Молодежная субкультура

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2011 в 16:19, курсовая работа

Краткое описание

Под культурой понимаются убеждения, ценности и выразительные средства, которые являются общими для какой-то группы людей и служат для упорядочения опыта и регулирования поведения членов этой группы. Воспроизводство и передача культуры последующим поколениям лежат в основе процесса социализации — усвоения ценностей, верований, норм, правил и идеалов предшествующих поколений.

Оглавление

Гл.1 Субкультура молодежи.
1.1. специфические черты российской молодежной субкультуры.....................................................................5
1.2. прочие особенности молодежной субкультуры.....................................................................7
1.3. катализаторы возникновения молодежных движений.........................................................................9
1.4. Откуда и почему появляются выпавшие люди?..............................................................................11
Гл.2 Экстремизм в молодежной среде.......................12
Гл.3 Неформальные объединения.
3.1. Признаки неформалов..................................................................16
3.2. Не признанные или не признающие?...............17
3.3. Типичные неформальные объединения...........18
3.4.Что делают молодежные объединения?........22
3.5. Мотивы участия в неформальных объединениях и группировках..................................23
Гл.4 Молодежные направления и их особенности........................24
Список литературы..............................................30

Файлы: 1 файл

реферат по социологии 2.docx

— 69.28 Кб (Скачать)

Определенная генерационная комплиментарность (противопоставление образа “мы” и “они”) традиционна, достаточно вспомнить хотя бы хрестоматийный роман И.С.Тургенева “Отцы и дети”. Однако сегодня генерационная комплиментарность молодого поколения нередко выливается в полное отрицание всех “папиных” ценностей, включая историю собственного государства. Эта позиция особенно уязвима, если иметь в виду собственную аполитичность молодых людей, их устраненность от участия в решении социальных проблем для общества, а не только групповых или корпоративных (сотрудничество)—для себя.

Генерационное отчуждение выступает в качестве психологического антонима (“мы” и “они”). Особенно явственно это противопоставление прослеживается на уровне собственно культурных (в узком смысле) стереотипов молодежи: есть “наша” мода, “наша” музыка, “наше” общение, а есть—“папино”, которое предлагается институциональными средствами гуманитарной социализации. И здесь обнаруживается третий (наряду с социальным и межгенерационным) аспект отчуждения молодежной субкультуры — культурное отчуждение.

Многих людей беспокоят  “разрушительные мотивы” в “молодёжной” музыке. Формируется поколенческая идеология с девиантными тенденциями.

Вообще, наблюдается  тенденция к дегуманизации и  деморализации в содержании искусства, что проявляется прежде всего в принижении, деформации и разрушении образа человека. В частности, это фиксируется в эскалации сцен и эпизодов насилия и секса, в усилении их жестокости, натуралистичности (кинематограф, театр, музыка, литература, изобразительное искусство (, реальная жизнь?)), что противоречит законам человеческой нравственности и оказывает негативное воздействие на молодёжную (в частности) аудиторию. Это воздействие подтверждается многочисленными исследованиями.

С конца 80-х годов  ситуация в нашем массовом искусстве, особенно в экранных видах искусства, стала резко изменяться, приобретая всё более негативный характер. В  частности “идолы потребления” (поп-/рок-/и т.п. музыканты, шоумены, королевы красоты, культуристы, астрологи,…) вытеснили собой на теле/кино/видеоэкранах “идолов производства” (рабочих-стахановцев, прогрессивных доярок, …). По данным исследований, среди 100 фильмов, наиболее популярных в питерских салонах в 1989г. не было ни одного, отличающегося высокой художественно-эстетической ценностью. По данным сотрудника лаборатории социальной психологии НИИКСИ А.Т.Никифорова, репертуар кинотеатров по частоте демонстрации с конца 1991г. более, чем на 89% состоит из зарубежных фильмов, жанровый репертуар которых возглавляют боевик и эротика. Те фильмы, которые по каким-то соображениям не допускают до широкого эфира, стали доступны по кабельному телевидению и видео. Такое засилье “заморского” искусства, продолжающееся по сей день, во многом объясняется переходом к “русской вариации на тему демократии” (не знаю, как это по научному), При этом культурное наследие СССР сильно потеряло в ценности, а творения нового периода, носят, как правило, подражательный (с ориентацией на Голливуд) характер.

С социально-психологической  точки зрения экранное насилие и  агрессивная эротика вносят свой вклад в криминализацию современной  жизни, особенно влияя на детей, подростков и молодёжь, которые составляют основную аудиторию кинотеатров и видеосалонов.

Как известно, преступность среди них неуклонно продолжает расти. Неслучайно в развитых странах  общественностью созданы организации  типа Международной коалиции борьбы против телевизионного насилия (США) или  их же Recreational Software Advisory Council, осуществляющий контроль содержания Internet-страничек для ограничения доступа несовершеннолетних к информации сомнительного содержания (мат, порнография, насилие…). В России этим занимаются в основном, на словах…

Таким образом, переход  нашего государства (от сущности которого зависит экономика, политика, идеология…) к “русской демократии” (очень близкой  к “плутократии” Платона) возложил проблему социализации на плечи собственно социализирующихся.

Российскими студентами современный этап развития общества определён как кризисный. Отрицательные  оценки кризиса сопровождались обозначением спада в экономике, анархией в  социальной структуре, судорожными  действиями в политике и свободой в нравах. Некоторые представители  молодёжи утверждают, что развал преобладает  во всём: “начиная с души и кончая экономикой”. Отмечается ожесточение  людей из-за отсутствия возможности  удовлетворить свои основные потребности. Меняются отношения в кругу родственников, идёт более осторожное планирование семьи.

В нейтральных оценках  формировалось: “Идёт смена красных  знамён на красные пиджаки”. Период характеризуется как “демократизованная анархия”. В качестве положительного отмечается уход от догм и то, что “в нравах стало посвободнее”.

1.3. Катализаторы  возникновения молодёжных движений.

“Потеря смысла жизни, разрушение идеалов, двойная мораль, бездуховность, цинизм, пьянство, стяжательство, вещизм, растерянность перед жизнью — основные причины ухода молодых, образованных людей в религию”. Примерно так же, за исключением некоторых поправок на время, будет выглядеть краткий перечень причин повального ухода молодёжи всех возрастов и национальностей в “неформалы”.

Как мы рассмотрели  выше, официальная культура оказалась  неспособной ответить интересам  молодёжи, которой только что “развязали руки”, развалив почти полностью  систему воспитания и формирования “будущих коммунистов”. В.В. Морозов  и А.П. Скробов выделили следующие противоречия социализации молодёжи за последний период (данный список под моей редакцией претерпел значительные изменения)

Современные требования молодёжи к обществу

и реальность нашего общества

Объективно усложняющиеся  общественные отношения, всё возрастающие требованиями со стороны общества к  социализации и воспитанию молодого поколения

недостаточное использование  социально-экономических, идеологических, политико-воспитательных средств воздействия  на человека.

Стремление видеть общество процветающим

современная социальная и экономическая нестабильность.

Стремление к демократии и гуманизму

оставшиеся административные методы воспитания.

Непрерывность процесса социализации и культурного воспитания

остаточная система  финансирования государственных культурных и воспитательных учреждений.

Определённая система  ценностей

неопределённость  в условиях существования одновременно “старых” и “новых” ценностей.

“Каждому по труду”

бесполезность честного труда.

Потребности в высоком  благосостоянии

возможности государства  удовлетворить такие потребности.

апатия от безрезультатных  политических дебатов как ответ  молодёжи на безразличие государства  к её проблемам.

Соответствие слова  и дела

социальная незащищённость при общем курсе на правовое государство.

Итак, общая причина  образования молодёжных субкультур — недовольство жизнью, а в социологическом  аспекте — кризис общества, неспособность  его ответить базовым потребностям молодёжи в процессе её социализации. В последнем заключена причина  сугубо молодёжного состава неформальных объединений. Действительно, казалось бы, самые обиженные жизнью —  пенсионеры — не спешат на "тусовки" — там чисто молодёжная гегемония. А дело в том, что “люди, кому за 50” уже занимают предоставленную только им прочную нишу в общественной системе, чего никак нельзя сказать о “новом поколении”; за это “место под солнцем” и разворачивается настоящая битва. Молодёжи с обществом, не желающим решать её проблемы и не принимать её такой, какой она хочет быть.

Возьмём для примера  крайний случай. Все без исключения "пиплы" (члены "Системы") настаивают на своей непринадлежности к обществу, или иначе - независимости. Это - важная черта "Системного" самосознания. В.Тернер, говоря об общинах западных хиппи, отнес их к "лиминальным сообществам", то есть возникающим и существующим в промежуточных областях социальных структур (от лат."лимен"-порог). Здесь собираются "лиминальные" личности, лица с неопределенным статусом, находящиеся в процессе перехода или выпавшие из общества.

1.4. Откуда же и  почему появляются "выпавшие" люди?

Здесь два направления. Первое: в этом выпавшем, неопределенном, "подвешенном" состоянии человек  оказывается в период перехода с  позиции одной на позицию другой социальной структуры. Потом он, как  правило, находит свое постоянное место, обретает постоянный статус, входит в  социум и покидает сферу контркультуры. Такие рассуждения заложены в  основе концепций В.Тернера, Т.Парсонса, Л.Фойера. И второе: новое поколение ступает в пустоту. Не молодёжь из имеющейся социальной структуры (как у Парсонса или Тернера), а сама структура ускользает из-под её ног. Здесь и начинается бурный рост молодежных сообществ отталкивающих от себя мир взрослых, их ненужный опыт. И результат пребывания в лоне контркультуры здесь уже другой: не встраивание в прежнюю структуру, а строительство новой. В ценностной сфере смена культурной парадигмы: ценности контркультуры "всплывают" и ложатся в основу организации "большого" общества. А прежние ценности опускаются в подземный мир контркультур.

На самом деле эти два направления не отвергают  друг друга, а дополняют. Речь идет просто о разных периодах в жизни общества, или его разных состояниях. В стабильные периоды и в традиционных обществах (изучавшихся Тернером) выпавшие люди - это действительно те, кто в данный момент, но временно, находится в процессе перехода. В конце концов они входят в общество, там устраиваются, обретают статус. В периоды перемен выпавшими становятся в той или иной мере значительные прослойки. Иногда это задевает чуть ли не каждого. Не все уходят в хиппи, но многие проходят через контркультурное состояние (попадают в зону действий контркультуры).

Ни одна система  не может охватить все без остатка. Неизбежно что то из нее выпадает. Это остатки прежних мифов, ростки нового, информация проникающая от чужих и не вписывающаяся в основной миф. Все это оседает в сфере экстернальной культуры.

Итак, "Система" - пример сообщества, куда стекаются  выпавшие из социальной структуры. Эти  люди не имеют определенного положения, прочной позиции - их статус не определён. Состояние неопределенности играет особую роль в процессах самоорганизации. Сфера неопределенности - те социальные пустоты, где мы можем наблюдать процессы зарождения структур сообществ, превращение бесструктурного состояния в структурное, т.е. самоорганизации.

На стоящий в  заголовке вопрос можно привести ещё несколько второстепенных причин, в числе которых есть две особенно интересные.

1. Возрастные особенности  молодёжи: она эмоциональнее, динамичнее  и непосредственнее в выражении  своих чувств. Молодёжь независимее:  у большинства ещё нет семьи,  нет профессии, нет того круга  многочисленных обязанностей и  обязательств, в который с возрастом  попадает всякий зрелый человек.

2. Молодёжь свободна  от тоталитарного страха, заставлявшего  каждого школьника в первом  классе становиться октябренком,  затем пионером, потом комсомольцем,…  и, в конце концов, фанатичным (иначе в условиях запрета критики  и быть не могло) коммунистом.

 

Глава2.

Экстремизм в молодежной среде

В моменты значительных потрясений и переломов, периодически возникающих в процессе развития любого общества и связанных с  существенными деформациями условий  и образа жизни людей, внезапно образующимся вакуумом ценностей, изменением материальных показателей, неясностью жизненных  перспектив и неизбежным обострением  противоречий, экстремизм становится одной из трудно изживаемых и наиболее опасных характеристик общественного  бытия.

Опыт развития событий  в современной России и ряде республик  бывшего Советского Союза показал, что роль, и значение экстремизма  оказались явно недооцененными и это во многом способствовало целой серии трагических событий, непременными участниками и жертвами которых были и молодые люди.

У отставленной, таким  образом, от «большой жизни» современной  молодежи (которая «выбирает пепси»...) на первых местах в структуре ценностей  оказались благополучие в любви  и семейной жизни, здоровье, материальная обеспеченность и бытовой комфорт, духовно и культурно богатая  жизнь, а политика—лишь на 15-м  месте (последнем месте в анкете).Все внимательней поглядывает молодежь в сторону развитого Запада и не очень развитого Востока. И если бы сейчас представилась возможность уехать туда насовсем, то уехали бы не 10—12%, как раньше, а, как показал опрос, уже 32,5%, т. е. каждый третий!4

Молодежный экстремизм как массовое явление последнего десятилетия нашей жизни, выражающееся в пренебрежении к действующим  в обществе правилам и нормам поведения  или в отрицании их, можно рассматривать с различных позиций. Ученые вправе исследовать философско-психологическую природу экстремизма, чтобы охарактеризовать этот феномен во всех его частных и общих проявлениях, классифицировать и типизировать случаи экстремистского поведения. Не менее важным является и установление связи между политико-экономическим состоянием общества и ростом экстремизма в молодежной среде.

Информация о работе Молодежная субкультура