Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2011 в 18:02, реферат
Молодежная субкультура — относительно новое явление в общественной жизни. Ее существование затрагивает множество аспектов - от социокультурного развития общества в целом до психологических особенностей определенных возрастных групп. Современная культура отличается огромным количеством инноваций, которые в корень меняют культурные традиции, тем самым делая процесс социализации и адаптации к постоянно изменяющимся условиям жизни более сложным. Поиск своей индивидуальности осложняется слишком большим выбором.
7
Можно констатировать, что в России субкультура толкинистов и ролевиков развивается в последние годы наиболее активно и динамично.
Байкеры
С определенными оговорками можно отнести
к романтическо-эскапистским субкультурам
также байкеров и хакеров. Традиционно
их относят к субкультурам соответственно
спортивной и интеллектуальной направленности.
Вместе с тем гонки на мотоциклах — особый,
претендующий на элитарность мир мужского
братства, как и уход в виртуальный мир,
– можно рассматривать как своеобразный
эскапизм. [8, 95-96]
Байкеры (от англ. bicycle – сокр. bike) – мотоциклисты,
которых у нас часто именовали рокерами,
что неточно: рокеры это любители рок-музыки.
Сообщество байкеров нельзя определять
как сугубо молодежное. Первых «настоящих»
байкеров называли «харлеистами» – по
известной марке мотоцикла «Harley-Davidson»
(основана в 1903 г. Уильямом Харли и братьями
Девидсон). Подлинное признание эти мотоциклы
получили в 30-х годах ХХ века в США. В 40-х
годах ряды байкеров солидно пополнились
за счет ветеранов Второй мировой войны.
Отечественная субкультура байкеров,
как и хиппи, пережила по крайней мере
два подъема: один в конце 70 – начале 80
гг., другой – уже в 90 гг. [4, 125-126] В Омске
есть региональный байк-клуб и, насколько
мне известно, летом этого года в городе
даже проводилось некое мероприятие под
названием «Байк-шоу», по слухам, имевшее
резонанс.
Растаманы
Субкультура, возникшая в 20-е гг. XX в. на
Ямайке и уходящая корнями в синкретические
культы стран Африки и Карибского бассейна,
на российской почве выглядит весьма экзотичным
растением. Красно-желто-зеленые (цвета
флага Эфиопии) береты, волосы, заплетенные
в косички (дреды) – вот наиболее броские
черты внешнего облика «растаманов». Можно
смело утверждать, что мало кто из молодых
россиян, примеривших на себя подобный
стиль, глубоко знаком с идеологией национально-религиозного
движения афро-американского населения
Ямайки, увидевшего в эфиопском императоре
Хайле Селассие мессию, своего рода собирателя
«пребывающих в рассеянии» выходцев из
Африки. В 1930 г. далекая Ямайка представляла
гремучую смесь африканских сект с трудно
выговариваемыми названиями. Высланный
из США Маркус Мосайя Гарви активно проповедует
идею о том, что Иисус Христос был черным,
поэтому следует ждать пришествия из Африки
великого царя – избавителя черной расы.
2 ноября 1930 г. принц (рас) Тафари Маконен
(или Рас Тафари – отсюда и название движения)
короновался императором Эфиопии. Тысячи
людей сочли пророчества сбывшимися. Так
зародилось растафарианство.
С самого первого дня своего существования
оно было призвано помочь африканским
нациям обрести потерянный рай и восстановить
справедливость на Земле. Джа (иск. англ.
Jesus) – главный Бог растафарианства. Растафари
считают, что изначально Библия была написана
на амхарском языке (язык Эфиопии) и только
потом переведена на древнееврейский.
Растафари считают, что все ценное для
человечества зародилось в Африке. Африка
– это рай на Земле, где живут растафари,
согласно воли великого Джа. Вавилон с
их точки зрения – ад, губительный город,
юдоль греха и смерти. Они объявляют Вавилону
(белой культуре) войну. С их точки зрения,
можно: любить людей, курить траву, бездельничать,
постигать смысл жизни, рассказывать другим
о растафари, философствовать, играть
на барабанах, бороться с Вавилоном, носить
дреды и слушать регги; нельзя: есть свинину,
моллюсков, соль, уксус, рыб без чешуи,
коровье молоко, курить табак, пить ром
и вино, носить вещи с чужого плеча, есть
приготовленную другими пищу, играть в
азартные игры, касаться мертвых,
8
проповедовать
недостойным. Растафари любят праздники.
Их жизнь можно смело определить
как «праздник каждый день». Обычно
они подрабатывают музыкой или
любым другим творчеством, живут
в квартирах своих знакомых.
Во внешнем облике, помимо маек с листом
каннабиса, вязаных балахонов и шапок
(самодельных) и расцвеченных под эфиопский
флаг, у растафари имеются и другие знаки
отличия. Например, расточки. Это несколько
длинных волосков с вплетенными в них
нитками, камушками, шариками или еще чем-нибудь
и, конечно же, дреды – длинные локоны,
натертые воском для волос и скрученные
в плотные тяжи (подробнее о растаманах
см. в статье О.Ровинской) .
Возвращаясь к субкультуре растафарианства
в России, следует отметить, что молодые
растафари, будучи практически не знакомы
с идеологией национально-религиозного
движения афро-американского населения,
в большинстве своем являются просто поклонниками
музыки реггей (зародилось в 60-е гг. на
Ямайке) [4, 123-125]. Сказанное во многом справедливо
и для Омска с той оговоркой, что у нас
к растафари себя нередко причисляют просто
потребители травки со стажем.
Хакеры (компьютерные фанаты) — субкультура, в Омске находящаяся еще в процессе формирования. В основном это студенты технических факультетов вузов, старшеклассники школ с физико-математическим уклоном. Установить точно численность хакеров затруднительно еще и потому, что общаются они преимущественно посредством компьютерных сетей. Кроме того, далеко не все компьютерные фанаты осознают себя некоей общностью со своими ценностями, нормами, специфическим стилем.
Рэйверы
Из субкультур, названных нами гедонистическо-
Субкультура рэйверов (rave – англ. бред,
бессвязная речь) возникает в 80 гг. в США
и Великобритании. В России распространяется
с начала 90-х гг. В музыкальном отношении
стиль рэйв — преемник стилей техно и
эйсид. Неотъемлемая часть рэйверского
стиля жизни — ночные дискотеки с мощным
звуком, компьютерной графикой, лучами
лазеров. Для одежды рэйверов характерны
яркие краски и использование искусственных
материалов (винил, пластик).
Развитие субкультуры рэйва шло параллельно
с распространением наркотиков, в частности
психостимуляторов амфетаминового ряда
(«экстэзи», «скорость»). Принятие стимуляторов
и галлюциногенов с целью «расширения
сознания» стало, к сожалению, практически
неотъемлемой частью рэйверской субкультуры.
Вместе с тем многие деятели молодежной
культуры, в том числе и ди-джеи – ключевые
фигуры рэйв-субкультуры — высказывали
и высказывают крайне негативное отношение
к приему наркотиков. В Омске последние
годы характеризуются заметным подъемом
клубной культуры: увеличилось число площадок,
систематически приглашаются и выступают
ди-джеи с мировыми именами. Насколько
это связано с подъемом рэйв-культуры
в целом однозначно сказать сложно.
Роллеры
Роллерами называют любителей роликовых
коньков. Они предпочитают спортивную
одежду ярких расцветок, часто повседневно
носят наколенники и налокотники. В основном
роллеры – школьники обоего пола или студенты
начальных курсов (13—19 лет). Роллеры, как
9
правило, дети из обеспеченных семей. Их численность в Омске на момент публикации (2005г.) — несколько десятков человек, что обусловлено, вероятно, не в последнюю очередь высокой ценой роликов и аксессуаров.
Панки
Субкультуры, относимые нами к анархо-нигилистическим
или даже радикально-деструктивным –
маргиналы среди молодежных субкультур.
Это, в частности, относится к панкам. Влияние
панковской субкультуры в СССР и постсоветсткой
России никогда не было значительным.
Панки в ортодоксальном смысле слова –
для России скорее редкость, чем норма.
Обычно люди, называющие себя панками,
во многом используют и элементы атрибутики
других субкультур: футбольных и хоккейных
фанатов, рокеров или ролевиков – так
или иначе «мигрируют» в направлении этих
субкультур. Подобная культурная диффузия
особенно характерна для неформальных
молодежных групп российской провинции.
Но не только для нее. В 90 гг. на Западе
такая диффузия, например, охватила субкультуры
панков и металлистов (музыка стиля хэви-метал
или трэш-метал). Среди рок-музыкантов
и их слушателей появляются люди, называющие
себя панк-трэш-металлистами. На Западе
панк-культура оказала огромное влияние
на развитие других течений и породила
множество собственных. Среди таких ответвлений
есть и относительно «просоциальные»
– например straight edge (SxE).
Нигилистический характер носит и субкультура
сатанистов. Еще в конце 80 гг. в США от субкультуры
хэви-металлистов отделилась группа «черных
металлистов», сблизившаяся с приверженцами
Церкви сатаны Шандора Лавэя. Их идеология
– идеология эпатажа и бунт против церковно-традиционалистской
системы. Примерно с середины 90-х гг. можно
говорить о наличии сатанистской субкультуры
и в России. В Омске данная субкультура
не представлена вовсе или представлена
крайне слабо. Те, кого у нас принято называть
«сатанистами» в гопнической среде, сами
себя к таковым относят редко и скорее
являются поклонниками готик- и блэк-рока
(т.н. готами).
Гопники
Наконец, речь зашла о криминально-делинквентых
молодежных субкультурах. В первую очередь
необходимо упомяуть т.н. «гопников», «группировочников»,
или «мотальщиков». Расцвет данной субкультуры
приходится на 80 гг. В середине 90-х появляется
новое поколение «гопников», неконтролируемое
организованной преступностью или контролируемое
ей в меньшей степени. Они быстро проявили
себя как «культурные враги» большинства
молодежных субкультур: байкеров, рэйверов,
роллеров и т.д. Любой подросток, заподозренный
в принадлежности к той или иной субкультуре,
может быть избит, подвергнут сексуальному
насилию, ограблен. Противостояние молодежных
банд также еще не ушло в историю, но лишь
переместилось на периферию [8, 95-96]. На
распространенности гопничества в городе
Омске специально, видимо, можно не останавливаться.
Гламур – одна из самых спорных субкультур. Дело в том, что именно в субкультуру у нас это течение оформилось совершенно недавно, хотя до того присутствовало во всем, что связано с клубной и светской жизнью. Энциклопедии до сих пор не дают определения этому слову как культурному течению, хотя оно уже вовсю активизировалось с началом нового тысячелетия. Приставку «глэм» получили практически все музыкальные направления: глэм-готик, глэм-гараж, глэм-рок и даже глэм-панк. В мировой культуре, например в Великобритании, возникновение гламурной субкультуры датируется еще семидесятыми-восьмидесятыми годами, но ввиду некоторых обстоятельств продолжительное время оно находилось в подполье.
10
2.2 Три «волны»
в эволюции неформальных
И.Ю.Сундиев разделял
историю «самодеятельных
«Вторая волна» определялась как внутренними,
так и внешними условиями – c середины
60-х годов молодежное движение приобретает
важную свою оставляющую – рок-музыку.
Именно в этот период (конец 60-х – начало
70-х годов) большинство молодежных объединений
начинают приобретать черты «классического
неформалитета»: аполитичность, квазиинтернационализм,
ориентированность, на внутренние проблемы.
В молодежную среду входят и постепенно
становятся модными наркотики».
Особую популярность приобретают всевозможные
мистические, эзотерические, трансцендентные
учения, верования и т.п. Началом «третьей
волны» молодежных движений можно считать
1986 год: существование неформальных групп
было признано официально, тема «неформалитета»
становится сенсацией» [5,159].
Стихийно возникающие молодежные группы
называют то неформальными, то любительскими,
то самодеятельными. С точки зрения Лисовского,
наиболее адекватным представляется термин
«самодеятельные объединения»; и вот почему:
«1. Так как они складываются на принципе
добровольности и являются организационно
самостоятельными. 2. В большинстве заняты
каким-то видом деятельности в расчете
на реальную отдачу». Вот почему термин
«неформалы» является не совсем точным.
Эти объединения можно назвать и «альтернативными»,
так как они часто являются нетрадиционными
и выступают с оппозиционной точки зрения
по отношению к «академическим» или мэйнстримовским
формам культурной жизни . Для простоты
в данной работе лучше все-таки остановиться
на термине «неформалы».
В рамках молодежной субкультуры принято выделять три направления:
3. Просоциальные
объединения. Они приносят
Субкультуры в известной мере автономны, закрыты и не претендуют на то, чтобы заменить собой господствующую культуру, вытеснить ее. Однако, в истории культуры складывались такие ситуации, когда локальные культуры начинали претендовать на некую универсальность. Они выходили за рамки собственной культурной среды и провозглашали ценностные установки для широких социальных общностей. Для обозначения таких культурных феноменов используется понятие "контркультура".
Контркультура - это такие явления культуры (символы, ценности, образцы поведения), которые противостоят доминирующей культуре, отрицают ее.