Молодежные субкультуры

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2013 в 11:09, реферат

Краткое описание

Научный интерес к такой общественной группе молодежи, как студенчество, определяется тем, что, во-первых, в развитом обществе наука и культура обуславливают дальнейшее увеличение численности и качества подготовки специалистов с высшим образованием (по отношению к другим группам учащейся молодежи); во-вторых, возрастает социально-экономическая значимость учебно-подготовительных функций учащихся вузов; в-третьих, студенчество является важнейшим источником воспроизводства интеллигенции. Основные залачи рассмотреть такие аспекты, как социальный статус и самочувствие студента, а также политические, нравственные и культурно-досуговые ориентации студентов.

Оглавление

Введение.................................................................................................3
Понятие о студенчестве...................................................................4
Социальный статус и самочувствие студента................................7
Политические, нравственные и культурно-досуговые ориентации студентов................................................................................................11
Заключение.............................................................................................15
Список использованной литературы...................................................16

Файлы: 1 файл

Реферат социология.doc

— 80.00 Кб (Скачать)

Плохое социальное самочувствие значительной части студентов вызвано  не решаемыми социальными проблемами. Степень тревожности девушек-студенток значительно выше, чем у юношей. Всех одинаково волнует плохое материальное положение. Но по перспективам - возможная безработица, плохая забота о досуге, друг о друге - настроение девушек заметно хуже, чем мужчин, которые, в свою очередь, больше беспокоит дополнительный заработок.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3 Политические, нравственные и культурно-досуговые ориентации студентов

 

Вес и значимость молодежи как субъекта политических перемен (что далеко не всегда связано с ее реальным участием в этих переменах) осознается представителями различных политических сил - от правящих до оппозиции. И этот интерес побуждает к изучению проблемы «молодежь и политика».

Как и других групп  молодежи, политика не является приоритетной сферой интересов и потребностей современных студентов, хотя они и испытывают определенное влияние политических событий в стране на свою жизнь.

Важнейшей детерминантой  отношения молодежи к политике становится ухудшение ее материального положения. Политическая заинтересованность современной молодежи имеет «избирательный» характер и проявляется от случая к случаю.

Сегодня, когда выполнение общественных поручений, членство в  политической организации перестало  быть индикатором социальной активности, многие формы участия студентов в политической деятельности свелись к минимуму. Причем, как обычно бывает, налицо маятниковое движение - от формального, вынужденного участия («занимаюсь», «выполняю», «состою») - к неучастию. Надежды на то, что участие станет пусть и гораздо менее массовым, но осознанным и добровольным, не оправдались. Если же учесть (и это сегодня становится все более ясным), что в деятельности вузовских комсомольских организаций были не только негативные моменты (идеологизированность, заорганизованность, формализм), но и позитивные (организация учебы, труда, быта и досуга студентов, формирование качеств лидера и руководителя), то становится понятным: нынешние ориентации подавляющего большинства студентов будут серьезными препятствиями для преодоления институционального кризиса в молодежном движении.

Отмеченная тенденция  является общераспространенной. Различия по полу (юноши чуть активнее), по направлению  обучения (естественники и экономисты чуть активнее технарей и гуманитариев), и по вузам мало значимы и лишь подтверждают общую тенденцию.

Основная форма интереса молодежи к политике сегодня - информационная. Выясняется несостоятельность распространенного  в последние годы стереотипа, когда  аполитичность молодежи (факт реальный применительно к участию в  политической деятельности, политических партиях, движениях) переносилась и на ее отношение к информации о политике [4, с.195].Особенно это недопустимо относить к студентам-гуманитариям и экономистам, чей интерес к политической информации выше среднего. Поэтому представляется не совсем оправданным происшедшее в последние годы свертывание налаженной системы политического информирования студентов. Этому способствовало и то, что многие кафедры общественных и гуманитарных наук - под предлогом «деидеологизации», «деполитизации» - крайне мало используют потенциал своих базовых курсов и спецкурсов для систематического информирования студентов по актуальным политическим проблемам. Однако недопустима односторонность политического информирования студентов, превращение его в политическую агитацию. В условиях предвыборной борьбы это может привести к втягиванию студенчества в политические игры на стороне тех или иных сил. Поэтому включение в уставы многих вузов положения о недопустимости политической пропаганды в обучении и воспитании студентов должно неукоснительно соблюдаться.

Большинство студентов  отдают предпочтение демократическим  реформам. Даже в условиях, когда  многие студенты непосредственно ощущают  негативные последствия этих реформ, общедемократическая направленность их ориентаций сохраняется. Хотя - и это нужно предвидеть - дальнейшая переоценка ценностей и снижение престижа в глазах студентов демократических партий и движений вполне возможны.

Деидеологизация, крушение веры в различные «измы» сказывается  на достаточно широкой поддержке студентами неполитических движений и объединений, выдвигающих в качестве основной задачи социальную защиту определенных групп населения. Можно предположить, что немалую поддержку получило бы у студентов и движение, стремящееся специально выразить и защитить интересы молодых людей.

Отношение к политике, когда реальностью становится все  большее неучастие в ней, студенты все чаще соотносят с готовностью  и способностью властных структур любого уровня решать конкретные социальные проблемы. Вполне нормальной можно считать характерную для молодежного сознания переориентацию с ценностей глобального уровня на конкретные острые и нерешенные проблемы.

Все более значимыми  становятся не столько общественные, сколько личностные ориентиры. Особенно это проявляется в представлениях молодых людей об успехе в жизни, что и используется социологами как индикатор их ценностных ориентаций.

В ряду наиболее значимых ценностей:

  1. дело по душе, интересная работа.
  2. высокий заработок, материальное благополучие.
  3. хорошие, верные друзья, хорошие отношения в семье, удовлетворенность в интимной жизни, любви.

В целом можно сказать: студенчество становится практичнее, прагматичнее. Но одновременно сохраняется  ориентация на творческий, интересный труд, возрастает значимость для успеха нематериальных ценностей (Дружба, Любовь, Семья). Обостряется противоречие: как соотнести рыночные установки и общечеловеческие ценности?

Наименее значимыми  оказались для студентов слава, связи, знакомства, власть, возможность  командовать людьми, спокойная жизнь.

Выясняется, что представления  о кризисе идеалов и ценностей  молодых нуждаются в серьезном  уточнении. Да, разрушились многие идеалы, исчезли политизированные иллюзии  и стереотипы. Но сфера нравственная, ориентация на порядочность и искренность в межличностных отношениях оказалась более устойчивой. И это - при всех издержках - позитивный момент.

Неблагоприятные условия  досуговой деятельности и отдыха молодежи, а также недостаточность  для нее социально-культурных благ не попали в число важнейших социальных проблем студенчества. Однако, это свидетельствует не столько об отсутствии проблемы организации досуга как таковой, сколько о том, что на фоне происходящих социальных и экономических катаклизмов она находится на втором плане, уступая место трудностям материального положения, плохому состоянию здоровья, безработице, опасение за безопасность родных и близких.

Нет открытия в том, что  юноши-студенты в среднем гораздо  больше тратят денег на досуговую  деятельность, чем девушки-студентки.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Подводя итоги, можно  сказать следующее: во-первых, студенчество является наиболее подготовленной, образованной частью молодежи, что, несомненно, выдвигает его в число передовых групп молодежи. Во-вторых, стабилизация воспроизводства студенческой молодежи показывает, что интерес к высшему образованию сохранился, что также нашло отражение в «подъеме» его ценности в иерархии ценностей студентов. Однако противоречия, возникающие между институтом высшего образования и различными другими сегментами общества приводят к нарастанию дисфункциональных последствий. Они многообразны по своим проявлениям и просматриваются, в частности, в неудовлетворенности студентов качеством получаемой подготовки, деформации отдельных слоев образовательного процесса. Но самое главное - происходит неуклонное снижение основного результата функционирования высшей школы - образованности студентов, уровня их профессиональной компетентности. Итак, молодежь стремится получить высшее образование, считая, что «без него в нынешние времена никуда», но не стоит забывать, что диплом перестает быть гарантией трудоустройства и ставит его обладателя в зависимость от спроса и предложения на рынке труда.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованных источников

 

 

  1. Бойко, Л.И. Трансформация функций высшего образования и социальные позиции студенчества / Л.И. Бойко - 2002,стр.215.
  2. Руткевич, М.Н. Социология образования и молодёжи: Избранное / М.Н Руткевич. - М.: Гардарики, 2002, стр.539.
  3. Осипов, Г.В. Студенчество / Г.В. Осипов - М.:1998, стр. 544.
  4. Чередниченко, Г.А. Молодёжь России: социальные ориентации и жизненные пути / Г.А Чередниченко. - СПб.: РХГИ, 2004, стр.504.



Информация о работе Молодежные субкультуры