Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2015 в 23:23, реферат
Первая мировая война привела к коренным изменениям в международно-политической обстановке. Страны Антанты и США вместе выиграли войну, но оказались после ее окончания в неравном положении. В экономическом отношении США гигантски усилились за годы войны. Они предоставляли крупные займы Англии и Франции. Рост экономической силы позволил США претендовать на мировое лидерство. Эти тенденции отразились в американской инициативе прекращения войны, изложенной в так называемых «14 пунктах» В.Вильсона.
Введение………………………………………………………………………3
Европа 1918 – 1923 годов…………………………………………….…....7
Международные отношения……………………………………….…..8
Политическая сфера…………………………………………….……..10
Экономическая сфера…………………………………………………13
Социально – политическая жизнь……………………………………15
США в 20-30е годы XX века……………………………………………..19
2.1 Укрепление позиций США после Первой мировой войны………..19
2.2 Экономический кризис 1920-1923 гг. Эпоха «процветания»……...21
2.3 «Великая депрессия» 1929-1933 г…………………………………..23
Заключение………………………………………………………………..26
Список литературы……
Содержание
Введение…………………………………………………………
2.1 Укрепление позиций США после Первой мировой войны………..19
2.2 Экономический кризис 1920-1923 гг. Эпоха «процветания»……...21
2.3 «Великая депрессия» 1929-1933 г…………………………………..23
Заключение……………………………………………………
Список литературы……………………………………………………
Введение
Первая мировая война привела к коренным изменениям в международно-политической обстановке. Страны Антанты и США вместе выиграли войну, но оказались после ее окончания в неравном положении. В экономическом отношении США гигантски усилились за годы войны. Они предоставляли крупные займы Англии и Франции. Рост экономической силы позволил США претендовать на мировое лидерство. Эти тенденции отразились в американской инициативе прекращения войны, изложенной в так называемых «14 пунктах» В.Вильсона. Великобритания в ходе войны окончательно утратила положение первой мировой державы. Она добилась ослабления Германии, но стремилась не допустить роста военной силы Франции. Англия видела в Германии силу, способную противостоять росту французского влияния в Европе. Франция добилась военного поражения Германии, но победа ей досталась нелегко. Ее экономические и людские ресурсы были слабее, чем германские, поэтому она стремилась создать гарантии против возможного реванша со стороны Германии. Важным элементом международной ситуации стало возникновение в результате национально-освободительного движения новых независимых государств в Европе – Польши, Чехословакии, Югославии, Прибалтийских государств. Победившие державы не могли игнорировать волю народов этих стран. Итоги первой мировой войны были закреплены в мирных договорах, выработанных на Парижской мирной конференции, открывшейся 18 января 1919 г. На конференции, в которой участвовали 27 государств, тон задавала так называемая «большая тройка» – премьер-министр Великобритании Д.Ллойд- Джордж, премьер-министр Франции Ж.Клемансо, президент США В.Вильсон. Показательно, что побежденные страны и Советская Россия не были приглашены на конференцию. Центральное место в решениях Парижской конференции занял Версальский мирный договор с Германией, подписанный 28 июня 1919 году. По нему Германия признавалась виновницей войны и вместе со своими союзниками несла всю ответственность за ее результаты. Германия обязывалась провести демилитаризацию Рейнской зоны, а левый берег Рейна занимали оккупационные войска Антанты. Область Эльзас-Лотарингии возвращалась под французский суверенитет. Германия уступала Франции также угольные копи Саарского бассейна, который на 15 лет переходил под управление Лиги наций. По истечении этого срока вопрос о будущем этой области предусматривалось решить путем плебисцита среди ее населения. Германия обязывалась также уважать независимость Австрии в границах, которые были установлены Сен-Жерменским мирным договором 1919 г. Она признала независимость Чехословакии, граница которой проходила по линии прежней границы между Австро-Венгрией и Германией. Признав полную независимость Польши, Германия отказывалась в ее пользу от части Верхней Силезии и Померании, от прав на город Данциг (Гданьск), включенный в таможенную границу Польши. Германия отказывалась от всех прав на территорию Мемеля (нынешней Клайпеды), которая в 1923 г. была передана Литве. На Германию была возложена выплата репараций. Версальский мирный договор в совокупности с другими договорами: Сен-Жерменским (1919), Нейиским (1919), Трианонским (1919) и Севрским (1923) составили систему мирных договоров, известную под названием Версальской. Сен- Жерменский мирный договор, заключенный между странами Антанты и Австрией, по сути дела, официально узаконивал распад Австро-Венгерской монархии и образование на ее об- ломках собственно Австрии и ряда новых независимых государств – Венгрии, Чехословакии и Королевства сербов, хорватов и словенцев, которое в 1929 г. было преобразовано в Югославию. Нейиский мирный договор, подписанный странами Антанты и Болгарией в ноябре 1919 г., предусматривал территориальные уступки со стороны Болгарии в пользу Румынии и Королевства сербов, хорватов и словенцев. Договор обязывал Болгарию сократить свои вооруженные силы до 20 тысяч чело- век и возлагал на нее довольно обременительные репарации. Она лишалась также выхода к Эгейскому морю. Трианонский договор (по названию Трианонского дворца Версаля) был призван упорядочить отношения стран-победительниц с Венгрией. Одним из важнейших результатов конференции стало образование Лиги наций. Согласно уставу, она должна была способствовать развитию сотрудничества между всеми народами, гарантировать мир и безопасность. Создание Лиги наций стало первым шагом по формированию международного правового пространства, складыванию принципиально новой философии международных отношений. Вместе с тем под эгидой Лиги наций был оформлен миропорядок, отвечающий интересам именно стран-победительниц. Это в первую очередь выразилось в фактическом переделе колоний между странами-победитель- ницами. Была введена так называемая мандатная система, в рамках которой отдельным государствам, прежде всего Великобритании и Франции, предоставлялись мандаты на управление территориями. Закрепление раскола мира на колониальные системы не отвечало интересам американской дипломатии. США не ратифицировали Версальский договор и не вошли в Совет Лиги наций. Вместе с тем США не могли остаться в стороне от складывания нового мирового политического пространства. Примирить их позиции с бывшими союзниками должна была новая конференция, проходившая в столице США Вашингтоне в конце 1921 – начале 1922 г. На Вашингтонской конференции был принят ряд решений, которые пересматривали или уточняли положения заключенных ранее договоров. В частности, были введены ограничения на военные флоты пяти держав – США, Великобритании, Франции, Италии и Японии. США удалось добиться заключения договора четырех стран – США, Англии, Франции и Японии – по совместной защите их островных владений в Тихом океане. Был подписан договор девяти стран по Китаю, в соответствии с которым на эту страну распространялся американский принцип «открытых дверей». Он предусматривал также возвращение Японией Китаю полуострова Шаньдунь. Созданная в Версале и Вашингтоне система договоров зафиксировала соотношение сил между великими державами, сложившееся в результате мировой войны. Версальский мир провозгласил начало новой эпохи без войн и насилия. Однако последующий ход событий продемонстрировал всю шаткость, непрочность и недолговечность системы, закрепившей раскол мира на победителей и побежденных.
Итак, 11 ноября 1918 года в штабном вагоне командующего союзными войсками маршала Фоша в Компьенском лесу представитель германского правительства Эрцбергер подписал акт о капитуляции немецких войск. Этот акт означал конец первой мировой войны самой кровопролитной войны того времени, войны, приведшей к краху четырех империй, изменению политической карты мира, новой системе международных отношений, войне, унесшей около 10 миллионов человеческих жизней и около 20 миллионов оставившей калеками, войне, нанесшей человечеству сильную моральную травму. Мир должен был измениться.
Изменения действительно произошли и затронули все сферы жизни: экономику, политику, международные отношения, идеологию и культуру. Поскольку войну реально выиграли ведущие демократические страны Запада (США, Англия, Франция), то на них и легла ответственность за судьбы послевоенного мира. От того, насколько успешно будут решены вставшие перед человечеством проблемы, зависело предотвращение новой войны, которая была бы еще более разрушительна. Скажем сразу, эта задача решена не была.
Таким образом, при анализе межвоенного периода истории Запада встают два вопроса: как именно западные демократии пытались создать стабильный мир и почему это у них не получилось?
1.1 Международные отношения
Попытка организации стабильного мира исходила из неверных посылок. В основе ее лежали некоторые идеологические постулаты, опиравшиеся на ментальность XIX века. Лидер самой сильной державы послевоенного мира президент США Вудро Вильсон на Парижской мирной конференции предложил своим партнерам по Антанте комплекс идей, который должен был лечь в основу организации послевоенного мира. Он был сформулирован в документе, который носил название "Четырнадцать пунктов". Этот документ включал в себя принципы национальной государственности, пацифизма (отказа от применения силы в международных отношениях и разоружения), свободной торговли (что подразумевает частное предпринимательство как основу экономики), создание всемирной политической организации для урегулирования конфликтных ситуаций и выработки принципов международного права (Лиги наций) и т.д. Эти принципы являлись продолжением прогрессистской идеологии XIX века и представляли собой новую разновидность рассуждений о "дальнейшем развитии нравственности в связи с прогрессом цивилизации", не учитывавших того факта, что общество в ходе Первой мировой войны изменилось качественно, превратившись в общество массовое, которое требовало совершенно других политических подходов. В международных отношениях не учитывалось, что принцип национальной государственности чрезвычайно трудно реализуем в условиях национально-территориальной чересполосицы Европы, и приходит в противоречие с системой колониальных империй. К тому же в международных отношениях не учитывался в должной мере фактор большевистской России, не желавшей признавать никаких правовых принципов, принятых в цивилизованном мире (отказ платить долги царского и временного правительств, подрывная деятельность управляемого из Москвы Коминтерна). В экономике принцип свободного предпринимательства существовал в 20-е годы только в воображении либеральных политиков и плохо сочетался с реалиями высоко монополизированной экономики индустриально развитых стран. При этом монополизм, охватывающий рынок товаров , рабочей силы и капиталов был существенно усилен государственным регулированием экономики, сложившимся во время войны. В социально-политической жизни традиционные политические элиты пытались играть по старым правилам, не отдавая себе отчет, что имеют дело не с индивидуалистической ментальностью XIX века, а с новой коллективистской ментальностью масс. Поэтому, например, они воспринимали массовые движения 1918 -1920 годов как обычную в XIX веке борьбу рабочих за улучшение своего материального положения и не уделяли этим движениям должного внимания. В целой серии коммунистических переворотов и их попыток этого времени (Германия, Венгрия, Словакия, Балтийские страны) они видели лишь результат московской пропаганды, не понимая, что пропаганда действенна только на хорошо подготовленной почве. Только "партии нового типа" умели найти общий язык с массой и возглавить ее.
Таким образом, эти идеалистические принципы усовершенствования довоенного мира оказывались по ту сторону реальности.
1.2 Политическая сфера
Разумеется, такой изобилующий проблемами период не мог быть однородным. Внутри него отчетливо выделяются три этапа. Первый период с 1918 по 1923 годы - период послевоенных экономических и социально-политических кризисов и постепенного выхода из них. С 1923 года начинается знаменитая эпоха "prosperity" -процветания, которая характеризуется стабилизацией во всех областях жизни общества и постоянным ростом жизненного уровня. В 1929 году механизмы, обеспечивавшие стабильность общества, дают катастрофический сбой, и начинается "Великая депрессия" в мировой экономике, приведшая к кризису всей системы, завершившемуся Второй мировой войной.
Разговор о первом
этапе межвоенной истории
Право наций на самоопределение, как отмечалось выше, очевидно противоречило имперской колониальной практике великих держав, прежде всего Англии и Франции. Именно после войны, в ходе которой метрополии вынуждены были стимулировать индустриальное развитие колоний, в силу этого происходит активизация национального движения на Востоке. Мандатная система, долженствующая по замыслу ее создателей придать колониализму цивилизованный лоск и соотнести его с национальным принципом, по сути дела почти ничего не меняла в системе владения колониями, ограничиваясь обещаниями предоставить им независимость в неопределенном будущем.
Пацифизм и принципы международного сотрудничества в Лиге наций также существовали скорее как декларации, чем как реальная политика. Очень характерно в этом отношении противостояние Франции с одной стороны и Великобритании и США с другой по острейшему германскому вопросу. Стремящаяся к европейской гегемонии Франция добивалась максимального ослабления Германии путем навязывания явно непосильных для немецкой экономики репараций, в то время, как Англия и США видели в Германии противовес французскому гегемонизму с одной стороны и большевизму - с другой. Это, разумеется, не способствовало политической стабильности в Европе. В ситуации постоянного национального унижения в Германии получил огромное развитие реваншизм, на котором позже будет усиленно спекулировать Гитлер. В 1923 году французы попытались решить собственные экономические и политические проблемы путем первой после 1918 года крупномасштабной военной акции - оккупации важнейшего экономического района Германии - Рура, что стало самым показательным примером политики государственного эгоизма. Оккупация Рура привела к сложнейшим дипломатическим и социальным последствиям и стала первым тревожным сигналом, показавшим возможность новой большой войны.
Обиженными оказались не только побежденные страны, но и некоторые из держав-победительниц. Так, Италия, в начале войны вышедшая из Тройственного Союза и объявившая нейтралитет, а в 1915 году вступившая в войну на стороне Антанты, рассчитывала на вознаграждение в виде области Фиуме, и, не получив ее, сочла себя оскорбленной, что как и в Германии создало почву для политических спекуляций крайне правых.
Версальская система оказалась явно неполной, так как из нее была исключена советская Россия. После провала интервенции, когда стало ясно, что большевики удержатся у власти, главными проблемами, как уже говорилось, стали проблема подрывной деятельности Коминтерна и проблема долгов. Невзирая на первую, Запад попытался решить вторую, для чего была созвана в 1922 году международная конференция в Генуе, не давшая никаких результатов, так как советская делегация предъявила встречные, явно спекулятивные, претензии - компенсировать потери от интервенции. В результате СССР был по-прежнему исключен из приличного европейского общества. Некоторое замешательство в этом приличном обществе вызвало нарушение правил хорошего тона другим изгоем Германией - которая прямо в ходе работы Генуэзской конференции заключила с СССР сепаратный договор о признании и установлении торговых отношений в Рапалло. Обоюдная выгода этого договора была понятна - и та и другая сторона шантажировали таким образом победителей. Советская и германская проблемы оставались нерешенными и постоянно служили источниками международных кризисов.
1.3 Экономическая сфера
В экономической сфере война и первый послевоенный период довели до логического конца процессы, начавшиеся еще на рубеже веков. Непосредственным экономическим результатом войны стало резкое падение производства из-за военных разрушений и после окончания боевых действий. Так, например, Франция потеряла около 200 миллиардов франков и лишилась примерно 10 тысяч заводов и 200 шахт. Англия потеряла до трети национального богатства. Еще большие разрушения были, конечно, в Германии. Поэтому первой задачей, стоящей перед экономикой Запада в первые послевоенные годы, было восполнение хозяйственных потерь. Однако, решение этой задачи было весьма затруднительным. Дело в том, что во время войны сравнительно высокий уровень производства поддерживался искусственным подстегиванием экономики с помощью государственных заказов. С их прекращением после войны начинается закономерный экономический спад, который затронул даже не пострадавшие экономически от войны США.
Однако, ставшие в результате войны самой богатой страной мира и мировым кредитором США, быстрее всего нашли выход из этой ситуации. Выход оказался большей частью технологическим. Речь идет о резкой интенсификации производства, то есть о его росте за счет увеличения производительности труда. Символами этой интенсификации стали два имени : Форд и Тейлор. Имя Форда связано с производством автомобиля для всех за счет уменьшения себестоимости. Это достигалось конвейерным способом производства, заимствованным у автомобилестроения другими отраслями экономики. Конвейерная система была дополнена методом максимального разделения и учета труда и точности и выверенности каждого движения рабочего, по имени автора названном методом Тейлора. Массовому потребителю был таким образом предложен новый тип товаров - технологически сложный, но доступный по цене товар длительного пользования: автомобиль, телефон, граммофон, радиоприемник и т.д. При этом в условиях высокого технологического производства, когда рабочий производил гораздо больше, чем раньше, появилась возможность платить ему больше, дабы, во-первых, снять социальные конфликты, а во-вторых, дабы эти же рабочие могли стать покупателями новых товаров. Таким образом заработал экономический механизм, при котором опережающий рост заработной платы повышал покупательную способность населения (емкость рынка) и тем самым стимулировал рост производства. Результаты впечатляли : в 1923 году промышленное производство в США на 42 % превысило довоенный уровень. Всего за несколько лет уровень жизни американца резко повысился: автомобиль стал доступен почти всем, не говоря уже о граммофонах; даже есть американцы стали гораздо лучше - стремительно развивавшаяся химическая промышленность (еще одна высокотехнологическая отрасль) и тракторостроение преобразили облик сельского хозяйства, в Америке не стало продовольственных проблем. Рабочий вопрос, столь волновавший социалистов XIX века, тоже казался решенным: в американских корпорациях распространился опыт "народного капитализма" - постоянно растущая заработная плата ставилась в зависимость от прибыли предприятия, через систему акционирования рабочие становились совладельцами , профсоюзы с позиций классового сотрудничества участвовали в разработке новых методов труда.
1.4 Социально-политическая жизнь
Социально-политическая жизнь периода 1918-1923 годов характеризуется нарастающей после Первой мировой войны массовизацией общества. Одним из признаков массового общества является политизация самых широких слоев населения. В 20-е годы можно, например, наблюдать такой феномен, как обретение политического характера старыми общественными организациями и появление новых, изначально политических. Раньше к политической деятельности отношение имели только собственно политические партии, теперь, в реалиях массового общества возникла необходимость в формах выражения политической активности большей части населения.
Во-первых, эта активность выразилась в не существовавших ранее в таком виде массовых организациях типа союзов фронтовиков, молодежных объединений, феминистского движения и т.д. Именно они позволили наглядно увидеть массу в действии. Такие организации чаще всего образованы по случайному. При этом парадокс заключается в том, что целью таких организаций является превращение их членов в политических единомышленников. Тогда единственное, что связывает членов таких организаций кроме возрастного или полового признака - это общность политических целей. Политизация таких объединений закономерно вызывала весьма серьезные опасения правящих элит, ибо политические требования этих сообществ носили крайне агрессивный характер и отличались ксенофобией. Не имея возможности подавить такое массовое движение, правящие элиты стремились найти с ним общий язык, договориться, ввести их в легитимное русло, что, разумеется получалось плохо, ибо, хотя названные организации весьма хорошо манипулируемы, договориться с ними на обычном политическом и правовом языке невозможно. Только "партии нового типа" смогли договориться с массовыми движениями и возглавить их, ибо говорили на том же языке. Более того, вожди "партий нового типа" становились вождями, харизматическими лидерами массы, ибо названные движения явились, несомненно, формой массовизации общества. Но не только новые организации определяли форму политической активности масс.
С другой стороны, непосредственное отношение к политике получали такие традиционные организации как, например, профсоюзы. Если раньше они существовали лишь как объединения рабочих для контроля за условиями продажи рабочей силы, то теперь профсоюзы активнейшим образом вмешиваются в решение политических проблем: стачки, организуемые профсоюзами все чаще сопровождаются политическими требованиями; движение "руки прочь от советской России"; понятие классовой солидарности, которое становится во многом основой профсоюзного движения; наконец профсоюзное движение сливается с политическим партиями - так формируется феномен социал-демократии, начинающей играть одну из ведущих партий в политическом концерте.