Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2013 в 08:20, курс лекций
Объект науки:
1) Это реальность, представляющая тот или иной фрагмент объективного мира.
2) Область окружающей действительности, на которую направлен исследовательский поиск.
3) Поле исследовательской деятельности.
Вертикальная социальная мобильность – это переход из одной страты в другую С изменением социального статуса. В зависимости от направления перемещения, вертикальная мобильность бывает восходящей и нисходящей. Восходящая мобильность – это переход индивида в более высокий пласт, нисходящая мобильность – перемещение на более низкую социальную позицию. Существуют каналы или «лифты», с помощью которых индивиды совершают эти перемещения. П. Сорокин в качестве таковых выделил: армию, церковь, правительственные группы, политические организации и политические партии, школу, профессиональные организации, семью. Так, характеризуя в этом качестве школу, Сорокин пишет: «В обществе, где школы доступны всем его членам, школьная система представляет собой «социальный лифт», движущийся с самого низа общества до самых верхов. В обществах, где привилегированные школы доступны только высшим слоям населения, школьная система представляет собой лифт, движущийся только по верхним этажам социального знания, перевозящий вверх и вниз только жильцов верхних этажей. Однако даже в таких обществах некоторым индивидам из низших слоев все-таки удавалось проникнуть в этот школьный лифт и, благодаря нему, возвыситься».
В зависимости
от точки отсчета различают
Еще в конце 90-х гг. XX в. в России, по мнению многих исследователей, в российском обществе доминировала тенденция нисходящей социальной мобильности большей части населения. Усиливались, и продолжают усиливаться противоречия между социальными группами и слоями общества, возникли условия для конфликтов между ними. Одним из показателей этих противоречий является Маргинализация значительной части населения страны.
17. понятие
социального института и
Социальный институт - организованная система связей и социальных норм, которая удовлетворяет выжнейшие потребности общества.
Общие для всех институтов признаки объединены в пять групп
1. установки и образцы поведения
2.
утилитарные и культурные
3. культурные символы
4. кодекс устный и письменный
5. идеология
Хотя институт
должен обязательно обладать,
утилитарными культурными
Рассмотрим
подробнее некоторые
Культурные символы.
Все институты стремятся к
приобретению символов, которые в
предельно концентрированной
Кодексы поведения (устные и письменные). Ясно, что люди, включенные в деятельность институтов, должны принимать соответствующие предназначенные им роли. Система этих ролей чаще всего выражается в формальных кодексах, в таких, как присяга на верность стране, клятва при заключении брака, медицинская профессиональная клятва Гиппократа. Эти кодексы поддерживают институционально закрепляемые роли и являются важной частью социального контроля.
Формальный
кодекс поведения, конечно,
Идеология. Идеологию можно достаточно приближенно охарактеризовать как систему идей, которая санкционирована совокупностью норм. Опираясь на систему институциональных норм, идеология определяет не только то, как люди должны относиться к тому или иному действию, но и то, почему они должны действовать определенным образом и почему они иногда недостаточно активно действуют или совсем не участвуют в действии. Идеология включает в себя как основополагающие убеждения данного института, так и разработку таких убеждений, которые будут объяснять окружающую действительность в терминах, принятых членами данного института. Если повторение присяги формально привязывает индивида к текущим институциональным нормам, то идеология дает ему рациональное оправдание для применения институциональных норм в повседневной жизни.
Например, подростковое
отклоняющееся поведение
Идеология,
таким образом, является одним
из важнейших культурных
18. Основные
типы социальных институтов. Понятие
дисфункции социального
частью.
В социологической науке выделяют следующие институты:
1) политический
институт. Организация власти, которая
объединяет людей по их
2) религиозный
институт. Религиозное направление,
к которому относятся все
3) экономический
институт – организация
4) экологический
институт – организация по
охране окружающей среды и
решению проблем рационального
использования природных
5) военный институт. Этот институт защищает членов общества от физической опасности;
6) социальный
институт – институт
Предназначением социального института является удовлетворение интересов и потребностей общества в целом.
Типология социальных институтов:
1) институт семьи и брака. Потребность человека в семье, без удовлетворения которой человек не становится полноценным членом общества, не выполняет функцию воспроизводства и продолжения рода. Институт семьи постоянно изменяется, приобретая новые формы: полигамия (многоженство), моногамия (единобрачие), парное сожительство, неполная семья и т. д.;
2) институт государства
и права. Обеспечение
3) институт образования. С помощью института образования формируется процесс приобретения знаний, приобщения к культуре и ценностям. В образовании заинтересовано само общество, поскольку именно путем образовательного процесса у человека формируются нравственные качества, профессиональные навыки, обеспечивающие развитие всего общества;
4) религиозный институт – решение духовных проблем;
5) институт здравоохранения – совершенствование системы медицинского обслуживания.
У каждого института своя система методов и приемов решения тех или иных задач. Внутри каждого института существуют подинституты – неглавные политические институты.
Общество не сможет существовать, если не будет функционировать ни один из институтов, не будет постоянно пополняться новыми поколениями, получать знания, духовно и экономически развиваться. Каждому институту присущи коммуникативные, регулятивные, интегративные, воспроизводственные, развивающие и воспитательные функции.
Как было уже сказано, любому главному социальному институту присуща своя система наработанных правил, методов, обычаев и других процедур.
Дисфункция социального института
Нарушение нормативного
взаимодействия с социальной средой,
в качестве которой выступает
общество или сообщество, называется
дисфункцией социального
Одним из явных выражений дисфункции социального института является персонализация его деятельности. Социальный институт, как известно, функционирует по своим, объективно действующим механизмам, где каждый человек, на основе норм и образцов поведения, в соответствии со своим статусом, играет определённые роли. Персонализация социального института означает, что он перестает действовать в соответствии с объективными потребностями и объективно установленными целями, меняя свои функции в зависимости от интересов отдельных лиц, их персональных качеств и свойств.
Неудовлетворенная общественная потребность может вызвать к жизни стихийное появление нормативно неурегулированных видов деятельности, стремящихся восполнить дисфункцию института, однако за счёт нарушения существующих норм и правил. В своих крайних формах активность подобного рода может выражаться в противоправной деятельности. Так, дисфункция некоторых экономических институтов является причиной существования так называемой «теневой экономики», выливается в спекуляцию, взяточничество, кражи и т. п. Исправление дисфункции может быть достигнуто изменением самого социального института или же созданием нового социального института, удовлетворяющего данную общественную потребность.
19. социальный
контроль и девиантное
оциальный контроль — механизм регуляции отношений индивида и общества с целью укрепления порядка и стабильности в обществе.
В широком смысле слова социальный контроль можно определить как совокупность всех видов контроля, существующих в обществе*, нравственный, государственный контроль и др., в узком смысле социальный контроль — это контроль общественного мнения, гласность результатов и оценок деятельности и поведения людей.
Социальный контроль включает в себя два главных элемента: социальные нормы и санкции.
Санкции — любая реакция со стороны остальных на поведение человека или группы.
Существует следующая классификация санкций.
Виды санкций
• Формальные:
- негативные
— наказание за преступление
закона или нарушения
- позитивные — поощрение деятельности или поступка человека со стороны официальных организаций: награждения, свидетельства о профессиональных, академических успехах и др.
• Неформальные:
- негативные
— осуждение человека за