Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2011 в 23:11, реферат
Для своего реферата я выбрала тему «Молодежная субкультура» так как считаю что она является актуальной как для двадцатого века так и для двадцать первого, так как молодым людям необходимо пройти через молодежную субкультуру, поскольку ее сущность — поиск социального статуса. Посредством нее юноша "упражняется" в исполнении ролей, которые в дальнейшем должен будет играть в мире взрослых. С вступлением в юношеский возраст молодой человек отворачивается от семьи, ищет те социальные связи, которые должны защитить его от пока еще чужо
Введение.................................................................................................... 3
Понятие молодежная субкультура........................................................... 3
Эстетика молодежной субкультуры………………………………………………………5
Классификация молодежных субкультур………………………………………………6
Социально-исторические предпосылки появления молодежной субкультуры…………………………………………………………………………………………….9
Становление молодежной субкультуры……………………………………………..10
Первые молодежные субкультуры. Мировые субкультуры двадцатого века……………………………………………………………………………………………………….11
Развитие молодежных субкультур в России……………………………………….11
Особенности молодежных субкультур в современной России…………13
Предпосылки вхождения молодых людей в субкультуру………………….14
Примеры современных молодежных субкультур…………………………….15
Заключение…………………………………………………………………………………………24
Список литературы…………………………………………………………………………
Российский
государственный педагогический университет
имени А.И.Герцена.
Реферат
по социальной психологии на тему: «Молодежные
субкультуры».
Выполнила:
студентка 1 курса
Велихова
Юлия
Санкт-Петербург
2011
СОДЕРЖАНИЕ
1.ВВЕДЕНИЕ
Для своего реферата я выбрала тему «Молодежная субкультура» так как считаю что она является актуальной как для двадцатого века так и для двадцать первого, так как молодым людям необходимо пройти через молодежную субкультуру, поскольку ее сущность — поиск социального статуса. Посредством нее юноша "упражняется" в исполнении ролей, которые в дальнейшем должен будет играть в мире взрослых. С вступлением в юношеский возраст молодой человек отворачивается от семьи, ищет те социальные связи, которые должны защитить его от пока еще чужого общества. Между потерянной семьей и еще не обретенным обществом юноша стремится примкнуть к себе подобным. Образующиеся таким образом неформальные группы обеспечивают молодому человеку определенный социальный статус. Платой за это, зачастую, выступает отказ от индивидуальности и полное подчинение нормам, ценностям и интересам группы.
Сегодня существует очень много молодежных субкультур и неформальных организаций разного характера. В своей работе я рассмотрела некоторые из них. Но для начала мне бы хотелось сказать о понятии молодежная субкультура вообще и о том как и почему она появилась.
2.ПОНЯТИЕ МОЛОДЕЖНАЯ СУБКУЛЬТУРА
Субкультура — (лат. sub — под и cultura — культура) система норм и ценностей, отличающих группу от большинства общества. Субкультура (подкультура) — понятие, характеризующее культуру группы или класса, которая отличается от господствующей культуры или же является враждебной этой культуре (контркультура).
Молодежная субкультура – это эзотерическая, эскапистская, урбанистическая культура, созданная молодыми людьми для себя; это культура, нацеленная на включение молодых людей в общество; это – частичная культурная подсистема внутри системы «официальной», базовой культуры общества, определяющая стиль жизни, ценностную иерархию и менталитет ее носителей.
Согласно выводам специалиста по молодежной культуре С.И. Левиковой, молодежная субкультура характеризуется следующими чертами:
— молодежная субкультура представляет собой социальную общность, каждый представитель которой сам причисляет себя к ней
— вхождение молодого человека в ту или иную молодежную субкультуру означает принятие им и разделение ее норм, ценностей, мировосприятия, манер, стиля жизни, а также внешних атрибутов принадлежности к данной субкультуре (прическа, одежда, украшения, жаргон);
— как правило, молодежные субкультуры возникают на основе тех или иных пристрастий к музыкальным стилям, образу жизни, отношения к определенным социальным явлениям;
—значимые для той или иной молодежной субкультуры идеи и ценности получают внешнее выражение в обязательной для ее членов символике и атрибутике группы.
Молодежные субкультуры
вырабатывают единый стиль одежды (имидж),
язык (жаргон, сленг), атрибутику (символику),
а также общее мировоззрение
для своих членов. Имидж для
представителя субкультуры —
это не только одежда, это демонстрация
своим видом убеждений и
3.ЭСТЕТИКА МОЛОДЕЖНОЙ СУБКУЛЬТУРЫ
Молодежные субкультуры практически всегда отличаются стремлением закрепить наиболее важные для них мировоззренческие смыслы в яркой экспрессивной форме, возможно, непонятной основной массе людей в обществе, но вызывающей интерес.
Выраженное эстетическое начало в молодежной субкультуре воплощаетЭся в его игровой природе. Эстетическая игра в молодежной среде становится способом самовыражения членов молодежных субкультурных групп.
В обрядах и ритуалах, к которым достаточно часто прибегают в своей публичной жизнедеятельности молодежные культуры, широко проявляется театрализаця.
Созданию и функционированию собственного языка, знаков и символов отдельных молодежных субкультур свойственен игровой момент. Так же он характерен для молодежных субкультур в различных публичных формах общения со своими единомышленниками, которые реализуются в виде театрализированных акциях, шоу, перфомансах, хеппингах, манифестациях, фестивалях.
В демонстративно-эпатажной
манере поведения, в особенном стиле
как форма эстетической игры в
жизнедеятельности различных
Молодежная субкультура практически не знает национальных границ и легко и быстро распространяется по странам, регионам и континентам.
Молодежная субкультура мозаична и недолговечна, зачастую она трансформируется и сменяется с приходом нового поколения.
4.КЛАССИФИКАЦИЯ МОЛОДЕЖНЫХ СУБКУЛЬТУР
Существует несколько классификаций или типологий молодежных субкультур.
По социально-правовому признаку выделяют:
1) просоциальные, или социально-активные, с позитивной направленностью деятельности (группы экологической защиты, охраны памятников, окружающей среды).
2) социально-пассивные, деятельность которых нейтральна по отношению к социальным процессам (музыкальные и спортивные фанаты).
3) асоциальные — они стоят в стороне от социальных проблем, но не представляют угрозу обществу (хиппи, панки)
По направленности интересов социолог М.Топалов так классифицирует молодежные объединения и группы:
1) увлечение современной молодежной музыкой;
2) устремление к правопорядковой деятельности;
3) активно занимающиеся определенными видами спорта;
4) околоспортивные (различные фанаты);
5) философско-мистические;
6) защитники окружающей среды.
Профессор С.А.Сергеев предлагает следующую типологизацию молодежных субкультур:
1) романтико-эскапистские субкультуры (хиппи, индианисты, байкеры).
2) гедонистическо-развлекательные (мажоры, рэйверы, рэпперы и т.п.),
3) криминальные ("гопники", "люберы")
4) анархо-нигилистические (панки, экстремистские субкультуры "левого" и "правого" толка), которые можно также назвать радикально-деструктивными.
Социолог З.В.Сикевич дает несколько иную характеристику субкультурного движения молодежи с учетом того, что причастность к той или иной группе может быть связана:
1) со способом времяпрепровождения (музыкальные и спортивные фанаты, металлисты, люберы);
2) с социальной позицией;
3) с образом жизни;
4) с альтернативным творчеством (официально не признанные живописцы, скульпторы, музыканты, актеры, писатели и другие).
Также молодежные движения можно разделить на следующие группы:
1) Связанные с музыкой (рокеры, металлисты, панки, готы, рэперы, транс-культура).
2) Отличающиеся определенным мировоззрением и образом жизни (готы, хиппи, индианисты, панки, растаманы).
3) Связанные со спортом (спортивные фанаты, роллеры, скейтеры, стрит – байкеры, байкеры).
4) Связанные с играми, уходом в другую реальность (ролевики, толкиенисты, геймеры).
5) Связанные с компьютерными технологиями (хакеры).
6) Враждебно или асоциально настроенные группы (панки, скинхэды, РНЕ, гопники, люберы, нацисты).
7) Религиозные объединения (сатанисты, секты, кришнаиты, индианисты).
8) Группы современного искусства (графиттеры, брейк-дансеры, просовременные художники, скульпторы, музыкальные группы).
9) Элита (мажоры, рейверы).
10) Антикварные субкультуры (битники).
11) Субкультура масс или контркультура (гопники).
12) Социально-активные (общества защиты истории и окружающей среды, пацифисты).
И наконец, типология молодежных субкультур, разработанная С.И. Левиковой и В.А. Бабахо в 1996 г.:
1) группы, объединяющие приверженцев музыкальных вкусов и стилей (металлисты, роллинги, брейкеры, битломаны);
3) группы, ценностные ориентации которых имеют некоторый политический и идеологический оттенок (ностальгисты, анархисты, пацифисты, отклонисты, «зеленые»);
4) группы аполитичного, эскапистского характера (хиппи, панки, люди «системы»);
5) эстетствующие группы («митьки»);
6) группировки, исповедующие «культ мускулов» («качки»);
7) криминогенные группировки, объединяющиеся по признакам агрессивности, жесткой организованности и противоправной деятельности («теляги», гопники, люберы).
На практике
между молодежными
5.СОЦИАЛЬНО-ИСТОРИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ПОЯВЛЕНИЯ МОЛОДЕЖНОЙ СУБКУЛЬТУРЫ
Стремительное,
непрерывное ускорение и
Формирование массового общества пришлось на 50-е годы XX века. В это же время началось и оформление молодежной субкультуры.
С самого начала молодежную субкультуру отличали невписываемость, невовлеченность в базовую культуру общества, которой является массовая культура..
Возникновение
молодежной субкультуры
1) плюралистична, поскольку вбирает в себя и панков, и хиппи, и готов, и многих других;
2) множественна, поскольку у молодежной субкультуры нет стержневого единства;