Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2011 в 18:02, реферат
Молодежная субкультура — относительно новое явление в общественной жизни. Ее существование затрагивает множество аспектов - от социокультурного развития общества в целом до психологических особенностей определенных возрастных групп. Современная культура отличается огромным количеством инноваций, которые в корень меняют культурные традиции, тем самым делая процесс социализации и адаптации к постоянно изменяющимся условиям жизни более сложным. Поиск своей индивидуальности осложняется слишком большим выбором.
принципу контркультуры, когда члены одной из них не принимают взгляды и установки другой.
Это явление
имеет смысл рассматривать в
контексте закрепления
как один из элементов самоидентификации.Однако высокая степень обособленности мо-
лодёжных групп, объединённых на основании пока ещё чуждых России политических и нрав-
ственных ценностей, ведёт к снижению их политической активности и деформации социальных
интересов их членов. В результате, мы наблюдаем растущее число так называемых социальных
маргиналов, молодых людей, выпавших из устойчивых социальных образований и ищущих
себя там, где их представления и идеалы разделяются ровесниками. С одной стороны, эта кате-
гория граждан таким образом избегает состояния неуверенности и социальной фрустрации, с другой, становится удобным контингентом для привлечения к участию в разного рода общественных движениях, в том числе и деструктивного плана, таких как националистические, неонацистские и иные. Случайные, разрозненные наблюдения за
представителями молодёжной субкультуры России, с каким бы числом их не встречался иссле-
дователь, служат ненадежной почвой для обобщений и выводов о молодом поколении в целом.
Общие для всего народа представления, ценности, нормы поведения запечатлеваются и хра-
нятся в национальной культуре. Исторический путь, пройденный россиянами, отложился в их
социальной памяти и сегодня оказывает сильное влияние на формирование традиционных уста-
новок их культуры. Культурные установки – это социально обусловленные нормы мышления и
поведения. Их нельзя считать передающимися генетически по наследству личностными качест-
вами характера, и они совсем не обязательно воплощаются в реальном поведении всех или
большинства членов общества. Они складываются исторически, и, проявляясь в культуре, изме-
няются вместе с ней от эпохи к эпохе, сохраняя при этом известную устойчивость, проявляю-
щуюся в форме этнокультурных стереотипов, вкоторых находят выражение обыденные, подчас
поверхностные представления о той или иной национальной культуре. Однако эти стереотипы
являются культурным феноменом, играющим существенную роль в общественном сознании и
самосознании масс. Люди вольно или невольно воспринимают их как образцы, которым необ-
ходимо соответствовать, что, в свою очередь,способствует закреплению черт, заложенных в
стереотипе.
Важным элементом современного общества стал информационный социальный контроль.
Человек социализируется теперь под влиянием информационных каналов, хотя влияние семьи и
школы не потеряло своего значения. Человек не строит свою идентичность самостоятельно,
23
однако если раньше идентификация происходила под воздействием, так называемых «значимых других», в первую очередь, в ближайшем окружении, то сейчас идентичность человека создаётся под воздействием телевидения и других средств масс медиа. Ложные потребности, внедряемые в массовое сознание через СМИ, заставляют человека «вести себя в соответствии с рекламными образцами, любить и ненавидеть то, что любят и ненавидят другие»11.
Юность всегда выступает как период принятия ответственных решений, подчас определяю-
щих всю дальнейшую жизнь человека: выбор профессии и своего места в жизни, выбор смыс-
ла жизни, выработка
мировоззрения и жизненной
своей семьи. Молодым людям свойственен макимализм суждений, своеобразный эгоцентризм
в мышлении, пренебрежительное отношение к советам старших, а иногда даже и открытое про-
тиводействие
последним. Они вынуждены опираться
на моральную поддержку
часто становится причиной юношеского конформизма, они легко поддаются влиянию моды, бы-
стро усваивают новые стили поведения. Даже преступления среди молодёжи чаще всего носят
групповой характер. Политическая социализация в этих условиях представляется сложней-
шим и противоречивым процессом, который, на наш взгляд, не может быть пущен на самотёк, а
должен всегда оставаться в центре внимания и государства, и общества и науки.
24
Заключение.
Присоединение к неформальной группе - нормальный и закономерный выбор подростка. Исходные мотивы, приводящие его в неформальные группы, оцениваются исследователями как естественные для данного возраста. Так, И.П. Башкатов полагает, что «вовсе не извращенные естественные потребности подростков в модной одежде, сексуальном удовольствии, престижных предметах, употреблении спиртного, наркотических веществ и т.п., а социальная потребность в общении, самоутверждении, престиже, стремление улучшить свою жизнь толкают их к взаимодействию с другими людьми.
Объединение в группы можно рассматривать как средство выхода внутренней активности, реализации потребностей самоидентификации, самоутверждения, свойственным отнюдь не только подростковому возрасту.
Не трудно заметить,
что бурное развитие различных объединений
совпадает с периодами
Более того, можно смело предположить, что по мере дальнейшего расширения демократии число неформальных образований и их участников будут возрастать. Поэтому каждому взрослому по роду своей деятельности вынужденному активно взаимодействовать с подростками, необходимо вооружиться знаниями о внешнем виде, идеологии, символики и психологических особенностях представителей различных субкультур. Это позволит легче находить общий язык с любой группой подростков и просчитать реальные и мнимые опасности вхождения в ту или иную субкультуру.
В целях такой просветительской деятельности, я планирую подготовить брошюрку для родителей и педагогов с описательными характеристиками субкультур, которые есть в городе Полярном.
25