 августа 1995 г. № 122-ФЗ «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов»………………………11
1.2.2 Федеральный закон от 24.11.1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ»…………………………………………………… 14
1.2.3 Закон ХМАО-Югры от 07.11.2006 № 115-03 «О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан»………………………………………16
1.2.4 Государственная программа «Доступная среда» на 2011-2015 гг... 17
2. Основные направления социальной работы с людьми с ограниченными возможностями. Цели и задачи Гос.прог-мы на 2011-2015гг………………… 21
2.1Основные направления социальной работы с людьми с ограниченными возможностями……………………………………………………………………..21
2.1.1Реабилитация людей с ограниченными возможностями и медицинская экспертиза………………………………………………………… 21
2.1.2 Социальное обслуживание инвалидов……………………………….26
2.1.3Основные направления социальной работы с людьми с ограниченными возможностями в Советском районе и в г. Югорске…………29
2.2 Цель и задачи Государственной программы «Доступная среда» на 2011-2015 гг…………………………………………………………………………34
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ……………………………………………………………….38
Список использованных источников………………………… 40
Информация о социальных услугах предоставляется социальными работниками непосредственно гражданам пожилого возраста и инвалидам, а в отношении лиц, не достигших 14 лет, и лиц, признанных недееспособными, - их законным представителям. Граждане, направляемые в стационарные или полустационарные учреждения социального обслуживания, а также их законные представители должны быть предварительно ознакомлены с условиями проживания или пребывания в этих учреждениях и видами услуг, предоставляемых ими.
В случае отказа от социального обслуживания гражданам, а также их законным представителям разъясняются возможные последствия принятого ими решения. Отказ от социального обслуживания, который может повлечь за собой ухудшение состояния здоровья граждан или угрозу для их жизни, оформляется письменным заявлением граждан или их законных представителей, подтверждающим получение информации о последствиях такого отказа.
2.1.3 Основные направления социальной работы с людьми с ограниченными возможностями в Советском районе и в г. Югорске
В Ханты-Мансийском автономном округе – Югре проживает 1 520 050 человек, из них 48 693 признаны инвалидами, это 3,2% от общей численности населения. |
|
|
В Советском районе и в Югорске проживает 2865 человек с ограниченными возможностями. Все инвалиды наряду с непосредственно медицинской помощью, не в меньшей степени нуждаются в мероприятиях социально-медицинской реабилитации, направленных на улучшение качества жизни, устранение или возможно более полную компенсацию ограничений жизнедеятельности.
Для осуществления этих задач специалисты бюро медико-социальной экспертизы г. Советский каждому инвалиду, согласно Постановления Правительства № 95 с учетом его потребностей разрабатывают индивидуальную программу реабилитации (ИПР). ИПР составляется соответственно группе инвалидности на 1 год, 2 года или бессрочно, в том числе детям до 18 лет. За 2010 год сформировано 1497 ИПР, из них 222 детям-инвалидам и 161 программа реабилитации пострадавшего на производстве.
В соответствии с Законодательством РФ действует гарантированный перечень реабилитационных мероприятий, технических средств и услуг, предоставляемых всем категориям инвалидов бесплатно за счет средств федерального бюджета. В Ханты - Мансийском автономном округе с 2007 г действует дополнительный региональный перечень технических средств реабилитации и услуг, включающий тренажеры, подъемники, пандусы, многофункциональные кровати, надувные ванны, сиденья для ванны, противоскользящие коврики, ступени для захода в ванну и т.д., которые выдаются в соответствии с ограничениями жизнедеятельности. В 2010 г рекомендовано 1046 единиц взрослым и 61 – детям-инвалидам технических средств реабилитации.
Участие в спортивно-реабилитационных мероприятиях позволяет людям с ограниченными возможностями преодолевать потребительские тенденции, повышать свою самооценку, увидеть мир, расширить границы активного общения. В г. Советский в этом им помогают тренеры по адаптивной физкультуре в спортивных комплексах: « Ратибор», «Кедр», тренажерном зале «Джин».
Координация мероприятий по реализации ИПР и оказание необходимого содействия осуществляется Управлением социальной защиты населения по Советскому району.
Реализацию индивидуальной программы реабилитации инвалида также осуществляет филиал № 4 Фонда социального страхования по обеспечению техническими средствами реабилитации и санаторно-курортному лечению,
Протезно-ортопедическую помощь оказывает Советский филиал Нижневартовского реабилитационно-технического центра. В центре можно получить консультацию высококвалифицированного врача-ортопеда, заказать ортопедическую обувь и протезы, приобрести в салоне-магазине протезно-ортопедические изделия и технические средства реабилитации: костыли, трости, кресла-коляски, различные опоры, специальную одежду и т.д.
Советская центральная районная больница, которая является ответственным исполнителем медицинского раздела ИПР.
Комплексный центр социального обслуживания населения «Ирида» осуществляет социально-медицинское обслуживание на дому инвалидов и граждан пожилого возраста, обеспечивает техническими средствами реабилитации по региональному окружному перечню.
В г. Советский находится Окружной дом-интернат для инвалидов и престарелых граждан «Дарина».
Реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями «Солнышко», расположен в новом прекрасном здании и оснащен физиотерапевтическим и другим оборудованием по последнему слову техники для полноценного восстановительного лечения и комплексной реабилитации.
Управление образования Советского района, ВУЗы, учреждения среднего профессионального образования, Центр занятости населения являются ответственными исполнителями профессионального раздела ИПР.
Совместная работа данных учреждений по вопросам реабилитации, направлена на улучшение качества жизни инвалидов, скорейшей интеграции их в общество.
В 2006 году были осуществлены меры по реформированию системы социального обслуживания населения в соответствии с распоряжением Правительства автономного округа от 25.05.2005 № 222-рп «О создании территориальных подразделений Департамента труда и социальной защиты населения Ханты-Мансийского округа-Югры». Комитет по социальной защите населения администрации города Югорска был ликвидирован и образовано территориальное подразделение Департамента труда и социальной защиты населения – Управление социальной защиты населения по городу Югорску, со следующей структурой:
«Комплексный центр социального обслуживания населения «Сфера»;
«Реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями «Надежда»;
«Центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей «Доверие».
В целях развития социального обслуживания населения в состав «Комплексного центра социального обслуживания населения «Сфера» было введено отделение социально-медицинского обслуживания на дому граждан пожилого возраста и инвалидов. Обеспеченность реабилитационными центрами для детей и подростков с ограниченными возможностями в Югорске – 100 %, обеспеченность местами в домах интернатах для престарелых и инвалидов – 42 %.В городе Югорске осуществляет работу общественный фонд поддержки граждан в трудной жизненной ситуации - «Единение». Основной задачей фонда является материальная и психологическая поддержка спортсменов с ограниченными физическими возможностями. На протяжении 9 лет в городе проводятся тренировочные занятия среди спортсменов с нарушением опорно-двигательного аппарата по пауэрлифтингу. На тренировках занимается около 70 спортсменов с физическими недостатками разного уровня подготовленности: от новичков до представителей спорта высших достижений.
Деятельность социально-реабилитационного отделения для граждан пожилого возраста и инвалидов УСО ХМАО – Югры «Комплексный центр социального обслуживания населения «Сфера» направлена на проведение социально-реабилитационных мероприятий с целью сохранения здоровья, активного образа жизни, продления возможности самореализации гражданами своих жизненно важных потребностей. С марта 2011 года в отделении реализуется программа «Труд – согревающий душу», которая направлена на привлечение пожилых людей и инвалидов к определенным видам творческой деятельности, на восстановление и компенсацию нарушенных функций при помощи различной работы, продление возможностей самореализации.
Итак, обобщая выше изложенное, можно сделать следующие выводы. Основные направления социальной работы с людьми с ограниченными возможностями включают реабилитацию, медицинскую экспертизу и социальное обслуживание инвалидов.
Реабилитация должна осуществляться, начиная с самого возникновения болезни или травмы и вплоть до полного возвращения человека в общество
Проблема реабилитации должна решаться комплексно, с учетом всех ее
Реабилитация должна быть доступной для всех кто в ней нуждается.
На Государственную службу МСЭ возлагаются следующие основные обязанности: определение группы инвалидности, ее причин, сроков, времени наступления инвалидности, потребности инвалида в различных видах социальной защиты; разработка индивидуальных программ реабилитации инвалидов; изучение уровня и причин инвалидности населения; участие в разработке комплексных программ профилактики инвалидности, медико-социальной реабилитации и социальной защиты инвалидов;
Все инвалиды наряду с непосредственно медицинской помощью, не в меньшей степени нуждаются в мероприятиях социально-медицинской реабилитации, направленных на улучшение качества жизни, устранение или возможно более полную компенсацию ограничений жизнедеятельности.
Социальная работа в Советском районе и в г. Югорске работа ведется интенсивно. В городах Советский и Югорске действуют комплексные центры
социального обслуживания населения, реабилитационные центры для детей и подростков с ограниченными возможностями. Деятельность данных учреждений направлена на проведение социально-реабилитационных мероприятий с целью сохранения здоровья, активного образа жизни, продления возможности самореализации гражданами и детьми своих жизненно важных потребностей. В целях развития социального обслуживания населения в состав комплексного центра социального обслуживания населения введены отделения социально-медицинского обслуживания на дому граждан пожилого возраста и инвалидов.
Практическая социальная работа с людьми с ограниченными возможностями, осуществляемая Управлением социальной защиты населения по Советскому району и Управление социальной защиты населения по городу Югорску, представляет синтез всего лучшего из медицинской и социальной моделей. Это более выгодная модель инвалидности – биопсихосоциальная.
2.2 Цель и задачи Государственной программы «Доступная среда» на 2011-2015 гг
Рекомендации Комитета Министров Европы от 21.10.2009 г. №1068 «О достижении полного участия благодаря универсальному дизайну» подтверждают универсальный характер, неделимость и взаимозависимость всех прав человека и основных свобод и необходимость обеспечения лиц с ограниченными возможностями использованием своих прав без какой-либо дискриминации, а также признают тот факт, что в процессе интеграции лиц с ограниченными возможностями в общество, с середины ХХ века в Европе происходит концептуальный и методологический сдвиг, в частности, наблюдается переход от таких подходов, которые предусматривают выявление и ликвидацию существующих барьеров, препятствующих участию лиц с ограниченными возможностями в жизни общества, к предупреждению создания новых барьеров любого вида, с целью обеспечения равных и демократических прав в обществе для всех людей, независимо от возраста, способностей или культурного происхождения.
Доступность для инвалидов различных структур общества и окружающей среды является одной из важнейших предпосылок, условий обеспечения их прав и свобод.
В современных условиях в организации системы социального обслуживания имеет место ограниченность спектра социальных услуг и несвоевременность их предоставления. Все это приводит к усугублению существующих барьеров и ограничению мобильности инвалидов.
Конвенция ООН о правах инвалидов, подписанная Российской Федерацией в 2008 году устанавливает, что государства-участники принимают надлежащие меры для обеспечения инвалидам доступа наравне с другими к физическому окружению, к транспорту, к информации и связи, включая информационно-коммуникационные технологии и системы, а также к другим объектам и услугам, открытым или предоставляемым для населения.
Эти меры, включающие выявление и устранение препятствий и барьеров, мешающие доступности, должны распространяться, в частности:
а) на здания, дороги, транспорт, другие внутренние и внешние объекты, включая школы, жилые дома, медицинские учреждения и рабочие места;
б) на информационные, коммуникационные и другие службы, включая электронные службы и экстренные службы;
в) на социальные программы и социальные услуги, включая реабилитацию, обуславливающие возможность эффективной социальной адаптации инвалидов в обществе.
Подписание Конвенции Российской Федерацией, фактически утвердило принципы, на которых строится политика государства в отношении инвалидов. Для Российской Федерации подписание Конвенции является показателем готовности страны к соблюдению международных стандартов экономических, социальных, юридических и других прав инвалидов.
субъектов Российской Федерации.
Целью Государственной программы является формирование к 2015 году условий для обеспечения равного доступа инвалидов, наравне с другими, к физическому окружению, к транспорту, к информации и связи, а также к объектам и услугам, открытым или предоставляемым для населения.
Для достижения этой цели необходимо решение основных задач: совершенствование концептуальных и теоретических основ медико-социальной экспертизы, разработка и утверждение оценочной системы индикаторов качества медико-социальной экспертизы, с учетом положений Международной классификации функционирования;
создание единого федерального регистра инвалидов;
организация межведомственного организационного и информационного взаимодействия при проведении медико-социальной экспертизы;
обеспечение физической и информационной доступности государственной системы медико-социальной экспертизы;
обеспечение доступности, повышение оперативности и эффективности предоставления реабилитационных услуг в рамках совершенствования системы реабилитации инвалидов;
разработка и внедрение новых законодательных, нормативных правовых, методических, проектных подходов к формированию доступной среды для инвалидов и иных маломобильных групп населения с учетом международных стандартов, реализация ведомственных и региональных целевых программ формирования доступной среды для инвалидов и иных маломобильных групп населения; создание институциональных основ обеспечения устойчивого формирования доступной среды для инвалидов и иных маломобильных групп населения.
В результате реализации Программы базовые показатели доступности среды в Российской Федерации должны существенно улучшиться.
Таким образом, завершая данный параграф, можно сделать следующие выводы. Целью Государственной программы «Доступная среда» на 2011-2015 гг является формирование к 2015 году условий для обеспечения равного доступа инвалидов, наравне с другими, к физическому окружению, к транспорту, к информации и связи, а также к объектам и услугам, открытым или предоставляемым для населения Выполнение данной программы требует решения основных задач:
создание единого федерального регистра инвалидов;
обеспечение физической и информационной доступности государственной системы медико-социальной экспертизы;
обеспечение доступности, повышение оперативности и эффективности предоставления реабилитационных услуг в рамках совершенствования системы реабилитации инвалидов;
разработка и внедрение новых законодательных, нормативных правовых, методических, проектных подходов к формированию доступной среды для инвалидов.
Итак, завершая вторую главу, сделаем следующие выводы. Основные направления социальной работы с людьми с ограниченными возможностями включают реабилитацию, медицинскую экспертизу и социальное обслуживание инвалидов.
Реабилитация должна осуществляться, начиная с самого возникновения болезни или травмы и вплоть до полного возвращения человека в общество
Проблема реабилитации должна решаться комплексно, с учетом всех ее
Реабилитация должна быть доступной для всех кто в ней нуждается.
На Государственную службу МСЭ возлагаются следующие основные обязанности: определение группы инвалидности, ее причин, сроков, времени наступления инвалидности, потребности инвалида в различных видах социальной защиты; разработка индивидуальных программ реабилитации инвалидов; изучение уровня и причин инвалидности населения; участие в разработке комплексных программ профилактики инвалидности, медико-социальной реабилитации и социальной защиты инвалидов.
Практическая социальная работа с людьми с ограниченными возможностями, в Советском районе и в г. Югорске способствует развитию биопсихосоциалной модели инвалидности.
Целью Государственной программы «Доступная среда» на 2011-2015 гг является формирование к 2015 году условий для обеспечения равного доступа инвалидов, наравне с другими, к физическому окружению, к транспорту, к информации и связи, а также к объектам и услугам, открытым или предоставляемым для населения Для реализации данной цели необходимо решить основные задачи:
создать единый федеральный регистр инвалидов;
разработать и внедрить новые законодательные, нормативные правовые, методические, проектные подходы к формированию доступной среды для инвалидов.
Информация о работе Основные направления социальной работы с инвалидами