Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2012 в 08:38, творческая работа
В наше время остро стоит вопрос о ценностных ориентациях современного российского общества и в частности молодёжи. Молодёжь – это новое поколение, которое должно стать заменой своих родителей и опорой для общества и государства.
Следовательно, ценностные ориентации, особенно молодёжи, определяют уровень духовных, культурных и нравственных ценностей всего общества, а также чего оно достигло.
Введение 1-2
I ОБРАЗ ЖИЗНИ СЕЛЬСКОЙ МОЛОДЁЖИ
1.Что такое образ жизни? 4-5
2. Молодёжь как социально-демографическая группа,
её положение в социальной структуре общества. 5-6
3. Политическая жизнь современной молодёжи. 7-8
4. Экономическая жизнь сельской молодёжи. 8- 9
5. Культурная жизнь молодёжи. 10-12
Заключение 12-14
Литература 14
Приложение 15-16
ОБРАЗ ЖИЗНИ СЕЛЬСКОЙ МОЛОДЁЖИ.
:
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение
I ОБРАЗ ЖИЗНИ СЕЛЬСКОЙ МОЛОДЁЖИ
1.Что такое образ жизни?
2. Молодёжь как социально-демографическая группа,
её положение в социальной структуре общества. 5-6
3. Политическая жизнь современной молодёжи. 7-8
4. Экономическая жизнь сельской молодёжи.
5. Культурная жизнь молодёжи.
Заключение
Литература
Приложение
Введение.
В наше время остро стоит вопрос о ценностных ориентациях современного российского общества и в частности молодёжи. Молодёжь – это новое поколение, которое должно стать заменой своих родителей и опорой для общества и государства.
Следовательно, ценностные ориентации, особенно молодёжи, определяют уровень духовных, культурных и нравственных ценностей всего общества, а также чего оно достигло.
Эту тему мы выбрали не случайно. Нам интересна она, поэтому нами много изучается литературы на подобную тематику в разных источниках. Для нас этот вопрос важен, и я думаю, он также не оставит равнодушными многих людей. Эта тема актуальна не только для педагогов в связи со спецификой их рода деятельности, но и для остальных людей, так как базовые ценности важны для всего общества. Ведь ценности становятся одним из основополагающих факторов путей развития общества. И в настоящее время много уделяется этой проблеме внимания, как со стороны государства, так и со стороны общества.
Цель данной работы состоит в том, чтобы проанализировать ценностные ориентации современной молодежи и охарактеризовать образ жизни современной молодёжи на примере молодых людей посёлка Красный Октябрь Шумерлинского района.
Проанализировать экономическую, политическую жизнь и ценности современной молодежи на примере молодёжи посёлка Красный Октябрь Шумерлинского района.
Таким образом, базовые, в первую очередь, нравственные качества личности подрастающего поколения «вырастают» из семьи. Традиция при этом является ситуацией личностного и социального развития молодежи: от того, насколько семья способна передать детям свой духовно-нравственный потенциал, зависит и степень выраженности их нравственных качеств.
Для реализации поставленной цели нами были сформулированы следующие задачи:
1. Создать диагностический алгоритм для выявления образа жизни и ценностей сельской молодёжи.
2. Провести констатирующий эксперимент на молодёжи.
3. Обобщить и проанализировать полученные данные, на основании которых сформулировать выводы и практические рекомендации.
Объект исследования: молодёжь.
Предмет исследования: нравственные качества молодежи.
В рамках исследования был проведен констатирующий эксперимент на выборке, состоящей из старшеклассников МБОУ «Краснооктябрьская СОШ» Шумерлинского района и молодых людей посёлка Красный Октябрь. Среди обследуемых было 32 юноши и 18 девушек, обучающихся в школе и живущих в посёлке Красный Октябрь. Средний возраст респондентов составил 22,5 лет.
Для реализации поставленных задач нами были использованы следующие методы исследования: диагностическая анкета, позволяющая выявить наличие или отсутствие ценностей и интересов, опросник, позволяющий получить информацию о принадлежности обследуемого к определенной социальной группе, а также степень выраженности его политической активности. Формулируя вопросы образа жизни молодёжи, мы обращались к исследованиям о молодёжи, проводимым В. П Тугариновым, С. Н ИкониковойВ.Т. Листовским.; проективная методика Е.К. Веселовой, С.А. Черняевой “Друг-советчик – 1”, позволяющие определить степень выраженности нравственных качеств личности респондентов (индекс нравственности и степени моральной неустойчивости молодёжи) [3]; опросник, позволяющий выявить интересы современных молодых людей.
Для анализа данных были использованы следующие математико-статистические методы: анализ средних значений, метод процентного соотношения; критерий Манна – Уитни, метод Вилкоксона, корреляционный ранговый анализ Спирмена. Математико-статистическая обработка данных осуществлялась при помощи программы "SPSS – 13".
В результате проведенного исследования были получены следующие результаты, подтверждающие предположение о взаимосвязи образа жизни и населенного пункта. Известны труды Ю.А. Зубок, В.Е Семенова, И.М. Ильинского, посвящённые исследованию ценностных ориентаций молодежи и студентов, О.В.Сорокина, посвящённые особенностям формирования политического сознания современной российской молодёжи, и др.
ОБРАЗ ЖИЗНИ — собирательное понятие, благодаря которому можно охарактеризовать самые разные стороны жизни человека, социальной группы, общества в целом. Современные социологи в основном согласны с тем, что понятие культуры гораздо шире, чем понятие «образ жизни». В чем же сходство и различие этих понятий?
Действительно, традиции, обычаи, нормы поведения, нравы и ценности составляют основу как культуры, так и образа жизни. Разница лишь в том, что понятие культура выражает возвышенную, духовную сторону этой совокупности элементов, а образ жизни — повседневную, материально-
Культура и образ жизни настолько увязаны друг с другом, что порой их невозможно разделить. Специалисты утверждают, что корни культуры лежат в повседневном опыте людей, который строится на коллективных привычках, правилах и нормах поведения. Последние, образно говоря, представляют собой строительные кирпичики и культуры, и образа жизни.
Можно утверждать, что понятие «образ жизни» составляет только часть объема понятия «культура», именно ту ее часть, которая относится к настоящему времени, которая характеризует то, как люди живут «сейчас». Образ жизни не накапливается из поколения в поколение, не образует подобие культурного наследия. Образ жизни символизирует динамическую сторону культуры. Компонентами, составляющими образ жизни, являются: язык, верования, установки, ценности, манеры поведения, форма одежды, качество жилья, условия труда, времяпрепровождение, обычаи, нравы, этикет, нормы и другие элементы культуры.
1. Молодёжь как социально-демографическая группа, её положение в социальной структуре общества.
Социология молодёжи - отрасль социологической науки, изучающая молодёжь как социальную общность, особенности социализации и воспитания молодого поколения, особенности образа жизни молодёжи, формирование её жизненных планов и ценностных ориентаций, социальную мобильность молодёжи, выполнение её различными группами своих социальных ролей, место и роль молодёжи в политической, экономической и культурной жизни общества.
Молодёжь - социально-демографическая группа, которая характеризуется специфическими половозрастными, социально-психологическими и физиологическими особенностями. Молодёжный возраст (16 - 30 лет) биологически универсален, но исторически и социально детерменирован объективными условиями жизни, наследственными индивидуальными признаками и сформированными характерными чертами. Поэтому для определения молодёжи исходной позицией является не этап развития онтогенеза, т.е. период юности, а конкретно-историческое общество. Антропологическое (биологическое) и психологическое содержание молодёжного возраста имеет объективную социальную природу.
Сущностные черты и особенности различных половозрастных и профессиональных групп молодёжи формируются под воздействием природной, производственной и социальной среды, духовных и материальных условий жизни. Молодёжь как наиболее восприимчивая группа общества отражает сложившиеся общественные отношения во всех областях жизни - экономике, политике и культуре. В то же время она является субъектом деятельности, может проявлять различную степень производственно-трудовой, общественно-политической, культурно-познавательной и семейно-бытовой активности, социальную мобильность в зависимости от реальных условий, потребностей, интересов и ценностных ориентаций.
Молодёжь достаточно неоднородная социальная общность. Социальные позиции занимает не молодёжь в целом, а те или иные группы молодёжи, различающиеся по своему возрасту, образованию, социальному происхождению.
Дифференциация молодых людей по возрасту позволяет выделить три основные группы:
16 - 19 лет (юноши и девушки) - группу молодёжи, материально зависящую от родительских семей и стоящую перед выбором профессии;
20 - 24 года (молодёжь в узком смысле слова) - молодёжную группу интегрирующуюся в социально-профессиональную структуру общества, приобретающую материальную и социальную самостоятельность;
25 - 30 лет (молодые взрослые) - социально-демографическую группу, заканчивающую обретение полного набора социальных статусов и ролей, ставшую субъектом социального воспроизводства.
В качестве структурных элементов также можно выделять следующие группы молодёжи:
демографические (пол, возраст, семейное положение);
национально-этнические;
целевые и контактные (например, все молодые люди, стремящиеся поступить в высшие учебные заведения; все молодые люди, работающие в данной организации);
по уровню знаний (закончившие только среднюю школу, имеющие среднее специальное образование, получившие диплом вуза);
по месту жительства (городская и сельская молодёжь);
по степени общественно-политической активности (например, молодые люди, являющиеся членами каких-либо политических партий или общественных организаций);
по роду любительских занятий (например, молодые люди, занимающиеся спортом, поклонники различных музыкальных стилей, занимающиеся художественным творчеством);
по профессиональной принадлежности.
Применение этих и других типологических критериев позволяет построить многомерное личное пространство молодёжи.
Таким образом, правильнее будет говорить не о молодёжи вообще, а об учащейся, студенческой или работающей молодёжи; молодёжи крупных центральных городов, провинциальных городов или молодёжи из сельской местности и т.д. Отсюда следует, что при определении социальных позиций молодёжи, её различных групп необходимо исследование качественных социальных характеристик молодёжи: социальный состав и происхождение, материальное положение родителей, мировоззрение и религиозная принадлежность, образование п профессиональная деятельность, политические взгляды и т.п.
Специфические проблемы молодёжи, как социально-демографической группы, определяются тем местом в социальной структуре, которое она занимает в системе воспроизводства и развития общества. Функционирование и развитие молодёжи как большой общественной группы отражает становление субъекта общественного производства и общественной жизни.
Политическая жизнь современной молодёжи.
Основными направлениями исследования социологии молодёжи является изучение места и роли молодёжи в политической, экономической и культурной жизни общества.
Молодёжь может рассматриваться, с одной стороны, как объект, а с другой, как субъект политики. Как объект политики, молодёжь испытывает на себе влияние политической системы конкретного общества, различные политические партии и организации стремятся всевозможными средствами привлечь молодых людей на свою сторону, использовать её в борьбе за власть и т.п. Как субъект политики, молодёжь в политической жизни общества выступает со своими интересами, стремиться реализовать свои цели, ей свойственна своя система политических ценностей.
Активное вхождение молодёжи в политическую жизнь общества предполагает овладение определёнными политическими ценностями, нормами, образцами поведения и способами политической деятельности. Сегодняшняя молодёжь не представляет собой единой политической силы, её электорат раздроблен не только по возрастным, но и по социальным группам, существенно отличающимся по своим интересам. Решающее влияние на политические ориентации молодёжи оказывают средства массовой информации, особенно телевидение. Однако, не имея политического опыта, молодые люди часто становятся жертвами манипулирования их сознанием. Всё это ведёт, с одной стороны, к политической пассивности многих молодых людей, а с другой стороны, к проявлениям радикализма и даже экстремизма в молодёжной среде.