Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2011 в 18:02, реферат
Молодежная субкультура — относительно новое явление в общественной жизни. Ее существование затрагивает множество аспектов - от социокультурного развития общества в целом до психологических особенностей определенных возрастных групп. Современная культура отличается огромным количеством инноваций, которые в корень меняют культурные традиции, тем самым делая процесс социализации и адаптации к постоянно изменяющимся условиям жизни более сложным. Поиск своей индивидуальности осложняется слишком большим выбором.
дёжная контркультура, по признанию исследователей, «предполагает сознательный отказ от
системы традиционных ценностей и замену их иными, связанными со свободой самовыраже-
ния, личной причастностью к новому стилю жизни. Её основной девиз – счастье человека,
понимаемое как свобода от внешних условностей, от показной добропорядочности»2.
Возникновение современной молодёжной контркультуры в нашей стране, а молодёжная
субкультура изначально заявляет о себе именно как контркультура, связывают с наступлением
эпохи постмодерна (60 – 70 годы ХХ века).Принято считать, что в некотором отношении
молодёжная контркультура является прямым социальным выражением идей постмодерна.
Имеет смысл заметить, что под постмодерном в данном случае имеется в виду некоторое со-
стояние общественного
сознания, умонастроение,широкое
элиты, а затем уже и остальной культурной общественности, где молодёжь занимает передовые
позиции. Это особый тип менталитета, «постмомодернистская чувствительность»3, специфическое видение мира как хаоса, лишенного причинно –
следственных связей и ценностных ориентиров. Иными словами, это состояние сознания, когда
на первый план выходит не рациональная, логически оформленная философская рефлексия, а
глубоко эмоциональная реакция современного человека на окружающий его мир.Интересную трактовку генезиса контркультуры и субкультуры в модели субъективности че-
Человек рассматривается им как граница двух бесконечных миров: мате-
риального мира и мира сознания, Рельеф этой границы определяет субъективность человека. Общество состоит из людей, что даёт нам основание говорить о субъективности общества в це-
лом. Между тем, социально – психологическая жизнь общества протекает на границе этих двух
миров. Но поскольку сами миры бесконечны, то бесконечна и граница между ними. Культура
общества в данной конструкции – лишь ограниченный участок этой границы, контркультура –
другой, находящийся поблизости участок, суб-культура – участок, с ней пересекающийся.4
Россия сегодня
продолжает существовать в условиях
многоукладной экономики и
где императивы рыночной эффективности и пользы дополняются и корректируются иными,
касающимися других измерений нашего бытия,факторами. В свое время М.Вебер наряду с
прагматической рациональностью в человеке видел и рациональность ценностного типа, когда
16
субъект в своих действиях руководствуется не
только соображениями экономического расчета и прибыльности, но и представлениями более высокого духовного порядка, связанными с такими понятиями, как честь, совесть, патриотизм,
жертвенность и т.д. По мнению ряда социологов современное российское общество, всё больше
теряющее традиции централизованного планирования и управления всеми сферами жизни,
приобретает черты, свойственные западным социально – экономическим системам. Реальными
стали понятия
всеобщего риска
характеризуется ростом нестабильности, неопределённости, непредсказуемости, неуверенности,
напряженности.5В подобной ситуации молодёжь, как наиболее
динамичная и креативная общественная группа,создаёт множество новых индивидуальных сти-
лей жизни, способов поведения и выходов из неопределённости с целью снижения рисков не-
удач и неуспехов. На наших глазах из жизни уходит идея модерна с его культом разума и
прогресса, освобождая
место безличным силам
гающим, что истины нет, а раз так, то всё позволено. В таком же постмодернистском смы-
словом поле мировые религии уступают место сектам, традиционные государства – сетевым
структурам, искусство – имитациям.Демократизация общественно – политических
отношений, случившаяся в 90-е годы прошлого столетия, создала условия для привлечения мо-
лодёжи к участию в общественных движениях, бизнесе и даже к работе во властных структу-
рах. Однако она, в подавляющем своём большинстве, проявила и продолжает проявлять
равнодушие ко
вновь открывшимся
лу тех проблем и противоречий, которые переживает в целом российское общество. Нельзя
сказать, что эта ситуация не ощущается на государственном уровне. Достаточно назвать такие
программы, как «Концепция государственной молодёжной политики в Российской Федера-
ции», «Стратегия государственной молодёжной политики в Российской Федерации до 2012 го-
да», «Патриотическое воспитание граждан Росийской Федерации на 2006 – 2010 годы» и не-
которые другие.В
широком теоретико-
ской активностью и участием молодёжи в обеспечении самопроизводства и самоконструирова-
ния политической системы вызывает опасения. Специфика российской реальности состоит в
том, что политическая социализация инициируется и реализуется сверху через государственную
молодёжную политику и соотносится с направлениями административной реформы и реформы
местного самоуправления. Национальные проекты «Образование», «Здравоохранение», «Дос-
тупное жильё» при всей своей серьёзности, необходимости и пользе объективно сковывают
17
не
всегда положительный, но всегда активный заряд инициативы, столь свойственный молодым
людям, перекладывая её на плечи государства.Рекрутирование молодёжи политическими
партиями привело к появлению таких молодёжных движений, как «Наши», «Идущие вместе»,
молодёжных организаций небольших политических партий – КПРФ, «Справедливая Россия»
и т.д. Особо можно выделить общероссийскую общественную организацию «Российский Союз
молодёжи» (РСМ), главными задачами которой являются активизация молодёжи в общественной
жизни, обеспечение диалога молодёжи и власти, представление интересов этой социальной группы в обществе, СМИ, властных структурах. Однако деятельность этих молодёжных объеди-
нений проявляется в основном на выборах всех уровней, в протестных акциях, в благотвори-
тельных, миротворческих, экологических движениях. Молодёжь активизируется в экстре-
мальных ситуациях – террористические акции,межэтнические и этнополитические конфликты,
природные или техногенные катастрофы. В постоянной же работе подавляющее число моло-
дых людей участия, как правило, не принимает.Популярность контролируемых сверху органи-
заций невелика. Их деятельность, в основном,носит закрытый характер и проявляется в ходе
ангажированных акций. Любая спонтанная попытка самоорганизации встречается с массой
труднопреодолимых препятствий, среди которых главными выступают финансовое и организацинное обеспечение. Приходится признать, что в современных реальных обстоятельствах значительная часть молодёжи вообще остаётся в сто-
роне от участия в каких – либо общественных и политических акциях. Речь идёт о так называе-
мых «маргиналах», количество которых достигает нескольких миллионов. Как пишут амери-
канские специалисты по России Д.Ергин и Т.Густафсон, «молодёжные группы маргиналь-
ного типа образуют малоизученный новый подкласс общества, создающий собственную суб-
культуру и недоступный воздействию со стороны официально существующих организаций.
Именно в таких группах моральные ценности подвергаются наибольшей эрозии»6.
Во многом социальные нормы и ценности молодёжи, особенно ценности политические, опре-
деляются идеологией складывающегося в России нового политического класса. Часть российской элиты, ориентированная на Запад, во многом принимает и разделяет взгляды Западного общества. В этих взглядах, например, демократиярассматривается не как ценностная структура,опирающаяся на примат политического суверенитета народа, а как технологическая система,прямо отрицающая этот суверенитет в пользуотношения к народу как к обрабатываемой массе. Технологическая парадигма меняет не только отношение элиты к электорату, но и саму элиту как носителя властных функций. Технологический подход в политике, например, означает, что её субъект – это тот, кто не имеет устойчивой идентичности, собственных взглядов, убежде-
ний, принципов. Он готов непрерывно подстраиваться под ситуацию, руководствуясь лишь
стремлением сохранить и укрепить свои властные функции. Масса в этой схеме представляет-
ся объектом манипуляций и экспериментов. Народ лишается статуса устойчивой коллективной
личности, сохраняющей на протяжении длительного исторического периода свои уникальные национальные качества. Оказалась втянутой в эту сложную систему
18
политических взаимоотношений и российская молодёжь.Глобализация, вошедшая в российскую жизнь
особенно интенсивно после событий 1991 года, еще более оторвала эту часть элиты от народа,
способствуя денационализации этой группы и переориентации её на вненациональные центры
власти и влияния.
Понятие политического
зации, с которыми «современные» элиты должны считаться больше, чем с мнением собственно-
го национального большинства. Дистанцируясь от масс, такая элита вынуждена заниматься ук-
реплением исполнительной власти за счет всемерного ослабления законодательной, которая в
силу своего положения вынуждена в той или иной степени демонстрировать свою заботу об
интересах и настроениях масс. В материальном отношении элита этого типа обретает всё боль-
шую независимость, выводя свои активы за пределы собственного отечества и интегрируясь,
таким образом, в состав мировой интернациональной элиты. Это соображение относится к
любому представителю российской политического класса данного типа, будь он профессиональ-
ный политик, крупный бизнесмен, актер, художник или спортсмен. Сегодня трудно удивить
кого-нибудь тем, что политик является совладельцем акций могущественной компании, а пе-
вица или футболист вкладывают деньги в тот или иной бизнес. Молодёжная субкультура в описанной выше ситуации превращается в некоторое искаженное зеркало взрослого мира вещей, отношений и ценностей. Рассчитывать на эффективную культурную самореализацию молодого поколения в подобных условиях не приходится, тем более,
что общекультурный
уровень других возрастных и социально
– демографических групп
ния постепенно снижается. Коммерциализация средств массовой информации, а в какой – то