Молодежные субкультуры

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2013 в 13:35, реферат

Краткое описание

Цель работы – изучение особенностей представителей современных подростковых субкультур.
Задачи - Описать, что такое субкультура, какие ее разновидности.

Оглавление

Введение 3
1. История появления первых субкультур в России 4
2. Молодежные субкультуры 7
2.1 Музыкальные субкультуры 8
2.2 Арт-субкультуры 9
2.3 Интернет-сообщество и интернет-культуры 10
2.4 Индустриальные и спортивные субкультуры 10
2.5 Контркультуры 10
2.6 Скины 10
2.7 Экологисты 11
2.8 Байкеры vs. Мотоциклисты 11
2.9 Рейверы 12
2.10 Хип-хоп-культура 12
2.11 Диггеры 14
2.12 Толкинисты 14
3. Молодежные субкультуры: российская специфика. 16
Заключение 19
Список использованной литературы 21

Файлы: 1 файл

культорология.docx

— 53.00 Кб (Скачать)

 

Реферат по культорологии:

На тему: «Молодежные субкультуры»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Санкт-Петербург

2013

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Оглавление

 

Введение 3

1. История появления первых субкультур в России 4

2. Молодежные  субкультуры 7

2.1 Музыкальные  субкультуры 8

2.2 Арт-субкультуры 9

2.3 Интернет-сообщество  и интернет-культуры 10

2.4 Индустриальные  и спортивные субкультуры 10

2.5 Контркультуры 10

2.6 Скины 10

2.7 Экологисты 11

2.8 Байкеры  vs. Мотоциклисты 11

2.9 Рейверы 12

2.10 Хип-хоп-культура 12

2.11 Диггеры 14

2.12 Толкинисты 14

3. Молодежные  субкультуры: российская специфика. 16

Заключение 19

Список использованной литературы 21

 

Введение

Работа посвящена особой части общественной культуры, об ее ответвлениях – субкультурах.

        Субкультура  (подкультура, лат. sub — под и лат. cultura — возделывание, земледелие, воспитание, почитание) в социологии и культурологии — часть культуры общества, отличающаяся от преобладающей, а также социальные группы носителей этой культуры. Субкультура может отличаться от доминирующей культуры собственной системой ценностей, языком, манерой поведения, одеждой и другими аспектами. Различают субкультуры, формирующиеся на национальной, демографической, профессиональной, географической и других базах. В частности, субкультуры образуются этническими общностями, отличающимися своим диалектом от языковой нормой. Другим известным примером являются молодёжные субкультуры

        Проблема  субкультур рассматривается в  культурологии в рамках концепции социализации. Предполагается, что приобщение к культурным стандартам, вхождение в мир господствующей культуры, адаптация к ней — процесс сложный и противоречивый, насыщенный психологическими и иными трудностями. Это и порождает особые жизненные устремления молодежи, которая из духовного фонда присваивает себе то, что отвечает ее жизненному порыву, ценностным исканиям.

        Так,  по мнению многих культурологов,  рождаются определённые культурные  циклы, обусловленные, в  общем,  сменой поколений. Юношество   воплощает в себе новую историческую  реальность, творит собственную  субкультуру, которая, хотя и  не вызывает немедленных  ощутимых  изменений в магистральном   пути культуры, вместе с тем  влияет на многообразные срезы  культуры, моду, стиль жизни, поведение  и  в целом на стиль культурной  эпохи.

Цель работы – изучение особенностей представителей современных подростковых субкультур.

Задачи - Описать, что такое субкультура, какие ее разновидности.

 

  1. История появления первых субкультур в России

Никогда прежде до 50-х годов XX столетия в истории человечества никаких молодежных субкультур не бывало. Впервые они появились в Британии и США и довольно быстро распространились в Западной Европе. На Западе существует два взгляда на возникновение  этого явления. Британские социологи в своей «теории субкультуры» рассматривают молодежные движения как «момент идеологического сопротивления буржуазным ценностям современного западного общества», способ преодоления классовых различий, т.е. молодежь в пространстве субкультуры борется с моралью и нравственностью, навязанной буржуазией и, преодолевая противоречия общества в своем малом пространстве, затем социализируется и входит в обычное жизненное русло.

Функционалистский подход американских социологов определяет молодежные субкультуры как способ перехода из подросткового состояния во взрослое в современном индустриальном обществе. Считается, что подростки, прежде чем стать взрослыми, непременно должны повариться в этой субкультурной каше.

Поведение, которое демонстрируют  наши молодые люди - моделированное поведение. Оно навязано молодежными  журналами, прессой и другими  СМИ, работающими на демографическую  группу 12 - 18 лет. То же самое наблюдалось  в Англии и США в 50-е годы XX столетия: сначала появляются специфические  журналы для молодежи, которые  рекламируют определенные товары и  определенный стиль жизни. Первая субкультура, которая появилась в Англии - моды. Рабочая молодежь из низшего класса, чуть выше оплачиваемая, старалась  походить на более высокий класс «белых воротничков». Специфический стиль: мотороллеры, рок-музыка, гомосексуальная практика и наркотики на танцполах, где собирались моды. В то время это были амфетамины. Стиль был навязан средствами массовой информации, схемы моделирования поведения работали по законам маркетинга, в качестве товаров рекламировался определенный набор: амфетамины, мотороллеры, новая мода, «классная» музыка - так создавался образ жизни. Чуть позже появляются следующие субкультуры - это хиппи и битники, а затем скины и панки. Объединяет их то, что резкие отличия от социальной нормы в одежде (субкультурные коды одежды) и поведении маргинализируют молодежь, отделяют ее от основного общества. Рок-музыка и ее содержание (тексты песен), становится транслятором идеологии. Музыка является полем общения и дальнейшей деятельности, поводом для встреч. Музыкальные кумиры – предметы подражания, герои, за которыми следуют во всем. Кумиры, собственно говоря, и являются теми «локомотивами», которые продвигают определенный образ жизни, в том числе наркопотребление. [1,4]

Такой успех субкультур и  распространение субкультурных идеологий был вызван точно просчитанными потребностями целевых групп, каковыми являлась молодежь из среднего и нижнего классов. Изготовители идеологий аппелировали к потребностям, обозначенным в известной пирамиде Маслоу, используемой всеми рекламистами и маркетологами. Реально существующие потребности стимулировались рекламными зазывными обещаниями. Например, сатанинская библия Антона ЛаВея (настольная книга каждого уважающего себя сатаниста) начинается типично рекламными призывами, стимулирующими потребность в самоактуализации. Разрушаются общественные табу, пропагандируется свободная любовь.

Нарушение социальных табу, связанных с вопросами пола ведет  к депрессии или бурной половой  жизни со сменой множества партнеров, что согласно исследованиям американских ученых, часто заканчивается опустошением, утратой интереса к жизни, потреблением наркотиков.

В субкультуре панков - с  одной стороны, стимулируется потребность  в самоактуализации (идеология транслирует пренебрежение к обществу, нарушение общественных норм, самоактуализацию посредством совершения преступления), а с другой стороны, молодому человеку предписывается страшное, разрушительное для личности поведение. Так, в кодексе панков есть правило, согласно которому, для того, чтобы стать настоящим панком, надо сутки просидеть в мусорном ящике, здороваясь с каждым, выбрасывающим мусор.

Англия - перенаселенная страна с небольшой территорией, ограниченными  ресурсами и скудным рынком труда, и это - причина создания субкультур, при помощи которых сглаживаются социальные противоречия и происходит контроль за ростом населения.

Новое поколение не в состоянии  обеспечить себя работой, соответственно, в дальнейшем не в состоянии строить  нормальную семью, иметь дом, детей. Таким образом, политика по отношению  к молодежи состоит в вовлечении молодежи в маргинализацию. Часть молодых людей становится неспособной к жизни в социуме и к 30-ти годам гибнет от наркотиков. В самых населенных странах Европы, - Англии и Голландии, где плотность населения, соответственно, 240 и 375 человек на кв/км, - самые лояльные законы по отношению к потреблению наркотиков. В Голландии можно курить марихуану в кафе. Наркопотребление здесь легализовано. Надо отметить, что с самого начала наркомания была болезнью, насаждаемой западными колонизаторами, в первую очередь, Британией. Именно эта страна включила опиум в число колониальных товаров и торговала им в Китае на протяжении более 150 лет.

Появляются «новые» журналы, «новая классная» музыка, взахлеб рассказывается на страницах журналов о кумирах, об их огромных гонорарах, о том, как много у них поклонниц. Правда, время от времени кумиры балуются наркотиками, вследствие чего склонность к наркопотреблению представляется принадлежностью мира "звезд". Подросток воспринимает новых героев как истину в последней инстанции, подражает им в манере поведения, в образе жизни. Появляются целые группы подростков, носящих гребни панков или бреющих головы наголо в зависимости от того, какому информационному заражению они подвергнулись. [1]

Становление субкультур у  нас происходит, к сожалению, точно  также, как и в западных странах.

 

2. Молодежные субкультуры

Современное научное определение  культуры - это  убеждения, ценности и выразительные средства (применяемые  в искусстве и литературе), которые  являются общими для какой-то группы; они служат для упорядочения опыта  и регулирования поведения членов этой группы.

Субкультура — свод накопленных определенным мировоззрением ценностей и порядков группы людей, объединённых специфическими интересами, определяющими их мировоззрение. Субкультура — суверенное целостное образование, часть общественной культуры. С точки зрения культурологии же субкультура — это такие объединения людей, которые не противоречат ценностям традиционной культуры, а дополняют её.

Неформальные объединения - это явление массовое. Ради каких  только интересов не объединяются люди: дети, подростки, молодежь, взрослые и  даже убеленные сединами старики? Число  таких объединений измеряется десятками  тысяч, а количество их участников —  миллионами. В зависимости от того, какие интересы людей положены в  основу объединения, возникают и  различные типы объединений. В последнее  время в крупных городах страны, ища возможности реализации своих  потребностей, и не всегда находя их в рамках существующих организаций, молодежь стала объединяться в так  называемые "неформальные" группировки, которые было бы правильнее назвать "самодеятельными любительскими  объединениями молодежи". Отношение  к ним неоднозначное. В зависимости  от направленности они могут быть как дополнением организованных коллективов, так и их антиподами. Члены самодеятельных объединений  борются за сохранение окружающей среды  от загрязнения и уничтожения, спасают  памятники культуры, безвозмездно помогают реставрировать их, заботятся об инвалидах  и престарелых людях, по своему борются с коррупцией.

 

По социально-правовому  признаку выделяют субкультуры:  
1) социально-пассивные, деятельность которых нейтральна по отношению к социальным процессам. Например: музыкальные и спортивные фанаты.  
2) асоциальные - хиппи, панки, преступные группировки, наркоманы и т.п.

Формирование подростковых субкультур в России имеет свои специфические  причины, отличные от стран Запада. Прежде всего, это — социальная и  экономическая неустойчивость общества. Экономический подъем, наблюдавшийся  в последние годы, принципиально  картину не изменил. Проще говоря, нашу молодежь волнуют не те потребности, которые стимулируют различные молодежные движения на Западе, а проблема преодоления жизненных трудностей, порой и просто физического выживания. Во-вторых, наиболее желанной перспективой для сегодняшних подростков представляется быстрое достижение престижного социального положения. [8]

Неформалы сильно отличаются друг от друга заявленными целями, ценностями и, как следствие, поведением и времяпровождением. К примеру, объединяются по признаку предпочтения определенных стилей музыки, танцев. Не говоря уже о футбольных болельщиках: таких объединений — около 80%.

На фоне распространения  в стране субкультур и псевдокультур растет уровень преступности среди российской молодежи: по статистике, каждый пятый молодой человек в возрасте от 14 до 30 лет хотя бы раз совершил правонарушение или преступление. И это тоже связано со спецификой молодежных субкультур в России. Так, около 9% от всей численности подростковых группировок — наркоманы и токсикоманы.

В отдельную группу выделились всем известные молодежные группировки, избравшие символику со свастикой. Они называют себя «фашиками», «фашистами», «наци», «нацистами», «Национальным фронтом». В народе же они больше известны как скинхеды («бритоголовые»).

Но есть и молодежные объединения, которые получили название просоциальных: это объединения по защите природы, памятников архитектуры. Эти группы, цель которых — приносить пользу обществу, малочисленны, но активны.

Также существуют неформальные группы художественного направления. Интересен и так называемый «компьютерный  андеграунд» — своеобразный молодежный мир, в котором много подгрупп со специфической структурой: на самом  низком уровне находятся юзеры (пользователи), потом идет группа «пойнтов», далее — «сисопы», или системные операторы (администраторы), руководят же ими так называемые сетевые коммуникаторы. В этом мире существует свой особый сленг и стиль общения. Отсутствие постоянного контакта в «реале» они компенсируют обменом электронными письмами, который стал их ритуалом. [10]

2.1 Музыкальные субкультуры

Одной из самых ярких и  известных субкультурных общностей являются молодежные движения, связанные с определенными жанрами музыки. Имидж музыкальных субкультур формируется во многом в подражании сценическому имиджу популярных в данной субкультуре исполнителей.

Одной из первых музыкально-молодежных субкультур современности были хиппи, молодежное движение пацифистов и поклонников  рок-музыки. Многое из их имиджа (в частности, мода на длинные волосы) и мировоззрения  перекочевало в другие субкультуры. Связана с хиппи субкультура  битников. На Ямайке возникло религиозно-музыкальное  движение Растафари (растаманы), которое, помимо музыки рэгги и специфического имиджа, обладало определенной идеологией. В частности, среди убеждений растаманов — пацифизм и легализация марихуаны.

Информация о работе Молодежные субкультуры