Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2012 в 08:38, творческая работа
В наше время остро стоит вопрос о ценностных ориентациях современного российского общества и в частности молодёжи. Молодёжь – это новое поколение, которое должно стать заменой своих родителей и опорой для общества и государства.
Следовательно, ценностные ориентации, особенно молодёжи, определяют уровень духовных, культурных и нравственных ценностей всего общества, а также чего оно достигло.
Введение 1-2
I ОБРАЗ ЖИЗНИ СЕЛЬСКОЙ МОЛОДЁЖИ
1.Что такое образ жизни? 4-5
2. Молодёжь как социально-демографическая группа,
её положение в социальной структуре общества. 5-6
3. Политическая жизнь современной молодёжи. 7-8
4. Экономическая жизнь сельской молодёжи. 8- 9
5. Культурная жизнь молодёжи. 10-12
Заключение 12-14
Литература 14
Приложение 15-16
Перемены последних лет открыли возможности для развития плюрализма молодёжной самоорганизации, в том числе и политической.
Итоги опроса показали:
Политикой интересуются- 19%
Вступят в политическую партию-10%
Участвуют в выборах- 30%;
Примут участие в акциях протеста -2%
Безразличное отношение к политике - 30%
Поступят так, как поступают родители—10%
Сельская молодёжь не заинтересована в том, что их жизнь зависит от власти. Кто будет президентом им всё равно. 40% молодых людей не понимает, чем занимаются Государственная Дума и Совет Федерации. Они не следят за информацией политической жизни, но изредка обсуждают политические события с друзьями. Собрания сельской администрации не посещают , не интересуются, какие вопросы там рассматриваются . В настоящее время в в посёлке Красный Октябрь молодые люди являются членами политической партии «Единая Россия» . На выборах депутатов Государственной Думы приняли участие 40 % сельской молодёжи. По опросам сельской молодёжи мы выяснили, что 40% из них хотят, чтобы главой нашей страны стал В.В. Путин. 30 % опрошенных не интересует, кто будет Президентом страны.
Политикой интересуется лишь 19% опрошенных, отсюда и неопределенные политические позиции молодёжи. лишь треть из них (30%) имеет сложившиеся политические убеждения (по самооценке), в то время большая часть молодых людей либо вообще ими не обладает, либо никогда не задумывалось об этом (соответственно 30% и 20%). Активно участвуют в политической жизни в качестве члена политической партии, движения лишь 1% процентов опрошенных. Гораздо больший процент участвует в политической жизни только в качестве избирателя - 40%.
Е.В.Ефимова отмечает, что СМИ играют двойственную роль в формировании политического сознания молодёжи, с одной стороны, призывая активно участвовать в политической жизни, с другой, пропагандируя индивидуализм, приоритет материальных ценностей. [1]
Экономическая жизнь сельской молодёжи
Место и роль молодёжи в экономической системе общества определяются как общим состоянием экономики данной страны, так и возможностями самой молодёжи: её образовательным уровнем, профессиональными навыками, желанием участвовать в хозяйственно-экономической деятельности. Переходный период принёс молодёжи целый ряд новых трудностей. Сокращается производство, растёт безработица, резко снижаются возможности гарантированной социальной защиты.
В условиях рыночной экономики молодёжь испытывает значительную дискриминацию в сфере занятости. Молодым людям сложнее устроиться на работу (получить первое рабочее место), найти работу с достаточным заработком и уровнем престижности, они увольняются в первую очередь и т.д. После окончания учебных заведений молодым людям трудно найти работу по своей специальности. В деревне проживает 6 человек с высшим образованием, из них работают 3 человека, один – ООО «Полянка», две девушки работают в школе в городе Шумерля, остальные безработные.
15% (7 человек) молодых людей имеет среднее специальное образование и не все из них работают по своей специальности, двое из них безработные. Где же работать молодым людям? В посёлке одно сельскохозяйственное предприятие, где работает 20 человек, из них 4 человека относятся по возрасту к молодым. Юноши выбирают профессию строителя. Они работают по вахтовой системе в Москве и Московской области (15%), и столько же работает на стройке, в Республике Коми.По рассказам строителей мы узнали о том , что
Они работают в сутки 12 часов в течение трёх недель без выходных и получают заработную плату в размере15-20 тысяч рублей, приезжают домой на две недели или на одну неделю. Со всеми нарушениями прав человека они согласны. «Разве в деревне можно столько зарабатывать!»- удивляясь, восклицают они. В посёлке Красный Октябрь проживает 9 молодых семей. Все семьи проживают в своих домах, имеют личное подсобное хозяйство. Три молодые семьи живут за счёт личного подсобного хозяйства
[11] Ефимова Е. В. Воздействие средств массовой коммуникации на политические ориентации российского студенчества / www.ksu.ru
По нашим математическим расчётам, семья имеющая двух коров и телят имеет годовой доход 100000 рублей . Если она состоит из 4 человек, то на каждого члена семьи падает 2000 рублей в месяц. Во всех семьях есть дети. Конечно этих денег не хватает жить полноценной жизнью.
Такое положение молодёжи оправдывается общественным мнением. Для этого используются следующие аргументы:
молодые люди менее нуждаются в работе, чем другие возрастные группы;
молодёжь определенное время может существовать на иждивенческих условиях, что неприемлемо для других возрастных групп;
по своей природе молодёжь более активна и мобильна, поэтому более способна к "самозанятости";
у молодёжи слишком много претензий, поэтому её незанятость носит скорее добровольный характер;
в условиях дефицита рабочих мест в социальном и экономическом плане выгоднее, чтобы человек позже начинал свою трудовую карьеру, но затем уже не прерывал её.
Наибольшие проблемы с занятостью испытывают такие социальные группы молодёжи как:
выпускники школ, не имеющие профессиональной подготовки (так, молодые люди от 16 до 29 лет составляют 54 % зарегистрированнных в Республике Беларусь безработных, причём среди них с высшим образованием только 7 %, а основная масса с незаконченным средним);
лица, не закончившие обучение в высшей школе;
окончившие обучение по специальности, на которую нет спроса;
некоторое время работавшие, но потерявшие работу из-за низкой квалификации;
молодые люди, потерявшие работу в результате сокращения штатов (молодых как правило увольняют в первую очередь).
Обучение в вузе не может считаться гарантией от безработицы в будущем. Социологи считают, что поступление в вуз очень часто становится лишь "отсрочкой" от безработицы. Одним из главных путей решения проблемы молодёжной занятости является юридическая защита прав молодых людей. (гарантия первого рабочего места, распределение после окончания учебы, льготы молодым специалистам и т.д.). Но все эти мероприятия не решают многих проблем молодёжной занятости, а иногда и создают новые. Прежде всего, государственные гарантии не позволяют молодым людям получить с их точки зрения желаемую работу с желаемым доходом и в желаемом статусе.
В области досуга, средств массовой информации (телевидение и радио), художественной жизни, поп-музыки, кинематографа, моды молодежь является важным фактором формирования вкусов. Ее духовные ценности распространяются по всему миру. Ее взгляды оказывают все большее влияние на власть имущих. Однако роль молодежи в общественном развитии много ниже, чем должна и может быть». [2] В любом обществе всегда существует молодёжная субкультура, отличная от доминирующей культуры. Под молодёжной субкультурой понимается культура определённого молодого поколения, обладающего общностью стиля жизни, поведения, групповых норм, ценностей и стереотипов. Для отечественной молодёжной субкультуры характерно смещение акцентов с производственно-экономической и образовательной деятельности на реализацию досуговых потребностей. Досуг воспринимается молодёжью как основная сфера жизнедеятельности, и от удовлетворённости им зависит общая удовлетворённость жизнью молодого человека. На уровне досуговой самореализации молодёжную субкультуру отличают следующие черты, распространённые в различных социальных и возрастных когортах с разной степенью интенсивности:
преимущественно развлекательная направленность;
"вестернизация" (американизация) культурных потребностей и интересов;
приоритет потребительских ориентаций над креативными (творческими);
слабая индивидуализированность и избирательность культуры (преобладают достаточно жёсткие груповые стереотипы);
внеинституциональная культурная самореализация (осуществляется вне учреждений культуры);
слабая этнокультурная самоидентификация (преобладание вненациональных норм и ценностей, народная культура воспринимается как анахронизм).
Социологические исследования показывают, что в системе досуговой деятельности молодёжи превалируют формы, которые не требуют материальных затрат и направлены не на творческое и духовное развитие, а на поддержание жизненного тонуса и ведение домашнего хозяйства.
По освоению культурных ценностей сельскую молодёжь можно разделить на три группы
Во многом отмеченные характеристики молодёжной субкультуры связаны с переходным этапом в развитии общества. Однако негативные тенденции могут быть преодолены только при своевременном и активном вмешательстве государства.
Основным средством решения молодёжных проблем является разработка и осуществление продуманной, целостной политики, направленной на создание условий, которые позволили бы молодёжи как можно раньше обретать самостоятельность,
[2] Ильинский И. М. Молодёжь в процессе развития //www.ilinskiy.ru
максимально раскрывать свои возможности и реализовать свои жизненные цели, быть лучше подготовленной к тому, чтобы своевременно принимать на себя экономическую, политическую и моральную ответственность за судьбу своего государства.
Молодёжи свойственен сложный и противоречивый процесс социализации. Характерными особенностями нынешнего поколения молодых людей является ускоренная их акселерация, раннее физическое, половое развитие и замедленное социальное развитие, неполнота социального статуса, профессионально-
Основная проблема современной социализации молодёжи - ножницы между объективными (материальными, биологическими, социальными и психологическими) предпосылками раннего формирования молодых людей как личностей и объективными процессами замедления (отодвинутостью в более старший возраст) практического включения преобладающей части молодых людей в трудовую жизнь и тем самым обретения реальных социальных ролей. Таким образом, для молодёжи характерна незавершённость её становления как субъекта социальной системы.
В результате смены поколений происходит не только процесс простого воспроизводства социальной структуры, но и обновление всей системы общественных отношений. В переходном обществе накопление нового опыта всегда сопряжено с конфликтами, с отрицанием устаревшего, отжившего. Молодёжь здесь играет важную роль. Основное противоречие в сфере социализации молодёжи - это противоречие между объективно усложняющимися общественными отношениями, возросшими требованиями, предъявляемыми обществом к социализации подрастающего поколения, и недостаточно используемыми социально-экономическими, идеологическими, политико-воспитательными средствами воздействия на человека.
В переходном обществе социализация молодого поколения приобрела следующие особенности:
Изменился характер воспроизводства молодёжью родительского поколения. Молодые люди оказались в условиях, когда для успешной адаптации к современной социальной среде необходимо не сколько усвоение, сколько отрицание опыта старших.
Изменились механизмы социализации. Снизилось влияние традиционных агентов социализации - семьи, школы, государства и расширяются контакты молодёжи с новыми социальными посредниками - средствами массовой информации и коммуникации, новыми политическими партиями и общественными организациями, различными религиозными течениями.
Ухудшилось по многим позициям социальное положение молодого поколения: снизился жизненный уровень и материальные возможности большинства семей, рыночные отношения в экономике привели к появлению безработицы и её росту особенно среди молодёжи и т.д.
Отсутствие у общества чётких ориентиров своего развития особо негативно сказалось на молодёжи, так как в отличие от старших поколений у неё ещё нет социального опыта, чтобы объективно оценить происходящие в обществе процессы и наметить свои цели в жизни.
Кардинальные изменения в постсоветском обществе особенно сильно сказались на трансформации ценностных ориентаций современной молодёжи. Уже в начале 90-х гг. социологические исследования отмечали коренную переориентацию молодёжи от предпочтения нематериальных ценностей к материальным. Социологические исследования, проводившиеся в посёлке Красмный Октябрь показывают, что приоритетные места в системе ценностных ориентаций молодых людей занимают здоровье,дружба, любовь, жизнь, её безопасность, получение профессионального образования, карьера, высокий социальный статус, материальное благополучие, деньги. Ценны также полезные связи, выгодные знакомства, развлечения, получение удовольствий. Наименее ценными оказались труд, патриотизм и национальное достоинство. Таким образом, ценностные ориентации современной молодёжи прагматичны, приземлены, обладают повышенными материальными притязаниями.
Молодёжь, с одной стороны, в решающей степени способствует активизации переходных процессов, а с другой - сам этот процесс связан со значительными социальными потрясениями, всеобщим кризисом, что существенным образом сказывается на социализации молодого поколения. В переходном обществе молодёжь оказалась в пародоксальной ситуации: возрастная группа, которая, казалось бы, должна больше других выиграть от перемен, очень часто становится их жертвой.
Противоречия между новыми возможностями и отрицательными последствиями переходных процессов приводят к общественным конфликтам, всевозможным отклонениям в поведении молодёжи. Социальные проблемы молодёжи - занятость, доступ к получению образования, жилищная проблема, досуг, зависимость от родителей и другие, отягощаются сложностью самореализации, поиска своего места при вступлении во взрослую жизнь. Как следствие - рост в молодёжной среде преступности, алкоголизма, наркомании, числа разводов и др.