5.
Развитие прикладной
социологии
(англ. applied sociology)
— совокупность теоретических
моделей, методологических принципов,
методов и процедур исследования,
а также социальных технологий,
конкретных программ и рекомендаций,
ориентированных на практическое применение,
достижение реального социального эффекта.
В США П. с. называют также “проблемно
ориентированной”, “прикладной социальной
наукой”, “ориентированной на клиента”,
в то время как академической социологией
считается фундаментальная, базисная,
чистая, “ориентированная на дисциплину”
наука. П. с.— это социол. работа, сделанная
для кого-то. Обычно это клиент или заказчик:
гос. учреждение, правительственные организации,
частная фирма, федеральные органы власти
и др. П. с. в США отличается от академической
не только содержанием и характером научной
деятельности. Главное здесь — ориентация
на практическую пользу, а не на прирост
знания, научный вклад в фундаментальные
открытия. Она иначе связана с заказчиком,
здесь приняты др. критерии оценки конечного
рез-та, оплаты труда и профессиональной
карьеры, в гораздо большей степени прикладники
зависят от экономического положения
компании-работодателя и конъюнктуры
на рынке труда. Исторические корни П.
с. восходят к работам де Токвилля, Дюркгейма,
Смолла. Последний еще в 1895 г. высказал
идею о необходимости прикладных работ
в амер. социологии. Именно с этого момента
специалисты начинают периодизацию П.
с. и выделяют три этапа. Для ранней фазы
(1895— 1920) характерен интерес к социальным
реформам, понимание научной теории как
совокупности филос. рассуждений об идеальной
модели об-ва, а ее практического использования
— скорее как подвижнического акта одиночки,
чем запланированной системы мероприятий.
С 1920 по 1950 г. приоритетным направлением
в амер. социологии становятся эмпирические
исследования, начало к-рым положили представители
чикагской школы. Интенсивно разрабатываются
методология, статистические методы анализа
и техника сбора информации. Большая заслуга
в институционализации эмпирической и
П. с. принадлежит Лазарсфельду. В начальный
период своей деятельности он основал
в Германии небольшое частное предприятие
под названием “Экономико-психологический
исследовательский ин-т”, в к-ром со своими
коллегами-студентами бихлеровского семинара
проводил коммерческие исследования.
Эмигрировав в 1934 г. в США, Лазарсфельд
перенес на амер. почву принципы организации
научного предприятия неуниверситетского
типа. В послевоенный период ин-ты П. с.
быстро появляются при амер. и европ. ун-тах.
Ныне в США насчитывается большое число
организаций (крупных и мелких, гос. и частных),
занимающихся исследованиями, рез-ты к-рых
оформляются в социоинженерные проекты,
системы управленческих решений и практические
рекомендации. Нек-рые крупные учреждения
подобного типа содержат в своем штате
больше ученых с докторской степенью,
чем мн. признанные ун-ты. В 1980 г. около
14,5 тыс. социологов (69,5% их общего числа)
трудились в ун-тах и колледжах США, а 6,8
тыс.— в П, с. (частный бизнес, неприбыльные
организации, правительство и т. д.). В ближайшее
время, как ожидают, количество социологов-прикладников
будет быстро возрастать. Все более популярными
в стране становятся курсы по П. с. Если
в 1970 г. из 241 социол. отделения в ун-тах
и колледжах только 11% имели такие курсы,
то в 1979 г.— уже 44%. Студенты практикуются
как в полевых исследованиях, так и по
месту будущей работы (напр., госпиталь,
юридическая фирма). В амер. социологии
прикладников различают в зависимости
от того, какими методами они оперируют.
Выделяются два главных —социальная инженерия
и клиническая социология. Инженер-социолог
чаще пользуется маломасштабными дешевыми
опросами, сериями полевых экспериментов,
разрабатывает проекты социальной перестройки
небольших сообществ (напр., молодежных
кемпингов или производственных бригад),
занимается планированием и дизайном.
Задача “клинического социолога” — поставить
диагноз, предложить альтернативу, проконсультировать
и наметить “терапевтические” меры. Так,
социоинженер разрабатывает новую форму
брачного контракта, а “клиницист” просвещает
молодоженов о том, как им лучше распределить
обязанности по уходу за ребенком. Первый,
обобщив данные о финансовом положении
компании, делах на рынке сбыта и технологии
производства, предлагает перестроить
управленческую структуру, а второй проводит
психологический тренинг с менеджерами
с целью переориентировать их сознание.
Как правило, оба специалиста работают
в тесном контакте. Информация, полученная
социологом,— это собственность корпорации,
к-рая вольна поступать с ней так, как считает
нужным: сдать в архив или библиотеку,
принять к сведению, запретить публикацию
или, наконец, внедрить в практику.