Молодежные субкультуры

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2011 в 23:11, реферат

Краткое описание

Для своего реферата я выбрала тему «Молодежная субкультура» так как считаю что она является актуальной как для двадцатого века так и для двадцать первого, так как молодым людям необходимо пройти через молодежную субкультуру, поскольку ее сущность — поиск социального статуса. Посредством нее юноша "упражняется" в исполнении ролей, которые в дальнейшем должен будет играть в мире взрослых. С вступлением в юношеский возраст молодой человек отворачивается от семьи, ищет те социальные связи, которые должны защитить его от пока еще чужо

Оглавление

Введение.................................................................................................... 3
Понятие молодежная субкультура........................................................... 3
Эстетика молодежной субкультуры………………………………………………………5
Классификация молодежных субкультур………………………………………………6
Социально-исторические предпосылки появления молодежной субкультуры…………………………………………………………………………………………….9
Становление молодежной субкультуры……………………………………………..10
Первые молодежные субкультуры. Мировые субкультуры двадцатого века……………………………………………………………………………………………………….11
Развитие молодежных субкультур в России……………………………………….11
Особенности молодежных субкультур в современной России…………13
Предпосылки вхождения молодых людей в субкультуру………………….14
Примеры современных молодежных субкультур…………………………….15
Заключение…………………………………………………………………………………………24
Список литературы…………………………………………………………………………

Файлы: 1 файл

молодежные субкультуры.docx

— 56.13 Кб (Скачать)

    Российский  государственный педагогический университет  имени А.И.Герцена. 
     
     
     
     

Реферат по социальной психологии на тему: «Молодежные  субкультуры». 
 
 

Выполнила:

 студентка  1 курса

Велихова  Юлия 
 
 

Санкт-Петербург

2011

СОДЕРЖАНИЕ 

  1. Введение.................................................................................................... 3
  2. Понятие молодежная субкультура........................................................... 3
  3. Эстетика молодежной субкультуры………………………………………………………5
  4. Классификация молодежных субкультур………………………………………………6
  5. Социально-исторические предпосылки появления молодежной субкультуры…………………………………………………………………………………………….9
  6. Становление молодежной субкультуры……………………………………………..10
  7. Первые молодежные субкультуры. Мировые субкультуры двадцатого века……………………………………………………………………………………………………….11
  8. Развитие молодежных субкультур в России……………………………………….11
  9. Особенности молодежных субкультур в современной России…………13
  10. Предпосылки вхождения молодых людей в субкультуру………………….14
  11. Примеры современных молодежных субкультур…………………………….15
  12. Заключение…………………………………………………………………………………………24
  13. Список литературы………………………………………………………………………………25
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      1.ВВЕДЕНИЕ

Для своего реферата я выбрала тему «Молодежная субкультура» так как считаю что она является актуальной как для двадцатого века так и для двадцать первого, так как молодым людям необходимо пройти через молодежную субкультуру, поскольку ее сущность — поиск социального статуса. Посредством нее юноша "упражняется" в исполнении ролей, которые в дальнейшем должен будет играть в мире взрослых. С вступлением в юношеский возраст молодой человек отворачивается от семьи, ищет те социальные связи, которые должны защитить его от пока еще чужого общества. Между потерянной семьей и еще не обретенным обществом юноша стремится примкнуть к себе подобным. Образующиеся таким образом неформальные группы обеспечивают молодому человеку определенный социальный статус. Платой за это, зачастую, выступает отказ от индивидуальности и полное подчинение нормам, ценностям и интересам группы.

Сегодня существует очень много молодежных субкультур и неформальных организаций разного  характера. В своей работе я рассмотрела  некоторые из них. Но для начала мне бы хотелось сказать о понятии молодежная субкультура вообще и о том как и почему она появилась.

2.ПОНЯТИЕ МОЛОДЕЖНАЯ СУБКУЛЬТУРА

Субкультура — (лат. sub — под и cultura — культура) система норм и ценностей, отличающих группу от большинства общества. Субкультура (подкультура) — понятие, характеризующее культуру группы или класса, которая отличается от господствующей культуры или же является враждебной этой культуре (контркультура).

Молодежная субкультура  – это эзотерическая, эскапистская, урбанистическая культура, созданная  молодыми людьми для себя; это культура, нацеленная на включение молодых людей в общество; это – частичная культурная подсистема внутри системы «официальной», базовой культуры общества, определяющая стиль жизни, ценностную иерархию и менталитет ее носителей.

Согласно выводам  специалиста по молодежной культуре С.И. Левиковой, молодежная субкультура характеризуется следующими чертами:

— молодежная субкультура  представляет собой социальную общность, каждый представитель которой сам  причисляет себя к ней

— вхождение  молодого человека в ту или иную молодежную субкультуру означает принятие им и разделение ее норм, ценностей, мировосприятия, манер, стиля жизни, а также внешних атрибутов  принадлежности к данной субкультуре (прическа, одежда, украшения, жаргон);

— как правило, молодежные субкультуры возникают  на основе тех или иных пристрастий  к музыкальным стилям, образу жизни, отношения к определенным социальным явлениям;

—значимые для  той или иной молодежной субкультуры  идеи и ценности получают внешнее  выражение в обязательной для  ее членов символике и атрибутике группы.

Молодежные субкультуры  вырабатывают единый стиль одежды (имидж), язык (жаргон, сленг), атрибутику (символику), а также общее мировоззрение  для своих членов. Имидж для  представителя субкультуры —  это не только одежда, это демонстрация своим видом убеждений и ценностей, которые пропагандирует субкультура. У представителей субкультур со временем вырабатывается свой язык. Частично он наследуется от субкультуры прародителя, частично вырабатывается самостоятельно. Многие элементы сленга — неологизмы.

    3.ЭСТЕТИКА МОЛОДЕЖНОЙ СУБКУЛЬТУРЫ

Молодежные субкультуры  практически всегда отличаются стремлением  закрепить наиболее важные для них  мировоззренческие смыслы в яркой  экспрессивной форме, возможно, непонятной основной массе людей в обществе, но вызывающей интерес.

Выраженное эстетическое начало в молодежной субкультуре  воплощаетЭся в его игровой природе. Эстетическая игра в молодежной среде становится способом самовыражения членов молодежных субкультурных групп.

В обрядах и  ритуалах, к которым достаточно часто  прибегают в своей публичной  жизнедеятельности молодежные культуры, широко проявляется театрализаця.

Созданию и  функционированию собственного языка, знаков и символов отдельных молодежных субкультур свойственен игровой  момент. Так же он характерен для  молодежных субкультур в различных  публичных формах общения со своими единомышленниками, которые реализуются  в виде  театрализированных акциях, шоу, перфомансах, хеппингах, манифестациях, фестивалях.

В демонстративно-эпатажной  манере поведения, в особенном стиле  как форма эстетической игры в  жизнедеятельности различных молодежных субкультур находит свою актуализацию артизация.

Молодежная субкультура  практически не знает национальных границ и легко и быстро распространяется по странам, регионам и континентам.

Молодежная субкультура  мозаична и недолговечна, зачастую она трансформируется и сменяется  с приходом нового поколения.

4.КЛАССИФИКАЦИЯ МОЛОДЕЖНЫХ СУБКУЛЬТУР

Существует несколько  классификаций или типологий  молодежных субкультур.

По социально-правовому  признаку выделяют:

1) просоциальные, или социально-активные, с позитивной направленностью деятельности (группы экологической защиты, охраны памятников, окружающей среды).

2) социально-пассивные,  деятельность которых нейтральна по отношению к социальным процессам (музыкальные и спортивные фанаты).

3) асоциальные  — они стоят в стороне от социальных проблем, но не представляют угрозу обществу (хиппи, панки)

По направленности интересов социолог М.Топалов так классифицирует молодежные объединения и группы:

1) увлечение современной молодежной музыкой;

2) устремление к правопорядковой деятельности;

3) активно занимающиеся определенными видами спорта;

4) околоспортивные (различные фанаты);

5) философско-мистические;

6) защитники окружающей среды.

Профессор С.А.Сергеев предлагает следующую типологизацию молодежных субкультур:

1) романтико-эскапистские субкультуры (хиппи, индианисты, байкеры).

2) гедонистическо-развлекательные (мажоры, рэйверы, рэпперы и т.п.),

3) криминальные ("гопники", "люберы")

 4) анархо-нигилистические (панки, экстремистские субкультуры "левого" и "правого" толка), которые можно также назвать радикально-деструктивными.

Социолог З.В.Сикевич дает несколько иную характеристику субкультурного движения молодежи с учетом того, что причастность к той или иной группе может быть связана:

1) со способом времяпрепровождения (музыкальные и спортивные фанаты, металлисты, люберы);

2) с социальной  позицией;

3) с образом  жизни;

4) с альтернативным творчеством (официально не признанные живописцы, скульпторы, музыканты, актеры, писатели и другие).

Также молодежные движения можно разделить на следующие  группы:

1) Связанные с музыкой (рокеры, металлисты, панки, готы, рэперы, транс-культура).

2) Отличающиеся определенным мировоззрением и образом жизни (готы, хиппи, индианисты, панки, растаманы).

3) Связанные  со спортом (спортивные фанаты, роллеры, скейтеры, стрит – байкеры, байкеры).

4) Связанные с играми, уходом в другую реальность (ролевики, толкиенисты, геймеры).

5) Связанные с компьютерными технологиями (хакеры).

6) Враждебно или асоциально настроенные группы (панки, скинхэды, РНЕ, гопники, люберы, нацисты).

7) Религиозные объединения (сатанисты, секты, кришнаиты, индианисты).

8) Группы современного  искусства (графиттеры, брейк-дансеры, просовременные художники, скульпторы, музыкальные группы).

9) Элита (мажоры, рейверы).

10) Антикварные  субкультуры (битники).

11) Субкультура масс или контркультура (гопники).

12) Социально-активные (общества защиты истории и окружающей среды, пацифисты).

И наконец, типология  молодежных субкультур, разработанная С.И. Левиковой и В.А. Бабахо в 1996 г.:

1) группы, объединяющие приверженцев музыкальных вкусов и стилей (металлисты, роллинги, брейкеры, битломаны);

3) группы, ценностные ориентации которых имеют некоторый политический и идеологический оттенок (ностальгисты, анархисты, пацифисты, отклонисты, «зеленые»);

4) группы аполитичного, эскапистского характера (хиппи, панки, люди «системы»);

5) эстетствующие группы («митьки»);

6) группировки, исповедующие «культ мускулов» («качки»);

7) криминогенные группировки, объединяющиеся по признакам агрессивности, жесткой организованности и противоправной деятельности («теляги», гопники, люберы).

На практике между молодежными субкультурами  не существует жестких разграничений. Принадлежность молодого человека к  одной молодежной субкультуре не исключает его членства в других.  

5.СОЦИАЛЬНО-ИСТОРИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ПОЯВЛЕНИЯ МОЛОДЕЖНОЙ СУБКУЛЬТУРЫ

Стремительное, непрерывное ускорение и обновление стали ведущими характеристиками жизни  современных индустриальных обществ. Разворачивалась научно-техническая революция, был положен конец естественно-природной сфере, и началась эра искусственно-технологическая. С появлением возможности фабрикации в прошлое ушли уникальность и индивидуальность: сначала в предметах, а затем и в людях. Их место заняли шаблонность, стереотипность, массовость, универсальность.

Формирование  массового общества пришлось на 50-е  годы XX века. В это же время началось и оформление молодежной субкультуры.

С самого начала молодежную субкультуру отличали невписываемость, невовлеченность в базовую культуру общества, которой является массовая культура..

 Возникновение  молодежной субкультуры практически  совпадает по времени с началом  эпохи постиндустриализма и с  зарождением постмодернистических тенденций в социокультурном развитии общества. Основными чертами постмодернизма являются плюрализм, множественность, неопределенность, фрагментарность, изменчивость, эклектизм. Эти же черты характерны и для молодежной субкультуры. Она тоже:

1)  плюралистична, поскольку вбирает в себя и панков, и хиппи, и готов, и многих других;

2)  множественна, поскольку у молодежной субкультуры нет стержневого единства;

Информация о работе Молодежные субкультуры