Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2013 в 08:20, курс лекций
Объект науки:
1) Это реальность, представляющая тот или иной фрагмент объективного мира.
2) Область окружающей действительности, на которую направлен исследовательский поиск.
3) Поле исследовательской деятельности.
- позитивные — благодарность и одобрение неофициальных лиц — друзей, знакомых, коллег: похвала, одобрительная улыбка и т. п. и др.
Специфика
расширенной трактовки понятия
«девиантное поведение». Девиантное
(то есть отклоняющееся от
Таким образом,
в разряд отклоняющегося
В простых обществах с небольшим числом членов и несложной структурой норм отклоняющееся поведение легко выявляется и контролируется. В обществах со сложной структурой, наличием противоречивых норм, проблема отклонений от общепринятого поведения вырастает до значительных размеров. При этом бывает трудно отделить культурно одобряемые, полезные для общества отклонения от культурно осуждаемых, вредных и опасных для общества видов отклоняющегося поведения.
Типология девиантного поведения
Отклоняющееся поведение может разделяться по многим основаниям и по многим показателям.
Во-первых, отклоняющееся поведение может вызываться психическими и культурными отклонениями. Психические отклонения оцениваются людьми не с точки зрения отклонения от культурных норм, а с точки зрения отклонений от стандартов в психике человека. Такие явления могут сопровождаться культурными отклонениями (например, психически ненормальный человек может совершить насилие над другими людьми), либо могут не связываться с культурными отклонениями (например, тихий ненормальный человек). Члены общества весьма четко различают эти виды отклонений в тех случаях, когда им надлежит применять санкции по отношению к нарушителям социальных норм.
Кроме того, все отклонения могут разделяться на индивидуальные отклонения и групповые отклонения. Индивидуальные отклонения, прежде всего, касаются субкультуры группы, но могут наблюдаться по отношению к доминирующей культуре. Например, в группе, ориентированной на достижение общих целей, появляется прогульщик, человек не желающий работать на общую цель. Групповые отклонения обычно рассматривают с точки зрения субкультуры группы, которая содержит образцы поведения, привнесенные индивидуальными девиантами. Группа способна в полном составе отклоняться от социальных норм, принятых в обществе. Индивидуальные и групповые отклонения следует считать идеальными типами отклонений. В реальной жизни они редко встречаются в чистом виде.
Третья типология
социальных отклонений указывает на
отношение социального
Наиболее распространенной типологией социальных отклонений считается разделение всех отклонений на культурно одобряемые и культурно осуждаемые отклонения. Культурно одобряемые отклонения представляют собой те виды отклоняющегося поведения, которые оцениваются социальным окружением как нужные и полезные для общества или социальной группы. Примерами такого вида отклонений можно считать, например, нестандартные действия, свойственные великим ученым или выдающимися полководцам. Культурно осуждаемые отклонения, напротив, рассматриваются членами социального окружения как вредные или опасные для ицдивида, общества, социальной группы или социального порядка. Группа или общества применяют негативные санкции контроля по отношению к культурно осуждаемым отклонениям.
Основные подходы к объяснению причин девиации
Разработка научно обоснованных подходов к изучению девиантного поведения обусловлена заботой общества о недопущении культурно осуждаемых отклонений. В связи с этим социология и психология стремятся, прежде всего, выявить условия возникновения социальных отклонений, личностную предрасположенность к отклонениям. Для решения этих задач были выработаны три основных научных подхода.
Первый подход включает в себя теории «физических типов». В данном случае обращается внимание на физические качества индивидов, которые указывают на возможность социальных отклонений. Авторы этих теорий пытаются по особенностям лица или телосложения определить степень подверженности социальным отклонениям.
Второй подход объединяет целый ряд теорий, которые называются психоаналитическими. Основоположником этих теорий следует считать 3игмунда Фрейда. Согласно этим теориям индивид становится предрасположенным к социальным отклонениям в том случае, если его сознание не участвует в принятии решений, постановке целей и рационализации действительности эти функции принимает на себя подсознание. Напри мер, человек в состоянии стресса в большей степени склонен к социальным отклонениям, нежели человек с ясным сознанием, контролирующий свои эмоции.
Третье направление представляют культурные теории, которые связывают отклоняющееся поведение с социальной средой существования индивида. В рамках данного подхода индивид в большей степени склонен к социальным отклонениям, если он прошел неудачную социализацию, испытывает недоверие к социальным институтам, не понимает или не желает понимать необходимость следования социальным нормам, принятым в данной группе или обществе. Такой подход к социальным отклонениям реализуется в ходе контроля через социализацию, групповое давление или принуждение. Важное значение придается при этом понятию аномии, означающей недоверие к основным нормативным ориентирам общества, которое приводит к состоянию возникновения социальных отклонений.
20. формационный и цивилизованный подходы к изучению общества
21. Культура: социальные функции, формы и разновидности
22. Статус и социальные отношения
Первопричинами предмета социологии являются два понятия – «статус» и «роль». Первое дает статистическую, а второе динамическую картину общества. Статусом называется позиция, положение человека в группе или обществе. Совокупность незаполненных статусов дает нам социальную структуру общества. Социальные статусы связаны социальными отношениями, личные статусы связаны межличностными отношениями. Для социологии важно не то, в какие личные отношения вступают люди, а то, как сквозь них проглядывает нечто более фундаментальное – социальные отношения.
Специфика каждой науки состоит в том, что она располагает своими собственными категориями и законами. Социология также имеет свои законы и категории.
Структурные элементы социальной жизни (категории) и отношения и связи между ними (законы) отражают смысл науки «социология».
Существуют различные
точки зрения на то, что является
центральным в вопросе о
Но понятие «общество» слишком абстрактно и носит слишком общий характер, чтобы быть исходной категорией социологии.
Понятия «социальная
система», «социальная структура»,
«социальная группа» более
Различные ученые по-разному видели то, что является ключевым понятием социологии. Для В. А. Ядова – это социальная общность, для П. А. Сорокина —. это социальное взаимодействие, для А. О. Бороноева – это человек.
Здесь следует
заметить, что понятие «человек»
используется многими науками, и
было бы неправильно использовать его
как специфическое понятие
Кроме П. А. Сорокина, считать социальное взаимодействие первичной категорией социологии были склонны Г. Зиммель, К. Маркс, Н. Бухарин, К. Янг, Л. Фримен. С их мнением можно согласиться, так как социология складывалась как наука о жизни людей, что изначально предполагает наличие каких-либо взаимодействий между людьми.
Эта позиция не противоречит мнению М. Вебера и Т. Парсонса о приоритете такого понятия, как «социальное действие», так как в интерпретации М. Вебера социальное действие синтезирует в себе момент ориентации на других, что и является социальным взаимодействием.
Кроме категорий социологии, которые отражают свойства объекта науки, существуют и законы, которые выражают связи между ними.
Законы регулируют поведение людей, отношения между ними, а потом проявляются в их деятельности.
К числу социальных законов можно отнести законы социальной мобильности, социализации, дифференциации. В реальной жизни социальные законы реализуются в определенных ситуациях конкретными людьми. Поэтому их называют еще законами-тенденциями.
Законы социологии могут быть общими – определяют развитие общества как целостной системы, и конкретными (специфическими) – рассматривают какой-то отдельный элемент общества.
Социальные законы могут также быть динамическими – определяют форму социальных изменений, и статические – социальными изменения рассматриваются в рамках социального целого.
25. Понятие
и сущность социологии
социология управления, как часть общей социологии, рассматривает
процесс становления, функционирования и развития определённой сферы
жизнедеятельности; исследует механизм социальных изменений и
социальных отношений, закономерности социальных действий и поведение в
процессе управления.
Процесс управления включает в себя множество разнокачественных
компонентов, вследствие чего он исследуется разными науками - политологией,
социологией, психологией, экономическими науками. Однако каждая из них
выделяет из него свой, только ей присущий объект и предмет исследования.
Объектом социологии управления являются управленческие процессы,
протекающие в обществе и его отдельных подсистемах (политической,
экономической, социальной, социокультурной) или организациях
(предприятиях, учреждениях и др.), рассматриваемые и интерпретируемые с
точки зрения взаимодействия участвующих в них людей, объединенных в
семейные, профессиональные, территориальные и иные группы и включенных в
многообразные процессы сотрудничества, взаимопомощи, соперничества.
Предмет социологии управления составляет изучение, оценка и
совершенствование процессов управления различных типах общностей,
организаций, социальных институтов и общества в целом, каждое из которых
представляет собой специфическую систему социальных взаимодействий
индивидов и их групп.
Вычленение объекта и предмета социологии управления даёт возможность
боле полно представить специфику этой отрасли социологического знания.
Она изучает многообразную деятельность органов управления,
государственных и общественных, прежде всего как социальных систем:
1. весь
комплекс подбора, расстановки,
кадров;
2. отношения и взаимодействия, складывающиеся между работниками
аппарата управления и подчиненными им сотрудниками и
организационными структурами;
3. исследование
и формирование целей
экономических и социально-
интересам и ожиданиям управляемых;
4. анализ
и оценку социальных
решений, определение
5. изучение
и совершенствование
основанного на достоверном знании, воздействия субъекта управления
(управляющей подсистемы) на социальный объект (управляемую
подсистему) для сохранения ее
качественной специфики и
обеспечения ее нормального функционирования, успешного движения к
заданной цели.
Социология управления в своем развитии базируется на сформулированных
Ф. Тейлором, А. Файолем, М. Вебером, Э. Мэйо, и другими крупными
теоретиками и практиками управленческой деятельности принципах научного
управления социальными и промышленными организациями.
26. Теории личности. Система и стадии социализации личности
Теория личности — это совокупность гипотез, или предположений о природе и механизмах развития личности. Теория личности пытается не только объяснить, но и предсказать поведение человека.