Молодежная политика

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2012 в 20:07, реферат

Краткое описание

Перестроечные процессы 90-х годов в России затронули все сферы деятельности, включая и социальную политику. Безработица, обнищание, резкое падение уровня жизни, увеличение количества бездомных детей и многое другое стали характерными признаками социального кризиса.

Оглавление

Введение.
Глава 1. Социально-демократический портрет молодежи.
Глава 2. Сущность и принципы государственной молодежной политики.
Глава 3. Роль и место социальных служб в решении молодежных проблем.
Заключение.
Использованная литература.

Файлы: 1 файл

молодежная политика.doc

— 85.00 Кб (Скачать)
      • Принцип социальной компенсации: обеспечение социальной и правовой защищенности молодых граждан, необходимой для восполнения обусловленной возрастом ограниченности их социального статуса;
      • Принцип гарантий: предоставление молодому гражданину гарантированного государством минимума социальных услуг по обучению, воспитанию, духовному и физическому развитию, охране здоровья, профессиональной подготовке и трудоустройству, объем, виды и качество которых должны обеспечивать необходимое развитие личности и подготовку к самостоятельной жизни;
      • Принцип приоритета: оказание предпочтения общественным инициативам по сравнению с соответствующей деятельностью государственных органов и учреждений  при финансировании мероприятий в области молодежной политики.

         Разработка и реализация государственной молодежной политики осуществляются на двух уровнях: общереспубликанском и региональном.

         Основные мероприятия  государственной молодежной политики на федеральном уровне с 1995 года осуществлялись в соответствии с федеральной  программой «Молодежь России», одобренной Президентом РФ Указом № 1992 от 15.09.1994 годах. В рамках этой программы, ставшей ныне Президентской, среди приоритетов выделена задача, обеспечить молодежь информацией о ее правах и возможностях в наиболее важных сферах жизнедеятельности. Таким  образом, впервые закреплена позиция, что, информационная поддержка является первоосновой социального обслуживания молодежи.

         Социальное назначение систем информационного обеспечения молодежи определяется расширением возможностей молодежи для самостоятельных и осознанных действий по защите своих прав и законных интересов, выбору профессии и видов учебы, трудоустройству, организации отдыха, решению бытовых вопросов и т.д.

         Работа по созданию единой общероссийской информационной системы для молодежи ведется  несколько лет рядом федеральных  ведомств совместно с органами по делам молодежи субъектов РФ и при участии молодежных и детских общественных объединений, научных коллективов. Впервые в практике России предусматривается создание обширной системы социальной информации не только для ведомственных целей, но и для самих граждан – молодых людей, их родителей, учителей, исследователей молодежных проблем и т.д. Ведется работа по подключению российских информационных центров к европейской компьютерной информационной сети. С учетом того, что около 70 % молодых людей отмечают нехватку информации при решении своих проблем, развитие информационных услуг для молодежи является одной из важнейших государственных задач в области социально-экономического и культурного развития России.

         Проблематичным остается состав информационных услуг. Формирование информационной системы для молодежи в качестве социальной службы началось в конце 80-х годов ХХ века молодежной общественной организацией – комсомолом – при поддержке государства, но ввиду изменения структуры молодежного движения в начале 90-х годов потеряла системность. Современные молодежные и детские объединения не в состоянии самостоятельно решать такую крупную задачу.

         Тем не менее, перспектива  развития системы социального обслуживания молодежи видится в максимальном приближении к такому положению, когда значительная часть этой деятельности будет выполняться молодежными общественными объединениями при поддержке органов государственной власти и местного самоуправления. Это и должно составить важный принцип государственной молодежной политики, а значит, и социальной политики в России.

         Начинается движение в этом направлении и в субъектах  РФ. Начала формироваться нормативно-правовая база государственной поддержки  на региональном уровне социальных инноваций  молодежных объединений (Московская, Волгоградская, Тульская области и др.).

         В целом же пока именно на уровне законодательства субъектов  РФ получает закрепление приоритет  информационных услуг в системе  социального обслуживания молодежи, что соответствует идеям, составившим  концепцию государственной молодежной политики в РФ.

         Также в программе  «Молодежь России» есть и другие вопросы решения: пути решения жилищной проблемы; решение вопросов занятости  молодежи; поддержка молодой семьи; развитие системы детского, молодежного  и семейного отдыха; поддержка  талантливой молодежи и многие другие вопросы. 

         Глава 3.

         Роль  и место социальных служб в решении  молодежных проблем. 

         Решение возникающих  в молодежной сфере социальных проблем  не может быть реализовано без  организации социальной работы, разворачивания деятельности социальных служб для несовершеннолетних и молодежи.

         Социальная работа среди молодежи рассматривается  среди молодежи как обеспечение  наиболее благоприятных социально-экономических  условий развития каждого молодого человека, способствующая социальному  становлению личности, обретение ею всех видов свобод и полноценного участия индивидов в жизни общества.

         Под социальной работой  с молодежью понимается профессиональная деятельность по оказанию помощи, как  отдельному молодому человеку, так  и группам молодых людей в  целях улучшения или восстановления их способности к социальному функционированию; создание условий, благоприятствующих достижению этих целей в обществе, а также работа с молодыми людьми на коммунальном уровне, по месту жительства или в трудовых коллективах.

         При организации деятельности социальных служб для несовершеннолетних и молодежи осуществляется целый комплекс мер. Решается задача по созданию и развитию комплекса специализированных служб и учреждений по оказании подросткам и молодежи разнообразных медико-социальных, психолого-педагогических, реабилитационных и социально-правовых услуг.

      В соответствии с утвержденной номенклатурой  органов по делам молодежи существует следующая структура социальных служб:

      Центр социально-психологической  помощи молодежи для оказания медико-психолого-педагогической помощи молодежи, переживающей кризисные состояния, находящейся в конфликтных ситуациях, профилактики и предупреждения девиантного и суицидального поведения данной категории молодежи;

      Консультативный центр для подростков и молодежи, оказывающий квалифицированную, экстренную, анонимную, бесплатную психологическую помощь по телефону;

      Приют для подростков, создающий условия для жизнедеятельности несовершеннолетнего, отчужденного по объективным или субъективным причинам от благоприятных условий своего развития в семье, воспитательном учреждении, обществе;

      Центр ресоциализации молодежи, предназначенный для лиц, вернувшихся из мест заключения, и оказывающий им консультативную, социально-правовую, профориентированную и психологическую помощь, в первую очередь, несовершеннолетним, оказавшимся в дезаптированном состоянии;

      Центр информации для молодежи, оказывающий информационные и методические услуги органам исполнительной власти по делам молодежи, организациям и учреждениям, работающим с молодежью, различным группам молодежи.

      «Молодежные»  проблемы при всей  их специфике  невозможно решить в отрыве от системы  поддержки семьи, образования и  здравоохранения, охраны общественного  порядка, спорта и т.д. Становление  же социальных служб осуществляется в современный период в условиях разобщенности отдельных программ и ведомственного противостояния. Социальные службы для молодежи испытывают значительные трудности, обусловленные, в частности, крайне медленным становлением единой системы в масштабах страны.

      Значительные  успехи в области организации  социальной работы с молодежью достигнуты в Астрахани, Новосибирске, Тюменской  области и других регионах России.

      В 1997 году по итогам конкурса социальных учреждений органов по делам молодежи 20 комплексам социальных молодежных служб и подростково-молодежных клубов были присвоены специальные статусы: опорный центр, опорно-экспериментальный центр, экспериментальный центр.

      Направлениями их работы являются:

      • оказание социально-психологической помощи подросткам и молодежи путем создания бесплатных анонимных кабинетов психологической разгрузки, центров и служб (Служба социально-психологической помощи детям и подросткам «Форпост» Екатеринбурга);
      • правовая помощь молодежи и молодой семье (Центр социальной поддержки молодежи Курска; Комплекс социальных служб молодежи Астрахани);
      • профилактическая воспитательная работа с несовершеннолетними (Комплекс служб социальной помощи несовершеннолетним Новосибирска; Центр «Четвертый мир» в Москве);
      • медицинская и медико-социальная помощь молодежи (Центр «Ювентус» в Новосибирске, центры реабилитации и планирования семьи в Хабаровске);

      Опорные и экспериментальные центры, используя  комплексный подход, вырабатывают и  осуществляют многосторонние долгосрочные программы оздоровления молодежной социальной среды.

      Так, екатеринбургский «Форпост» отрабатывает инновационную модель территориальной  социальной службы для молодежи в  целях создания государственно-общественной системы профилактики отклоняющегося поведения детей и молодежи, восстановления и реорганизации социальной инфраструктуры для подростков и молодежи в микрорайонах, развития специализированных социальных служб адаптации и реабилитации молодежи.

      Пермский  «Социум» разрабатывает модели оказания психологической помощи подросткам, молодым людям, подвергшимся насилию, несовершеннолетним правонарушителям, воинам, вернувшимся из зоны боевых действий.

      Социально-психологический  реабилитационный центр для детей  и подростков «Зазеркалье» (г. Сургут) отрабатывает технологии экстренной помощи несовершеннолетним, организации их временного проживания при экстремальной ситуации. Проводится работа по созданию среды общения подростков, молодежи по месту жительства путем организации клубов общения, в том числе для молодых людей с ограниченными возможностями.

      Расширяется сеть социально-психологических центров  для молодых людей, страдающих различными формами химической зависимости, наркологических  служб, анонимных наркологических  кабинетов для подростков и молодежи. Такие центры действуют в Хабаровском крае, Новосибирской, Кемеровской областях и других регионах.

      Особое  внимание мировой общественности к  проблемам молодых было привлечено в 1985 году в связи с проведением  Международного года молодежи. Была принята  «Всемирная программа действий, касающаяся молодежи, до 2000 года и последующий период», которая включает 10 приоритетных направлений деятельности: образование, занятость, ликвидация голода и нищеты, здравоохранение, охрана окружающей среды, борьба со злоупотреблениями наркотическими средствами, борьба с преступностью среди несовершеннолетних, организация досуга, и т.д.

        

      Заключение.

      Всемирная программа действий, касающаяся молодежи, обеспечивает основы политики и практические руководящие принципы для деятельности на национальном уровне и международной поддержки с целью улучшения положения молодых людей. Программа действий нацелена на укрепление национального потенциала  и расширение количественных и качественных возможностей для эффективного и конструктивного участия молодых людей в жизни общества.

      В процессе реформирования России предпринимаются  попытки применить опыт зарубежных стран к российской действительности. Появилось осознание того, что  значительно дешевле и безопаснее поддерживать эффективную социальную работу, чем содержать огромный полицейский аппарат подавления.

      Главный аспект в социальной работе с молодежью  делается не на предоставлении необходимой  помощи, а на минимальной стартовой  поддержке. Тем самым государство  снимает с себя обязательство  всемирной опеки, что уменьшает  материальные затраты и стимулирует раскрытие способностей молодых людей, творческих начал посредством развития сети социальных центров. Специфика социальной работы с молодежью заключается в том, что молодежь рассматривается не как объект воспитания, а как субъект социального действия, социального обновления.

      Итак, основными целями социальной работы с молодежью являются:

    • создание  системы социального обслуживания молодежи как государственно-общественной целостной системы социально-психологического сопровождения человека;

Информация о работе Молодежная политика