Оказание социальной помощи детям, пережившим насилие в семье

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2012 в 14:44, реферат

Краткое описание

Цель работы: выявить специфику оказания социальной помощи детям, пережившим насилие в семье.
Задачи:
- изучить теоретические основы жестокого обращения с детьми в семье;
- рассмотреть работу социального педагога с детьми, пережившими насилие в семье;
- разработать рекомендации для социальных педагогов по работе с детьми, подвергавшимися насилию в семье.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………3
1. Теоретические основы жестокого обращения с детьми в семье…………..5
1.1 Понятие насилия в семье. Категория детей, переживших насилие……...5
1.2 Причины и виды жестокого обращения с детьми………………………...8
1.3 Работа социального педагога с детьми, пережившими насилие в семье..12
2. Экспериментальное исследование по выявлению детей,
переживших жестокое обращение в семье……………………………………19
2.1 Описание методик исследования…………………………………………..19
2.2 Анализ и интерпретация полученных результатов……………………….23
Заключение………………………………………………………………………29
Список литературы……………………………………………………………...31

Файлы: 1 файл

насилие в семье.doc

— 191.50 Кб (Скачать)


Содержание

Введение…………………………………………………………………………3

1. Теоретические основы  жестокого обращения с детьми в семье…………..5

1.1 Понятие насилия в семье. Категория детей, переживших насилие……...5

1.2 Причины и виды жестокого обращения с детьми………………………...8

1.3 Работа социального педагога с детьми, пережившими насилие в семье..12

2. Экспериментальное исследование  по выявлению детей,

переживших жестокое обращение  в семье……………………………………19

2.1 Описание методик  исследования…………………………………………..19

2.2 Анализ и интерпретация полученных результатов……………………….23

Заключение………………………………………………………………………29

Список литературы……………………………………………………………...31

 

Введение

 

Актуальность настоящего исследования определена тем, что насилие и жестокое обращение с детьми в обществе и в семье одна из острых проблем в современной социологии и психологии. Последствия насилия вызывают тяжелые психологические травмы и оказывают негативное влияние на личность ребенка. Рост числа детей, подвергшихся насилию, трудности выявления его причин и признаков, а также влияния последствий насилия на развитие личности ребенка постоянно требуют внимания исследователей. Изучение психологических особенностей детей, переживших насилие, разработка методов диагностики последствий травматических переживаний и психокоррекционных программ реабилитации этих детей являются востребованными в практике в настоящее время.

Анализ современных  зарубежных и отечественных работ, посвященных проблемам насилия  над детьми, показывает необходимость  глубокого и систематического изучения этого феномена. В ряде исследований насилие над детьми в семье рассматривается как влияние комплекса факторов, действующих на общесоциальном, социально-психологическом и индивидуальном уровнях (Т.Я. Сафонова, 2001; E.H. Волкова, 2008; Н.О. Зиновьева, 2003; C.B. Ардашева, 2003).

Проблема влияния насилия  и жестокого обращения на психику  и личность детей доказана многими  исследованиями, но недостаточно исследований, предполагающих её решение и оказание помощи детям и подросткам.

Пережитое в детстве  насилие приводит к отдалённым последствиям и может становиться одной из причин преступности и воспроизводства жестокого обращения с детьми в обществе.

Проблема исследования последствий различных видов  насилия над детьми в семье  требует специального её рассмотрения и связана с разработкой новых социально-педагогических технологий оказания социальной помощи детям разных возрастов с учетом особенностей последствий, перенесенных видов насилия.

Цель работы: выявить специфику оказания социальной помощи детям, пережившим насилие в семье.

Задачи:

- изучить теоретические основы жестокого обращения с детьми в семье;

- рассмотреть работу социального педагога с детьми, пережившими насилие в семье;

- разработать рекомендации для социальных педагогов по работе с детьми, подвергавшимися насилию в семье.

Объект исследования: насилие в семье.

Предмет исследования: работа социального педагога с детьми, подвергавшимися насилию в семье.

Методы исследования:

  • изучение психолого-педагогической литературы по данной проблеме;
  • наблюдение.

База исследования: МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 3» г. Мценска.

 

1. Теоретические основы жестокого  обращения с детьми в семье

1.1 Понятие насилия в семье. Категория детей, переживших насилие

 

Насилием часто оказывается  не только грубое и очевидно травмирующее применение силы по отношению к ребенку, но и многие привычные «традиционные» формы наказаний и воздействий на детей.

В современной России о проблемах насилия над детьми в семьях стали говорить с начала 1990-х годов, когда стали создаваться  приюты, социально-реабилитационные центры, кризисные службы. Большинство детей, попадающих в эти учреждения, непосредственно сталкивались в своей жизни с насилием или жестоким обращением и переживали его последствия, этих детей не столько избивали (хотя многие из них физически наказывались), сколько не кормили, не водили в школу, не уделяли внимания, не заботились и не любили.

В связи с этим понятие  «насилие» в данном контексте  употребляется несколько условно. В русском языке термин насилие обычно относится к конкретным действиям («бьют», «насилуют») и не учитывает все многообразие действий (либо бездействия) со стороны взрослых, наносящих вред ребенку. Ситуации, когда совсем маленького ребенка оставляют без присмотра дома или на улице, по многу часов заставляют стоять в углу, регулярно унижают и называют «идиотом», раздевают и ласкают половые органы, показывают порнографические фильмы, плохо кормят и одевают, не создают условия для обучения, предъявляют завышенные нереалистические требования и ожидания, а потом наказывают за не соответствие им, - все эти ситуации имеют очень много общего по своим последствиям, но некоторые из них никак нельзя назвать насилием в обыденном понимании этого слова. Все это «дурное», «жестокие», «неправильное» обращение с ребенком в семье, которое травмирует и негативно сказывается на его развитии и здоровье. Такое обращение может быть как осознанным, так и неосознанным, может быть связано как с внешними факторами, так и с особенностями родителей и ребенка, может определяться какими-то действиями взрослого или, наоборот, его бездействием (например, необеспечением безопасности).

Цели социально-педагогической помощи детям – жертвам насилия определяются исходя, прежде всего, из особенностей этих детей. Проведенные в русле  психоаналитической педагогики исследования (К. Бютнер, Э. Джил, М. Ледер и др.) показали, что оскорбления, жестокость, отсутствие эмоционального тепла оказывают фатальное влияние на жизнь ребенка. Дети, которые пережили жестокое обращение, вырастают мнительными, ранимыми. У них искажено отношение к себе и к другим, они не способны к доверию, слишком часто не в ладу с собственными чувствами, склонны к жестокости, как бы вновь и вновь мстя окружающим за свой опыт унижений [20, с. 4].

Дети, которые пережили насилие, характеризуются следующим отношением к себе и к другим.

Во-первых, они ощущают себя не такими, как другие, недостойными любви, плохими, «грязными», бесполезными. Нередко  это сочетается с представлением о себе как о маленьком, слабом и не способном изменить свою жизненную  ситуацию. Ребенок испытывает неуверенность в своих силах и способностях, бессилие и беспомощность (позиция жертвы). Возможен и другой вариант: подросток внешне кажется «сильным парнем» или «крутой девчонкой», но за этой броней скрываются глубинный страх и то же чувство беспомощности, осложненное отчуждением от людей, голодом по любви и теплу.

Во-вторых, они никому не доверяют (и прежде всего, взрослым). Дети – жертвы насилия, как правило, боятся других людей, особенно взрослых, считают их опасными, враждебными и отрицают саму возможность обращения к ним за помощью. Часто девизом таких детей становятся слова: «Никому не верь, ни на что не надейся, никого ни о чем не проси». Часто они стремятся «спрятаться за спиной более сильного».

В-третьих, они имеют крайне слабый контакт со своим телом и со своими подлинными чувствами. В свое время жертвы насилия, для того чтобы выжить, были вынуждены подавить или вытеснить свои самые сильные чувства. Результатом такого подавления часто становится диссоциация, то есть расщепленность, разделенность «Я».

Наиболее частая форма проявления диссоциации – расщепленность телесных ощущений и осознания. Когда-то, в  момент жестокого обращения, диссоциация  помогла ребенку выжить, справиться с невыносимой физической и/или  душевной болью. Ребенок как бы представляет, что это произошло не с ним, а с кем-то другим. Он научается разъединять свои эмоциональные реакции и реакции тела. Например, исполняя роль «сильного парня», он как бы «замораживает боль», «каменеет», «немеет», чтобы ничего не чувствовать, чтобы выжить. Затем он нередко пытается восстановить утерянную интенсивность чувств, прибегая к алкоголю или наркотикам. Подобное в своей практике отмечала Алиса Миллер и другие психотерапевты, работавшие с отверженными или претерпевшими физическое насилие людьми. По словам одного социального работника, «эти люди стремятся к обретению чего-то ими утерянного; они даже могут не знать, чего именно им не хватает, но абсолютно уверены в том, что они чего-то лишены и в этом нуждаются».

В-четвертых, у таких детей происходит нарушение границ личностного пространства. Они становятся либо излишне жесткими, либо, наоборот, нечеткими, спутанными.

Также отметим, что вся активность такого ребенка направлена на собственную  защиту. Но она может идти в разных направлениях.

Во-первых, это может быть отчуждение от людей и агрессивная активность, нацеленная на преодоление препятствия  любой ценой (такую активность часто  характеризуют словами: «Не человек, а танк», «Пойдет по головам»).

Во-вторых, отчуждение от себя и своих ресурсов, поиск того, кто разрешит ситуацию (поиски возможностей прилепиться к сильному, к тому, кто защитит).

В-третьих, пассивное, обороняющееся  поведение (уход) [20, с. 4 – 5].

 

1.2 Причины и виды жестокого обращения с детьми

 

Подростки часто страдают в собственных семьях от жестокого обращения, под которым понимается умышленное нанесение физического или психического насилия в виде избиения, издевательства, лишения пищи или одежды, оскорбления, унижения человеческого достоинства, посягательства на сексуальную неприкосновенность, убийства, доведения до самоубийства.

В качестве причин жестокого поведения  родителей называют:

- социально-экономические факторы: безработицу, плохие жилищные условия, материальную неустроенность, которые приводят к стрессу и далее - к жестокому обращению с домочадцами;

- психологические факторы: особенности личности родителей или ребенка, психические заболевания, алкоголизм, наркоманию, отрицательный личный опыт родителей, пережитый в детстве, отсутствие педагогических знаний. Жертвами семейного насилия чаще становятся нежеланные, болезненные иди гиперактивные дети. Родители, демонстрирующие жестокое обращение с детьми, чаще являются эмоционально неуравновешенными людьми или находятся в состоянии эмоционального стресса [21, с. 248].

Ученые определили, что  причиной плохого обращения являются личные качества родителей.

В этих семьях обострены  социальные проблемы, чаще это неполная семья, родители - алкоголики, наркоманы, религиозные фанатики, несовершеннолетние до 17 лет, беженцы или безработные, с физическими недостатками (глухие, слепые), умственно отсталые или с психическими заболеваниями. Десять процентов детей из таких семей и переживших насилие погибают, у них развиваются физические и психические отклонения. Они необразованны, не хотят учиться и трудиться, не могут определиться в жизни, создать семью [9, с. 301].

Традиционно различают четыре общих  категории жестокого обращения  с детьми: 1) физическое насилие, 2) сексуальное  насилие, 3) пренебрежение потребностями  ребенка, 4) эмоциональное насилие. В свою очередь, каждая из этих категорий включает в себя ряд поведенческих проявлений [1, с. 19].

Физическое насилие – нанесение  ребенку физических травм и телесных повреждений, применение жестоких физических наказаний. Эти действия могут осуществляться в виде избиений, истязаний, сотрясения, ударов (в том числе с использованием самых различных предметов в качестве орудий насилия), пощечин, таскания за уши, прижигания горячими предметами, жидкостями, зажженными сигаретами, в виде укусов.

Физическое насилие включает в  себя также вовлечение ребенка в  употребление наркотиков, алкоголя, принуждение  к приему отравляющих веществ  или медицинских препаратов, вызывающих одурманивание (например, снотворных, не прописанных врачом), а также  попытки удушения или утопления ребенка.

Выделяют подвиды физического  насилия, одним из которых является физическое насилие над младенцами. Это когда младенца начинают трясти с такой силой, что вольно или  невольно наносят ему повреждения. Энергичное укачивание младенца или его встряска могут вызвать травму головного мозга, связанную с тем, что мозг ребенка еще не полностью сформирован. Последствиями таких воздействий могут быть задержка в умственном развитии, дефекты речи, нарушения двигательных функций, потеря слуха и даже смерть.

К физическому насилию  относят и такой его редко  распознаваемый подвид, как синдром, который заключается в том, что  человек, обязанный заботиться о  ребенке, выдумывает фиктивную болезнь  или провоцирует заболевание, вследствие чего «ребенок подвергается неприятным и часто вредным медицинским вмешательствам».

Сексуальное насилие - это вовлечение зависимых, незрелых детей и подростков в сексуальную активность, которую они не полностью осознают, на которую они не могут дать информированное согласие или которая нарушает социальные (общественные) табу на семейные роли. Это широкое определение, и оно включает внутрисемейные и несемейные формы насилия и все типы сексуальной активности (например, обнажение, оральные, анальные и сексуальные генитальные контакты, детскую порнографию, демонстрацию непристойных действий, сексуальные ритуалы). Инцестом называют всякую сексуальную активность между взрослыми и детьми, которые являются близкими родственниками (включая отчимов и опекунов).

О пренебрежении потребностями и нуждами ребенка или отсутствии заботы о нем идет речь, когда родители или замещающие их лица (включая учреждения длительного пребывания детей) не обеспечивают ребенка пищей, кровом, одеждой, гигиеническими условиями, соответствующими его потребностям, что наносит вред психологическому или физическому здоровью ребенка.

Пренебрежение нуждами  ребенка не всегда вызывается бедностью. Во многих неимущих семьях дети, испытывающие недостаток в хорошей одежде и  еде, тем не менее чувствуют себя любимыми и защищенными. Пренебрежение включает ряд таких проявлений, как пренебрежение потребностями в образовании, присмотре, медицинском уходе, физическом и эмоциональном здоровье.

Информация о работе Оказание социальной помощи детям, пережившим насилие в семье