Неоклассическая социология в 20-50-е гг. XX века

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2011 в 14:10, контрольная работа

Краткое описание

В последнее время возродился интерес к трудам П.А. Сорокина, - доказательство того, что интегрализм, основа эпистемологии Сорокина, остается программой реконструкции личности, общества, культуры. Сорокин верил: интегральная перспектива нужна прогрессу наук об обществе. Настоящая статья содержит предложения, характеризующие интегральные социологию и общественную науку. Рассмотрены четыре фундаментальных принципа интегрализма, производные от идей Сорокина.

Оглавление

1. Интегрализм П. Сорокина.
2. Структурно-функциональный анализ Т. Парсонса.
3. Теории среднего уровня Р. Мертона.
4. Концепция критической теории (М. Хоркхаймер, Г. Маркузе, Т. Адорно).
5. Развитие прикладной социологии.

Файлы: 1 файл

тема8.doc

— 152.50 Кб (Скачать)

1. Интегрализм П. Сорокина. 

В последнее время  возродился интерес к трудам П.А. Сорокина, - доказательство того, что интегрализм, основа эпистемологии Сорокина, остается программой реконструкции личности, общества, культуры. Сорокин верил: интегральная перспектива нужна прогрессу наук об обществе. Настоящая статья содержит предложения, характеризующие интегральные социологию и общественную науку. Рассмотрены четыре фундаментальных принципа интегрализма, производные от идей Сорокина.

Принцип 1: Интегральная система истины и знания включает чувство, разум и веру

Интегральная  перспектива разработана Сорокиным  на основе изучения идеационального, чувственного и идеалистичного культурных типов. Каждый из этих культурных типов имеет различные системы истины и знания, включая религиозную, философскую и научную мысль. Идеациональная истина - истина веры. Она постигает истину из того, что считается откровением, данным, в частности, Священным Писанием каждой религии. Ее объект прежде всего надчувственный. Чувственная истина — истина чувств, - эмпиризм. Истина постигается через индукцию и эксперименты. Идеалистичная истина - истина разума, опирающаяся для определения истинности прежде всего на рациональные данные; разум соединяет эмпирические и надчувственные методы подтверждения истинности в единую связную систему.

Истинно - то, что  соответствует реальному. Сорокин  считал, что в реальности

есть компоненты, соответствующие каждой из систем истины. Интегральная систе-

ма - гармоничный  синтез этих способов познания. Поэтому  она наиболее адекватная

система истины. Сорокин утверждал, что интегральная система истины и знания направит религию, философию и общественные науки к получению знания и понимания как основе личностной, социальной и культурной реконструкции в сторону большего альтруизма. Сорокин считал религиозные морально-этические учения необходимыми объектами перцепции при такой альтруистической реконструкции. Поэтому они оказались в центре интегральной науки.

Сорокинская идея интегрализма, по-видимому, включает три  взаимопроникающие

системы истины и  знания. Каждая из них - уникальная система  с собственными

характеристиками  и методом верификации. Но каждая в определенной мере зависит

от других. Они  должны быть определенным образом сформулированы в виде связной

и жизнеспособной системы знания. Один из подходов к этому - выявление базы

религиозных идей, существовавших веками и близких  универсальному консенсусу 

великих мировых  религий. Их можно считать фундаментальными идеями, являющимися истиной веры.

Религиозные традиции состоят из набора идей, связанных с характеристиками над-

чувственного, таких  как идеи природы Бога или Высшей Реальности. Эти идеи не

доступны эмпирической верификации, но могут быть связаны  с целями, приори-

тетами и концептами интегральной социальной науки. Мировые религии содержат

также много верифицируемых идей, относящихся к рациональному, эмпирическому

миру. Эти идеи важны для социальных наук, так  как касаются фундаментальных

аспектов природы  человека, личностной психологии, интеракции и социальной

организации. Идеи религиозных традиций, поддающиеся эмпирической вери-

фикации, могут  войти в натуралистскую модель науки.

Среди религиозных  идей о человеческом поведении наиболее важны моральные,

этические учения мировых религий. Самое общее  из них - Золотое Правило, прису-

щее в том или  ином виде мировым религиям. На основе изучения мировых религий Хик  утверждает, что все

великие мировые  религиозные традиции констатируют: "добро - приносить благо

другим, зло - наносить им ущерб". Более двухсот ученых и теологов, пред-

ставляющие коллективно  все мировые религии, также достигли консенсуса о "Гло-

бальной этике", рассматриваемой как выражение  вековых религиозных традиций.

Вот эти базовые  правила: "Желай другим то, что  желаешь себе" и "не делай другим

того, чего не желаешь себе".

Второй общей  чертой мировых религий является их акцент на моральной транс-

формации личности. Такая трансформация может быть рассмотрена в терминах пред-

писаний Золотого Правила. Несмотря на разницу в частностях, у них общий акцент:

сосредоточение индивида на Боге или на Высшей Реальности. Такие акценты дают

возможность индивиду идти от человеческой слабости и эгоизма  к большей реа-

лизации истины, красоты, добра и доброжелательной любви к другим и к вселенной.

Принцип 2: Фокус интегральной науки - альтруизм

любви и морали

Абстрактный принцип  Золотого Правила можно уточнить в применении к ас-

пектам теоретико-исследовательским. Нужна типология, включающая два

типа отношений (аттитюдов) и образцов поведения: те, которые способствуют,

содействуют возвышению себя и других, и те, которые вредят себе и другим. Для

нашей статьи избраны  концепты добродетели и порока, т.к. они включают широкий

круг отношений  и типов поведения, высоко систематизированы, имеют более чем

двухтысячелетнюю  историю, восходя к традициям и религии, и философии.

Концепт добродетели  традиция рассматривает как обладание  характеристиками,

выражающими наивысший  потенциал человека. Добродетели - это

привычки, выражающиеся в поведении, обнаруживающем доброе в человеке. Добродетели становятся частью характера путем упражнения индивидов в

выборе. Добродетели  также можно рассматривать как  компоненты того, что тради-

ционно называют доброжелательной любовью, желания  добра другому. Они проявля-

ются в актах  благодеяния.

Схема добродетели по Ф. Аквинскому охватывает спектр отношений и поведения,

включающих добро  для другого. Эту схему

можно представить  в терминах пяти базовых, "первичных" добродетелей: сдержан-

ность, сила духа, справедливость, милосердие, благотворительность, благоразумие. Каждая из этих "первичных" добродетелей проявляется также в добродетелях

"вторичных", выражающих более конкретные "части"  сути первичных добродетелей.

Сдержанность  подразумевает умеренность, воздержание  и дисциплину по отноше-

нию к страстям и аппетиту. Среди ее вторичных компонентов - кротость, умерен-

ность, контроль гнева, смирение, объективность в  отношении собственных возмож-

ностей. Сдержанность обеспечивает дисциплину, необходимую  для доведения дейст-

вий до завершения. Она также изолирует индивида от эгоизма и внутреннего конф-

ликта, часто сопровождающих недостаток контроля за аппетитами и  чувства собст-

венного достоинства. Обеими этими способами сдержанность обеспечивает сосре-

доточенность  и последовательность, столь нужные, чтобы творить добро другим.

Сила духа раскрывается в силе ума при стремлении творить  добро вопреки опас-

ностям или  трудностям. Терпение и настойчивость - вторичные добродетели. Тер-

пение касается отношений  с другими, настойчивость — течения  времени. Благодеяния

для других часто связаны с трудностями и невзгодами, иногда —. с опасностями. Здесь

нужна сила духа.

Справедливость  подразумевает, что человек делает другим то, что принадлежит им

по праву или  есть должное для них. Правдивость, благодарность и дружелюбие - вто-

ричные добродетели по отношению к справедливости. Справедливость и названные

вторичные добродетели  могут рассматриваться как основа взаимно удовлетворяющих

социальных отношений. Тем самым они жизненно важны  для того, чтобы творить

добро другим.

Благотворительность включает наиболее непосредственные проявления благоже-

лательной любви. Исполнение желаний других, когда  это следует делать, прощение,

терпимость к  ошибкам и несовершенствам, коррекции  — все это проявления благо-

творительности.

Благоразумие  имеет два основных аспекта: направленность воли к добру и исполь-

зование разума, объективности для выбора наиболее приемлемого средства дости-

жения этой цели. Добро определяется другими добродетелями. Заботливость, готов-

ность и бдительность в поиске добра, послушание, открытость мнению других - вто-

ричные добродетели  по отношению к благоразумию. Благоразумие руководит дру-

гими добродетелями [8J. Это - интеллектуальная добродетель, представляющая собой

процесс сознания, который позволяет индивиду предрешать ход действий. В этом

смысле - оно часть  любого осознанного намерения творить  добро другим людям.

Негативные стороны  Золотого правила концептуализируются  как пороки. Порок

это отсутствие или  противоположность добродетели. Недавняя работа Шиммеля

(1992 г.) детально показывает значение пороков на схеме традиционных семи главных

пороков: лень, гордыня, жадность, зависть, похоть, обжорство, злость. Фома Аквин-

ский детально дал схему пороков, рассмотрев, как  они

противостоят  добродетелям. Эта формула объясняет  негативные аспекты морали

вековой кросс-культурной традиции.

Принцип 3: Интегрализм - это  глубокая переориентация

и новые направления  теории и исследований

Интегральная  социальная наука сосредоточена  на причинах и следствиях Золотого

Правила, выраженного  в добродетелях и пороках. Воздействие интегрализма охваты-

вает научный  континуум от метатеории до эмпирических данных. Ценностные по-

сылки, взятые из мировых религий, - важная часть интегралистской  метатеории. Цен-

ностные посылки  рассматриваются как констатации желательности или добра. Они

служат в научном  процессе стандартами, в рамках которых  избираются проблемы и

оцениваются результаты. Основополагающая ценностная посылка  интег-

рализма такова: дать знание и понимание того, как  Золотое Правило может быть

реализовано полнее. Это исходная цель усилий ученых.

Интегральная  социальная наука фокусирует внимание на вкладе каждой из разных

теоретических перспектив в понимание причин и следствий  добродетелей и пороков.

Считается, что  каждая перспектива поднимает уникальные вопросы относительно

этих двух базовых  концептов интегрализма. Например, указанная ценностная посылка

дает теоретический  синтез, концентрируясь на выборе между  добродетелью и по-

роком. Сорокин  верил, что выбор альтруистичной любви - ключевой

определитель формирования характеристик общества и культуры, так как они, в

конце концов, - продукт  действий людей. На микроуровне этот вопрос особенно

применим к  теоретическим традициям интерпретации, таким как этнометодология,

феноменология и  символический интеракционизм. В теории конфликта интегрализм

Информация о работе Неоклассическая социология в 20-50-е гг. XX века