Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2013 в 06:28, контрольная работа
Актуальность проведения исследований проблемы социальной работы с инвалидами обусловлена следующими факторами:
1. Сегодня в Российской Федерации как минимум свыше 8 млн. человек официально признаны инвалидами. В перспективе ожидается дальнейший рост числа этой категории населения, в том числе и в долевом выражении*.
2. Несмотря на рост числа инвалидов в России еще ничтожно мало учреждений, которые ведут работу по оказанию им социальной, социально-медицинской, материальной, социальной и другой помощи.
Реферат на тему: "Социальная работа с инвалидами"
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность проведения исследований проблемы
социальной работы с инвалидами обусловлена
следующими факторами:
1. Сегодня в Российской Федерации как
минимум свыше 8 млн. человек официально
признаны инвалидами. В перспективе ожидается
дальнейший рост числа этой категории
населения, в том числе и в долевом выражении*.
2. Несмотря на рост числа инвалидов в России
еще ничтожно мало учреждений, которые
ведут работу по оказанию им социальной,
социально-медицинской, материальной,
социальной и другой помощи. Одной из важнейших
проблем инвалидов является их не включенность
в общественное производство, так как
только часть регионов активно занимается
открытием рабочих мест, что негативно
сказывается на их материальном положении
и психологическом состоянии. В их число
входят такие большие мегаполисы как Москва,
Санкт-Петербург, Ростов-на-Дону, Нижний
Новгород и ряд другие.
3. В последнее время специалисты разных
профессиональных направлений ведут разработку
технологии социального, социально-медицинского,
социально-психологического сопровождения
инвалидов. Идет активное обсуждение опыта
работы ведущих социально-реабилитационных
центров в специальных журналах, на конференциях
и других научно-практических форумах.
Однако, считаем, что есть необходимость
постоянного и целенаправленного изучения
проблем инвалидов как на государственном,
так и региональном уровне, в том числе
и университетском.
4. Инвалид в России сталкивается также
с такими проблема как одиночество, так
как их общение ограничивается рамками
родительской семьи или ближайших родственников,
невозможность продолжить обучение и
другое.
Все вышеперечисленное подтверждает чрезвычайную
актуальность проблемы, вынесенной в качестве
темы настоящей выпускной квалификационной
работы.
В соответствии с Законом СССР «Об основных
началах социальной защищенности инвалидов
в СССР», принятым Верховным Советом СССР
11 декабря 1990 г., инвалидом является лицо,
которое в связи с ограничением жизнедеятельности,
вследствие наличия физических или умственных
недостатков нуждается в социальной помощи
и защите.
Ограничение жизнедеятельности лица выражается
в полной или частичной утрате им способности
осуществлять самообслуживание, передвижение,
ориентацию, общение, контроль за своим
поведением, а также заниматься трудовой
деятельностью.
Вот почему государство, обеспечивая социальную
защищенность инвалидов, призвано создавать
им необходимые условия для индивидуального
развития, реализации творческих и производственных
возможностей и способностей путем учета их потребностей
в соответствующих государственных программах,
предоставления социальной помощи в предусмотренных
законодательством видах в целях устранения
_________________________
* См.: Преодолевая барьеры инвалидности.
– М., 1997. С.56
препятствий в реализации инвалидами
прав на охрану здоровья, труд, образование
и профессиональную подготовку, жилищных
и иных социально-экономических прав.
В условиях модернизации российского
общества инвалидам труднее равноправно
конкурировать на рынке труда полноценными
в физическом отношении людьми. В условиях
общего роста безработицы их участие в
общественном производстве существенно
сокращается. Лишь около 650 тыс. инвалидов
заняты трудовой деятельностью, как мы
уже отмечали это негативно сказывается
на физическом и психологическом состоянии
инвалидов. Семьи и родственники, имеющие
на своем попечении инвалидов, испытывают,
как правило, значительные материальные
и психологические трудности.
Наиболее актуальными
задачами социальной политики в отношении
инвалидов являются обеспечение им равных со
всеми другими гражданами Российской
Федерации возможностей в реализации
прав и свобод, устранение ограничений
вих жизнедеятельности, создание благоприятных
условий, позволяющих инвалидам вести
полноценный образ жизни, активно участвовать
в экономической, социальной и политической
жизни общества, выполнять свои гражданские
обязанности.
Основной задачей
социальной работы с инвалидами является
объединение усилий как государственных
органов, так и общественных и частных
инициатив, групп самопомощи для наиболее
полного удовлетворения потребностей
данной категории населения и самореализации
лиц с ограниченными возможностями.
Объектом исследования
дипломной работы является социальная
работа с инвалидами.
Предметом –
опыт социальной, медико-социальной и
социально-психологической работы с инвалидами.
Целью выпускной
квалификационной работы является теоретическое
и эмпирическое осмысление проблем инвалидов
и основных форм работы с ними.
Исходя из цели, были поставлены следующие задачи:
1. Проанализировать специальную литературу
по вопросам правовых основ социальной
защиты инвалидов, медико-социальных и
управленческих аспектов защиты инвалидов;
2. Проанализировать опыт работы учреждений
социальной защиты по социальной, медико-социальной
и социально-психологической реабилитации
инвалидов.
Методы исследования:
анализ литературы и документов, обобщающих
опыт работы центров социального обслуживания
с инвалидами.
Теоретической основой
выпускной квалификационной работы являются
труды учёных: Е.И. Холостовой, А.В. Гостюшина,
Т.А. Добровольской, Л.К. Грачёва, А.В. Кузнецовой,
Э.В. Устиновой и других.
Практическая значимость
работы заключается в том, что описанный
опыт работы учреждений социальной защиты
может быть использован социальными работниками
в своей практической деятельности.
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ
СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ С ИНВАЛИДАМИ
ПОНЯТИЕ ИНВАЛИДНОСТИ И ЕЕ ВИДЫ
Термин «инвалид» восходит
к латинскому корню (volid – «действенный,
полноценный, могущий») и в буквальном
переводе может означать «непригодный»,
«неполноценный». В российском словоупотреблении,
начиная со времен Петра I, такое название
получали военнослужащие, которые вследствие
заболевания, ранения или увечья были
неспособны нести воинскую службу и которых
направляли для дослуживания на штатские
должности. Характерно, что в Западной
Европе данное слово имело такой же оттенок,
то есть относилось в первую очередь к
увеченным воинам. Со второй половины
ХIХ в. термин распространяется и на штатских
лиц, также ставших жертвами войны, - развитие
вооружений и расширение масштабов войн
все более подвергали мирное население
всем опасностям военных конфликтов. Наконец,
после Второй мировой войны в русле общего
движения по формулированию и защите прав
человека в целом и отдельных категориях
населения в частности происходит формирование
понятия «инвалид», относящегося ко всем
лицам имеющим физические, психические
или интеллектуальные ограничения жизнедеятельности.
Сегодня инвалиды относятся к наиболее
социально незащищённой категории населения.
Их доход значительно ниже среднего, а
потребности в медицинском и социальном
обслуживании намного выше. Они в меньшей
степени имеют возможности получить образование,
не могут заниматься трудовой деятельностью.
Большинство из них не имеет семьи и не
желает участвовать в общественной жизни.
Всё это говорит о том, что инвалиды в нашем
обществе являются дискриминируемым и
сегрегированным меньшинством.
Анализ истории развития проблемы инвалидности
свидетельствует о том, что, пройдя путь
от идей физического уничтожения, изоляции
«неполноценных» членов общества до концепций
привлечения, их к труду, человечество
подошло к пониманию необходимости реинтеграции
лиц с физическими дефектами, патофизиологическими
синдромами, психосоциальными нарушениями.
В связи с этим возникает необходимость
отвергнуть классический подход к проблеме
инвалидности как к проблеме «неполноценных
людей» и представить ее как проблему,
затрагивающую общество в совокупности.
Иными словами, инвалидность — это проблема
не одного человека, и даже не части общества,
а всего общества в целом.
Сущность ее
заключается в правовых, экономических,
производственных, коммуникативных, психологических
особенностях взаимодействия инвалидов
с окружающим миром.
Такой генезис общественной мысли объясняется
соответствующим развитием экономических
возможностей и уровнем социальной зрелости
различных исторических эпох.
«Инвалид, — говорится в Законе «О социальной
защите инвалидов в Российской Федерации»,
— лицо, которое имеет нарушение здоровья
со стойким расстройством функций организма,
обусловленное заболеванием, последствиями
травм или дефектами, приводящее к ограниченной
жизнедеятельности и вызывающее необходимость
его социальной защиты»*.
«Ограничение жизнедеятельности, — поясняется
в этом же законе, — это полная или частичная
утрата лицом способности или возможности
осуществлять самообслуживание, самостоятельно
передвигаться, ориентироваться, общаться,
контролировать свое поведение, обучаться
и заниматься трудовой деятельностью»**.
Слепые, глухие,немые, люди с нарушенной
координацией движения, полностью или
частично парализованные и т. п. признаются
инвалидами в силу очевидных отклонений
от нормального физического состояния
человека. Инвалидами признаются такжелица,
которыене имеют внешних отличий от обычных
людей, но страдают заболеваниями, не позволяющими
им трудиться в ___________________________
*, ** Основы социальной
работы: Учебник/Отв. ред. П. Д. Павленок.
– 2-е изд., испр. и доп. – М.: ИНФРА – М, 2004.
– (Серия «Высшее образование»). – стр.
196.
разнообразных сферах так, как это делают
здоровые люди. Например, человек, страдающий
ишемической болезнью сердца, не способен
выполнять тяжелые физические работы,
но умственная деятельность ему вполне
по силам.
Все инвалиды по разным основаниям делятся
на несколько групп:
1. По возрасту — дети-инвалиды,инвалиды-
2. По происхождению инвалидности: инвалиды
с детства, инвалиды войны, инвалиды труда,
инвалиды общего заболевания.
3. По степени трудоспособности: инвалиды
трудоспособные и нетрудоспособные, инвалиды
I группы (нетрудоспособные),инвалиды II
группы (временно нетрудоспособные или
трудоспособные в ограниченных сферах),
инвалиды II группы (трудоспособные в щадящих
условиях труда).
4. По характеру заболевания инвалиды могут
относиться к мобильным, маломобильным
или неподвижным группам.
В зависимости от принадлежности к той
или иной группе решаются вопросы трудоустройства
и организации быта инвалидов. Маломобильные
инвалиды (способные передвигаться только
с помощью колясок или на костылях) могут
работать на дому или с доставкой их к
месту работы. Это обстоятельство обусловливает
много дополнительных проблем: оборудование
рабочего места на дому или на предприятии,
доставка заказов на дом и готовых изделий
на склад или потребителю, материально-сырьевое
и техническое снабжение, ремонт, профилактика
оборудования на дому, выделение транспорта
для доставки инвалида на работу и с работы
и т. д.
Еще сложнее ситуация с неподвижными инвалидами,
прикованными к постели. Они не могут без
посторонней помощи передвигаться, но
способны работать умственно: анализировать
общественно-политические, экономические,
экологические и иные ситуации; писать
статьи, художественные произведения,
создавать картины, заниматься бухгалтерской
деятельностью и т. п.
Если такой инвалид живет в семье, многие
проблемы решаются относительно просто.
А если он одинок? Потребуются специальные
работники, которые находили бы таких
инвалидов, выявляли их способности, помогали
получать заказы, заключать договоры,
приобретать необходимые материалы и
инструменты, организовывать сбыт продукции
и т. п. Понятно, что такой инвалид нуждается
и в повседневном уходе, начиная с утреннего
туалета и кончая обеспечением продуктами.
Во всех этих случаях инвалидам помогают
специальные социальные работники, которые
за уход за ними получают заработную плату.
За слепыми, но подвижными инвалидами
также закрепляются оплачиваемые государством
или благотворительными организациями
работники.
С целью оказания
- «Инвалиды имеют право на уважение их
человеческого достоинства»;
- «Инвалиды имеют те же гражданские и
политические права, что и другие лица»;
- «Инвалиды имеют право на меры, предназначенные
для того, чтобы дать возможность приобрести
как можно большую самостоятельность»;
-«Инвалиды имеют право на медицинское,
техническое или функциональное лечение,
включаяпротезные и ортопедические аппараты,
на восстановление здоровья и положения
в обществе, на образование, ремесленную
профессиональную подготовку и восстановление
трудоспособности, на помощь, консультации,
на услуги по трудоустройству и другие
виды обслуживания»;
- «Инвалиды должны быть защищеныот какой
бы то ни было эксплуатации».
Приняты фундаментальные законодательные
акты об инвалидах и в России. Особое значение
для определения прав и обязанностей инвалидов,
ответственности государства, благотворительных
организаций, частных лиц имеют законы
«О социальном обслуживании граждан пожилого
возраста и инвалидов» (1995 г.), «О социальной
защите инвалидов в Российской Федерации»
(1995 г.).
Еще раньше, в июле 1992 г. Президент Российской
Федерации издал Указ «О научном обеспечении
проблем инвалидности и инвалидов». В
октябре того же года были изданы указы
«О дополнительных мерах государственной
поддержки инвалидов», «О мерах по формированию
доступной для инвалидов среды жизнедеятельности».
Этими нормотворческими актами определяются
отношения общества, государства к инвалидам
и отношения инвалидов с обществом, государством.
Следует заметить, что многие положения
этих нормотворческих актов создают надежное
правовое поле жизнедеятельности и социальной
защищенности инвалидов в нашей стране.
В Законе «0 социальном обслуживании граждан
пожилого возраста и инвалидов» сформулированы
основные принципы социального обслуживания
граждан пожилого возраста и инвалидов:
соблюдение прав человека и гражданина;
предоставление государственных гарантий
в сфере социального обслуживания; равные
возможности в получении социальных услуг;
преемственность всех видов социального
обслуживания; ориентация социального
обслуживания на индивидуальные потребности
граждан пожилого возраста и инвалидов;
ответственность органов власти всех
уровней за обеспечение прав граждан,
нуждающихся в социальном обслуживании
и др. (ст. 3 Закона).
Социальные услуги предоставляются всем
гражданам пожилого возраста и инвалидам
независимо от пола, расы, национальности,
языка, происхождения, имущественного
и должностного положения, места жительства,
отношения к религии, убеждений, принадлежности
к общественным объединениям и других
обстоятельств (ст. 4 Закона).
Социальное обслуживание осуществляется
по решению органов социальной защиты
населения в подведомственных им учреждениях
либо по договорам, заключенным органами
социальной защиты с учреждениями социального
обслуживания иных форм собственности
(ст. 5 Закона).
Социальные услуги оказываются исключительно
с согласия людей, нуждающихся в них, особенно
когда речь идет о помещении их в стационарные
учреждения социального обслуживания.
В этих учреждениях с согласия обслуживаемых
может быть организована и трудовая деятельность
на условиях трудового договора. Лица,
заключившие трудовой договор, получают
право на ежегодный оплачиваемый отпуск
продолжительностью 30 календарных дней.
Законом предусматриваются различные
формы социального обслуживания, в том
числе:
Все социальные услуги, входящие в
федеральный перечень гарантированных государством
услуг, могут быть оказаны гражданам бесплатно,
а также на условиях частичной или полной
оплаты.
Б е с п л а т н о оказываются следующие
социальные услуги:
1)одиноким гражданам (одиноким супружеским
парам) и инвалидам, получающим пенсию
в размере ниже прожиточного минимума;
2) гражданам пожилого возраста и инвалидам,
имеющим родственников, но получающим
пенсии ниже прожиточного минимума;
3) пожилым людям и инвалидам, проживающим
в семьях, среднедушевой доход которых
ниже прожиточного минимума.
Социальные услуги на уровне ч а с т и ч
н о й о п л а т ы оказываются лицам, чей
среднедушевой доход (или доход их родственников,
членов их семей) составляет 100-150% прожиточного
минимума.
Социальные услуги на условиях п о л н
о й о п л а т ы оказываются гражданам, проживающим
в семьях, среднедушевой доход которых
превышает на 150% прожиточный минимум.
На 1 января 2002 г. в полной или частичной
оплате социальных услуг нуждались все
без исключения граждане пожилого возраста
и инвалиды более половины субъектов Российской
Федерации, где оплата труда всего трудоспособного
населения была менее 150% прожиточного
минимума. Ниже черты бедности находятся
более 80% населения страны. Особенно высока
бедность в таких регионах, как Новгородская,
Псковская, Ивановская, Кировская, Пензенская,
Саратовская, Оренбургская, Читинская
области; республики Марий Эл, Чувашия,
Калмыкия, Адыгея, Дагестан, Ингушетия,
Кабардино-балкарская, Карачаево-черкесская,
Северная Осетия, Удмуртия, Республика
Алтай, Тыва.
Понятно, что администрации этих регионов
страны не в состоянии обеспечить не только
оплату социальных услуг для пожилых и
инвалидов, но и социальные пособия по
безработице, бедности и другие, предусмотренные
законодательством. Все население этих
регионов от мала до велика получает доход
ниже прожиточного минимума и нуждается
в социальных пособиях. Все расходы на
оплату социальных услуг пожилым и инвалидам
вынуждены брать на себя федеральные органы.
В Законе «О социальном обслуживании граждан
пожилого возраста и инвалидов» система
социального обслуживания поделена на
два основных сектора — государственный
и негосударственный.
Государственный сектор образуют федеральные
и муниципальные органы социального обслуживания.
Негосударственный сектор социального
обслуживания объединяет учреждения,
деятельность которых основана на формах
собственности, не относящихся к государственной
или муниципальной, а также лиц, осуществляющих
частную деятельность в сфере социального
обслуживания. Негосударственными формами
социального обслуживания занимаются
общественные объединения, в том числе
профессиональные ассоциации, благотворительные
и религиозные организации.
Существенныевопросы социальной зашиты
инвалидов получили правовую базу в Законе
«О социальной защите инвалидов в российской
Федерации». Закон определяет полномочия
органов государственной власти (федеральных
и субъектов Российской Федерации) в области
социальной защиты инвалидов. Он раскрывает
права и обязанности органов медико-социальной
экспертизы, которая на основании комплексного
обследования человека устанавливает
характер и степень заболевания, приведшего
к инвалидности, группу инвалидности,
определяет режим труда работающих инвалидов,
разрабатывает индивидуальные и комплексные
программы реабилитации инвалидов, дает
медико-социальные заключения, принимает
решения, обязательные для государственных
органов, предприятий и организаций независимо
от формы собственности.
Закон устанавливает условия оплаты медицинских
услуг, оказываемых инвалидам, возмещения
затрат, произведенных самим инвалидом,
его отношения с реабилитационными органами
социальной защиты инвалидов.
Закон обязывает все органы власти, руководителей
предприятий и организаций создавать
условия, позволяющие инвалидам свободно
и самостоятельно пользоваться всеми
общественными местами, учреждениями,
транспортом, беспрепятственно передвигаться
на улице, в собственном жилище, в общественных
учреждениях и т. д.
Законом предусматриваются льготы на
внеочередное получение жилья, соответствующим
образом оборудованного. В частности,
инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов,
предоставляется скидка не менее 50% с квартирной
платы и оплаты коммунальных услуг, а в
жилых домах, не имеющих центрального
отопления, — со стоимости топлива. Инвалидам
и семьям, имеющим в своем составе инвалидов,
предоставляется право на первоочередное
получение земельных участков для индивидуального
жилищного строительства, садоводства,
ведения подсобного и дачного хозяйства
(ст. 17 Закона).
Особое внимание Закон уделяет обеспечению
занятости инвалидов. Закон предусматривает
финансово-кредитные льготы специализированным
предприятиям, применяющим труд инвалидов,
а также предприятиям, учреждениям и организациям
общественных объединений инвалидов;
установление квот для приема на работу
инвалидов, в частности, организациям
независимо от организационно-правовых
форм и форм собственности, численность
работников в которых составляет более
30 человек (квота для приема на работу
инвалидов устанавливается в процентах
к среднесписочной численности работников,
но не менее 3%). Общественные объединения
инвалидов и их предприятия, организации,
уставный капитал которых состоит из вклада
общественного объединения инвалидов,
освобождаются от обязательного квотирования
рабочих мест для инвалидов.
Закон определяет правовые нормы для решения
таких существенных вопросов занятости
инвалидов, как оборудование специальных
рабочих мест, условия труда инвалидов,
права, обязанности и ответственность
работодателей в обеспечении занятости
инвалидов, порядок и условия признания
инвалида безработным, государственное
стимулирование участия предприятий и
организаций в обеспечении жизнедеятельности
инвалидов.
Обстоятельно рассмотрены в Законе вопросы
материального обеспечения и социально-бытового
обслуживания инвалидов, Предусматриваются
существенные льготы и скидки за оплату
коммунальных услуг, за приобретение инвалидных
приспособлений, инструментов, техники,
оплату санаторно-курортных путевок, за
пользование общественным транспортом,
приобретение, технический уход за личным
автотранспортом и т. д.
Помимо федеральных законов социальным
работникам необходимо знать ведомственные
документы, в которых даются обоснованные
толкования применения тех или иных законов
или их отдельных статей.
Социальному работнику также необходимо
знать и проблемы, не решенные законодательством
или решенные, но не реализуемые в практической
деятельности. Например, Закон «О социальной
защите инвалидов в Российской Федерации»
недопускает производства транспортных
средств, не имеющих приспособлений для
свободного пользования инвалидами городскими
видами транспорта, или сдачу в эксплуатацию
жилья, в котором не предусмотрены приспособления
для свободного пользования этим жильем
инвалидами (ст. 15 Закона). Но много ли автобусов,
троллейбусов на улицах городов России,
оборудованных специальными подъемниками,
с помощью которых инвалиды, передвигающиеся
на колясках, могли бы самостоятельно
подниматься в автобус или троллейбус?
Как десятки лет назад, так и сегодня, в
эксплуатацию сдаются жилые дома без всяких
приспособлений, позволяющих инвалиду
беспрепятственно выехать на коляске
из своей квартиры, воспользоваться лифтом,
спуститься по пандусу на прилегающий
к подъезду тротуар и т. д. и т. п. Данные
положения Закона ‹‹0 социальной защите
инвалидов в Российской Федерации» попросту
игнорируются всеми, кто по закону обязан
создавать необходимые условия для нормальной
жизнедеятельности инвалидов.
Действующее законодательство практически
не защищает права инвалидов детства на
достойное и обеспеченное существование.
В законодательстве инвалидам детства
предусмотрены такие размеры социальной
помощи, которые прямо-таки толкают их
на любую работу, в том числе и «на работу»,
которую обсуживает криминал – попрошайничество,
поскольку на инвалидную пенсию человек,
лишенный всего необходимого с детства,
прожить не в состоянии.
Но даже если решены финансовые проблемы,
полностью переустроена среда жизнедеятельности
инвалидов, они не смогут воспользоваться
предоставленными благами без соответствующей
техники и приспособлений. Нужны протезы,
слуховые аппараты, особого устройства
очки, тетради для записывания текстов,
книги для чтения, коляски, автомобили
для передвижения и др. Нужна специальная
промышленность для изготовления инвалидной
техники и аппаратуры. Такие предприятия
в стране есть. Они в значительной мере
удовлетворяют разнообразные потребности
инвалидов. Но в сравнении с западными
образцами инвалидной техники наши, отечественные,
во многом проигрывают: и тяжелее, и менее
долговечны, и больших габаритов, и менее
удобны в эксплуатации.
Выше было отмечено, что
инвалидом считается лицо, которое
имеет нарушение здоровья со стойким
расстройством функций
Полная или частичная утрата способности
или возможности осуществлять самообслуживание,
самостоятельно передвигаться, участвовать
в трудовой деятельности обусловлена
у инвалида, как правило, перенесенным
заболеванием или травмой, что и приводит
к ограничению жизнедеятельности.
По данным Ж.П. Дашковской и В.А. Якобашвили
(1981), перенесенные заболевания, приводящие
к инвалидности еще до начала трудовой
деятельности, занимают второе место среди
других причин инвалидности. В анамнезе
значительной части инвалидов такие тяжелые
заболевания, как детский церебральный
паралич (ДЦП), органические поражения
центральной и периферической нервной
системы, поражение опорно-двигательного
аппарата, нарушение зрения, врожденные
пороки и другая патология. Все это свидетельствует
о том, что заботу об инвалиде следует
рассматривать в комплексе с оказанием
медико-социальной помощи каждому конкретному
пациенту.
Социальный работник должен быть готов
оказать инвалиду помощь по целому ряду
вопросов юридического, психологического,
педагогического и, что очень важно, социального
и медико-социального характера.
В основах законодательства Российской
Федерации об охране здоровья граждан,
в статье о правах инвалидов сказано: «Инвалиды,
в том числе дети-инвалиды и инвалиды с
детства, имеют право на медико-социальную
помощь, реабилитацию, обеспечение лекарствами,
протезами, протезно-ортопедическими
изделиями, средствами передвижения на
льготных условиях, а также на профессиональную
подготовку и переподготовку. Нетрудоспособные
инвалиды имеют право на бесплатную медико-социальную
помощь в учреждениях государственной
или муниципальной системы здравоохранения,
на уход на дому, а в случае неспособности
удовлетворять основные жизненные потребности
— на содержание в учреждениях системы
социальной защиты населения».
Гарантированные права данной категории
граждан вступают в силу при получении
официального статуса инвалида и потому
социальный работник должен знать порядок
направления граждан на медико-социальную
экспертизу, которая, однако, часто становится
для инвалидов сложной и труд новы полнимой
процедурой.
Медико-социальная экспертиза устанавливает
причину и группу инвалидности, степень
утраты трудоспособности граждан, определяет
виды, объем и сроки их реабилитации и
меры социальной защиты, дает рекомендации
по трудовому устройству граждан.
На медико-социальную экспертизу направляются
граждане, имеющие признаки стойкого ограничения
жизнедеятельности и трудоспособности
и нуждающиеся в социальной защите: при
очевидном неблагоприятном клиническом
и трудовом прогнозе вне зависимости от
сроков временной нетрудоспособности,
но не более 4 месяцев; при благоприятном
трудовом прогнозе в случае продолжающейся
нетрудоспособности до 10 месяцев (в отдельных
случаях: травмы, состояния после реконструктивных
операций, туберкулез — до 12 месяцев) для
решения вопроса о продолжении лечения
или установлении группы инвалидности;
работающие инвалиды для изменения трудовой
рекомендации в случае ухудшения клинического
и трудового прогноза.
Особая роль при оказании помощи инвалидам
отводится социальному работнику в учреждениях
здравоохранения.
В задачу медико-социального специалиста,
обладающего знаниями психофизиологических
особенностей инвалидов соответственно
причине, приведшей человека к такому
состоянию, входит определение степени
возможности его участия в трудовой деятельности,
помощи в адаптации к новым условиям, определение
режима питания и формирование соответствующего
образа жизни.
При оказании медико-социальной помощи
инвалидам социальный работник руководствуется
как запросами самого инвалида, так и целесообразностью
и полезностью проводимых мероприятий
в конкретных условиях проживания и пребывания
пациента (в доме-интернате, в других учреждениях).
Большое значение имеет заинтересованность
самого инвалида в проведении социальных
программ.
Следует отметить, что медико-социальные
услуги удовлетворяют те потребности
инвалида, которые не находят своего решения
в реальной действительности, в условиях
экономического кризиса и зарождающихсярыночных
отношений в нашей стране. Социальный
работник, оказывая медико-социальную
помощь, ликвидирует неудовлетворенность
этой категории населения деятельностью
органов практического здравоохранения
и тем самым создает определенное равновесие
в вопросах медицинского обеспечения.
Осуществляя уход за инвалидами, решая
в определенной степени вопросы врачевания,
социальный работник воздействует на
образ жизни пациента, способствует его
психической реабилитации.
При патронажной работе особую заботу
социальный работник проявляет к семьям,
имеющим детей-инвалидов. Важно не только
поставить на учет ребенка-инвалида, но
и проанализировать социальную обстановку
в семье. Дети-инвалиды нуждаются в постоянном
уходе и наблюдении, что составляет немалые
трудности для родителей при повседневном
общении с ними, обеспечении их жизненных
потребностей (кормление, одевание, купание
и т.д.).
В обязанности социального работника
входит организация медицинской помощи
инвалидам. Социальный работник совместно
с медицинскими работниками территориальной
поликлиники или диспансера оказывает
организационную помощь при проведении
медико-социальной реабилитации в условиях
стационара или на дому, помогает в организации
санаторно-курортного лечения, способствует
приобретению необходимых тренажеров,
средств передвижения, корригирующих
аппаратов, организует по показаниям медико-генетическую
консультацию родителей больных детей.
Часто возникает необходимость обеспечить
диетическим питанием детей инвалидов,
страдающих диабетом, почечной недостаточностью
и другими заболеваниями.
Немаловажную роль в медико-социальной
помощи играют дома-интернаты, целью которых
является адаптация инвалидов к жизни
в новых условиях, вне стен родного дома.
Здесь они обретают определенные социальные
гарантии и защищенность.
Инвалидам, проживающим в стационарных
учреждениях социального обслуживания,
предоставляются следующие виды услуг:
материально-бытовые, услуги по организации
питания, быта, досуга, санитарно-гигиенические
и социально-медицинские, организация
получения образования инвалидами с учетом
их физических и умственных возможностей
и способностей, услуги, связанные с социально-трудовой
реабилитацией, правовые услуги, содействие
в организации ритуальных услуг.
Дополнительные услуги, оказываются и
специализированными отделениями помощи
на дому создаваемыми в муниципальныхЦСО
или при органах социальной защиты населения,
— это обслуживание на дому (включает
наблюдение за состоянием здоровья, оказание
экстренной помощи), выполнение медицинских
процедур (перевязок, инъекций по назначению
лечащего врача), оказание санитарно-гигиенических
услуг, кормление ослабленных больных,
проведение санитарно-просветительской
работы.
Услуги, предоставляемые отделениями
срочной социальной помощи (срочное социальное
обслуживание предусматривает оказание
разовых услуг остро нуждающимся в социальной
поддержке): обеспечение одеждой, обувью
и другими предметами первой необходимости,
оказание материальной помощи, содействие
в предоставлении временного жилого помещения,
обеспечение бесплатным горячим питанием
или продуктовыми наборами, организация
экстренной медико-психологической помощи,
содействие в трудоустройстве, организация
юридических и иных консультаций.
Услуги, предоставляемые в полустационарных
условиях (отделениях дневного (ночного)
пребывания), в том числе для лиц без определенного
места жительства: услуги по организации
питания, быта и досуга, социально-медицинские,
включение подопечных в посильную трудовую
деятельность в соответствии с их физическими
и психическими способностями, правовые
услуги.
Целью деятельностиЦСО является осуществление
социального обслуживания инвалидов.
Из этого вытекает ряд задач, от решения
которых зависит эффективность и качественность
выполнения поставленной цели, а именно:
- выявление и учет граждан, нуждающихся
в различных видах социального обслуживания;
- оказание социально-бытовой, медицинской,
психологической, консультативной и иной
помощи гражданам;
- содействие в оптимизации у граждан,
обслуживаемых центром, возможности реализации
своих потребностей;
- обеспечение обслуживаемым гражданам
их прав и преимуществ, установленных
действующим законодательством;
- анализ уровня социально-бытового обслуживания
населения района, разработка перспективных
планов развития этой сферы социальной
поддержки населения, внедрение в практику
новых видов и форм помощи в зависимости
от характера нуждаемости граждан и местных
условий;
- привлечение различных государственных
и негосударственных структур к решению
вопросов оказания социально-бытовой
помощи нуждающимся слоям населения и
координация их деятельности в этом направлении.
Эти задачи детерминируют структурную
организацию центра, в которую помимо
аппарата входят следующие подразделения:
отделение социального обслуживания на
дому, отделение дневного пребывания,
отделение срочного социального обслуживания,
чьи характеристики представлены ниже.
Отделение социального обслуживания на
дому (ОСО). ОСО создается для временного
(до 6 месяцев) или постоянного оказания
помощи гражданам, частично утратившим
способность к самообслуживанию и нуждающимся
в посторонней поддержке, социально-бытовой
помощи в надомных условиях. Деятельность
ОСО направлена на максимально возможное
продление пребывания граждан в привычной
среде обитания и поддержания их социального,
психологического и физического статуса.
Обслуживание граждан на дому осуществляется
путем предоставления им в зависимости
от степени и характера нуждаемости социально-бытовых,
консультативных и иных услуг, входящих
в перечень гарантированных государством,
а также оказание по их желанию дополнительных
услуг, не входящих в перечень гарантированных.
ОСО создается для обслуживания 60 граждан,
проживающих в сельской местности и 120,
проживающих в домах со всеми удобствами.
Обслуживание граждан осуществляется
социальными работниками, медсестрами,
состоящими в штабе центра.
Должность социального работника вводится
из расчета обслуживания 4 граждан сельской
местности и 8 — в благоустроенном городском
секторе Заведующий отделения социального
обслуживания устанавливает для социального
работника зону обслуживания периодичность
(3 раза в неделю) и графики посещения каждого
обслуживаемого с учетом степени и характера
нуждаемости граждан в помощи, компактности
их проживания, транспортных связей, наличияпредприятий
торговли, общественного питания и бытового
обслуживания. Должность патронажной
медсестры вводится из расчета 1 ставка
на 2отделения социальной помощи на дому.
График работы медсестры утверждается
заведующим отделением при условии посещения
ежедневно 3граждан в сельской местности.
Заведующий ОСО посещает каждого обслуживаемого
не реже 1 раза в квартал.