Лекции по "Соиологии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2013 в 08:20, курс лекций

Краткое описание

Объект науки:
1) Это реальность, представляющая тот или иной фрагмент объективного мира.
2) Область окружающей действительности, на которую направлен исследовательский поиск.
3) Поле исследовательской деятельности.

Файлы: 1 файл

ответы социология.doc

— 329.50 Кб (Скачать)

 

Основные вопросы, на которые должна ответить теория личности, заключаются в следующем:

 

1. Каков характер  главных источников развития  личности — врожденный или  приобретенный?

2. Какой возрастной период наиболее важен для формирования личности?

3. Какие процессы  являются доминирующими в структуре  личности — сознательные (рациональные) или бессознательные (иррациональные)?

4. Обладает ли  личность свободой воли, и в  какой степени человек осуществляет контроль над своим поведением?

5. Является ли  личный (внутренний) мир человека  субъективным, или внутренний мир  объективен и может быть выявлен  с помощью объективных методов?

 

Каждый психолог придерживается определенных ответов  на поставленные выше вопросы. В науке о личности сложилось семь довольно устойчивых комбинаций таких ответов, или теорий личности. Выделяют психодинамическую, аналитическую, гуманистическую, когнитивную, поведенческую, деятельностную и диспозитивную теории личности.

 

 

Основоположником психодинамической теории личности, также известной под названием «классический психоанализ», является австрийский ученный З. Фрейд. В рамках психодинамической теории личность — это система сексуальных и агрессивных мотивов, с одной стороны, и защитных механизмов — с другой, а структура личности представляет собой индивидуально различное соотношение отдельных свойств, отдельных блоков (инстанций) и защитных механизмов.

 

 

Аналитическая теория личности близка к теории классического  психоанализа, так как имеет с ней много общих корней. Наиболее ярким представителем этого подхода является швейцарский исследователь К. Юнг. Согласно аналитической теории, личность — это совокупность врожденных и реализованных архетипов, а структура личности определяется как индивидуальное своеобразие соотношения отдельных свойств архетипов, отдельных блоков бессознательного и сознательного, а также экстравертированной или интровертированной установок личности.

 

 

Сторонники гуманистической  теории личности в психологии (К. Роджерс и А. Маслоу) главным источником развития личности считают врожденные тенденции к самоактуализации. В рамках гуманистической теории, личность — это внутренний мир человеческого «Я» как результат самоактуализации, а структура личности — это индивидуальное соотношение «реального Я» и «идеального Я», а также индивидуальный уровень развития потребностей в самоактуализации.

 

 

Когнитивная теория личности близка к гуманистической, однако в ней имеется ряд существенных отличий. Основоположником этого подхода является американский психолог Дж. Келли. По его мнению, единственное, что человек хочет знать в жизни, — это то, что с ним произошло и что с ним произойдет в будущем. Согласно когнитивной теории, личность — это система организованных личностных конструктов, в которых перерабатывается (воспринимается и интерпретируется) личный опыт человека. Структура личности в рамках данного подхода рассматривается как индивидуально своеобразная иерархия конструктов.

 

 

Поведенческая теория личности имеет еще и другое название — «наученческая», поскольку главный тезис данной теории гласит: наша личность является продуктом научения. В рамках данного подхода, личность — это система социальных навыков и условных рефлексов, с одной стороны, и система внутренних факторов: самоэффективности, субъективной значимости и доступности — с другой. Согласно поведенческой теории личности, структура личности — это сложно организованная иерархия рефлексов или социальных навыков, в которой ведущую роль играют внутренние блоки самоэффективности, субъективной значимости и доступности.

 

 

Деятельностная  теория личности получила наибольшее распространение в отечественной  психологии. Среди исследователей, внесших наибольший вклад в ее развитие, следует назвать, прежде всего, С. Л. Рубинштейна, К. А. Абульханову-Славскую, А. В. Брушлинского. В рамках деятельностной теории, личность — это сознательный субъект, занимающийся определенное положение в обществе и выполняющий социально полезную общественную роль. Структура личности — это сложно организованная иерархия отдельных свойств, блоков (направленности, способностей, характера, самоконтроля) и системных экзистеционально-бытийных свойств личности.

 

 

Сторонники диспозициональной  теории личности считают главным  источником развития личности факторы  генно-средового взаимодействия, причем одни направления подчеркивают преимущественно влияния со стороны генетики, другие — со стороны среды. В рамках диспозициональной теории, личность — это сложная система формально-динамических свойств (темперамента), черт и социально обусловленных свойств. Структура личности — это организованная иерархия отдельных биологически детерминированных свойств, входящих в определенные соотношения и образующих определенные типы темперамента и черт, а также совокупность содержательных свойств.

Вопросы этапов и стадий социализации решаются в  социально-психологической литературе неоднозначно. По признаку «отношение к трудовой деятельности» Г. Андреева выделяет три стадии социализации –  дотрудовая, трудовая и послетрудовая (социологический подход).

 

Дотрудовая стадия охватывает детский, подростковый и  юношеский возраст и имеет  несколько самостоятельных этапов:

ранней социализации (имитации и копирования детьми поведения  взрослых);

игровой деятельности, когда дети осознают поведение как исполнение роли;

групповых игр, на которых дети учатся понимать, чего от них ждет целая группа людей;

обучение.

 

Трудовая стадия связана  со зрелостью личности, реализацией  и углублением ею социального  опыта.

 

Специфика последтрудовой стадии социализации заключается в реализации потенциала людей пенсионного возраста.

 

 В приведенной периодизации  наиболее дискуссионным вопросом  является как раз третья стадия  социализации. Ряд ученых считает,  что само понятие социализации  личности несовместимо с тем  периодом жизни индивида, когда все его социальные функции сворачиваются. Другие, напротив, убеждены в том, что пенсионный период жизни человека является тем возрастом, который продолжает вносить определенный вклад в воспроизведении социального опыта.

 

Противоположным к социологическому подходу является психоаналитический, с точки зрения которого особое значение для социализации индивида имеет период раннего детства. Психоанализ связывает стадии социализации с проявлением биологических поездов, инстинктов и подсознательных мотивов человека.

 

Поступковый подход к проблеме развития и становления личности в социуме (В. Роменец, В. Татенко, Т. Титаренко и др.) предусматривает  тот факт, что жизнь как поступок может происходить при условии, что каждое его проявление, волевой акт, переживание, каждое мнение будут формой реализации поступкового принципа .

 

Еще один подход к рассмотрению вопроса о стадии социализации - компромиссный – учитывает, как  социологические, так и психоаналитические взгляды.

 

В соответствии с этим подходом выделяют два этапа социализации:

первичную (она охватывает две стадии: от рождения до начала обучения, от начала обучения в школе до начала социальной зрелости и выбора профессии)

вторичную (усвоения социальных ролей взрослым человеком в процессе труда, познания и общения).

 

Человек, который родился, не способен самостоятельно существовать в социуме и взаимодействовать  с социальной средой без помощи и  заботы взрослого. Жизненные задачи новорожденного заключаются в том, чтобы перейти с психобиологического на психосоциальный уровень функционирования и начать «поступковую одиссею» самоутверждения себя как человека.

 

Следовательно, поступок от рождения переходит в поступок самоутверждения  с помощью взрослых, которые должны строить свою встречную активность как поступковую, создавать поступковую среду.


Информация о работе Лекции по "Соиологии"