Лекции по "Соиологии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2013 в 08:20, курс лекций

Краткое описание

Объект науки:
1) Это реальность, представляющая тот или иной фрагмент объективного мира.
2) Область окружающей действительности, на которую направлен исследовательский поиск.
3) Поле исследовательской деятельности.

Файлы: 1 файл

ответы социология.doc

— 329.50 Кб (Скачать)

 

Гипотезы включают в себя две части: содержательная (определяется в первом разделе программы) и статистическая (определяется во втором разделе программы). Статистическая гипотеза это математическое описание содержательной гипотезы на основе собранных эмпирических данных: гипотеза о виде статистического закона распределения генеральной совокупности на основе критериев согласия, гипотеза о соответствии предлагаемой выборочной совокупности генеральной с помощью критериев значимости.

 

13. Социологические методы в журналистике

14. журналистика  – средство выражения общественного  мнения

 

ля чего существует журналистика? Зачем она нужна  отдельному индивиду и обществу в  целом? Иными словами, каковы социальные функции СМИ? Сразу условимся, что  термин “функции” мы будем понимать как разнообразные “обязанности” журналистики и характер их исполнения в современном обществе.

 

 В те времена,  когда вся отечественная печать  называлась партийно-советской,  эти функции выводились из  ленинской формулы: “Газета есть  коллективный пропагандист, коллективный агитатор и коллективный организатор”. Соответственно, прессе предписывалось выполнение пропагандистских, агитационных и организаторских функций. Агитировать следовало фактами, по преимуществу, положительными, подтверждающими правильность курса Коммунистической партии и Советского правительства. Агитация рассматривалась скорее тактикой, а стратегическим направлением признавалась пропаганда идей марксизма-ленинизма как единственно правильного учения, незыблемого в своих лозунгах и постулатах. Во всех редакциях существовали отделы пропаганды, а также отделы коммунистического воспитания, ибо в качестве вспомогательной тогдашние теоретики признавали также воспитательную функцию.

 

 Таким образом,  партийно-советская пресса должна  была агитировать за Советскую власть, пропагандировать идеи марксизма-ленинизма, воспитывать трудящихся в духе преданности коммунизму и организовывать народные массы на новые трудовые подвиги во исполнение решений партийных съездов и правительственных постановлений. Все это, разумеется, не имеет ничего общего с подлинными задачами и призванием демократической журналистики.

 

 В качестве  важнейшей, или лучше сказать,  первой среди равных следует  назвать информационную функцию  современных СМИ. Каждый человек  в отдельности и общество в целом имеют суверенное право на получение интересующей их информации без каких-либо ограничений (за исключением сведений, касающихся частной жизни). Это всеобъемлющее право определено Декларацией прав человека и записано в конституциях всех демократических государств. Причем важно подчеркнуть, что речь идет об объективной, достоверной, не интерпретированной в угоду тому или иному политическому течению информации. Люди хотят знать факты, и журналисты обязаны сообщать им именно факты, а не свое мнение об этих фактах.

 

 Это вовсе  не значит, что журналистская  информация всегда и во всех  случаях должна быть лишена  какой-либо тональности и окраски,  как вовсе не значит, что журналисты  не должны иметь собственного  мнения по поводу сообщаемых фактов. Все дело в том, какая задача стоит перед журналистом и какую информационную функцию в том или ином случае выполняет орган массовой информации. В качестве примера продемонстрируем это положение на деятельности телевизионных компаний.

Иногда социально-педагогическую функцию определяют также как управленческую. Фактически все функции СМИ пересекаются между собой: информационная вливается в пропагандистскую, управленческая – в социально-педагогическую. И все же представляется рациональным выделить как самостоятельную функцию социального управления, хотя речь, конечно, идет не о буквальном регулировании государственной и общественной жизни, но об обязанности СМИ донести до каждого гражданина страны общеобязательные нормативные акты, принимаемые властными структурами, разъяснить существующие законы и предписания, мобилизовать население на их исполнение, воспитывать в гражданах законопослушание (чего так не хватает российской публике), а в случае несоответствия действующих законов международным нормам, правам человека или просто неэффективности тех или иных статей – привлечь к ним внимание общественности и законодателей, добиваться приведения законов в соответствие с современными требованиями. Одним словом, выполнение функции социального управления предполагает пропаганду образа жизни, соответствующего правовым нормам данного общества.

 

 Таким образом,  журналистика, информируя общество, одновременно берет на себя  труд поучать людей. Не случайно  девиз Британской вещательной  корпорации (Би-Би-Си) звучит так:  “Информировать. Поучать. Развлекать”. Сообщение так относится к поучению, как новость – к ее комментированию. Хрестоматийная истина мировой журналистики: факт неприкосновенен, комментарий свободен. Это естественный водораздел отделения фактов от мнений. И, соответственно, – информационной функции от пропагандистской.

Как видим, современной  журналистике присущ широкий спектр общественных функций, каждая из которых  в тот или иной период исторического  развития либо увеличивает свою значимость, либо приглушает ее или вообще исчезает. Именно в силу подвижности, динамизма функционирования журналистики мы наблюдаем некоторые разночтения у разных авторов, излагающих теорию общественных функций СМИ. Так, нередко называются: функция выражения и формирования общественного мнения, общения, эстетическая. Наверное, это не совсем справедливо, поскольку во всех этих случаях речь идет об имманентных, природных, сущностных свойствах, качествах, характеристиках СМИ, без которых журналистика попросту не существовала бы как отдельный род человеческой деятельности. Ведь журналистика как раз и есть средство выражения и формирования общественного мнения, инструмент опосредованного общения (средство коммуникации), а в ряде случаев – способ эстетического осмысления реальной действительности.

 

 Не склонны  мы выделять в особую общественную  функцию прессы воспитательную, как это делается в некоторых  учебниках. Да, журналистика воспитывает  на положительных (и отрицательных)  примерах, на сумме знаний, которую  содержат ее материалы. Но это,  так сказать, побочный, хоть и очень важный и, безусловно, полезный эффект. В конце концов, сама жизнь, накопленный опыт воспитывают каждого из нас, а журналистика – часть современной жизни.

 

15. социальные  группы и общности

 

Социальные группы – субъективный фактор развития общества. Признаки – возрастной (молодёжь), половой (женщины), профессиональный (учёные), религиозный (мусульмане) и т.д.

 

Каждый человек  принадлежит к какой-либо из этих социальных групп. Группы занимают различное  положение в обществе, имеют не равный доступ к таким социальным благам, как деньги, власть, престиж.

 

В социальной структуре  общества выделяют:

классы;

люмпены;

маргиналы;

семья;

страты

Классы –  это устойчивая социальная группа.

 

«Люмпены» –  люди, опустившиеся на «дно» общественной жизни – бродяги, нищие, бомжи.

 

Маргиналы –  это люди, занимающие положение между  устойчивыми общностями. Один из каналов  пополнения маргиналов – массовая миграция из села в город.

 

Семья – важнейший  элемент социальной структуры общества. Это первая общность, в которой оказывается человек, где он находится в самый важный период своего развития, когда усвоение разнообразной информации, познание внешнего мира идет с колоссальной скоростью.

 

Страты –  это большие группы людей, отличающиеся по своему положению в социальной структуре общества.

оциальная общность — это совокупность индивидов, объединенных одинаковыми условиями жизнедеятельности, ценностями, интересами, нормами, социальной связью и осознанием социальной идентичности, выступающая в качестве субъекта социальной жизни.

 

Как возникают  социальные общности?

 

Существуют различные  концепции создания социальных общностей. Одна из них предложена американским социологом Джорджом Хомансом, который  считал, что люди во взаимодействии друг с другом пытаются достичь блага, и чем значимее благо, тем больше человек предпринимает усилий для объединения с другими людьми.

 

Рассматривая  коллективное поведение с точки  зрения предварительных установок (преддиспозиций), социолог Гордон Олпорт выдвинул теорию, согласно которой новый социальный субъект формируется посредством конвергенции предрасположенностей, т. е. единства оценок, ценностей, придаваемых значений, стереотипов, которыми обладают члены формирующейся общности. Он теоретически доказал, что в основе зарождения новой общности лежат и сходство эмоций, и рациональные предпочтения людей.

 

Известный американский социолог Нейл Смелзер в своей  книге “Массовое поведение” (1964-1967) структурировал теорию конвергенции Олпорта. Он достаточно однозначно связал свою объяснительную концепцию возникновения новой общности не с эмоциональными основаниями, а с рациональными.

 

Теория рационального  ценностно-ориентированного поведения  Н. Смелзера позволила не только отразить и интерпретировать этапы формирования общностей, но и воспроизвести (научно смоделировать) логические стадии этого процесса:

формирование  максимально обобщенных представлений  относительно идеалов, целей, задач  будущей ассоциации;

нагнетание на основе общего видения проблемы определенной напряженности в первую очередь за счет преувеличения угроз и выявления “общего врага”;

взращивание неявного, предварительного, достаточно туманного  верования о принципах действия общности, воспитание предпочтений относительно будущей модели активности (легальной, нелегальной, насильственной, мирной и т. п.);

обращение к  истории в поисках образцов для  заимствования (так поступают в  новой России казаки, дворяне и  другие возрожденческие общности);

мобилизация сил  для действий: расширение числа сторонников  и подготовка их к организации;

введение внутреннего социального контроля, т. е. прав и обязанностей, позволяющих требовать, наказывать, поощрять, изгонять, носить символику;

вхождение новой  массовой организации (встраивание, вливание, принятие общественным мнением, узаконение) в существующие общественные структуры.

 

Последний этап знаменует вpaстание новой общности в систему сложившихся общественных связей — образование общественной или юридически фиксированной организации, институционализация, продвижение  “своих” во властные элиты и  т. д.

Виды социальных общностей

 

Социальные общности отличаются огромным разнообразием  конкретно-исторических и ситуативно-обусловленных  видов и форм.

 

Так, по количественному  составу они варьируются от взаимодействия двух людей (диад) до многочисленных международных политических и экономических движений.

 

По времени  продолжительности существования  — от длящихся минут и часов (аудитория  конкретного зрелищного мероприятия) до живущих столетия и тысячелетия  этносов, наций.

 

По плотности  связи между индивидами — от тесно сплоченных коллективов и организаций до весьма расплывчатых, аморфных образований (например, болельщики какой-либо футбольной команды) и т. д.

 

Сложная совокупность признаков позволяет делить все  общности на два наиболее широких  подкласса, вида: массовые и групповые общности, которые подразделяются на большие и малые социальные группы.

 

16. формы  социальной мобильности

 

Социальная мобильность  – это перемещение индивида (или  социальной группы) между различными позициями в системе социальной стратификации. Социальная мобильность приобретает множество форм. В частности, исследователи различают индивидуальную (когда перемещение одного человека происходит независимо от других людей) и групповую (когда перемещения происходят коллективно в связи с повышением или понижением общественной значимости целого класса, сословия и т. п.) социальную мобильность. Как показал на историческом материале П. Сорокин, факторами групповой социальной мобильности могут быть социальные революции; иностранные интервенции, нашествия; межгосударственные войны; гражданские войны; военные перевороты; смена политических режимов; создание империи и пр. Социальная мобильность может быть организована сверху, когда перемещениями управляет государство. Такая организованная социальная мобильность бывает добровольной (в связи с общественными призывами) и недобровольной (например, репатриация малых народов).

 

От организованной социальной мобильности следует  отличать структурную, или вынужденную, когда движение из одной социальной категории в другую вызывается изменениями в самой профессиональной структуре (сокращением или созданием новых рабочих мест, появлением или исчезновением целых отраслей экономики). Причины этих изменений могут лежать в экономическом росте, политических и экономических трансформациях, технических революциях, различием в уровне рождаемости внутри конкретных социальных групп.

 

Напротив, циркулярная  или обменная социальная мобильность, иногда называемая также истинной, заключается во взаимном «обмене» индивидами между слоями. Она характеризует социальные перемещения, которые происходят в силу личных достижений или неудач индивидов, а также появления новых системных возможностей (политических, юридических, образовательных). Например, в СССР мобильность между стратами рабочих и инженеров имела одностороннюю направленность: рабочий, получив соответствующее образование, мог стать инженером, но не наоборот.

 

Важно различать  Вертикальные и горизонтальные социальные перемещения. Понятие социального  перемещения шире, чем понятие  социальной мобильности. Оно включает также трудовую мобильность и географическую мобильность (миграцию).

 

Понятие «социальная  мобильность» обычно связывают с  вертикальными перемещениями –  из одной страты (класса) в другую, но мобильность также может быть и горизонтальной.

 

Горизонтальная  социальная мобильность – это  переход из одной социальной группы в другую Без изменения социального  статуса. Если перемещение связано  со сменой работы (без изменения  статуса), говорят о трудовой горизонтальной мобильности, если со сменой места жительства (без изменения статуса населенного пункта) – о горизонтальной миграции.

Информация о работе Лекции по "Соиологии"