Лекции по "Соиологии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2013 в 08:20, курс лекций

Краткое описание

Объект науки:
1) Это реальность, представляющая тот или иной фрагмент объективного мира.
2) Область окружающей действительности, на которую направлен исследовательский поиск.
3) Поле исследовательской деятельности.

Файлы: 1 файл

ответы социология.doc

— 329.50 Кб (Скачать)

 

Цель социологического исследования определяет преимущественную его ориентацию - теоретическую или прикладную. Цели исследования могут быть различны. Например, если сформулирована такая проблема, как недостаточно высокий уровень управления подразделениями организации, то цель будет состоять в анализе реальной ситуации причин низкой эффективности управления организацией, выявлении скрытых резервов и разработке практических рекомендаций по изменению этой ситуации.

 

Четкой постановкой  целей исследования достигается:

 

1. Одновременная (осознанная или неосознанная) формулировка гипотез о возможных решениях поставленной проблемы, чем обеспечивается ориентация дальнейшего хода исследования;2. Определение объема работы, временных и финансовых затрат, материально-технических ресурсов, методического обеспечения для получения ожидаемого результата;

 

3. Регулирование  взаимоотношений заказчика и  исполнителя, обеспечивающее нормативную  сторону программы как официального  документа и определяющее форму  представления результатов исследования. Это снимает: а) необоснованные обещания исполнителя; б) завышенные ожидания и необоснованные претензии заказчика.

 

Задачи исследования - это содержательно-организационная  детализация поставленных целей. Они  формулируются в соответствии с  целью исследования и гипотезами и так же, как последние, могут быть условно разделены на основные и дополнительные.

 

Основные задачи исследования заключают в себе поиск  ответа на его центральный вопрос: каковы пути и средства решения исследуемой  проблемы? Например, если цель исследования - определение эффективности учебного процесса, то в качестве основной задачи может выступить поиск факторов, дестабилизирующих этот процесс. Возможна ситуация, когда выдвижение дополнительных гипотез потребует выяснения еще каких-либо вопросов. В соответствии с этим и формулируются дополнительные задачи. В последнем примере в качестве дополнительных задач могут выступать: выявление степени обеспеченности студентов учебниками, оценка их материального положения и занятости во внеучебное время, изучение структуры досуга, политических интересов и активности и др.

 

Описательные  и аналитические социологические  исследования часто включают несколько  основных задач, решение каждой из которых  предполагает реализацию определенного  числа связанных с ними дополнительных задач. Такие исследования называются комплексными и могут рассматриваться как состоящие из нескольких относительно автономных “частных” исследований.

 

Задачи исследования представляют собой содержательную, методическую и организационную  конкретизацию цели:

 

1. Исследовательские  задачи формулируются как конкретные  целевые установки, определяющие  необходимую поэтапность решений  поставленной проблемы. Это позволяет:  а) контролировать и согласовывать  друг с другом результаты, полученные  на различных этапах исследования; б) не отвлекаться от главного и не упускать из виду второстепенное;

 

2. Каждому виду  исследовательских задач (эмпирические, теоретические, логические) соответствует  определенный состав познавательных  действий, средств и методов социологического познания;

 

3. Не допускать  перемешивания целей и задач,  основных и не основных задач.

 

Определившись с объектом и предметом исследования, с его целями и задачами, у исследователя  возникает необходимость формулировки гипотез. Выдвижению гипотез должен предшествовать системный анализ объекта и предмета исследования.

 

Системный анализ объекта и предмета исследования - это способ научного познания (совокупность методов и средств), который требует  рассмотрения частей в неразрывном  единстве с целым. Он сформировался путем конкретизации материалистической диалектики при изучении сложных объектов. Центральным понятием в нем выступает система как упорядоченное множество взаимосвязанных элементов, обладающее структурой и организацией, которые обеспечивают ее устойчивость (стабильность), качественную определенность (направленность функционирования и развития).

 

Элементом системы  является неделимый далее компонент (единица анализа) действительности в конкретном способе рассмотрения конкретного социального явления. Упорядоченные связи между элементами, обеспечивающие устойчивость (повторяемость) последовательности их взаимодействия и составляющие качественную определенность (меру существования) системы, ее целостность и иерархичность являются структурой социального явления. Взаимодействие элементов по воспроизводству связей между собой составляет организацию социальной системы. Основными принципами организации социальной системы выступают иерархичность как последовательность осуществления взаимодействий и целостность как мера осуществления взаимодействия, определяющая существование самой системы.

 

Основными типами поведения систем по отношению к  среде обитания и к более крупным  системам являются: реактивное - определяемое средой обитания и более крупными системами; адаптивное - определяемое средой обитания и более крупными системами на основе саморегуляции системы; активное - определяется самой системой, преобразовывая среду обитания и оказывая влияние на развитие более крупных систем.

 

Принципами описания социальной системы выступают: принцип взаимосвязи системы со средой; принцип целостности; принцип структурности; принцип управления; принцип иерархичности; принцип множественности (многовариантности) описания систем.

 

В ходе проведение системного анализа объекта и предмета социологического исследования осуществляется операционализация понятий - научная процедура связи концептуального (теоретического) аппарата исследования с его методическим инструментарием. Ее сущность заключается в объединении в единое целое проблемы формулирования понятий, техники измерения и поиска социальных индикаторов, то есть осуществление перехода от теории к объективной социальной реальности.

 

Составной частью операционализации является интерпретация  основных понятий как их теоретическое и эмпирическое уточнение. Выделяются теоретическая и эмпирическая интерпретация. Теоретическая интерпретация понятий это уточнение понятия в связи с другими понятиями системы, определение его места в ней с точки зрения теории в которую оно включено; выяснение отношения понятия к употреблению в других теориях. Для обеспечения надежности и адекватности социологической информации необходимо их уточнение, которое включает:

 

а) соотнесение  специфических понятий с определенной теоретической системой;

 

б) достижение однозначности в понимании содержания категориального понятийного аппарата данного исследования;

 

в) достижение точности употребления терминов, однозначно фиксирующих  определенные понятия.

 

В процессе теоретического осмысления основных (исходных) понятий данные требования реализуются путем:

 

выделения определенной точки зрения с помощью полемики по проблемам языка данной теории;

 

придания однозначного смысла (уточнения) в рамках данного  исследования (концепция, доработка, введение частного определения);

 

выработки нового определения понятия.

 

Данные уточнения  понятий должны быть зафиксированы  исследователем через систему комментариев, оговорок и т.п.

 

Эмпирическая  интерпретация понятий это процедура  поиска эмпирических значений теоретических  терминов; соотнесение понятия с явлениями (элементами) социальной реальности так, чтобы явления были охвачены их содержанием и, таким образом, превратились в соответствующие эмпирические индикаторы и показатели каждого понятия, то есть это операциональное определение понятий. Она включает в себя экспериментальную ситуацию, а не является логической процедурой определения, это разработка средств фиксации данных (поиск индикаторов, разработка индексов, шкал, анкет и т.д.).

 

Цель эмпирической интерпретации - последовательная конкретизация содержания понятий, дающая возможность выйти на такие проявления (косвенные, опосредованные) непосредственно недоступных восприятию изучаемых явлений, которые поддаются фиксации и измерению.

 

 

Главная задача эмпирической интерпретации - обеспечить переход к индикаторам, позволяющим получать социологическую информацию, которую можно будет соотносить с исходными априорными представлениями, выработанными до начала исследования. Эмпирический индикатор позволяет: установить, как и в какой форме надо подойти к сбору данных; правильно сформулировать вопросы в различных видах инструментария; определить структуру ответов на вопросы (шкалы, тесты). Критерии отбора индикаторов:

 

1. Необходимость  и достаточность индикатора для  эмпирического описания предмета исследования.

 

2. Обеспеченность  индикаторов доступными источниками  информации.

 

3. Возможность  надежного методического обеспечения  сбора необходимой информации.

 

4. Набор индикаторов  должен быть минимизирован для  данного исследования.

 

Процедура эмпирической интерпретации понятий состоит из тех же операций, что и процедура построения инструментария исследования. Так при построении индекса осуществляется перевод  понятий в индикаторы, перевод индикаторов в переменные (выбираются типы шкал, единицы измерения), перевод переменных в индекс (выбирается техника конструирования индекса, формула его расчета), оценка индекса (расчет индекса на надежность и обоснованность). Простейший пример: индекс групповой сплоченности есть отношение числа позитивных (положительных) взаимных выборов к числу всех возможных выборов; понятие групповой сплоченности определяется через индикатор “взаимные выборы”; средство регистрации - простейший расчет.

 

Операционализация понятий является условием построения системы социальных показателей и требует разработки и введения промежуточной концептуальной модели, которая состоит из понятий, образующих определенную иерархию и опосредующих связь исходного понятия с системой показателей. Ее конечная цель заключается в совмещении концептуальной модели объекта исследования с его инструментальной моделью, то есть выдвижение и обоснование основных гипотез исследования.

 

Гипотеза исследования это обоснованное предложение о  структуре изучаемого социального  объекта, характере составляющих его элементов, механизме функционирования, развития и т.д. Гипотезы исследования должны соответствовать исходным принципам применяемой социологической теории; содержать взаимосвязанность и представительность системы доказательств выдвинутого объяснения, доступность проверки в ходе конкретного социологического исследования (указать способ проверки); не противоречить известным и проверенным фактам, а так же друг другу. Гипотезы должны быть достаточно просто и доступно сформулированы.

 

Различают  гипотезы: по содержанию предположений об объекте - описательные (структурные и функциональные) и объяснительные (причинно-следственные); по задачам - основные и не основные; по степени разработанности и обоснованности - первичные и вторичные (выдвигаются взамен тех, которые опровергаются эмпирическими данными).

 

В социологическом  исследовательском проекте выдвижение гипотез является промежуточным  звеном между теоретической частью программы и последующими эмпирическими  познавательными действиями, направленными  на достижение истинного результата, на практическое разрешение проблемы и обогащение научно-технического знания. Осознание наметившегося решения как гипотезы, т.е. предположения, порождает потребность в формулировке и проверке. Когда эта проверка заканчивается, мыслительный процесс подходит к завершающей фазе - к окончательному в пределах данного мыслительного процесса суждению по данному вопросу, фиксирующему достигнутое в нем решение проблемы.

 

Источником гипотез  выступают новые факты, в которых  предметная область включается в научно-практическое исследование, когда для объяснения новых фактов:

 

а) недостаточно имеющихся теоретических знаний;

 

б) не пригодны общие  имеющиеся знания.

 

Отправным пунктом  разработки гипотез выступают эвристический  потенциал специальных и отраслевых социологических теорий, смежных с ним отраслей знаний, статистика, "самовыдвижение" исследовательской мысли и т.п. В случае, когда нет достаточного материала, чтобы выдвинуть гипотезу, проводят разведывательные исследования.

 

Цели выдвижения гипотез:

 

а) сузить массы  возможных предложений и догадок  при решении поставленной проблемы;

 

б) обеспечить ориентацию движения исследовательского поиска к  желаемому результату.

 

Требования к  выдвижению гипотез. Выдвигаемая гипотеза должна:

 

1) быть достаточно теоретически надежна:

 

преемственной с предыдущим знанием, не противоречить  фактам науки, оспариваться могут положения  и выводы;

 

2) быть однозначно  логически согласована с проблемой  и целью;

 

3) заключать  понятия, получившие предварительное  уточнение и интерпретацию;

 

4) быть приложима  к данным, заключенным в предварительном  описании предмета исследования;

 

5) заключать  возможность эмпирической проверки (верификации) с помощью предметно-методических  средств социологического познания, которая обеспечивает переход от нее к теории и закону.

 

Отвечающие данным требованиям гипотезы называются рабочими (работающими в данном исследовании); это предварительное (предположительное) объяснение явления, достаточное для  дальнейшего эмпирического изучения проблемы исследования.

Информация о работе Лекции по "Соиологии"