Молодежная субкультура

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2012 в 07:40, лекция

Краткое описание

Молодежная субкультура как цельная форма сознания, поведения, коммуникации и организации молодого поколения внутри господствующей в обществе культуры.
Функции молодежной субкультуры. Основные элементы молодежной субкультуры. Типология молодежных субкультур.
Концепции молодежных субкультур в трудах российских и зарубежных ученых.
Специфические черты современных молодежных субкультур России.

Файлы: 1 файл

Тема 3 - лекция.doc

— 133.00 Кб (Скачать)


Тема 3. Молодежная субкультура

 

Содержание учебного материала

Молодежная субкультура как цельная форма сознания, поведения, коммуникации и организации молодого поколения внутри господствующей в обществе культуры.

Функции молодежной субкультуры. Основные элементы молодежной субкультуры. Типология молодежных субкультур.

Концепции молодежных субкультур в трудах российских и зарубежных ученых.

Специфические черты современных молодежных субкультур России.

 

 

Молодежная субкультура как цельная форма сознания, поведения, коммуникации и организации молодого поколения внутри господствующей в обществе культуры

 

МОЛОДЕЖНАЯ СУБКУЛЬТУРА (МС) – особая “цельная форма сознания”, массового поведения, коммуникации и организации молодого поколения внутри господствующей в обществе культуры. МС определяет стиль жизни и образ мышления юношей и девушек, а ее носители отличаются своими обычаями, нормами, ценностями и интересами.

Мировоззренческая окраска поведения носителей МС рассматривается как специфическая область молодежных проблем. МС чаще исследуется через негативную реакцию старшего поколения на молодежь, не разделяющую “ценности взрослых”, противопоставление существующей “официальной” культуре, общественному строю и системе действующих общественных норм поведения [Национальная социологическая энциклопедия].

Понятие молодежных субкультур вначале применялось социологами Западной Европы и США только к криминальной среде. Постепенно содержание понятия расширилось и стало использоваться применительно к нормам и ценностям, определяющим поведение определенной социальной группы молодежи - таким образом, понятие "субкультура" связалось с понятием "культурная парадигма", то есть тот набор представлений и правил, который дает своего рода матрицу поведения в разных ситуациях. Однако изучая эту матрицу, ученые натолкнулись на факты, заставившие их подвергнуть сомнению некоторые представления, казавшиеся ранее самоочевидными. Например, английский ученый Грант Мак-Крекен в получившей широкую известность книге "Паводок: культура, рожденная сумятицей" ("Plenitude: Culture by Commotion"), описывает свои беседы с различными группами подростков (готами, панками и скейтерами). Исследователь обнаружил, что отличия в одежде, моде т.п., то есть внешние отличия, обозначают отличия внутренние, а именно: отличия в ценностях и их градации. Кое-кто из наблюдателей, заметил он, полагает, что поступками подростков руководит одно лишь желание добиться признания ровесников, а все остальное (одежда, язык, музыкальные пристрастия, манера поведения т.п.) - это всего лишь "обезьянничанье", необходимое для принадлежности к группе. Такая точка зрения исходит из представления о молодежной культуре как о естественной последовательности.

Другая точка зрения исходит из того, что субкультура представляет собой противостояние, которое состоит в том, что причина разнообразия в подростковом мире являет собой выражение межвозрастной и классовой вражды. Эту позицию развивает, к примеру, книга американских исследователей Sue Widdicombe and Robin Wooffit "Язык молодежных субкультур: социальная идентификация в действии" (Нью-Йорк,1995). Подростки вступают во враждебный мир. Такую точку зрения отстаивали, в частности, авторы одной из первых значительных книг, посвященных молодежным субкультурам - англичане Стюарт Гелл и Тони Джефферсон в книге "Противостояние через ритуалы: молодежные субкультуры в послевоенной Британии", вышедшей в Лондоне в 1976 г.

Почему возникают субкультуры? Наиболее распространенным является такой ответ: чтобы разрешить противоречия в основной культуре, если она оказывается неспособной обеспечить повое поколение действенной идеологией. Субкультура обретает формы в собственной стилистике поведения, в языке, одежде, в ритуалах, способных к творческому развитию.

Соотношения между "главной" культурой и "отклонениями" пытается определить теория субкультур как научная дисциплина. Она работает в понятийном поле культурологии, базируясь на конкретных социологических исследованиях и других гуманитарных дисциплинах. Марксистская теория отрицает субкультуры, рассматривая молодежные субкультуры как идеологию, призванную маскировать антагонистические противоречия капиталистического общества и подменить их противостоянием поколений.

Близки к марксистским взгляды сторонников теории социального конфликта.

Теоретики социального действия делают акцент на поведении личности в ее контактах с другими. В этом понимании субкультуры рассматриваются как система, регулирующая осуществление интересов и потребностей молодежи в обществе.

Наверняка каждому из нас случалось идти по улице, ехать в метро или просто смотреть телевизор и видеть людей, которые чем-то непохожи на других. Это и есть неформалы - представители современных субкультур.

Само слово «неформал», «неформальный» обозначает необычность, яркость и незаурядность. Образ человека-неформала - это попытка показать свою индивидуальность, сказать серой массе: "я - личность", бросить вызов миру с его бесконечными буднями и выстраиванием всех в один ряд. Говоря по-научному, субкультура - это система ценностей, установок, способов поведения и жизненных стилей, которая присуща более мелкой социальной общности, пространственно и социально в большей или меньшей степени обособленной. Субкультурные атрибуты, ритуалы, а также ценности, как правило, отличаются от таковых в господствующей культуре, хотя с ними и связаны. Английский социолог М.Брейк отмечал, что субкультуры как "системы значений, способов выражения или жизненных стилей" развивались социальными группами, находившимися в подчиненном положении, "в ответ на доминирующие системы значений: субкультуры отражают попытки таких групп решить структурные противоречия, возникшие в более широком социальном контексте". Другое дело культура – массовое явление – присущая большей части общества система ценностей и образ жизни, диктуемый обществом.

Убедимся в том, что субкультуры - это огромный яркий мир, открывающий нам все оттенки жизни. Для этого, разберем кратко каждую субкультуру.

 

Функции молодёжных субкультур

 

Безусловно, у такого явления как «молодежная субкультура» можно выявить множество различных функций и свойств, однако двумя самыми важными являются функции культурогенеза и онтогенеза. Обе эти функции в процессе существования субкультуры находятся во взаимосвязи, однако имеют различную направленность. Невозможно сказать какая из этих функций является более важной, обе они очень важны как для молодежи, так и для всего общества, поэтому рассмотрим их поподробнее.

Под функцией культурогенеза понимается создание новой традиционной культуры и привнесения в нее различных новшеств. Поскольку субкультура, как таковая, является некой подсистемой традиционной культуры, то она выполняет очень важную функцию - обновление традиционной культуры. Традиционная культура имеет годами устоявшиеся нормы и традиции, что, с одной стороны, может рассматриваться как позитивный фактор, но, с другой стороны, является негативным фактором, поскольку устоявшиеся традиции блокируют поступление новых идей и решений. Следует понять, что без поступления новых идей невозможно полноценное развитие культуры, без них культура в своем развитии давно бы уже зашла в тупик. Однако молодежная субкультура взяла на себя функцию привнесения новаторств в традиционную культуру. Происходит это следующим образом: какая-либо новая идея или новаторство сначала воплощается в молодежной субкультуре, поскольку для этого в ней имеются все необходимые условия. Далее, в течение некоторого времени, эта идея, если она удачная, приживается и набирает все большее признание и в конечном итоге вливается в традиционную культуру. Если же эта новая идея была недостаточно хороша, то она отмирает в рамках молодежной субкультуры и далее не переходит в культуру традиционную. Таким образом, молодежная субкультура также производит «фильтрацию» идей для традиционной культуры, отсеивая слабые идеи и оставляя лишь сильные, заслуживающие внимание новаторства.

Такая способность к культурогенезу у молодежной субкультуры обуславливается тем, что в своей основе молодежная субкультура имеет молодых людей, которые способны воспринимать, оценивать и созидать новшества и новаторства.

В конечном итоге, постоянно привнося в традиционную культуру новые идеи, молодежная субкультура обновляет и модифицирует традиционную культуру, что имеет огромное положительное значение для всего общества в целом. Возможно, не будь такого явления как «молодежная субкультура», традиционная культура развивалась бы медленнее и не была бы актуальна своему времени.

Другой, не менее важной функцией молодежной субкультуры является функция онтогенеза или формирования молодого индивида. Одна из основных проблем молодого поколения - процесс социализации в обществе. Этот сложный и неоднозначный процесс, пожалуй, является одной из главных проблем подрастающего поколения. Подросток встает перед проблемой выбора друзей, товарищей, любимых, предпочтений, увлечений и

т.д. Молодежная субкультура помогает подрастающему индивиду успешно проходить процесс социализации т.к. этот индивид может легко найти себе друзей и увлечения среди своих товарищей по субкультуре.

Также для подростка является важной проблемой принадлежность к какой-либо группе. В возрасте 14-15 лет у подростка доминирующая роль семьи отходит на второй план, семья уже не может в полной мере удовлетворить все социо-коммуникативные потребности подростка. В такой ситуации альтернативой семейной группе становится неформальное молодежное объединение, которое в некотором роде берет на себя функции семьи, помогая подростку успешнее проходить процесс социализации и адаптации в обществе.

 

Основные элементы молодёжной субкультуры

 

Если считать все субкультуры, существовавшие за последние более чем полвека, то найдется несколько десятков различных наименований, причем некоторые из этих культур уже давно исчезли, другие - относительно недавно зародились и только начинают набирать популярность, а третьи - существуют уже несколько десятков лет и пользуются не меньшей популярностью чем, скажем, 30 лет назад.

Та или иная субкультура формируется под воздействием неких социальных факторов, которые существуют в конкретном обществе в конкретное время. В зависимости от этих факторов, субкультура принимает определенный облик и структуру, удовлетворяющую предпосылкам своего возникновения. В связи с этим выделим и опишем основные элементы среднестатистического адепта той или иной молодежной субкультуры, разделив их на пять взаимосвязанных категорий:

1. Внешний вид (одежда);

2. Сленг;

3. Музыкальные предпочтения;

4. Мировоззрение;

5. Нормы поведения.

 

1. Внешний вид

Так повелось, что любая молодежная субкультура в первую очередь формирует особую манеру одежды для своих адептов, т.е. формируется общий стиль одежды, согласно которому каждый представитель субкультуры обязан следовать при выборе одежды. Это связано с тем, что та или иная субкультура посредством своего внешнего вида пытается тем или иным образом позиционировать себя в обществе, а также позволяет мгновенно идентифицировать «своих». Существует две тенденции в формировании стиля одежды у представителей субкультуры, которые в западной терминологии получили названия «Dressing Up» и «Dressing Down», что в дословном переводе означает «Одеваться Вверх» и «Одеваться Вниз».

Суть первой тенденции («Dressing Up») заключается в том, что стиль одежды адептов субкультуры направлен на то, чтобы завысить социальный статус адепта в глазах окружающих. Примером могут служить американские «моды», которым характерен строгий изысканный костюм, элегантные галстуки, запонки. Таким образом, намеренно одеваясь более дорогим образом, чем им полагает их социальный статус, «моды» выражают свое негативное отношение к богатствам, роскоши и элитарным слоям общества, как бы подтрунивают над ними.

Суть второй тенденции в стиле одежды адептов субкультур («Dressing Down») противоположна предыдущей. Если при «Dressing Up» представители субкультур внешне стараются повысить свой социальный статус, то при «Dressing Down» они, наоборот, пытаются его понизить. Такой эффект достигается путем сочетания несочетаемых, с точки зрения традиционной культуры, предметов одежды, намеренное использование необычных, эпатажных вещей, недопустимых с точки зрения традиционного взгляда на моду. Однако стоит заметить, что со временем традиционная мода перенимает некоторые стилистические решения у субкультур и они применяются в одежде простых обывателей, не принадлежащим ни к каким субкультурам.

2. Сленг

Наряду с внешним видом, у каждой субкультуры имеется свой особый сленг, который постоянно модифицируется и изменяется. Сленг возникает в первую очередь по причине того, что, имея некоторые общие интересы, приверженцы той или иной субкультуры придумывают свои особые названия для обозначения некоторых явлений или предметов. Однако главной функцией сленга является то, что он становится неким барьером, ограничивающим адептов определенной субкультуры от других индивидов, т.е. адепты субкультур могут идентифицировать в обществе своих соратников по признаку их знания или незнания определенного сленга. Стоит заметить, что, зачастую, сленг молодежных субкультур очень метко и образно интерпретирует действительность, вследствие чего представляет культурную ценность и привлекает внимание филологов.

Однако чрезмерное употребление сленга и его вливание в традиционный язык может иметь негативные последствия, хотя общего мнения на этот счет у филологов не имеется т.к. этот феномен стал наблюдаться лишь в последние годы, поэтому остается не изученным до конца.

3. Музыкальные предпочтения

Музыкальные предпочтения являются очень важным фактором в формировании субкультур. Подросток в большинстве случаев становится приверженцем той или иной молодежной субкультуры именно на основании своих музыкальных предпочтений.

Предположим, если некий подросток слушает панк-рок, то он, если захочет стать приверженцем какой-либо молодежной субкультуры, скорее всего станет «панком». Более того, причиной его стремление примкнуть к неформальным объединениям «панков» будут именно его музыкальные предпочтения. Стоит заметить, что музыкальные предпочтения человека являются следствием его мировоззрения и напрямую от него зависят, следовательно, эти два фактора - музыкальные предпочтения и мировоззрение членов неформальных молодежных объединений – невозможно рассматривать в отрыве друг от друга, но следует установить между ними взаимосвязь.

Информация о работе Молодежная субкультура