Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2011 в 16:19, курсовая работа
Под культурой понимаются убеждения, ценности и выразительные средства, которые являются общими для какой-то группы людей и служат для упорядочения опыта и регулирования поведения членов этой группы. Воспроизводство и передача культуры последующим поколениям лежат в основе процесса социализации — усвоения ценностей, верований, норм, правил и идеалов предшествующих поколений.
Гл.1 Субкультура молодежи.
1.1. специфические черты российской молодежной субкультуры.....................................................................5
1.2. прочие особенности молодежной субкультуры.....................................................................7
1.3. катализаторы возникновения молодежных движений.........................................................................9
1.4. Откуда и почему появляются выпавшие люди?..............................................................................11
Гл.2 Экстремизм в молодежной среде.......................12
Гл.3 Неформальные объединения.
3.1. Признаки неформалов..................................................................16
3.2. Не признанные или не признающие?...............17
3.3. Типичные неформальные объединения...........18
3.4.Что делают молодежные объединения?........22
3.5. Мотивы участия в неформальных объединениях и группировках..................................23
Гл.4 Молодежные направления и их особенности........................24
Список литературы..............................................30
КУРСОВАЯ РАБОТА НА ТЕМУ:
МОЛОДЕЖНАЯ СУБКУЛЬТУРА.
СОДЕРЖАНИЕ:
Гл.1 Субкультура молодежи.
1.1. специфические
черты российской молодежной субкультуры...................
1.2. прочие особенности
молодежной субкультуры........
1.3. катализаторы
возникновения молодежных
1.4. Откуда и
почему появляются выпавшие
люди?.........................
Гл.2 Экстремизм в молодежной среде.......................12
Гл.3 Неформальные объединения.
3.1. Признаки неформалов...........
3.2. Не признанные или не признающие?...............17
3.3. Типичные неформальные объединения...........18
3.4.Что делают молодежные объединения?........22
3.5. Мотивы участия
в неформальных объединениях
и группировках................
Гл.4 Молодежные
направления и их особенности...................
Список литературы....................
ВВЕДЕНИЕ
В списке тем
по курсу «Культурология» меня
сразу же привлекла тема «
Для начала предлагаю разобраться в таком понятии как культура и ее аспектах.
Под культурой понимаются убеждения, ценности и выразительные средства, которые являются общими для какой-то группы людей и служат для упорядочения опыта и регулирования поведения членов этой группы. Воспроизводство и передача культуры последующим поколениям лежат в основе процесса социализации — усвоения ценностей, верований, норм, правил и идеалов предшествующих поколений.
Культура — цемент здания общественной жизни. И не только потому, что она передается от одного человека к другому в процессе социализации и контактов с другими культурами, но также и потому, что формирует у людей чувство принадлежности к определенной группе. По всей видимости, члены одной культурной группы в большей мере испытывают взаимопонимание, доверяют и сочувствуют друг другу, чем посторонним. Их общие чувства отражены в сленге и жаргоне, в любимых блюдах, моде и других аспектах культуры. В большинстве европейских обществ к началу XX в. сложились две формы культуры.
Высокая
культура - изящное искусство,
Народная
культура, включавшая сказки, фольклор,
песни и мифы, принадлежала бедным.
Продукты каждой из этих
Культура становиться “массовой”, когда ее продукты стандартизируют и распространяют среди широкой публики.
Во всех обществах существует множество подгрупп, имеющих различные культурные ценности и традиции. Система норм и ценностей, отличающих группу от большинства общества, называют субкультурой. Элементы, как субкультуры, так и контркультуры обнаруживаются в культуре современной молодежи в России. Субкультура формируется под влиянием таких факторов, как социальный класс, этническое происхождение, религия и место жительства. Ценности субкультуры воздействуют на формирование личности членов группы.
Термин “субкультура” не означает, что та или иная группа выступает против культуры, господствующей в обществе. Однако во многих случаях большинство общества относится к субкультуре с неодобрением или недоверием.
Иногда группа активно вырабатывает нормы или ценности, которые явно противоречат господствующей культуре, ее содержанию и формам. На основе таких норм и ценностей формируется контркультура. Известный пример контркультуры — хиппи 60-х годов или “система” в России 80-х годов
Глава 1.
Субкультура молодежи.
Субкультура молодёжи
формируется под
1.1Спецефические черты российской молодежной субкультуры.
Рассмотрим их состояние на текущий момент и в роли формирования мировоззрения молодёжи, анализируя следующие специфические черты российской молодёжной субкультуры.
1. Преимущественно
развлекательно-рекреативная
Наряду с коммуникативной
(общение с друзьями) досуг выполняет
в основном рекреативную функцию (около
одной трети старшеклассников отмечают,
что их любимое занятие на досуге
— “ничегонеделание”), в то время
как познавательная, креативная и
эвристическая функции не реализуются
вовсе или реализуются
2. “Вестернизация” (американизация) культурных потребностей и интересов.
Ценности национальной культуры, как классической, так и народной, уже много лет вытесняются схематизированными стереотипами — образцами массовой культуры, ориентированными на внедрение ценностей, “американского образа жизни” в его примитивном и облегчённом варианте. Любимыми героями и, в определённой степени, образцами для подражания становятся, по данным опроса, для девушек — героини “мыльных опер” и бульварных романов о любви, а для юношей — непобедимые супергерои триллеров.
Однако вестернизация культурных интересов имеет и более широкую сферу приложения: художественные образы возводятся на уровень группового и индивидуального поведения молодых людей и проявляются в таких чертах социального поведения, как прагматизм, жестокость, неумеренное стремление к материальному благополучию. Эти тенденции присутствуют и в культурной самореализации молодёжи: наблюдается безрассудное презрение таких “устаревших” ценностей как вежливость, кротость и уважение к окружающим в угоду моде. Совсем не безобидной в этом плане является и вездесущая реклама.
3. Приоритет потребительских ориентации над креативными.
Потребительство проявляется как в социокультурном, так и в эвристических аспектах. По данным опросов студентов петербургских вузов (1989-1991 гг.) потребление в рамках художественной культуры заметно превышает креативные установки в социокультурной деятельности. Еще более эта тенденция присутствует в культурной самореализации учащейся молодежи, что косвенно обусловлено и самим потоком преобладающей культурной информации (ценности массовой культуры), способствующей фоновому восприятию и поверхностному закреплению ее в сознании. Творческая самореализация, как правило, выступает в маргинальных формах.
4. Слабая индивидуализированность и избирательность культуры.
Выбор тех или иных ценностей связан чаще всего с групповыми стереотипами (“принцип селёдки в бочке”) достаточно жёсткого характера — несогласные сильно рискуют пополнить ряды “лохов” — “отверженных”, “не интересных”, “не престижных” людей с точки зрения “толпы”, обычно равняющейся на некий идеал — “крутого (-ую)” (иногда в лице лидера данной группы). Групповые стереотипы и престижная иерархия ценностей обусловлена половой принадлежностью, уровнем образования, в определённой мере местожительством и национальностью реципиента, однако в любом случае суть их одна: культурный конформизм в рамках неформальной группы общения и неприятие других ценностей и стереотипов, от более мягкого в среде студенческой молодёжи до более агрессивного в среде учащихся средней школы. Крайним направлением этой тенденции молодёжной субкультуры являются так называемые “команды” с жёсткой регламентацией ролей и статусов их членов.
5. Внеинституциональная культурная самореализация.
Данные исследований
показывают, что досуговая самореализация
молодёжи осуществляется, как правило,
вне учреждений культуры и относительно
заметно обусловлена
6. Отсутствие этнокультурной самоидентификации.
Народная культура
(традиции, обычаи, фольклор и т.п.) большинством
молодых людей воспринимаются как
анахронизм. Попытки внесения этнокультурного
содержания в процесс социализации
в большинстве случаев
1.2. Прочие особенности молодежной субкультуры.
Ее определяющей характеристикой в России является феномен субъективной “размытости”, неопределенности, отчуждения от основных нормативных ценностей (ценностей большинства).
“Участие в политической жизни” в шкале ценностных суждений, предложенных в ходе анкетного опроса учащимся старших классов петербургских школ, заняло последнее место (это занятие привлекает лишь 6,7% опрошенных). Только каждый четвертый из старшеклассников (25,5%) готов жить для других, даже если придется поступиться своими интересами, в то же время почти половина выборки (47,5%) полагает, что “в любом деле нельзя забывать о собственной выгоде”.
“Политикой” интересуется лишь 16,7% опрошенных. Лишь треть из старшеклассников (34,4%) имеет сложившиеся политические убеждения (по самооценке), в то время как вдвое большее число либо вообще ими не обладает, либо никогда не задумывалось об этом (соответственно 29,5 и 37,1%). Известно, что молодежь—наиболее неустойчивая часть электората, реже других социально-демографических групп населения выступает в качестве реципиента политической информации, почти не читает ежедневных газет.
В наше время студенты
быстро продвинулись в овладении
новыми стереотипами, молодое поколение
свободно от тоталитарного страха.
Исследование показало, что понимание
студентами, например, свободы, вполне
соответствует “новому
Вопрос о понимании студентами социальной справедливости выявил темп обретения новым поколением ценностей демократического общества, а именно жизнь по закону. Молодёжная субкультура есть искаженное зеркало “взрослого” мира вещей, отношений и ценностей. Наиболее важной ценностью у многих признаётся “эквивалентность взаимного воздаяния” (необходимость вознаграждения за добро и возмездия за зло).
Молодые люди выбирают
демократическую форму
Усугубляется и межгенерационное отчуждение, включающее широкий спектр неприятий—от разрушения внутрисемейных контактов (по критериям взаимопонимания и взаимного доверия) до противопоставления “нас” (как ценностного, так и деятельностного) всем предшествующим, “советским” поколениям.