Молодежные субкультуры

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2013 в 11:09, реферат

Краткое описание

Научный интерес к такой общественной группе молодежи, как студенчество, определяется тем, что, во-первых, в развитом обществе наука и культура обуславливают дальнейшее увеличение численности и качества подготовки специалистов с высшим образованием (по отношению к другим группам учащейся молодежи); во-вторых, возрастает социально-экономическая значимость учебно-подготовительных функций учащихся вузов; в-третьих, студенчество является важнейшим источником воспроизводства интеллигенции. Основные залачи рассмотреть такие аспекты, как социальный статус и самочувствие студента, а также политические, нравственные и культурно-досуговые ориентации студентов.

Оглавление

Введение.................................................................................................3
Понятие о студенчестве...................................................................4
Социальный статус и самочувствие студента................................7
Политические, нравственные и культурно-досуговые ориентации студентов................................................................................................11
Заключение.............................................................................................15
Список использованной литературы...................................................16

Файлы: 1 файл

Реферат социология.doc

— 80.00 Кб (Скачать)

 

Содержание

 

Введение.................................................................................................3

  1. Понятие о студенчестве...................................................................4
  2. Социальный статус и самочувствие студента................................7
  3. Политические, нравственные и культурно-досуговые ориентации студентов................................................................................................11

Заключение.............................................................................................15

Список использованной литературы...................................................16

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Выбор темы реферата не составил трудности, т.к. сама принадлежу к группе студентов и имею возможность рассмотреть эту проблему изнутри. Тем более, вопрос о роли студенчества в нашем обществе и, в частности, в группе молодежи, весьма актуален по многим причинам.

Научный интерес к  такой общественной группе молодежи, как студенчество, определяется тем, что, во-первых, в развитом обществе наука и культура обуславливают дальнейшее увеличение численности и качества подготовки специалистов с высшим образованием (по отношению к другим группам учащейся молодежи); во-вторых, возрастает социально-экономическая значимость учебно-подготовительных функций учащихся вузов; в-третьих, студенчество является важнейшим источником воспроизводства интеллигенции.

Основные залачи рассмотреть такие аспекты, как социальный статус и самочувствие студента, а также политические, нравственные и культурно-досуговые ориентации студентов.

Структура реферата  состоит  из введения, общей части, заключения, списка использованных источников.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 1 Понятие о студенчестве

 

Студент (от лат. studens, род. падеж studentis – усердно работающий, занимающийся [3 ,с.97] , учащийся высшего, в некоторых странах и среднего учебного заведения. В Древнем Риме и в средние века студентами называли любых лиц, занятых процессом познания. С организацией в 12 веке университетов термин «студент» стал употребляться для обозначения обучающихся (первоначально и преподающих) в них лиц; после введения ученых званий для преподавателей (магистр, профессор и др.) – только учащихся.

Термин «студенчество» обозначает собственно студентов как социально-демографическую группу, характеризующуюся определенной численностью, половозрастной структурой, территориальным распределением и т.д.; определенное общественное положение, роль и статус; особую фазу, стадию социализации (студенческие годы), которую проходит значительная часть молодежи и которая характеризуется определенными социально-психологическими особенностями.

Студенчество как особая группа возникла в Европе в 12 веке одновременно с первыми университетами. Средневековое  студенчество было крайне неоднородно как в социальном, так и в возрастном отношениях. С развитием капитализма и повышением социальной значимости высшего образования роль студенчества в жизни общества возрастает. Студенчество является не только источником пополнения квалифицированных кадров, интеллигенции, но и само составляет довольно многочисленную и важную социальную группу. Хотя высокая стоимость высшего образования и наличие целого ряда других социальных барьеров делали его доступным в большинстве случаев только для состоятельных слоев общества и само оно давало получившим его людям значительные привилегии, уже в 19 - нач. 20 вв. студенчество отличилось высокой политической активностью и играло заметную роль в общественной жизни.

Студенчество не занимает самостоятельного места в системе производства, студенческий статус является заведомо временным, а общественное положение студенчества и его специфические проблемы определяются характером общественного строя и конкретизируются в зависимости от уровня социально-экономического и культурного развития страны, включая и национальные особенности системы высшего образования   [2, с. 216].

Студенчество выполняет особую роль в системе общественного  разделения труда, которая заключается  в подготовке к выполнению функций  интеллигенции. Не участвуя постоянно в производстве материальных и духовных ценностей, студенчество тем не менее частично участвует в опосредованном производительном и непроизводительном труде в форме учебы, роль которой в обществе возрастает.

Студенчество, являясь составной  частью молодежи, представляет собой специфическую социальную группу, характеризующуюся особыми условиями жизни, труда и быта, социальным поведением и психологией, системой ценностных ориентаций. Для ее представителей подготовка к будущей деятельности в избранной сфере материального или духовного производства является главным, хотя и не единственным занятием.

Как социальная группа, студенчество является объединением молодых людей  с определенными социально значимыми  устремлениями и задачами. Вместе с тем студенчество, представляя собой специфическую группу учащейся молодежи, обладает присущими только ей особенностями.

Студенчество - это довольно мобильная  социальная группа, его состав ежегодно меняется, так как число принимаемых  в вузы превышает число выпускаемых специалистов.

К числу специфических особенностей студенчества следует отнести еще  несколько типичных черт. Прежде всего  такую, как социальный престиж. Как  отмечалось выше, студенчество является наиболее подготовленной, образованной частью молодежи, что, несомненно, выдвигает его в число передовых групп молодежи. Это в свою очередь предопределяет формирование специфических черт психологии студенческого возраста.

Стремясь завершить обучение в  вузе и таким образом реализовать  свою мечту о получении высшего  образования, большинство студентов осознают, что вуз является одним из средств социального продвижения молодежи, а это служит объективной предпосылкой, формирующей психологию социального продвижения.

Общность целей в получении  высшего образования, единый характер труда - учеба, образ жизни, активное участие в общественных делах вуза способствует выработке у студенчества сплоченности. Это проявляется в многообразии форм коллективистской деятельности студентов.

Другой важной особенностью является то, что активное взаимодействие с различными социальными образованиями общества, а также специфика обучения в вузе приводят студенчество к большой возможности общения. Поэтому довольно высокая интенсивность общения - это специфическая черта студенчества.

Социально значимой чертой студенчества является также напряженный поиск смысла жизни, стремление к новым идеям и прогрессивным преобразованиям в обществе. Эти стремления являются положительным фактором. Однако в силу недостаточности жизненного (социального) опыта, поверхности в оценке ряда явлений жизни, некоторые студенты от справедливой критики недостатков могут переходить к бездумному критицизму.

 

 

 

 

2 Социальный статус и самочувствие студента

 

При рассмотрении статусной  позиции студенчества обычно акцент делается на «переходность», «маргинальность» группы, занятой деятельностью по подготовке к высококвалифицированному умственному труду, отличающуюся особыми формами социальной активности, характерной не только для обучающейся молодежи, но и для тех отрядов интеллигенции, пополнить которые она готовится в вузе.

Среди показателей статуса студенчества можно выделить группу дескриптивных (пол, место жительства до вуза, образование  родителей) и приобретенных, достигнутых  человеком к настоящему моменту  его жизни.

Говорить о социальном статусе студентов в зависимости от социальной принадлежности родителей весьма затруднительно в условиях перекомпозиции всей социальной структуры.

Более важными являются те статусные  характеристики, которые складываются в период обучения в вузе. Именно на этом этапе происходит дифференциация студентов, связанная с собственной активностью в учебной, научно-поисковой, общественно-полезной, экономической деятельности.

Особенностью современного студенчества является то, что процесс  его включения в общественную жизнь идет не только через учебную деятельность и профессиональную подготовку, но и путем формирования независимых материально-бытовых условий, новых форм проявления собственной активности и путем выбора форм социального взаимодействия   [1, с.73].Процесс формирования молодежью независимого от родителей финансового, имущественного и жилищного статуса имеет две «узловые точки»: 16-17 лет, когда начинается более или менее массовое включение во взрослую экономическую жизнь, и 21-22 г., когда накапливается первый опыт реализации материально-бытовых намерений студенчества.

Насколько успешны попытки  современных студентов обрести  собственный материально-бытовой  статус? Основным источником доходов  для студентов по-прежнему является помощь со стороны родителей и близких. Семейной поддержки вообще не имеют 6% от опрошенных студентов, а каждый пятый, не отрицая наличия таковой, просто не считают ее существенной. Второй по значимости источник - стипендия, но размер ее таков, что в качестве основного источника средств к существованию могут назвать ее лишь 1/3 студентов (различия между вузами здесь несущественны). Весьма существенным источником является заработная плата, которую сегодня имеют 13% студентов.

Существенны различия по полу. Дополнительный доход имеет каждый пятый, но среди юношей это 27%, а среди девушек - 14%, т. е. вдвое меньше. Различные заработки дополнительно к стипендиям, пособиям, помощи родных помогают продержаться, в среднем, третьей части студентов, что характерно для 52% юношей и 21% девушек.

Для того чтобы снять негативные последствия необходимого отключения от учебы на заработки, можно обратить внимание на связь дополнительной работы с получаемой в вузе подготовкой. У половины «подрабатывающих» студентов  такая связь отсутствует. На возможность работать по близкой специальности однозначно указывают лишь 11% от опрошенных, еще 12% используют свои профессиональные знания частично. Интересно, что в тех вузах, где студенты идут на «приработки» реже, они в большей степени согласуют это со своей будущей профессией

Расходы студентов, естественно, связаны  с удовлетворением первоочередных потребностей, в число которых  входят: питание, рекреационные занятия, покупка одежды. У каждого четвертого студента основная часть средств  идет на оплату жилья, у каждого пятого - на приобретение учебных принадлежностей.

Развитие материально-бытового статуса  студентов связано с их отношением к предметно-вещному миру, всегда существенному в самосознании и  самочувствии студентов.

Судя по результатам исследования, каждый пятый студент уже имеет собственное жилье (квартиру, частный дом). Это естественно, ибо половина опрошенных живут с родителями, имея право на жилплощадь, и еще 7% являются непосредственными собственниками жилья.

Не обошла молодежь и  новые формы «вложения капитала»: у половины студентов классического и педагогического университетов имеются ценные бумаги и драгоценности (дорогие ювелирные изделия и т. д.), которые более чем у третьей части всех студентов считаются необходимым атрибутом материального статуса. В ряде вузов используются кредитные карточки при получении стипендии через банковские депозиты.

То, что материально-бытовой  статус студента находится в процессе становления и оформления, это  очевидно. С чисто юношеским эгоизмом студент ориентирован пока только на себя. Об этом говорит хотя бы тот факт, что такая статья расходов, как помощь родителям, оказывается в нижней части шкалы.

В то же время самоопределиться в бытовой сфере у части  студентов связано с наличием собственной семьи. Студенческие семьи (т. е. семьи, в которых студентом является хотя бы один из супругов) нуждаются в поддержке - это бесспорный факт.

Некоторые аспекты психоэмоционального  состояния студентов.

Переход от школьного  образования к вузовскому, профессиональный рост студентов от начальных курсов к старшим сопровождается развитием личности и ее психики. Наблюдая отношение студентов к изучаемому предмету, поведение их в студенческой группе, можно отметить некоторые закономерности психоэмоционального состояния студентов. По мере обучения в вузе возрастает запоминание пройденного учебного материала, уровень его изложения при ответах, и наоборот, снижаются эмоции по поводу "открытий" неизвестного.

Студенты испытывают определенное давление студенческой среды. Если в школе можно было апеллировать к преподавателям, искать поддержки у родителей, то в вузе это не принято. На образ жизни студентов влияет необходимость пребывания в больших коллективах - это студенческая группа, поток, курс.

Безусловно, на студентов оказывает влияние их взросление от курса к курсу. Однако они продолжают нести на себе образ школяра: волнуются когда их спрашивают на занятиях, когда предстоит контрольная работа. Замечено, что в процессе обучения в вузе нередко у студентов возникает психоэмоциональное напряжение - своеобразный стресс. Причиной такого состояния может быть перегрузка или слишком малая загрузка учебными делами. Перегрузка вызывает беспокойство в плане опасения не успеть, не справиться, получить неудовлетворительную оценку. Малая нагрузка создает беспокойство относительно своей ценности - студенты нередко обижаются, если их игнорируют в какой-то работе, не спрашивают на занятиях и т.д.

Информация о работе Молодежные субкультуры