Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2011 в 16:19, курсовая работа
Под культурой понимаются убеждения, ценности и выразительные средства, которые являются общими для какой-то группы людей и служат для упорядочения опыта и регулирования поведения членов этой группы. Воспроизводство и передача культуры последующим поколениям лежат в основе процесса социализации — усвоения ценностей, верований, норм, правил и идеалов предшествующих поколений.
Гл.1 Субкультура молодежи.
1.1. специфические черты российской молодежной субкультуры.....................................................................5
1.2. прочие особенности молодежной субкультуры.....................................................................7
1.3. катализаторы возникновения молодежных движений.........................................................................9
1.4. Откуда и почему появляются выпавшие люди?..............................................................................11
Гл.2 Экстремизм в молодежной среде.......................12
Гл.3 Неформальные объединения.
3.1. Признаки неформалов..................................................................16
3.2. Не признанные или не признающие?...............17
3.3. Типичные неформальные объединения...........18
3.4.Что делают молодежные объединения?........22
3.5. Мотивы участия в неформальных объединениях и группировках..................................23
Гл.4 Молодежные направления и их особенности........................24
Список литературы..............................................30
Определенная генерационная комплиментарность (противопоставление образа “мы” и “они”) традиционна, достаточно вспомнить хотя бы хрестоматийный роман И.С.Тургенева “Отцы и дети”. Однако сегодня генерационная комплиментарность молодого поколения нередко выливается в полное отрицание всех “папиных” ценностей, включая историю собственного государства. Эта позиция особенно уязвима, если иметь в виду собственную аполитичность молодых людей, их устраненность от участия в решении социальных проблем для общества, а не только групповых или корпоративных (сотрудничество)—для себя.
Генерационное отчуждение выступает в качестве психологического антонима (“мы” и “они”). Особенно явственно это противопоставление прослеживается на уровне собственно культурных (в узком смысле) стереотипов молодежи: есть “наша” мода, “наша” музыка, “наше” общение, а есть—“папино”, которое предлагается институциональными средствами гуманитарной социализации. И здесь обнаруживается третий (наряду с социальным и межгенерационным) аспект отчуждения молодежной субкультуры — культурное отчуждение.
Многих людей беспокоят
“разрушительные мотивы” в “
Вообще, наблюдается тенденция к дегуманизации и деморализации в содержании искусства, что проявляется прежде всего в принижении, деформации и разрушении образа человека. В частности, это фиксируется в эскалации сцен и эпизодов насилия и секса, в усилении их жестокости, натуралистичности (кинематограф, театр, музыка, литература, изобразительное искусство (, реальная жизнь?)), что противоречит законам человеческой нравственности и оказывает негативное воздействие на молодёжную (в частности) аудиторию. Это воздействие подтверждается многочисленными исследованиями.
С конца 80-х годов ситуация в нашем массовом искусстве, особенно в экранных видах искусства, стала резко изменяться, приобретая всё более негативный характер. В частности “идолы потребления” (поп-/рок-/и т.п. музыканты, шоумены, королевы красоты, культуристы, астрологи,…) вытеснили собой на теле/кино/видеоэкранах “идолов производства” (рабочих-стахановцев, прогрессивных доярок, …). По данным исследований, среди 100 фильмов, наиболее популярных в питерских салонах в 1989г. не было ни одного, отличающегося высокой художественно-эстетической ценностью. По данным сотрудника лаборатории социальной психологии НИИКСИ А.Т.Никифорова, репертуар кинотеатров по частоте демонстрации с конца 1991г. более, чем на 89% состоит из зарубежных фильмов, жанровый репертуар которых возглавляют боевик и эротика. Те фильмы, которые по каким-то соображениям не допускают до широкого эфира, стали доступны по кабельному телевидению и видео. Такое засилье “заморского” искусства, продолжающееся по сей день, во многом объясняется переходом к “русской вариации на тему демократии” (не знаю, как это по научному), При этом культурное наследие СССР сильно потеряло в ценности, а творения нового периода, носят, как правило, подражательный (с ориентацией на Голливуд) характер.
С социально-психологической
точки зрения экранное насилие и
агрессивная эротика вносят свой
вклад в криминализацию современной
жизни, особенно влияя на детей, подростков
и молодёжь, которые составляют основную
аудиторию кинотеатров и
Как известно, преступность
среди них неуклонно продолжает
расти. Неслучайно в развитых странах
общественностью созданы
Таким образом, переход нашего государства (от сущности которого зависит экономика, политика, идеология…) к “русской демократии” (очень близкой к “плутократии” Платона) возложил проблему социализации на плечи собственно социализирующихся.
Российскими студентами
современный этап развития общества
определён как кризисный. Отрицательные
оценки кризиса сопровождались обозначением
спада в экономике, анархией в
социальной структуре, судорожными
действиями в политике и свободой
в нравах. Некоторые представители
молодёжи утверждают, что развал преобладает
во всём: “начиная с души и кончая
экономикой”. Отмечается ожесточение
людей из-за отсутствия возможности
удовлетворить свои основные потребности.
Меняются отношения в кругу
В нейтральных оценках
формировалось: “Идёт смена красных
знамён на красные пиджаки”. Период
характеризуется как “
1.3. Катализаторы
возникновения молодёжных
“Потеря смысла жизни, разрушение идеалов, двойная мораль, бездуховность, цинизм, пьянство, стяжательство, вещизм, растерянность перед жизнью — основные причины ухода молодых, образованных людей в религию”. Примерно так же, за исключением некоторых поправок на время, будет выглядеть краткий перечень причин повального ухода молодёжи всех возрастов и национальностей в “неформалы”.
Как мы рассмотрели выше, официальная культура оказалась неспособной ответить интересам молодёжи, которой только что “развязали руки”, развалив почти полностью систему воспитания и формирования “будущих коммунистов”. В.В. Морозов и А.П. Скробов выделили следующие противоречия социализации молодёжи за последний период (данный список под моей редакцией претерпел значительные изменения)
Современные требования молодёжи к обществу
и реальность нашего общества
Объективно усложняющиеся общественные отношения, всё возрастающие требованиями со стороны общества к социализации и воспитанию молодого поколения
недостаточное использование социально-экономических, идеологических, политико-воспитательных средств воздействия на человека.
Стремление видеть общество процветающим
современная социальная
и экономическая
Стремление к демократии и гуманизму
оставшиеся административные методы воспитания.
Непрерывность процесса социализации и культурного воспитания
остаточная система финансирования государственных культурных и воспитательных учреждений.
Определённая система ценностей
неопределённость в условиях существования одновременно “старых” и “новых” ценностей.
“Каждому по труду”
бесполезность честного труда.
Потребности в высоком благосостоянии
возможности государства
удовлетворить такие
—
апатия от безрезультатных политических дебатов как ответ молодёжи на безразличие государства к её проблемам.
Соответствие слова и дела
социальная незащищённость при общем курсе на правовое государство.
Итак, общая причина
образования молодёжных субкультур
— недовольство жизнью, а в социологическом
аспекте — кризис общества, неспособность
его ответить базовым потребностям
молодёжи в процессе её социализации.
В последнем заключена причина
сугубо молодёжного состава
Возьмём для примера крайний случай. Все без исключения "пиплы" (члены "Системы") настаивают на своей непринадлежности к обществу, или иначе - независимости. Это - важная черта "Системного" самосознания. В.Тернер, говоря об общинах западных хиппи, отнес их к "лиминальным сообществам", то есть возникающим и существующим в промежуточных областях социальных структур (от лат."лимен"-порог). Здесь собираются "лиминальные" личности, лица с неопределенным статусом, находящиеся в процессе перехода или выпавшие из общества.
1.4. Откуда же и почему появляются "выпавшие" люди?
Здесь два направления. Первое: в этом выпавшем, неопределенном, "подвешенном" состоянии человек оказывается в период перехода с позиции одной на позицию другой социальной структуры. Потом он, как правило, находит свое постоянное место, обретает постоянный статус, входит в социум и покидает сферу контркультуры. Такие рассуждения заложены в основе концепций В.Тернера, Т.Парсонса, Л.Фойера. И второе: новое поколение ступает в пустоту. Не молодёжь из имеющейся социальной структуры (как у Парсонса или Тернера), а сама структура ускользает из-под её ног. Здесь и начинается бурный рост молодежных сообществ отталкивающих от себя мир взрослых, их ненужный опыт. И результат пребывания в лоне контркультуры здесь уже другой: не встраивание в прежнюю структуру, а строительство новой. В ценностной сфере смена культурной парадигмы: ценности контркультуры "всплывают" и ложатся в основу организации "большого" общества. А прежние ценности опускаются в подземный мир контркультур.
На самом деле эти два направления не отвергают друг друга, а дополняют. Речь идет просто о разных периодах в жизни общества, или его разных состояниях. В стабильные периоды и в традиционных обществах (изучавшихся Тернером) выпавшие люди - это действительно те, кто в данный момент, но временно, находится в процессе перехода. В конце концов они входят в общество, там устраиваются, обретают статус. В периоды перемен выпавшими становятся в той или иной мере значительные прослойки. Иногда это задевает чуть ли не каждого. Не все уходят в хиппи, но многие проходят через контркультурное состояние (попадают в зону действий контркультуры).
Ни одна система не может охватить все без остатка. Неизбежно что то из нее выпадает. Это остатки прежних мифов, ростки нового, информация проникающая от чужих и не вписывающаяся в основной миф. Все это оседает в сфере экстернальной культуры.
Итак, "Система" - пример сообщества, куда стекаются выпавшие из социальной структуры. Эти люди не имеют определенного положения, прочной позиции - их статус не определён. Состояние неопределенности играет особую роль в процессах самоорганизации. Сфера неопределенности - те социальные пустоты, где мы можем наблюдать процессы зарождения структур сообществ, превращение бесструктурного состояния в структурное, т.е. самоорганизации.
На стоящий в заголовке вопрос можно привести ещё несколько второстепенных причин, в числе которых есть две особенно интересные.
1. Возрастные особенности
молодёжи: она эмоциональнее, динамичнее
и непосредственнее в
2. Молодёжь свободна
от тоталитарного страха, заставлявшего
каждого школьника в первом
классе становиться
Глава2.
Экстремизм в молодежной среде
В моменты значительных
потрясений и переломов, периодически
возникающих в процессе развития
любого общества и связанных с
существенными деформациями условий
и образа жизни людей, внезапно образующимся
вакуумом ценностей, изменением материальных
показателей, неясностью жизненных
перспектив и неизбежным обострением
противоречий, экстремизм становится
одной из трудно изживаемых и наиболее
опасных характеристик
Опыт развития событий в современной России и ряде республик бывшего Советского Союза показал, что роль, и значение экстремизма оказались явно недооцененными и это во многом способствовало целой серии трагических событий, непременными участниками и жертвами которых были и молодые люди.
У отставленной, таким образом, от «большой жизни» современной молодежи (которая «выбирает пепси»...) на первых местах в структуре ценностей оказались благополучие в любви и семейной жизни, здоровье, материальная обеспеченность и бытовой комфорт, духовно и культурно богатая жизнь, а политика—лишь на 15-м месте (последнем месте в анкете).Все внимательней поглядывает молодежь в сторону развитого Запада и не очень развитого Востока. И если бы сейчас представилась возможность уехать туда насовсем, то уехали бы не 10—12%, как раньше, а, как показал опрос, уже 32,5%, т. е. каждый третий!4
Молодежный экстремизм как массовое явление последнего десятилетия нашей жизни, выражающееся в пренебрежении к действующим в обществе правилам и нормам поведения или в отрицании их, можно рассматривать с различных позиций. Ученые вправе исследовать философско-психологическую природу экстремизма, чтобы охарактеризовать этот феномен во всех его частных и общих проявлениях, классифицировать и типизировать случаи экстремистского поведения. Не менее важным является и установление связи между политико-экономическим состоянием общества и ростом экстремизма в молодежной среде.