Лекции по "Соиологии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2013 в 08:20, курс лекций

Краткое описание

Объект науки:
1) Это реальность, представляющая тот или иной фрагмент объективного мира.
2) Область окружающей действительности, на которую направлен исследовательский поиск.
3) Поле исследовательской деятельности.

Файлы: 1 файл

ответы социология.doc

— 329.50 Кб (Скачать)

 

Вертикальная  социальная мобильность – это  переход из одной страты в другую С изменением социального статуса. В зависимости от направления  перемещения, вертикальная мобильность бывает восходящей и нисходящей. Восходящая мобильность – это переход индивида в более высокий пласт, нисходящая мобильность – перемещение на более низкую социальную позицию. Существуют каналы или «лифты», с помощью которых индивиды совершают эти перемещения. П. Сорокин в качестве таковых выделил: армию, церковь, правительственные группы, политические организации и политические партии, школу, профессиональные организации, семью. Так, характеризуя в этом качестве школу, Сорокин пишет: «В обществе, где школы доступны всем его членам, школьная система представляет собой «социальный лифт», движущийся с самого низа общества до самых верхов. В обществах, где привилегированные школы доступны только высшим слоям населения, школьная система представляет собой лифт, движущийся только по верхним этажам социального знания, перевозящий вверх и вниз только жильцов верхних этажей. Однако даже в таких обществах некоторым индивидам из низших слоев все-таки удавалось проникнуть в этот школьный лифт и, благодаря нему, возвыситься».

 

В зависимости  от точки отсчета различают межпоколенную  и внутрипоколенную мобильность. Межпоколенная  мобильность означает изменение  статуса детей по сравнению со статусом их родителей. За точку отсчета  принимается статус родителей. Внутрипоколенная (карьерная) мобильность означает изменение статуса индивида на протяжении жизни, его карьеру. За точку отсчета в данном случае принимается статус, которым индивид обладал на своем первом рабочем месте.

 

Еще в конце 90-х  гг. XX в. в России, по мнению многих исследователей, в российском обществе доминировала тенденция нисходящей социальной мобильности большей части населения. Усиливались, и продолжают усиливаться противоречия между социальными группами и слоями общества, возникли условия для конфликтов между ними. Одним из показателей этих противоречий является Маргинализация значительной части населения страны.

 

17. понятие  социального института и основные  черты

 

Социальный институт - организованная система связей и  социальных норм, которая удовлетворяет выжнейшие потребности общества.

Общие для всех институтов признаки объединены в пять групп 

 

1.               установки и образцы поведения 

 

2.               утилитарные и культурные черты 

 

3.               культурные символы 

 

4.               кодекс устный и письменный

 

5.               идеология 

 

 Хотя институт  должен обязательно обладать,  утилитарными культурными чертами,  у него есть и новые специфические  качества, зависящие от потребностей, которые он удовлетворяет. Некоторые  институты в отличие от развитых могут не обладать полным набором признаков. Это означает только то, что институт несовершенен, полностью не развился или находится в упадке. Если большинство институтов недостаточно развиты, значит общество, в котором они функционируют, находится либо в упадке, либо на начальных стадиях культурного развития.

 

 Рассмотрим  подробнее некоторые институциональные  признаки.

 

Культурные символы. Все институты стремятся к  приобретению символов, которые в  предельно концентрированной форме создают представления об институте, его образ. Так, для государства это флаг или герб; для церкви - распятие, полумесяц или звезда Давида, для семьи - обручальное кольцо, для университета - эмблема "альма-матер". Образ промышленного объединения в концентрированной форме можно представить себе из его названия или торговой марки. Музыка может тоже стать символикой. Национальные мелодии, государственные гимны, студенческие песни, свадебный марш используются в целях формирования образа института. Символами институтов могут быть также здания, так как трудно представить себе родину без дома, религию без церковного сооружения, образование без школы или правительство без правительственного здания либо королевского дворца. Таким образом, культурным символом института может быть любой материальный или нематериальный элемент культуры, выражающий в наиболее концентрированном виде основные специфические черты данного института, складывающиеся в его целостный образ.

Кодексы поведения (устные и письменные). Ясно, что люди, включенные в деятельность институтов, должны принимать соответствующие предназначенные им роли. Система этих ролей чаще всего выражается в формальных кодексах, в таких, как присяга на верность стране, клятва при заключении брака, медицинская профессиональная клятва Гиппократа. Эти кодексы поддерживают институционально закрепляемые роли и являются важной частью социального контроля.

 

 Формальный  кодекс поведения, конечно, производит  значительное внешнее впечатление,  но он не гарантирует должного  исполнения ролей. Мужья и жены часто игнорируют супружескую клятву; граждане, пылко повторяющие государственную присягу на верность, вполне могут совершить государственную измену; члены церковного прихода, клятвенно обещающие вести праведную жизнь, могут одновременно с этим грешить, относясь с полным равнодушием к клятве. При оценке степени влияния на людей того или иного кодекса важно знать, что принятие устного или письменного кодекса в значительно большей степени гарантирует его соблюдение, чем самостоятельное формирование установок на ту или иную форму поведения. Однако, если кодекс правил и норм искусственно придуман, оторван от реальной жизни, он практически не будет выполняться. Не будет выполняться институциональный кодекс и в случае, когда не существует быстрого и неотвратимого наказания за его нарушение.

 

Идеология. Идеологию  можно достаточно приближенно охарактеризовать как систему идей, которая санкционирована  совокупностью норм. Опираясь на систему  институциональных норм, идеология  определяет не только то, как люди должны относиться к тому или иному действию, но и то, почему они должны действовать определенным образом и почему они иногда недостаточно активно действуют или совсем не участвуют в действии. Идеология включает в себя как основополагающие убеждения данного института, так и разработку таких убеждений, которые будут объяснять окружающую действительность в терминах, принятых членами данного института. Если повторение присяги формально привязывает индивида к текущим институциональным нормам, то идеология дает ему рациональное оправдание для применения институциональных норм в повседневной жизни.

 

Например, подростковое отклоняющееся поведение является проблемой во всех современных обществах. Все основные институты пытаются объяснять эту важнейшую проблему с точки зрения своих Пазовых норм. Подростковая преступность рассматривается социалистом как результат капиталистической эксплуатации, производственником - как результат неправильной политики в области занятости молодежи, работниками системы образования - как результат порочной системы школьного воспитания, а примерным семьянином — как симптом разрушения домашнего очага. Очевидно, что в данном случае, независимо от истинности этих суждений, каждый представитель института непроизвольно стремится к его укреплению, усилению его влияния и инспирированию лояльности по отношению к институциональным нормам.

 

 Идеология,  таким образом, является одним  из важнейших культурных комплексов, поддерживающих влияние института  и оправдывающих и объясняющих  всю его деятельность. Именно через идеологию лидеры требуют кредита доверия у членов института. Поэтому всякое значительное действие должно быть идеологически выдержано, т.е. соответствовать основным идеологическим положениям данного института. При этом критицизм институциональной идеологии рассматривается как еретический или как разрушающее нападение, которое должно быть устранено.

 

 

18. Основные  типы социальных институтов. Понятие  дисфункции социального института

 

частью.

 

В социологической  науке выделяют следующие институты:

 

1) политический  институт. Организация власти, которая  объединяет людей по их политическим  взглядам, интересам, настроениям  и чувствам. К таким организациям  относятся политические партии, политические движения, группы и  объединения. Другими словами, политический институт – это институт власти;

 

2) религиозный  институт. Религиозное направление,  к которому относятся все течения  политической мысли, обосновывающие  свои цели и способы их достижения  религиозными учениями. Религиозный  институт опирается на различные конфессии: католицизм, протестантизм, православие, ислам, индуизм, буддизм, иудаизм и т. д. Таким образом, религиозный институт – это организация коллективного почитания Бога;

 

3) экономический  институт – организация эффективной  хозяйственной деятельности, соотношения производства и обмена;

 

4) экологический  институт – организация по  охране окружающей среды и  решению проблем рационального  использования природных ресурсов;

 

5) военный институт. Этот институт защищает членов  общества от физической опасности;

 

6) социальный  институт – институт обеспечения  баланса индивидуальных и общественных  интересов.

 

Предназначением социального института является удовлетворение интересов и потребностей общества в целом.

 

Типология социальных институтов:

 

1) институт семьи и брака. Потребность человека в семье, без удовлетворения которой человек не становится полноценным членом общества, не выполняет функцию воспроизводства и продолжения рода. Институт семьи постоянно изменяется, приобретая новые формы: полигамия (многоженство), моногамия (единобрачие), парное сожительство, неполная семья и т. д.;

 

2) институт государства  и права. Обеспечение безопасности, социального порядка, предотвращение  социальных конфликтов и роста  маргинальности;

 

3) институт образования.  С помощью института образования формируется процесс приобретения знаний, приобщения к культуре и ценностям. В образовании заинтересовано само общество, поскольку именно путем образовательного процесса у человека формируются нравственные качества, профессиональные навыки, обеспечивающие развитие всего общества;

 

4) религиозный  институт – решение духовных  проблем;

 

5) институт здравоохранения  – совершенствование системы  медицинского обслуживания.

 

У каждого института  своя система методов и приемов  решения тех или иных задач. Внутри каждого института существуют подинституты – неглавные политические институты.

 

Общество не сможет существовать, если не будет  функционировать ни один из институтов, не будет постоянно пополняться  новыми поколениями, получать знания, духовно и экономически развиваться. Каждому институту присущи коммуникативные, регулятивные, интегративные, воспроизводственные, развивающие и воспитательные функции.

 

Как было уже  сказано, любому главному социальному  институту присуща своя система  наработанных правил, методов, обычаев и других процедур.

 

 

Дисфункция социального  института

 

Нарушение нормативного взаимодействия с социальной средой, в качестве которой выступает  общество или сообщество, называется дисфункцией социального института. Как отмечалось ранее, основой формирования и функционирования конкретного социального института является удовлетворение той или иной социальной потребности. В условиях интенсивного протекания общественных процессов, ускорения темпов социальных перемен может возникнуть ситуация, когда изменившиеся общественные потребности не находят адекватного отражения в структуре и функциях соответствующих социальных институтов. В результате в их деятельности может возникнуть дисфункция. С содержательной точки зрения, дисфункция выражается в неясности целей деятельности института, неопределённости функций, в падении его социального престижа и авторитета, вырождении его отдельных функций в «символическую», ритуальную деятельность, то есть деятельность, не направленную на достижение рациональной цели (пример - наука и образование в РФ).

 

Одним из явных  выражений дисфункции социального  института является персонализация его деятельности. Социальный институт, как известно, функционирует по своим, объективно действующим механизмам, где каждый человек, на основе норм и образцов поведения, в соответствии со своим статусом, играет определённые роли. Персонализация социального института означает, что он перестает действовать в соответствии с объективными потребностями и объективно установленными целями, меняя свои функции в зависимости от интересов отдельных лиц, их персональных качеств и свойств.

 

Неудовлетворенная общественная потребность может  вызвать к жизни стихийное  появление нормативно неурегулированных  видов деятельности, стремящихся  восполнить дисфункцию института, однако за счёт нарушения существующих норм и правил. В своих крайних формах активность подобного рода может выражаться в противоправной деятельности. Так, дисфункция некоторых экономических институтов является причиной существования так называемой «теневой экономики», выливается в спекуляцию, взяточничество, кражи и т. п. Исправление дисфункции может быть достигнуто изменением самого социального института или же созданием нового социального института, удовлетворяющего данную общественную потребность.

 

19. социальный  контроль и девиантное поведение

 

оциальный контроль — механизм регуляции отношений  индивида и общества с целью укрепления порядка и стабильности в обществе.

 

 

 

В широком смысле слова социальный контроль можно  определить как совокупность всех видов  контроля, существующих в обществе*, нравственный, государственный контроль и др., в узком смысле социальный контроль — это контроль общественного  мнения, гласность результатов и оценок деятельности и поведения людей.

 

 

 

Социальный контроль включает в себя два главных элемента: социальные нормы и санкции.

 

Санкции — любая  реакция со стороны остальных  на поведение человека или группы.

 

Существует следующая  классификация санкций.

 

 

 

Виды санкций

 

•  Формальные:

 

- негативные  — наказание за преступление  закона или нарушения административного  порядка: штрафы, тюремное заключение  и др.

 

- позитивные  — поощрение деятельности или  поступка человека со стороны  официальных организаций: награждения, свидетельства о профессиональных, академических успехах и др.

 

•   Неформальные:

 

- негативные  — осуждение человека за поступок  со стороны общества: оскорбительный  тон, ругань или выговор, демонстративное  игнорирование человека и др.

Информация о работе Лекции по "Соиологии"