Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2013 в 08:20, курс лекций
Объект науки:
1) Это реальность, представляющая тот или иной фрагмент объективного мира.
2) Область окружающей действительности, на которую направлен исследовательский поиск.
3) Поле исследовательской деятельности.
Основные вопросы, на которые должна ответить теория личности, заключаются в следующем:
1. Каков характер главных источников развития личности — врожденный или приобретенный?
2. Какой возрастной период наиболее важен для формирования личности?
3. Какие процессы
являются доминирующими в
4. Обладает ли
личность свободой воли, и в
какой степени человек осуществ
5. Является ли
личный (внутренний) мир человека
субъективным, или внутренний мир
объективен и может быть
Каждый психолог придерживается определенных ответов на поставленные выше вопросы. В науке о личности сложилось семь довольно устойчивых комбинаций таких ответов, или теорий личности. Выделяют психодинамическую, аналитическую, гуманистическую, когнитивную, поведенческую, деятельностную и диспозитивную теории личности.
Основоположником психодинамической теории личности, также известной под названием «классический психоанализ», является австрийский ученный З. Фрейд. В рамках психодинамической теории личность — это система сексуальных и агрессивных мотивов, с одной стороны, и защитных механизмов — с другой, а структура личности представляет собой индивидуально различное соотношение отдельных свойств, отдельных блоков (инстанций) и защитных механизмов.
Аналитическая теория личности близка к теории классического психоанализа, так как имеет с ней много общих корней. Наиболее ярким представителем этого подхода является швейцарский исследователь К. Юнг. Согласно аналитической теории, личность — это совокупность врожденных и реализованных архетипов, а структура личности определяется как индивидуальное своеобразие соотношения отдельных свойств архетипов, отдельных блоков бессознательного и сознательного, а также экстравертированной или интровертированной установок личности.
Сторонники гуманистической теории личности в психологии (К. Роджерс и А. Маслоу) главным источником развития личности считают врожденные тенденции к самоактуализации. В рамках гуманистической теории, личность — это внутренний мир человеческого «Я» как результат самоактуализации, а структура личности — это индивидуальное соотношение «реального Я» и «идеального Я», а также индивидуальный уровень развития потребностей в самоактуализации.
Когнитивная теория личности близка к гуманистической, однако в ней имеется ряд существенных отличий. Основоположником этого подхода является американский психолог Дж. Келли. По его мнению, единственное, что человек хочет знать в жизни, — это то, что с ним произошло и что с ним произойдет в будущем. Согласно когнитивной теории, личность — это система организованных личностных конструктов, в которых перерабатывается (воспринимается и интерпретируется) личный опыт человека. Структура личности в рамках данного подхода рассматривается как индивидуально своеобразная иерархия конструктов.
Поведенческая теория личности имеет еще и другое название — «наученческая», поскольку главный тезис данной теории гласит: наша личность является продуктом научения. В рамках данного подхода, личность — это система социальных навыков и условных рефлексов, с одной стороны, и система внутренних факторов: самоэффективности, субъективной значимости и доступности — с другой. Согласно поведенческой теории личности, структура личности — это сложно организованная иерархия рефлексов или социальных навыков, в которой ведущую роль играют внутренние блоки самоэффективности, субъективной значимости и доступности.
Деятельностная
теория личности получила наибольшее
распространение в
Сторонники диспозициональной теории личности считают главным источником развития личности факторы генно-средового взаимодействия, причем одни направления подчеркивают преимущественно влияния со стороны генетики, другие — со стороны среды. В рамках диспозициональной теории, личность — это сложная система формально-динамических свойств (темперамента), черт и социально обусловленных свойств. Структура личности — это организованная иерархия отдельных биологически детерминированных свойств, входящих в определенные соотношения и образующих определенные типы темперамента и черт, а также совокупность содержательных свойств.
Вопросы этапов
и стадий социализации решаются в
социально-психологической
Дотрудовая стадия
охватывает детский, подростковый и
юношеский возраст и имеет
несколько самостоятельных
ранней социализации (имитации и копирования детьми поведения взрослых);
игровой деятельности, когда дети осознают поведение как исполнение роли;
групповых игр, на которых дети учатся понимать, чего от них ждет целая группа людей;
обучение.
Трудовая стадия связана со зрелостью личности, реализацией и углублением ею социального опыта.
Специфика последтрудовой стадии социализации заключается в реализации потенциала людей пенсионного возраста.
В приведенной периодизации
наиболее дискуссионным
Противоположным к социологическому подходу является психоаналитический, с точки зрения которого особое значение для социализации индивида имеет период раннего детства. Психоанализ связывает стадии социализации с проявлением биологических поездов, инстинктов и подсознательных мотивов человека.
Поступковый подход к проблеме развития и становления личности в социуме (В. Роменец, В. Татенко, Т. Титаренко и др.) предусматривает тот факт, что жизнь как поступок может происходить при условии, что каждое его проявление, волевой акт, переживание, каждое мнение будут формой реализации поступкового принципа .
Еще один подход к рассмотрению вопроса о стадии социализации - компромиссный – учитывает, как социологические, так и психоаналитические взгляды.
В соответствии с этим подходом выделяют два этапа социализации:
первичную (она охватывает две стадии: от рождения до начала обучения, от начала обучения в школе до начала социальной зрелости и выбора профессии)
вторичную (усвоения социальных ролей взрослым человеком в процессе труда, познания и общения).
Человек, который родился,
не способен самостоятельно существовать
в социуме и взаимодействовать
с социальной средой без помощи и
заботы взрослого. Жизненные задачи
новорожденного заключаются в том,
чтобы перейти с
Следовательно, поступок от рождения переходит в поступок самоутверждения с помощью взрослых, которые должны строить свою встречную активность как поступковую, создавать поступковую среду.