Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2011 в 14:10, контрольная работа
В последнее время возродился интерес к трудам П.А. Сорокина, - доказательство того, что интегрализм, основа эпистемологии Сорокина, остается программой реконструкции личности, общества, культуры. Сорокин верил: интегральная перспектива нужна прогрессу наук об обществе. Настоящая статья содержит предложения, характеризующие интегральные социологию и общественную науку. Рассмотрены четыре фундаментальных принципа интегрализма, производные от идей Сорокина.
1. Интегрализм П. Сорокина.
2. Структурно-функциональный анализ Т. Парсонса.
3. Теории среднего уровня Р. Мертона.
4. Концепция критической теории (М. Хоркхаймер, Г. Маркузе, Т. Адорно).
5. Развитие прикладной социологии.
поднимает вопрос, как добродетели и пороки вносят вклад в переменные конфликта,
такие как его частота, длительность, насильственность. В функциональной теории
ценностная посылка Золотого Правила служит основой рассмотрения того, что
способствует реализации Золотого Правила, будучи функциональным, и что не
способствует, будучи дисфункциональным. Осуществив такое различение, можно
оценить вклад частей любой системы в виде характеристик функционального
анализа.
На уровне эмпирического исследования изучение Золотого Правила, схем добро-
детели и порока
позволяет формулировать
этих идей. Процедуры операционализации, свойственные каждой исследовательской
традиции, необходимо развивать, проверять и оценивать. Иллюстрацией такого
стремления была проверка автором операциональной меры первичных добродетелей. Полное развитие интегрализма требует создания большого числа исследова-
тельских групп, концентрирующихся на причинах и следствиях добродетелей и по-
роков.
Наконец, интегрализм служит основой единства разных социальных наук и специа-
лизированных сфер внутри их. Например, в социологии поиск причин и следствий
Золотого Правила выходит за пределы сфер специализации и может быть фокусом
исследования в таких разных областях как формальные организации, стратификация,
социология религии, криминология, политическая социология и семья.
Принцип 4. Конечная цель интегральной социальной
науки - реконструкция личности, общества, культуры
Сорокин считал упадок и дезинтеграцию чувственной культуры фундаментальным
историческим процессом нашей эпохи. Согласно его теории, по
мере того, как культура становится более проблематичной, люди отбрасывают эту
культуру и ищут ей живую альтернативу. Реализация новой интегральной культуры
вызовет фундаментальные перемены в личности, обществе и культуре в сторону
большего альтруизма.
Обеспечение знания и понимания, необходимых для наращивания альтруисти-
ческой любви, Сорокин считал конечной целью интегральной социальной науки, а
вклад социальной науки - жизненно важным для эффективной реализации таких
перемен. Воспринимая и развивая ви-
дение Сорокиным интегрализма, социальные науки станут активным инструментом
создания новой культуры, полнее реализующей любовь и систему морали, выра-
женные Золотым
Правилом.
2. Структурно-функциональный
анализ Т. Парсонса.
Для Парсонса одной из центральных задач социологии является
анализ общества как системы функционально взаимосвязанных переменных. На практике это означает, что анализ любого социального процесса
проводится как часть исследования некоторой системы с «охраняющимися
границами».
С точки зрения концепции действия система для Парсонса есть
любой устойчивый комплекс повторяющихся и взаимосвязанных социальных
действий. Потребности личности выступают как переменные в социальной
системе. Парсонс и другие исследователи стремились не только разработать
правила для функционального анализа любой социальной системы, но и
определить совокупность необходимых условий для «функциональных
предпосылок», для всех социальных систем.
Эти условия, необходимые для работы любой такой системы,
относятся не только к социальной системе как таковой, но и к ее членам.
Каждая социальная система должна удовлетворять определенные физические
потребности своих членов так, чтобы они могли выжить. Она должна
располагать также определенными средствами распределения материальных
ресурсов. Далее любая система должна выработать какой-то процесс
социализации людей с тем, чтобы они развили либо субъективные мотивации
подчинения конкретным нормам, либо некую общую потребность подчинения
нормам.
Каждое общество в дополнение к специфическим нормам имеет
определенные, присущие только ему ценности. При отсутствии таких ценностей
маловероятно, что отдельные деятели смогут успешно интернализировать
потребность подчинения нормам. Фундаментальные ценности должна стать частью
личности.
Вместе с тем каждая система должна иметь определенную
организацию видов деятельности и институциональные средства, чтобы успешно
справляться с нарушениями этой организации теми или иными формами
принуждения или побуждения. И наконец, общественные институты должны быть
относительно совместимы друг с другом.
Поиски функциональных предпосылок не только социальных систем
вообще, но и отдельных типов социальных систем направлены на то, чтобы
облегчить их сравнение и повысить точность анализа их жизни. Однако
функциональные требования Парсонса как критерий выделения системы и ее
элементов слишком абстрактны и не обладают достаточной избирательностью,
чтобы эффективно отличать системный объект от несистемного.
Теоретическую схему Парсонса объединяет и организует система
социального порядка. Это относится и к теоретико-действенному аспекту его
взглядов: «Наиболее общее и фундаментальное свойство системы –
взаимозависимость ее частей или переменных… Взаимозависимость есть порядок
во взаимоотношениях между компонентами, которые входят в систему».
Надо отметить, что термин «социальный порядок» в современной
западной социологии
имеет много логически
Английский социолог Коэн перечисляет главные из них. Во-первых, «порядок»
относится к существованию ограничений, запретов, контроля в общественной
жизни. Во-вторых, указывает на существование взаимности в ней: поведение
каждого индивида не случайно и беспорядочно, но и отвечает взаимностью или
дополняет поведение других. В-третьих, улавливает элемент предсказуемости и
повторяемости в общественной жизни: люди могут действовать социально только
в том случае, если они знают, чего ожидают друг от друга. В-четвертых,
может означать некоторую согласованность, непротиворечивость компонентов
социальной жизни, и, наконец, в-пятых, устойчивость, более или менее
длительное сохранение ее форм. Все эти значения выступают в разных
контекстах у Парсонса.
Различные аспекты социального порядка получают отражение во
множестве понятий, из которых основные – «система» и «структура»,
употребляемые Парсонсом как для работы с эмпирически выделяемыми объектами
и отношениями, так и в работе с абстрактными объектами.
Понятие структуры у Парсонса охватывает те устойчивые элементы
строения социальной системы, которые относительно независимы от
незначительных и кратковременных колебаний в отношениях системы с внешним
окружением. Поскольку эти отношения меняются, необходимо ввести систему
динамических процессов и механизмов между требованиями, вытекающими из
условия постоянства структуры, и требованиями данной внешней ситуации.
Этот динамический аспект берет на себя функциональная часть
анализа. Функциональные категории, по словам Парсонса, имеют с
упорядоченными способами приспособительного взаимодействия между
установившимися образцами действия, образующими данную структуру, и данными
свойствами окружающих систем.
На самом общем, безлично-абстрактном уровне анализа порядок у
Парсонса оказывается в основном продуктом двух процессов:
1) тенденция
социальной системы
к самосохранению;
2) ее тенденция сохранять определенные границы и постоянство по
отношению к среде (гомеостатическое равновесие). Действия системы в среде,
которая сама представляет собой ряд систем, анализируются исходя из
функциональных предпосылок, требований для выживания и развития системы.
Организация видов деятельности внутри системы складывается в
результате структурных реакций системы на эти требования, выражающие ее
связь со средой.
Поэтому в анализе
исследовать область
ее взаимообменов с другими системами.
Часть теоретического анализа процесса структурного изменения в
социальной системе проводилась по модели, производной от четырех
-функциональной парадигмы. Она была определена как модель,
предназначенная для описания одной из стадий в прогрессивном структурном
изменении внутри системы действительности, и особенно социальной системы.
Отправным пунктом здесь служила концепция дифференциации – процесс,
который, по-видимому, дает достаточно оснований обратить внимание на
элемент раздвоения, то есть разделения прежней структурной единицы на две
функционально и потому качественно отличные единицы.
Парсонс рассматривал подсистему как составную часть
более общей системы действительности, другой составляющей которой является
культурная подсистема, личностная подсистема и поведенческие организмы, -
все это абстракции, аналитически вычлененные из реального потока социальных
взаимодействий. Эти три подсистемы трактуются по отношению к социальной
подсистеме как компоненты ее окружающей среды. Такое толкование необычно,
особенно в том, что касается представлений о личных свойствах индивидов. Ни
социальная, ни личностная подсистемы не являют собой нечто реально
существующее.
Различие четырех указанных подсистем носит функциональный
характер. Оно проводится на основе четырех первичных функций, присущих
любым системам действительности, - это функции воспроизводства образца,
Информация о работе Неоклассическая социология в 20-50-е гг. XX века