Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2011 в 18:02, реферат
Молодежная субкультура — относительно новое явление в общественной жизни. Ее существование затрагивает множество аспектов - от социокультурного развития общества в целом до психологических особенностей определенных возрастных групп. Современная культура отличается огромным количеством инноваций, которые в корень меняют культурные традиции, тем самым делая процесс социализации и адаптации к постоянно изменяющимся условиям жизни более сложным. Поиск своей индивидуальности осложняется слишком большим выбором.
Введение.
Молодежная субкультура
— относительно новое явление
в общественной жизни. Ее существование
затрагивает множество аспектов
- от социокультурного развития общества
в целом до психологических особенностей
определенных возрастных групп. Современная
культура отличается огромным количеством
инноваций, которые в корень меняют культурные
традиции, тем самым делая процесс социализации
и адаптации к постоянно изменяющимся
условиям жизни более сложным. Поиск своей
индивидуальности осложняется слишком
большим выбором. Понятие «молодежная
субкультура» стало популярным, ученые
и журналисты все чаще и чаще используют
его в своих работах, в которых обращаются
к действиям, происходящим в молодежной
среде. Тема субкультурного развития рассматривается
многими социологами, психологами, в последнее
время данный вопрос все более актуален
в научных кругах. Примером могут служить
работы отечественного психолога М.В.
Розина, который занимался проблемами
молодежной субкультуры хиппи. Среди других
авторов, которые обратились к данной
проблеме можно выделить А.И. Мазурову,
П.В. Разина, О.Г. Заярную и др. Многие из
них старались описать символику и поведение
субкультур, пытались добраться до сути
проблемы, ответить на вопрос — почему
подростки вступают в молодежные неформальные
объединения, какие потребности удовлетворяют
эти самые субкультуры? Сегодня неоднозначность
процессов, которые происходят в молодежной
среде вызывают множество споров, но ,
наш государственный аппарат уделяет
недостаточно внимания проблемам молодежи,
не смотря на то что существует Российская
специфика формирования субкультур в
нашей стране. Это прежде всего социальная
и экономическая неустойчивость российского
общества на протяжении последних десятилетий
и обнищание основной части населения.
Молодежь — будущее страны, и, соответственно
, если государство не уделяет молодому
поколению необходимого внимания, то ставит
свое будущее под удар. Субкультура —
понятие наиболее хорошо характеризующее
современных молодых людей, именно поэтому
данный феномен наиболее популярен и актуален.
Чтобы понять молодежь, повлиять на нее,
необходимо изучить , понять сущность
субкультур.
3
1 .Понятие
субкультура и история
Для начала
следует понять, что же скрывается
под термином культура. Словарь русского
языка С.Н.Ожегова дает нам следующее
определение: «Культура - совокупность
достижений человечества в производственном,
общественном и умственном отношении.»В
широком смысле под субкультурой понимается
частичная культурная подсистема "официальной"
культуры, определяющая стиль жизни, ценностную
иерархию и менталитет ее носителей. Хотя
ни один толковый словарь не дает описание
этого термина.В работах занимающихся
изучением сходных феноменов можно встретить
следующее определение субкультуры. Субкультура
- система ценностей, моделей поведения,
жизненного стиля какой-либо социальной
группы, представляющая собой самостоятельное
целостное образование в рамках доминирующей
культуры. Для обозначения социально-культурных
установок, противостоящих фундаментальным
принципам "базовой" культуры, используется
термин "контркультура".Йингер трактует
контркультуру как комплекс, набор или
конфигурацию «норм и ценностей группы,
резко противоречащим нормам и ценностям,
господствующим в обществе, «частью которого»
эта группа является».Под неформальными
объединениями принято понимать социальные
объединения различных категорий людей,
отличительной особенностью которых является
спонтанно складывающаяся система внутренних
социальных связей, норм, действий, являющаяся
продуктом не институциональной организации,
а результатом самодеятельности.Хотя
понятия субкультура и неформальные молодежные
объединения несколько различаются, но
в нашем исследовании они будут употребляться
как синонимы.Под субкультурой здесь понимается
система ценностей, установок, способов
поведения и жизненных стилей, которая
присуща относительно мелкой социальной
общности, пространственно и социально
в большей или меньшей степени обособленной.
Субкультурные атрибуты, ритуалы как устойчивые
образцы поведения, а также ценности, как
правило, отличаются от таковых в господствующей
культуре, хотя с ними и связаны.
В последние три-четыре десятилетия устойчивый
интерес исследователей вызывают молодежные
субкультуры. Связано это, как представляется,
с тем обстоятельством, что молодежные
субкультуры, или часть их стали важным
средством эволюционного обновления современного
общества и трансформации его в постсовременное.
Молодежные субкультуры и молодежная
контркультура, по нашему мнению, выявили
свое значение как часть механизма культурных
инноваций, благодаря которому общество
постмодерна может рассматриваться как
более толерантное к иным точкам зрения,
более плюралистичное, более раскованное
и интеллектуальное.
Достаточно часто последние – хиппи, панки,
рэйверы и другие – представляются следствием
копирования западных образцов. Разумеется,
было бы нелепо отрицать влияние западных
субкультур на отечественные. Однако сами
западные молодежные субкультуры даже
при поверхностном рассмотрении обнаруживают
наличие множества элементов, заимствованных
из иных культурных традиций, подчас противоположных
западной культуре, или, точнее, культуре
американского (западноевропейского)
среднего класса. Данная культура, по многочисленным
наблюдениям, была основой консенсуса,
которому был в 50-60 гг. брошен вызов со
стороны молодежных субкультур. Мы склонны
предполагать, что и отечественные, и западные
молодежные субкультуры – результат осознанного
поиска некоей новой идентичности, выстраивания
нового стиля.
Источником этого стиля является романтизированный
и идеализированный образ другой цивилизации
или культуры (это можно назвать «культурным
мифом» или «культурной утопией»). Для
молодежных субкультур Запада источниками
конструирования «культурных мифов» были
буддистский Восток, Африка, культуры
североамериканских индейцев и др. Это
было скорее именно конструирование, нежели
заимствование: образ чужой культуры
4
очищался
от неприемлемых черт, пополнялся собственными
интерпретациями культурных феноменов.
Результат поэтому мог быть весьма
отличен от «оригинала».
Что же было источником конструирования
«культурных мифов« в отечественных молодежных
субкультурах? Для России таким источником
стал Запад. Отечественные молодежные
движения, начиная со стиляг, конструировали
«свой Запад» в соответствии с представлениями
и традициями российской культуры, являясь
сложным переплетением инновационных
элементов с элементами «своей» и «чужой»
культурных традиций. Например, организация
отечественных хиппи унаследовала традиции
странничества и анархо-пацифизм: толстовское
отрицание государства и «непротивление
злу насилием». Таким образом, многие отечественные
молодежные субкультуры — явление органическое,
а не привнесенное и заимствованное. Западные
образцы субкультурных стилей, ритуалы
и ценности во многих случаях переработаны
и переосмыслены в соответствии с особенностями
российской цивилизации и российской
ментальности.
Время возникновения молодежной неформальной культуры в нашей стране - вопрос достаточно неоднозначный. Собственно, к первым проявлениям неформальной культуры, как культуры отличной от общепринятой, у нас в стране, можно отнести стиляг. Однако же нельзя сказать, что тогда, в 50-х -60-х годах в нашей стране зародилась неформальная культура. Отчасти это являлось неформальным движением, отчасти просто модным увлечением. Однако жесткая позиция государства в отношении инакомыслия в те годы привела к тому, что после некоторого времени полу подпольного существования стиляги довольно быстро исчезли.
Второй всплеск контр культурной активности пришелся на 70-е годы. Движение семидесятников было глубже, шире и продолжительней по времени. На них не оказывалось столь серьезного давления, как на стиляг, но неприятности с государственными органами на идейной почве у них все же были. Именно тогда в нашей стране стали появляться первые рок группы, хиппи, и полу подпольные «тусовки». Именно эта волна подготовила почву для следующего этапа.
Буквально взрыв контр культурной активности пришелся на начало перестройки. В 87-89 годах уже можно было насчитать не меньше десятка различных неформальных движений. А в 89-90 об этом заговорили не только в периодической прессе, а и в научной. Проблема молодежной контр- и субкультуры была поднята как социальная проблема. И именно к середине 80-х годов следует приписывать зарождение в нашей стране молодежной контр культуры как таковой, со свойственной ей непримиримостью и эпатажем.Уже к середине 90-х годов контр культурная активность молодежи пошла на спад. Сократилось число неформальных движений, некоторые исчезли, остальные перемешались.
5
2. Основные аспекты , раскрывающие суть субкультуры как основной тенденции современности.
2.1 Видовые особенности молодежных субкультур.
Особенность отечественных
молодежных субкультур и в том, что
большинство из них ориентированы
либо на проведение досуга, либо на передачу
и распространение информации. На Западе
альтернативное движение, выросшее из
молодежных субкультур 60-70 гг., активно
участвует в социальных программах, помощи
больным, инвалидам, престарелым, наркоманам
и т.д. Очевидно, такое различие также связано
с российской спецификой, местом и ролью
государства, долгое время отучавшего
граждан от самодеятельности и спонтанной
активности.
Классификация молодежных субкультур,
разработанная применительно к США, Канаде
и Западной Европе, в российских условиях
должна быть несколько модифицирована.
Нами предложена следующая их типология:
романтико-эскапистские субкультуры (хиппи,
индеанисты, толкинисты, с известными
оговорками – байкеры), гедонистическо-развлекательные
(мажоры, рэйверы, рэпперы и т.п.), криминально-делинквентные
(«гопники», «люберы»), анархо-нигилистические
(панки) и экстремистские политизированные
субкультуры «левого» и «правого» толка,
некоторые из которых можно также определить
как радикально-деструктивные.
Большинство современных исследователей
отечественных молодежных движений обращены
к ситуации «субкультурного бума» конца
80 — 90 гг. Ситуация начала XXI в., когда этот
«бум» в основном миновал, изучена меньше.
Обращает внимание и то обстоятельство,
что преимущественно изучаются субкультуры
молодежи Москвы, реже Санкт-Петербурга.
Исследований молодежных субкультур в
провинции гораздо меньше. Это в известной
мере оправданно, так как субкультурная
активность является характерной чертой
молодежи больших городов.
Хиппи
Субкультура хиппи – одна из старейших
молодежных субкультур в РФ.
Движение хиппи развивалось «волнами«:
первая волна относится к концу 60 – началу
70 гг., вторая – к 80 гг. Примерно с 1989 г.
наблюдается резкий спад, выражавшийся
в резком уменьшении числа приверженцев
данного движения. Однако в середине 90
гг. неожиданно заявила о себе «третья
волна« хиппи. Неофиты движения молодых
(15—18 лет) и являются преимущественно
школьниками и студентами младших курсов.
В количественном отношении девушки преобладают
над юношами.
Внешний вид хиппи «третьей волны« достаточно
традиционен: длинные распущенные волосы,
джинсы или джинсовая куртка, иногда балахон
неопределенного цвета, на шее – «ксивник»
(небольшая кожаная сумочка), украшенная
бисером или вышивкой. На руках – «феньки»
(от англ. thing – вещь), т.е. самодельные браслеты
или бусы, чаще всего из бисера, дерева
или кожи.
Данный элемент атрибутики хиппи вышел
за субкультурные рамки, распространившись
среди молодежи: «феньки» могут украшать
руки и школьницы, и преподавательницы
вуза. От «классических» хиппи «третью
волну» отличают такие атрибуты, как рюкзак
и три-четыре колечка в ушах, реже в носу
(пирсинг). Движение хиппи следует отнести
к субкультурам, которым свойственно стремление
к самопознанию и самоосознанию (мы назвали
бы их рефлексирующими или рефлексивными).
Работая в школе, а затем в вузе, автор
сталкивался с хиппи, делавшими глубокие
и информативные сообщения (или
6
рефераты) о ценностях хиппи, психологии хиппи, их социологии и философии, что довольно плохо согласуется со стереотипом волосатого и ленивого бездельника. В Омске культура хиппи находится в упадке после периода некоторого подъема в конце 90-х. Частично она вытеснена субкультурой ролевиков.
Индеанисты
Молодежной субкультурой, относимой нами
к числу романтическо-эскапистских, являются
индеанисты. Они изучают культуры индейцев,
преимущественно североамериканских,
стремясь к точному воспроизведению их
обычаев и обрядов. По наблюдению Т. Щепанской,
индеанисты — нечто среднее между клубом
любителей американских индейцев и религиозно-мистическим
движением. При всей «этнографической»
атрибутике индеанистской субкультуры
ценности ее: коллективизм (общинность),
экологизм, космизм, — перекликаются с
традиционными российскими ценностями.
В Омске данная субкультура представлена
слабо.
Толкинисты и
ролевики
В молодежной культуре 90 гг. появились
толкинистское движение и связанная с
ним, порожденная им же толкинистская
субкультура. Известный английский филолог
и писатель Дж. P.P. Толкин (на сленге толкинистов
– Профессор) родился в 1892 и умер в 1973 г.
Его книги «Хоббит», «Властелин колец»
и «Сильмариллион» относятся к жанру fantasy
– сказочной фантастики. Толкин – мастер
особой, завораживающей атмосферы повествования,
так что читатель начинает отождествлять
себя с героями книги. Это стало одним
из факторов, вызвавших к жизни неожиданный
для самого автора социокультурный феномен
– ролевые игры по книгам Толкина. Ролевая
игра (roleplaying) близка к импровизированной
театральной постановке. Готовится реквизит
(безопасное оружие, одежда, соответствующая
толкиновскому условному средневековью).
Мастера – режиссеры игры – распределяют
роли, игроки проходят нечто вроде экзамена
на знание фантастического мира Толкина
и предыстории своего персонажа, намечается
сюжетная линия.
В начале 90 гг. толкинисты появляются и
в России, прежде всего в Москве и С.-Петербурге.
В Омске это движение принято связывать
с топонимом «Парк Победы», в среде ролевиков
более известном как «Полигон»*. Начало
движения у нас приходится на год 1995-96.
Омские толкинисты и ролевики активно
участвуют во всероссийских слетах и фестивалях.
На фоне прочих субкультур данная в нашем
городе может считаться вполне процветающей.
Толкинистское субкультурное движение
стало частью и продолжением советской
романтико-эскапистской традиции, находившей
в разное время выражение и в хиппизме,
и в туристическом движении. В 90-х гг. отечественные
толкинисты стремительно вовлекли в свою
«сферу влияния» и ассимилировали часть
представителей других молодежных субкультур
(хиппи, рокеров и даже панков). Появляются
продолжения Толкина, написанные с иных
мировоззренческих позиций, издается
обширная фэн-пресса, есть масса веб-ресурсов,
созданных и поддерживаемых толкинистами.
Это существенно отличается от движения
западных почитателей Толкина: известно,
что там преобладают узость, изолированность,
деятельность толкинистов сводится к
компьютерным играм, переписке по E-mail
и узкоакадемическим штудиям.
В 1993—94 гг. движение толкинистов переживает
кризис роста. Он был преодолен путем расширения
диапазона ролевых сюжетов, включения
в них не только произведений Толкина,
но и других писателей-фантастов, а также
исторических сюжетов. В это же время организационно
отделилось движение ролевых игр, хотя
по атрибутике, ценностным ориентациям
ролевики близки к толкинистам. Впрочем,
организационное размежевание, кажется,
никогда не было абсолютным.