Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2012 в 14:44, реферат
Цель работы: выявить специфику оказания социальной помощи детям, пережившим насилие в семье.
Задачи:
- изучить теоретические основы жестокого обращения с детьми в семье;
- рассмотреть работу социального педагога с детьми, пережившими насилие в семье;
- разработать рекомендации для социальных педагогов по работе с детьми, подвергавшимися насилию в семье.
Введение…………………………………………………………………………3
1. Теоретические основы жестокого обращения с детьми в семье…………..5
1.1 Понятие насилия в семье. Категория детей, переживших насилие……...5
1.2 Причины и виды жестокого обращения с детьми………………………...8
1.3 Работа социального педагога с детьми, пережившими насилие в семье..12
2. Экспериментальное исследование по выявлению детей,
переживших жестокое обращение в семье……………………………………19
2.1 Описание методик исследования…………………………………………..19
2.2 Анализ и интерпретация полученных результатов……………………….23
Заключение………………………………………………………………………29
Список литературы……………………………………………………………...31
Пренебрежение медицинской помощью - несогласие на вакцинацию и иммунизацию и др. - может оказаться очень опасным, особенно для детей с хроническими заболеваниями, и также требовать вмешательства со стороны.
Эмоциональное, или психологическое, насилие включает в себя постоянное отвержение, унижение, превращение ребенка в «козла отпущения» людьми, которые должны беречь его и заботиться о нем. Сюда же относятся такие действия по отношению к детям, как запирание ребенка в темной комнате, угрозы и запугивания. Дети, подвергающиеся эмоциональному насилию, чувствуют себя ненужными, плохими, глупыми, никчемными, часто имеют низкую или неустойчивую самооценку, переживают ощущение собственной несостоятельности. Эмоциональное насилие трудно доказать, многие авторы считают, что оно так широко распространено, что каждому человеку приходилось хоть раз переживать его в семье или школе. Однако длительное переживание эмоционального насилия или повторяющееся грубое психологическое давление могут оказывать серьезное влияние на формирование личности ребенка.
В реальной практике редко
встречаются отдельные категори
Некоторые родители оправдывают плохое
обращение с ребенком его врожденными
отрицательными качествами. Такая позиция
родителей может усилить
Задача социального
педагога – создать педагогическую
ситуацию, чтобы помочь ребенку выйти
из кризиса, учитывая, что такие дети
очень привязываются к
1.3 Работа социального педагога с детьми, пережившими насилие в семье
О важности межличностных
отношений ребенка и «
Социальный педагог должен не только учитывать отношение ребенка к себе, но и овладеть искусством создавать эти отношения, педагогически целесообразно выстраивать их.
Каковы же должны быть эти отношения? Ответ однозначен: если во «взрослой» терапии возможно добиться положительных результатов как при положительном, так и при отрицательном переносе (трансфере), то при работе с детьми обязательным является «положительное перенесение», нежная привязанность, во многом напоминающая отношение ребенка к матери.
И первый шаг, который необходимо сделать навстречу ребенку, это принять его и присоединиться к нему, предположить (не более того!), что ребенок прав в своей установке по отношению к окружающим людям, какой бы она ни была. Стоит повторить слова Анны Фрейд, рассказывающей об опыте установления контакта с ребенком: «Моя первая цель заключалась исключительно в том, чтобы представлять интерес для мальчика... Постепенно я стала для него не только интересным и полезным человеком, но и очень сильной личностью, без помощи которой он уже не мог обойтись. С помощью этих трех качеств я стала ему необходимой» [20, с. 9].
Современные представители британской школы психоанализа (М. Клейн, Д. Винник, М Балинт и др.) считают, что движущая сила развития ребенка - это аффективные отношения его с теми людьми, которые о нем заботятся; условие же осмысленности его личного существования - это разделяемый с другими людьми жизненный опыт. По мнению этих исследователей, в основе нарушения развития личности, появления агрессивности, жестокости лежат не только конфликты, о которых писал отец психоанализа, но и «нехватка эмоционального тепла в раннем возрасте».
Особенно важно учитывать это в работе с детьми - жертвами насилия: чтобы помочь им возродиться, необходимо глубоко понять ребенка и создать опыт корригирующей заботы, дать ему недостающее тепло, отогреть его душу.
Алиса Миллер напоминает, что ребенок может выражать свои чувства только в том случае, если рядом находится человек, который его полностью принимает, понимает и поддерживает. Прежде чем начинать работу на достижение результата, терапевт должен суметь установить с ребенком необходимые отношения, помочь ребенку включиться в психодраматическую реальность и поверить в метод. Ребенок может оказывать сопротивление, иногда может казаться, что драматическое действие топчется на месте, но ведущий обязательно должен доверять методам Морено: верить в то, что они приведут к успеху [20, с. 9].
Установлению доверия мешают и культурные стереотипы: «рассказать о жестокости в семье - значит предать близких», «нельзя выносить сор из избы» и т.п.
Потеря контроля и ощущение беспомощности для потерпевшего ребенка являются очень существенными. Преследователи говорят своим жертвам, что те сами виноваты в том, что с ними произошло: ребенок посмотрел или повел себя так, что сам спровоцировал принуждение или жестокость. Дети часто рассказывают о случившемся своим родственникам или учителю, но слышат в ответ, что нельзя грубить, нельзя рассказывать про других грязные вещи и все, что они сказали, - неправда. Не удивительно, что после такой реакции старших ощущение беспомощности у ребенка увеличивается.
Работая с детьми, которые
пережили сексуальное принуждение,
мы обязательно должны верить ребенку.
О том, что произошло в
Чем сильнее нарушена целостность «Я» ребенка, подвергшегося жестокому обращению, тем больше поддерживающих элементов, которые способствуют интеграции, восстановлению целостности, должно включаться в психодраму.
Это может достигаться, например, более близкой к этому ребенку (даже в смысле пространственного расположения) поддерживающёй позицией ведущего и группы, сокращением времени сеанса, сокращением количества сцен и увеличением «разговорных моментов», близких к техникам гуманистической, клиентцентрированной терапии, отказом от техники обмена ролями, использованием приема «открытого конца».
Лучшими аргументами в пользу применения психодраматического метода с детьми - жертвами насилия служат высказывания самих детей, которые прошли через систему психодраматической работы. Научиться доверять другим - значит научиться доверять себе: своим чувствам, суждениям и ощущению ценности своего бытия.
Психодраматические методы социально-педагогической помощи жертвам семейного насилия основаны на реальном взаимодействии, а не на эмоциональном или интеллектуальном обсуждении. Это помогает усилить активность ребенка, повысить спонтанность его поведения и уменьшить сопротивление.
Психодраматические методы позволяют построить пространственно-временной конструкт в операциональной системе «здесь и сейчас». Помещая в систему «здесь и сейчас» свое прошлое, настоящее и будущее, основываясь на личном опыте, дети могут непосредственно взаимодействовать с прошлым и будущим.
Таким образом, они изменяют свое восприятие той или иной ситуации и делают более осмысленным и гибким свое поведение в различных условиях (в том числе и в семье). Достоинства психодраматических методов в том, что они:
- включают в себя важные элементы личностной проекции и идентификации;
- рельефно представляют и драматизируют ролевое поведение членов взаимодействия;
- фокусируют внимание на социальной системе и процессах социального взаимодействия;
- способствуют выражению «запрещенных эмоций», которые буквально переполняют этих детей (гнева, страха, раздражения, обиды), и нахождению «культуросообразных» способов их выражения [20, с. 5].
Последнее особенно важно знать тем, кто работает с детьми, испытавшими жестокость. Дело в том, что чувства гнева и обиды, как правило, первыми выходят наружу, после того как ребенок признает факт насилия, имевший место в его жизни. Этот феномен подтверждают самые различные исследователи (К. Роджерс, Э. Джил, Э. Баннистер и др.). Сделать больно, отплатить обидчику - вот первые чувства, переполняющие многих из юных жертв насилия, после того как они рассказали о нем на индивидуальной консультации или в группе. Однако они боятся, что гнев нельзя выражать, что их не поймут и осудят (раздражение, гнев традиционно считаются «плохими» эмоциями). Тем более что дети не имеют опыта конструктивного их выражения.
Важные задачи психодраматической работы - создать безопасные условия, где ребенок мог бы отыграть негативные эмоции, не загоняя их вовнутрь, и научить конструктивно выражать гнев. Психодрама предоставляет возможность для выражения гнева. Еще основатель психодраматического метода Морено поощрял своих пациентов к проигрыванию страхов и фантазий в безопасной обстановке, для того чтобы люди могли интегрировать эти страхи и фантазии одновременно с углублением самоосознания и расширением миропонимания.
После того как наличие гнева признано, а выражение его в игровой форме «стало позволено», ребенок начинает контролировать свое поведение и ощущает себя в безопасности. Итак, психодрама может помочь:
- отыграть вовне драму внутреннего мира;
- овладеть своим прошлым и «попрощаться с ним»;
- поверить в себя, в свои силы и возможность изменений;
- найти оптимальные способы поведения в трудных жизненных ситуациях;
- освоить новые роли и модели поведения.
Психодрама позволяет моделировать в специально созданных условиях групповой работы реальные жизненные ситуации, искать и находить оптимальные способы поведения в них, осваивать новые социальные роли. По словам Адама Блатнера, «психодрама в деталях раскрывает перед нами бессознательное отыгрывание в поведении, которым мы пользуемся в качестве защитного механизма для разрядки внутренних импульсов во время символического или реального действия» [20, с. 6].
Очень важно, что психодрама использует естественные способы исцеления взрослых и детей, перенесших тяжелую психическую травму. Некоторые психологические защитные механизмы проявляются в поведении, не получающем общественного одобрения, и поэтому воспитатели эти механизмы в лучшем случае игнорируют, а чаще - подавляют (депрессивных детей родители заставляют не унывать, а раздраженных - успокоиться).
Алам Блатнер также отмечает, что ваша культура многие человеческие качества относит исключительно к детству, например такие, как спонтанность, креативность и желание играть, тем самым препятствуя проявлению детской непосредственности во взрослой жизни. психодраматическая же работа с детьми позволяет развивать эти качества и с уважением относиться к их проявлениям. Дети отлично чувствуют символическую реальность. В ней они получают возможность сыграть множество ролей, примеряя их на себя, и вместе с тем приобрести опыт интеграции возникающих в процессе игры переживаний. Психодрама не препятствует естественному поведению детей, наоборот - она его поощряет и, если смотреть шире, дает детям возможность почувствовать, что их принимают и ценят.
Важное значение в психодраме придается эмоциональному отреагированию негативного жизненного опыта в процессе ролевого взаимодействия. Такое отреагирование Я. Морено, вслед за Аристотелем, называл катарсисом, то есть очищением. Но, в отличие от Аристотеля, для Я. Морено катарсис является отреагированием не только через сострадание и страх, но и через очищающую силу юмора и смеха. Члены группы во время драматической импровизации как бы отстраняются от собственных переживаний и представлений по поводу реальных событий и получают возможность увидеть свою жизнь глазами других людей. Морено говорил: «Сначала имеет место воспроизведение, вслед за ним приходит время переобучения». При работе с детьми, пережившими насилие, целесообразно особо выделять стадию восстановления доверия, без которой воспроизведение состояться не может [20, с. 6].
В связи с тем, что многие подростки имеют негативный опыт общения со взрослыми и не доверяют им, представляется важным создание непрофессиональных молодежных объединений (группы самопомощи), которые способствуют организации терапевтической среды. Их основной задачей является создание условий, облегчающих детям и подросткам обращение за профессиональной помощью, адаптация к терапевтическому процессу, облегчение интеграции ребенка или подростка в группу сверстников.
Существует ряд проблем, по поводу которых подростки более склонны обращаться к сверстникам, прежде всего это проблемы общения, любовные отношения и т.п. Важно и то, что такое общение со сверстниками позволяет снизить страх, тревогу, недоверие к психологам и врачам, обеспечивает подростков информацией о возможности получения профессиональной помощи [1, с. 202 – 203].
2. Экспериментальное
2.1 Описание методик исследования
Информация о работе Оказание социальной помощи детям, пережившим насилие в семье