Оказание социальной помощи детям, пережившим насилие в семье

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2012 в 14:44, реферат

Краткое описание

Цель работы: выявить специфику оказания социальной помощи детям, пережившим насилие в семье.
Задачи:
- изучить теоретические основы жестокого обращения с детьми в семье;
- рассмотреть работу социального педагога с детьми, пережившими насилие в семье;
- разработать рекомендации для социальных педагогов по работе с детьми, подвергавшимися насилию в семье.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………3
1. Теоретические основы жестокого обращения с детьми в семье…………..5
1.1 Понятие насилия в семье. Категория детей, переживших насилие……...5
1.2 Причины и виды жестокого обращения с детьми………………………...8
1.3 Работа социального педагога с детьми, пережившими насилие в семье..12
2. Экспериментальное исследование по выявлению детей,
переживших жестокое обращение в семье……………………………………19
2.1 Описание методик исследования…………………………………………..19
2.2 Анализ и интерпретация полученных результатов……………………….23
Заключение………………………………………………………………………29
Список литературы……………………………………………………………...31

Файлы: 1 файл

насилие в семье.doc

— 191.50 Кб (Скачать)

 

Поскольку сталкивающиеся с жестоким обращением дети редко  обращаются за помощью, а факт насилия  становится очевидным, когда пострадавшие попадают в больницы или совершают правонарушения, то поведение и состояние детей должно быть постоянным объектом внимания, а порой и сигналом тревоги для специалистов. Заметим, что подавляющее большинство несовершеннолетних граждан нашей страны – около 65% – учатся в школах, где проводят ежедневно от 5 до 8 часов, исключая воскресение. Если прибавить сюда воспитанников детских садов, то получается, что именно педагоги могут длительный период наблюдать за поведением ребенка, его взаимоотношениями со взрослыми, сверстниками, старшими и младшими ребятами, получая презентабельную информацию о включенности подопечных в акты насилия. При сборе такой информации следует обращать внимания на ряд признаков, в том числе на внешний вид детей, особенности поведения самих ребят и их родителей.

Специалисты утверждают, что часто сталкивающиеся с жестокостью  дети позже начинают ходить, говорить, реже смеются, отстают от сверстников  в весе и росте, значительно хуже успевают в школе. Ребенка, страдающего  от домашнего насилия, можно определить даже по внешнему виду. У него, как правило, припухлые, "заспанные" глаза, бледное лицо, всклокоченные волосы, дурные привычки (сосание пальцев, кусание ногтей, раскачивание и др.), неопрятная одежда и другие признаки запущенности, общей неухоженности. На теле могут быть синяки, переломы, ожоги и другие травмы, происхождение которых он не может объяснить. Из-за этого ребенок во время переодевания, например, для занятий физкультурой, прячется, в жаркую погоду отказывается снять лишнюю одежду и т.д.

Что касается поведения  пострадавших детей, то они обычно подвержены неожиданной смене настроения, в  младшем возрасте – приступам  боязливости, например, прячутся за дверь  при появлении взрослого. Такой  ребенок разговаривает сам с  собой или играет в воображаемом мире намного больше остальных детей. Он способен также демонстрировать повышенную, агрессивность: ломать игрушки, легко ввязываться в драки, может выбрать малыша слабее себя, чтобы издеваться над ним. Педагога должно насторожить, если в отношениях со взрослыми ребенок постоянно ищет одобрения или внимания, даже отрицательного, безоглядно привязывается к любому человеку, искренне проявившему к нему интерес, и пытается помешать своему кумиру вступать в тесные отношения с остальным окружением.

Основная работа по устранению причин и условий, способствующих насилию  над несовершеннолетним, поручается работникам образовательного учреждения, действия которых должны быть направлены на сохранение семьи, предотвращение аддитивных поступков ребенка. В рамках утвержденного межведомственного плана могут предприниматься меры по оказанию социальной, материальной, педагогической, психологической, коррекционной, медицинской, правовой или иной помощи как ребенку, так и его семье. И только в том случае, если поведение родителей или иных лиц, осуществлявших насилие над ребенком, остается без изменений, не взирая на совместные усилия сотрудников органов внутренних дел, опеки и попечительства, врачей, педагогов, родственников и соседей, тогда применяются репрессивно-карательные меры в виде:

- привлечения виновных к административной или даже уголовной ответственности;

- лишения прав на ребенка;

- помещения ребенка в приют, опекунскую, приемную семью.

 

Что касается детей –  жертв насилия, то в настоящее  время в нашей стране, как и во многих странах мира, создаются кризисные центры для пострадавших от жестокого обращения, разрабатываются специальные программы по их реабилитации.

Однако, как упоминалось  выше, тяжелее, чем жестокость родителей, дети переживают насилие, в том числе эмоциональное, со стороны педагогов (учителей, воспитателей) в школе. При выявлении подобных фактов и для предотвращения необратимых последствий социальный педагог должен проводить определенную работу со всеми субъектами процесса: с родителями, с учащимися – жертвами насилия, и с педагогами, которые к этому причастны.

Для того чтобы оказать  квалифицированную психологическую  помощь детям, пережившим некое психотравмирующее  событие либо имеющим определенные трудности адаптации вследствие нарушений личностного развития и поведения, необходима разработка программы, включающей по крайней мере два блока: психодиагностический и психокоррекционный. Первый необходим для того, чтобы определить симптомокомплексы нарушений и наметить «цели» для психологического вмешательства, второй - для изменения негативных переживаний и состояний, а также неадаптивных моделей поведения.

Для диагностики дезадаптации ребенка можно использовать «Карту наблюдений» Д. Стотта. В ее основу положена фиксация различных форм поведения ребенка по результатам длительного наблюдения. Специальный план записи или фиксации результатов наблюдений составляют до начала сбора информации [28, с 156].

Карта наблюдений включает фрагменты фиксированных форм поведения, за наличием или отсутствием которых у ребенка должен следить наблюдатель, заполняющий карту. Эти фрагменты сгруппированы в 16 синдромов.

В регистрационном бланке наблюдатель зачеркивает те цифры  которые соответствуют формам поведения (фрагментам), наиболее характерным  для данного ребенка. Центральная вертикальная черта отделяет более тяжелые нарушения (справа) от менее тяжелых (слева). Номера симптомов не всегда идут по порядку, их расположение зависит от значимости того или иного симптома в общем описании синдрома.

При оценке симптома фрагмент, находящийся слева от вертикальной черты, оценивается одним баллом, справа - двумя. Подсчитывают сумму баллов по каждому синдрому и общий коэффициент дезадаптированности по сумме баллов всех синдромов. Большее число зачеркнутых фрагментов поведения у ребенка (по сравнению с другими детьми) дает возможность сделать вывод о серьезных нарушениях в развитии его личности и поведения.

Безусловно, при оценке агрессивности ребенка особое внимание следует уделять синдромам, описывающим  враждебность по отношению ко взрослым, к детям и недостаток социальной нормативности.

Карту наблюдений может  заполнять как психолог, так и  педагог. Однако в последнем случае не всегда удается получить объективную  картину поведения ребенка из-за нередкого субъективизма в представлении педагога о данном ребенке или из-за предвзятого отношения к нему.

Когда полученная информация вызывает сомнение психолога или  у него есть неуверенность правильности оценки тех или иных нарушений  поведения ребенка, психологу следует  провести самостоятельное наблюдение, особенно за группой дезадаптированных детей.

Эту методику лучше всего  использовать при работе с детьми дошкольного и младшего школьного  возраста. Использование других методов  существенно затруднено по ряду причин, связанных с уровнем психического развития детей этих возрастов. Нужно стремиться наблюдать за ребенком в различных ситуациях, однако наблюдение за игровой деятельностью является наиболее информативным [28, с. 157].

 

2.2 Анализ и  интерпретация полученных результатов

 

В экспериментальном исследовании участвовали 10 учащихся МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 3» г. Мценска в возрасте 10 – 14 лет и 4 классных руководителя, которые производили наблюдения за этими учащимися.

Карта наблюдений Д. Стотта включает 190 фрагментов дезадаптированного поведения. Эти фрагменты сгруппированы в 16 синдромов:

  1. НД – недоверие к новым людям, вещам, ситуациям;
  2. Д – депрессия;
  3. У – уход в себя;
  4. ТВ – тревожность по отношению к взрослым;
  5. ВВ – враждебность по отношению к взрослым;
  6. ТД – тревога по отношению к детям;
  7. А – недостаток социальной нормальности (асоциальность);
  8. ВД – враждебность к детям;
  9. Н – неугомонность;
  10. ЭН – эмоциональное напряжение;
  11. НС – невротические симптомы;
  12. С – неблагоприятные условия среды;
  13. СР – сексуальное развитие;
  14. УО – умственная отсталость;
  15. Б – болезни и органические нарушения;
  16. Ф – физические дефекты.

По окончании проведенных  наблюдений были выявлены следующие  результаты.

 

 

 

Таблица 1 - Результаты наблюдения по методики «Карта наблюдений Д. Стотта»

Имя

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

1.

Ирина М.

+

 

+

   

+

+

       

+

   

+

 

2.

Галя Д.

 

+

   

+

                   

+

3.

Катя У.

+

                 

+

       

+

4.

Рита Н.

           

+

         

+

     

5.

Оля Ж.

 

+

+

+

+

                   

+

6.

Миша В.

         

+

 

+

 

+

 

+

 

+

   

7.

Валя С.

+

+

   

+

   

+

 

+

+

 

+

     

8.

Рома К.

 

+

   

+

     

+

   

+

   

+

 

9.

Саша Н.

     

+

                     

+

10.

Андрей И.

         

+

     

+

     

+

   

 

В представленной таблице  указаны нарушения по карте наблюдений Д. Стотта. Из полученных результатов  можно увидеть, что у 40 % учащихся из наблюдаемой группы детей проявляется депрессия и враждебность по отношению к взрослым. У одного ребенка (10 % из 40 %) наблюдаются нарушения в области сексуального развития. В данном случае можно предположить, что один из десяти детей подвергался жестокому обращению со стороны взрослых.

Таким образом, полученные данные можно представить на рисунке.

 

Рис. 1 - Результаты наблюдения за учащимися

 

Результаты представленные на диаграмме  свидетельствуют о наличии различных  нарушений у учащихся в наблюдаемой  группе детей.

Для преодоления насилия по отношению  к детям важна такая система  организации помощи, которая предполагает возможность ее получения на любом  этапе жизни семьи и ребенка.

Сравнительный анализ эффективности видов психокоррекционных программ при различных видах насилия проводился с помощью t – критерия Стьюдента. Результаты анализа эффективности психокоррекционных    программ с элементами игровой, музыкальной, арттерапии и когнитивно-поведенческой терапии при различных видах насилия (эмоциональном, физическом, сексуальном, комплексном) показали, что  используемые  виды  психокоррекции  были  эффективны, возможно, их применение  при всех  видах   насилия   для   детей   разных   возрастных   групп  (дошкольников, младших школьников, подростков). Выявлена специфика применения психокоррекционных программ в оказании психологической помощи с использованием элементов разнообразных видов терапии при различных видах насилия с детьми разных возрастов (табл. 2).                                                                                                                                                                   

При эмоциональном насилии наиболее эффективной для дошкольников

и младших школьников оказалась психокоррекционная программа  с элементами игровой терапии; для младших школьников и подростков – с элементами когнитивно-поведенческой терапии (p < 0,05)

 

Таблица 2. Эффективность  использования  психокоррекционных программ с элементами психотерапии  при  различных  видах  насилия                                                                                                                                                                                                               

 

Информация о работе Оказание социальной помощи детям, пережившим насилие в семье