Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2011 в 18:02, реферат
Молодежная субкультура — относительно новое явление в общественной жизни. Ее существование затрагивает множество аспектов - от социокультурного развития общества в целом до психологических особенностей определенных возрастных групп. Современная культура отличается огромным количеством инноваций, которые в корень меняют культурные традиции, тем самым делая процесс социализации и адаптации к постоянно изменяющимся условиям жизни более сложным. Поиск своей индивидуальности осложняется слишком большим выбором.
В качестве примеров контркультуры можно назвать движение киников, ранний буддизм, раннее христианство. Христианство возникает как движение, оппозиционное официальному Риму. Оно провозглашало идеи братства, равенства, справедливости, которые шли вразрез с принятой в Риме системой ценностей и укладом жизни. Поэтому христианство на протяжении первых четырех веков своего существования было запрещенной, нелегальной религией. В конце 4в. Христианство становится государственной религией римской империи, т. е. из контркультуры превращается в официальную, господствующую культуру Рима, а затем и всей средневековой Европы. Таким образом, контркультура выступает катализатором культурно-исторического процесса, она заключает в себе возможность преобразования культуры, обладает потенциалом ее обновления.
Одной из контркультур является и молодежная контркультура. Она проявила себя наиболее ярко в 60 - 70-е гг. в период массового молодежного движения на Западе. Это было выступление подростков, школьников, студентов против ценностей потребительского общества. Глобальное разрушение природной среды, совершенствование оружия массового уничтожения, возрастание жестокости и равнодушия в отношениях между людьми, бессилие во многих случаях парламентской демократии - все это побуждало сторонников контркультуры искать иные, альтернативные пути развития общества и культуры.
Молодежная контркультура не Западе впитала в себя анархизм и нигилизм, романтическое мироощущение, азиатские религиозные и мистические культы. Она сумела раскрыть в себе потенциал альтернативной культуры и оказала влияние на современную западную культуру, в которой изменились отношения между полами, произошел отказ от традиций рациональности, увлечение техниками саморазвития, восточными религиозными учениями, был признан плюрализм ценностей.
В настоящее
время проявлением
12
Социальную основу движения антиглобалистов составляет молодежь в возрасте от 18 до 23 лет из числа среднего класса, хорошо организованная. Антиглобалисты пытаются влиять на принятие важных политических решений. Под давлением антиглобалистов лидеры большой восьмерки на саммите в Канаде приняли решение списать развивающимся странам долг в размере 1 миллиарда долларов и выделить 6 миллиардов на программу развития Африки.
Последнее время широкое распространение получили различные религиозные течения контркультуры. Во всем мире в массовом порядке появляются разнообразные религиозные секты и учения. Обратившись к истории любой секты, мы обнаруживаем, что в ее начале лежит противопоставление себя существующему порядку вещей, традиционным духовным ценностям. Вступивший в секту должен совершить поступок, ставящий его вне традиционных общественных и нравственных связей: отречься от родителей, от веры своей предков, признать (порою письменно) всю предшествующую жизнь ошибкой.
2.3 Мотивы участия
молодежи в субкультурах. Необходимо
преодолевать существующие в
сознании многих людей
Конечно, по мере взросления многие уходят
из неформальных групп. Однако, как показывают
наблюдения и социологические исследования,
возраст многих членов объединений сильно
варьирует – от 12 до 25-30 лет. Среди них
представители различных социальных групп
– инженерно-технические работники, студенты,
рабочие, учащиеся, встречаются даже пенсионеры
[5,169].
Юные «неформалы» своей активностью постоянно
испытывают взрослых на умение мыслить
нешаблонно, аргументировано спорить,
действовать по убеждению, а не по традиции.
Сегодня надо помогать людям, стремящимся,
пусть и непривычным образом, проявить
свою гражданскую позицию, заявить о собственном
мнении. Для того, чтобы судить – во благо
или во вред своим членам и обществу в
целом действует группа или объединение,
нужно изучать их деятельность, идти на
контакт с ними.
Писатель и публицист Леонид Жуховицкий
предложил три «модели» отношения к «неформалам»:
1. не относиться никак, т.е. просто принимать
их как факт, спокойно и с пониманием;
2. более трудоемкая, но и более продуктивная
– поощрять и стимулировать их творческое
начало, выделяя хотя бы скромные средства
на всевозможные смотры, конкурсы и фестивали;
3. считать «неформалов» датчиками на теле
эпохи, внимательно изучать их показания
и не обижаться на этот нестандартный
инструмент познания [2,120].
Мотивы участия подростков в неформальных объединениях и группировках.
Присоединение к неформальной группе – нормальный и закономерный выбор подростка. Исходные мотивы, приводящие его в неформальные группы, оцениваются исследователями как естественные для данного возраста. Так, И.П. Башкатов полагает, что «вовсе не извращенные естественные потребности подростков в модной одежде, сексуальном удовольствии, престижных предметах, употреблении спиртного, наркотических веществ и т.п., а социальная потребность в общении, самоутверждении, престиже, стремление
13
улучшить свою
жизнь толкают их к взаимодействию
с другими людьми. И такими людьми оказываются
не родители, не педагоги и даже не «нормальные»
сверстники, а такие же как они, «отверженные»
подростки, стихийно объединившиеся в
неформальные группы». Выбор конкретной
неформальной группы чаще является несвободным,
ибо подросток обычно вынужден присоединяться
к той группе, что доминирует на территории
его проживания (социализации). Причины
вступления в группы:
одиночество – 27%;
непонимание родителей – 24 %.
Среди прочих были названы: стремление
к защищенности;
обособленность;
подражание, группирование;
свобода;
эмоциональная насыщенность общения;
стремление компенсировать недостатки
традиционных институтов семьи и школы.
Черты характера, которые нравятся им
в подростках из группировок:
умение постоять за себя (54%),
смелость (40%),
независимость (35 %).
Отличительной чертой общения подростков
во многих стихийных неформальных группах
является беспредметность. Когда у коммуникации
в группе появляется постоянный предмет,
группа переходит в новое качество.
Возникновение молодежной культуры связано с неопределенностью социальных ролей молодежи, неуверенностью в собственном социальном статусе. В онтогенетическом аспекте молодежная субкультура представляется как фаза развития, через которую должен пройти каждый. Ее сущность — поиск социального статуса. Посредством нее юноша "упражняется" в исполнении ролей, которые в дальнейшем должен будет играть в мире взрослых. Самые доступные социальные площадки для конкретных дел молодежи — досуг, где можно проявить собственную самостоятельность: умение принимать решение и руководить, организовывать и организовываться. Досуг — это не только общение, но и своего рода социальная игра, отсутствие навыков таких игр в юности приводит к тому, что человек и в зрелом возрасте считает себя свободным от обязательств. В динамичных обществах семья частично или полностью утрачивает свою функцию как инстанция социализации личности, поскольку темпы изменений социальной жизни порождают историческое несоответствие старшего поколения изменившимся задачам нового времени. С вступлением в юношеский возраст молодой человек отворачивается от семьи, ищет те социальные связи, которые должны защитить его от пока еще чуждого общества. Между потерянной семьей и еще не обретенным обществом юноша стремится примкнуть к себе подобным. Образующиеся таким образом неформальные группы обеспечивают молодому человеку определенный социальный статус. Платой за это, зачастую, выступает отказ от индивидуальности и полное подчинение нормам, ценностям и интересам группы. Эти неформальные группы продуцируют свою субкультуру, отличающуюся от культуры взрослых. Ей свойственны внутреннее единообразие и внешний протест против общепринятых установлений. Благодаря наличию собственной культуры, эти группы маргинальны по отношению к обществу, а потому всегда содержат элементы социальной дезорганизации, потенциально тяготеют к отклоняющемуся от общепризнанных норм поведению.
3.Проблемы современной
молодежной субкультуры.
Известно, что в социализации личности, как в общечеловеческом явлении, особое место зани-
14
мает социализация политическая, представляющая собой процесс формирования политического сознания, политических взглядов, политического участия и поведения, т.е. всего того, что можно
назвать политической культурой гражданина. Политическая социализация может рассматри-
ваться и как целостный политико-культурный процесс, и как феномен, относящийся к отдель-
ным социодемаграфическим
группам и реализуемый в
туры. Среди таких субкультур выделяется политическая культура молодёжи, представляющей
собой не только демографический, трудовой и кадровый ресурс, но и ресурс конструирования
и воспроизводства политической системы. Социология, которая изучает молодёжные субкуль-
туры с точки зрения групп, различающихся,прежде всего, по возрастному принципу, вклю-
чает в эту социально – демографическую группу лиц в возрасте от 14 – 15 до 28 – 30 лет. Объек-
том исследований этой науки стали молодые люди, переживающие сложный период взросления.
Как известно, это время интенсивного развития биологических, физиологических и психологиче-
ских особенностей человека, время его включения в процесс усвоения социально – значимых
ролей, необходимых для успешной адаптации в современном быстро меняющемся мире.
Молодёжь во второй половине XX – начале XXI вв. заняла гораздо более активную позицию
в обществе, нежели в предыдущее время. Это связано и с увеличением срока жизни людей, в
результате чего сместились границы взросления и замедлился процесс вступления в самостоя-тельную общественную жизнь, больше внимания стало уделяться образованию при одновремен-
ном отсутствии острой необходимости в параллельном занятии трудовой деятельностью. Из-
менился и общественный статус молодых людей: часто они уже перестали быть детьми чисто
внешне, но продолжают ими оставаться по сути своей. В рамках корпоративной субкультуры
они всё активнее демонстрируют своё специфическое отношение к окружающему их миру. При
этом, значительная часть молодёжи сегодня, как, впрочем, и в прошлом, не обладает социальным опытом, имеет крайне низкий уровень политиче-
ской культуры
и не занимает устойчивых позиций
в иерархической структуре
Для понимания социально – культурных различий внутри этой социально-демографической
группы недостаточно использовать только количественные характеристики. Важную роль игра-
ют и качественные факторы, такие как образ мыслей, характер и содержание поведения, ус-
военные молодыми людьми социальные нормы, смыслы, значения и ценности. Между тем, пра-
вомерно говорить и о наличии специфической молодёжной субкультуры, характерной для этой
группы общества в целом. В широком смысле слова под субкультурой понимается частичная
культурная подсистема «официальной» культуры, определяющая стиль жизни, иерархию цен-
ностей и менталитет её носителей. Иными словами, субкультура – подсистема в системе куль-
туры. Это «система норм и ценностей, отличающих группу от большинства общества. Она
формируется под влиянием таких факторов, как возраст, этническое происхождение, религия,
15
социальная группа или местожительство»1. Ценности субкультуры не означают отказа от
культуры, принятой большинством, они обнаруживают лишь некоторые отклонения от неё.
Практика показывает, что большинство общества, как правило, относится к субкультурам с не-
доверием. В современной литературе различаются традиционалистские и инновационно – аван-
гардные субкультуры. К традиционалистским относятся субкультуры профессиональные, воз-
никающие как позитивная реакция на материальные потребности общества. Появление инно-
вационно – авангардных субкультур связано с неприятием, а иногда, и с отрицанием «базовой»
культуры общества. Для обозначения социально– культурных установок, противостоящих фун-
даментальным
принципам «базовой» культуры,