Молодежная субкультура

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2011 в 16:19, курсовая работа

Краткое описание

Под культурой понимаются убеждения, ценности и выразительные средства, которые являются общими для какой-то группы людей и служат для упорядочения опыта и регулирования поведения членов этой группы. Воспроизводство и передача культуры последующим поколениям лежат в основе процесса социализации — усвоения ценностей, верований, норм, правил и идеалов предшествующих поколений.

Оглавление

Гл.1 Субкультура молодежи.
1.1. специфические черты российской молодежной субкультуры.....................................................................5
1.2. прочие особенности молодежной субкультуры.....................................................................7
1.3. катализаторы возникновения молодежных движений.........................................................................9
1.4. Откуда и почему появляются выпавшие люди?..............................................................................11
Гл.2 Экстремизм в молодежной среде.......................12
Гл.3 Неформальные объединения.
3.1. Признаки неформалов..................................................................16
3.2. Не признанные или не признающие?...............17
3.3. Типичные неформальные объединения...........18
3.4.Что делают молодежные объединения?........22
3.5. Мотивы участия в неформальных объединениях и группировках..................................23
Гл.4 Молодежные направления и их особенности........................24
Список литературы..............................................30

Файлы: 1 файл

реферат по социологии 2.docx

— 69.28 Кб (Скачать)

3.5.  Мотивы участия  подростков в неформальных объединениях  и группировках.

 Присоединение  к неформальной группе – нормальный  и закономерный выбор подростка.  Исходные мотивы, приводящие его  в неформальные группы, оцениваются  исследователями как естественные  для данного возраста. Так, И.П.  Башкатов полагает, что «вовсе  не извращенные естественные  потребности подростков в модной  одежде, сексуальном удовольствии, престижных предметах, употреблении  спиртного, наркотических веществ  и т.п., а социальная потребность  в общении, самоутверждении, престиже, стремление улучшить свою жизнь  толкают их к взаимодействию  с другими людьми. И такими  людьми оказываются не родители, не педагоги и даже не «нормальные»  сверстники, а такие же как они, «отверженные» подростки, стихийно объединившиеся в неформальные группы». Выбор конкретной неформальной группы чаще является несвободным, ибо подросток обычно вынужден присоединяться к той группе, что доминирует на территории его проживания (социализации). Причины вступления в группы:

     одиночество  – 27%;

     непонимание  родителей – 24 %.

     Среди  прочих были названы: стремление  к защищенности;

     обособленность;

     подражание, группирование;

     свобода;

     эмоциональная  насыщенность общения;

     стремление  компенсировать недостатки традиционных  институтов семьи и школы.

     Черты  характера, которые нравятся им  в подростках из группировок: 

     умение  постоять за себя (54%),

     смелость (40%),

     независимость  (35 %).

     Отличительной  чертой общения подростков во  многих стихийных неформальных  группах является беспредметность.  Когда у коммуникации в группе  появляется постоянный предмет,  группа переходит в новое качество. Этот постоянный предмет впоследствии, как правило, и определяет тип  субкультуры, принятый в группе: романтико-эскапистская или, может,  гедонистско-развлекательная, радикально-деструктивная или полуделинквентная, – т.е. определяет ее, группы, ценности и образ жизни. Изменение предмета коммуникации, особенно, – появление постоянного предмета ее есть зачастую первый симптом культурных перемен на микросоциальном уровне.

     Объединение  в группы можно рассматривать  как средство выхода внутренней  активности, реализации потребностей  самоидентификации, самоутверждения,  свойственным отнюдь не только подростковому возрасту. Более того, некоторые неформальные объединения выполняют полезную функцию, направляя и управляя социальной активностью молодежи [4,16-21]. Субкультуры во многом – своего рода «ростковые зоны» на теле «большой» (мэйнстримовской) культуры. Они необходимы как гарантия от культурной стагнации. Они – своеобразный культурный авангард.

Глава4

Молодежные направления  и их особенности.

  Хиппи

     Субкультура  хиппи – одна из старейших  молодежных субкультур в РФ.

     Движение  хиппи развивалось «волнами«:  первая волна относится к концу  60 – началу 70 гг., вторая – к  80 гг. Примерно с 1989 г. наблюдается  резкий спад, выражавшийся в резком  уменьшении числа приверженцев  данного движения. Однако в середине 90 гг. неожиданно заявила о себе  «третья волна« хиппи. Неофиты  движения молодых (15—18 лет) и  являются преимущественно школьниками  и студентами младших курсов. В количественном отношении девушки  преобладают над юношами.

     Внешний  вид хиппи «третьей волны«  достаточно традиционен: длинные  распущенные волосы, джинсы или  джинсовая куртка, иногда балахон  неопределенного цвета, на шее  – «ксивник» (небольшая кожаная сумочка), украшенная бисером или вышивкой. На руках – «феньки» (от англ. thing – вещь), т.е. самодельные браслеты или бусы, чаще всего из бисера, дерева или кожи.

     Данный  элемент атрибутики хиппи вышел  за субкультурные рамки, распространившись среди молодежи: «феньки» могут украшать руки и школьницы, и преподавательницы вуза. От «классических» хиппи «третью волну» отличают такие атрибуты, как рюкзак и три-четыре колечка в ушах, реже в носу (пирсинг). Движение хиппи следует отнести к субкультурам, которым свойственно стремление к самопознанию и самоосознанию (мы назвали бы их рефлексирующими или рефлексивными). Работая в школе, а затем в вузе, автор сталкивался с хиппи, делавшими глубокие и информативные сообщения (или рефераты) о ценностях хиппи, психологии хиппи, их социологии и философии, что довольно плохо согласуется со стереотипом волосатого и ленивого бездельника. В Омске культура хиппи находится в упадке после периода некоторого подъема в конце 90-х. Частично она вытеснена субкультурой ролевиков.

     Индеанисты

     Молодежной  субкультурой, относимой нами к  числу романтическо-эскапистских, являются индеанисты. Они изучают культуры индейцев, преимущественно североамериканских, стремясь к точному воспроизведению их обычаев и обрядов. По наблюдению Т. Щепанской, индеанисты — нечто среднее между клубом любителей американских индейцев и религиозно-мистическим движением. При всей «этнографической» атрибутике индеанистской субкультуры ценности ее: коллективизм (общинность), экологизм, космизм, — перекликаются с традиционными российскими ценностями. В Омске данная субкультура представлена слабо.

     Толкинисты и ролевики

     В молодежной  культуре 90 гг. появились толкинистское движение и связанная с ним, порожденная им же толкинистская субкультура. Известный английский филолог и писатель Дж. P.P. Толкин (на сленге толкинистов – Профессор) родился в 1892 и умер в 1973 г. Его книги «Хоббит», «Властелин колец» и «Сильмариллион» относятся к жанру fantasy – сказочной фантастики. Толкин – мастер особой, завораживающей атмосферы повествования, так что читатель начинает отождествлять себя с героями книги. Это стало одним из факторов, вызвавших к жизни неожиданный для самого автора социокультурный феномен – ролевые игры по книгам Толкина. Ролевая игра (roleplaying) близка к импровизированной театральной постановке. Готовится реквизит (безопасное оружие, одежда, соответствующая толкиновскому условному средневековью). Мастера – режиссеры игры – распределяют роли, игроки проходят нечто вроде экзамена на знание фантастического мира Толкина и предыстории своего персонажа, намечается сюжетная линия.

     В начале 90 гг. толкинисты появляются и в России, прежде всего в Москве и С.-Петербурге. В Омске это движение принято связывать с топонимом «Парк Победы», в среде ролевиков более известном как «Полигон»*. Начало движения у нас приходится на год 1995-96. Омские толкинисты и ролевики активно участвуют во всероссийских слетах и фестивалях. На фоне прочих субкультур данная в нашем городе может считаться вполне процветающей.

     Толкинистское субкультурное движение стало частью и продолжением советской романтико-эскапистской традиции, находившей в разное время выражение и в хиппизме, и в туристическом движении. В 90-х гг. отечественные толкинисты стремительно вовлекли в свою «сферу влияния» и ассимилировали часть представителей других молодежных субкультур (хиппи, рокеров и даже панков). Появляются продолжения Толкина, написанные с иных мировоззренческих позиций, издается обширная фэн-пресса, есть масса веб-ресурсов, созданных и поддерживаемых толкинистами. Это существенно отличается от движения западных почитателей Толкина: известно, что там преобладают узость, изолированность, деятельность толкинистов сводится к компьютерным играм, переписке по E-mail и узкоакадемическим штудиям.

     В 1993—94 гг. движение толкинистов переживает кризис роста. Он был преодолен путем расширения диапазона ролевых сюжетов, включения в них не только произведений Толкина, но и других писателей-фантастов, а также исторических сюжетов. В это же время организационно отделилось движение ролевых игр, хотя по атрибутике, ценностным ориентациям ролевики близки к толкинистам. Впрочем, организационное размежевание, кажется, никогда не было абсолютным.

     Можно  констатировать, что в России  субкультура толкинистов и ролевиков развивается в последние годы наиболее активно и динамично.

     Байкеры

     С определенными  оговорками можно отнести к  романтическо-эскапистским субкультурам  также байкеров и хакеров. Традиционно  их относят к субкультурам  соответственно спортивной и  интеллектуальной направленности.

     Вместе  с тем гонки на мотоциклах  — особый, претендующий на элитарность  мир мужского братства, как и  уход в виртуальный мир, –  можно рассматривать как своеобразный  эскапизм. [8, 95-96]

     Байкеры  (от англ. bicycle – сокр. bike) – мотоциклисты, которых у нас часто именовали рокерами, что неточно: рокеры это любители рок-музыки.

     Сообщество  байкеров нельзя определять как  сугубо молодежное. Первых «настоящих»  байкеров называли «харлеистами» – по известной марке мотоцикла «Harley-Davidson» (основана в 1903 г. Уильямом Харли и братьями Девидсон). Подлинное признание эти мотоциклы получили в 30-х годах ХХ века в США. В 40-х годах ряды байкеров солидно пополнились за счет ветеранов Второй мировой войны. Отечественная субкультура байкеров, как и хиппи, пережила по крайней мере два подъема: один в конце 70 – начале 80 гг., другой – уже в 90 гг. [4, 125-126] В Омске есть региональный байк-клуб и, насколько мне известно, летом этого года в городе даже проводилось некое мероприятие под названием «Байк-шоу», по слухам, имевшее резонанс.

     Растаманы

     Субкультура,  возникшая в 20-е гг. XX в. на  Ямайке и уходящая корнями  в синкретические культы стран  Африки и Карибского бассейна, на российской почве выглядит  весьма экзотичным растением.  Красно-желто-зеленые (цвета флага  Эфиопии) береты, волосы, заплетенные  в косички (дреды) – вот наиболее броские черты внешнего облика «растаманов». Можно смело утверждать, что мало кто из молодых россиян, примеривших на себя подобный стиль, глубоко знаком с идеологией национально-религиозного движения афро-американского населения Ямайки, увидевшего в эфиопском императоре Хайле Селассие мессию, своего рода собирателя «пребывающих в рассеянии» выходцев из Африки. В 1930 г. далекая Ямайка представляла гремучую смесь африканских сект с трудно выговариваемыми названиями. Высланный из США Маркус Мосайя Гарви активно проповедует идею о том, что Иисус Христос был черным, поэтому следует ждать пришествия из Африки великого царя – избавителя черной расы.

     2 ноября 1930 г. принц (рас) Тафари Маконен (или Рас Тафари – отсюда и название движения) короновался императором Эфиопии. Тысячи людей сочли пророчества сбывшимися. Так зародилось растафарианство.

     С самого  первого дня своего существования  оно было призвано помочь африканским  нациям обрести потерянный рай  и восстановить справедливость  на Земле. Джа (иск. англ. Jesus) – главный Бог растафарианства. Растафари считают, что изначально Библия была написана на амхарском языке (язык Эфиопии) и только потом переведена на древнееврейский.

     Растафари считают, что все ценное для человечества зародилось в Африке. Африка – это рай на Земле, где живут растафари, согласно воли великого Джа. Вавилон с их точки зрения – ад, губительный город, юдоль греха и смерти. Они объявляют Вавилону (белой культуре) войну. С их точки зрения, можно: любить людей, курить траву, бездельничать, постигать смысл жизни, рассказывать другим о растафари, философствовать, играть на барабанах, бороться с Вавилоном, носить дреды и слушать регги; нельзя: есть свинину, моллюсков, соль, уксус, рыб без чешуи, коровье молоко, курить табак, пить ром и вино, носить вещи с чужого плеча, есть приготовленную другими пищу, играть в азартные игры, касаться мертвых, проповедовать недостойным. Растафари любят праздники. Их жизнь можно смело определить как «праздник каждый день». Обычно они подрабатывают музыкой или любым другим творчеством, живут в квартирах своих знакомых.

     Во  внешнем облике, помимо маек с  листом каннабиса, вязаных балахонов и шапок (самодельных) и расцвеченных под эфиопский флаг, у растафари имеются и другие знаки отличия. Например, расточки. Это несколько длинных волосков с вплетенными в них нитками, камушками, шариками или еще чем-нибудь и, конечно же, дреды – длинные локоны, натертые воском для волос и скрученные в плотные тяжи (подробнее о растаманах см. в статье О.Ровинской).

     Возвращаясь  к субкультуре растафарианства в России, следует отметить, что молодые растафари, будучи практически не знакомы с идеологией национально-религиозного движения афро-американского населения, в большинстве своем являются просто поклонниками музыки реггей (зародилось в 60-е гг. на Ямайке) [4, 123-125]. Сказанное во многом справедливо и для Омска с той оговоркой, что у нас к растафари себя нередко причисляют просто потребители травки со стажем.

     Хакеры

(компьютерные фанаты) — субкультура, в Омске находящаяся  еще в процессе формирования. В основном это студенты технических  факультетов вузов, старшеклассники  школ с физико-математическим  уклоном. Установить точно численность  хакеров затруднительно еще и  потому, что общаются они преимущественно  посредством компьютерных сетей.  Кроме того, далеко не все компьютерные  фанаты осознают себя некоей  общностью со своими ценностями, нормами, специфическим стилем.

Информация о работе Молодежная субкультура