Лекции по "Соиологии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2013 в 08:20, курс лекций

Краткое описание

Объект науки:
1) Это реальность, представляющая тот или иной фрагмент объективного мира.
2) Область окружающей действительности, на которую направлен исследовательский поиск.
3) Поле исследовательской деятельности.

Файлы: 1 файл

ответы социология.doc

— 329.50 Кб (Скачать)

Особое место  в истории социологической мысли  занимает учение Карла Маркса (1818-1883) и Фридриха Энгельса (1820-1895), основой  которого служило диалектико-материалистическое понимание исторического процесса. Вычленение собственно социологического аспекта марксизма представляет известную сложность, ибо труды этих мыслителей, как правило имеют междисциплинарный характер и содержат немало идеологических и оценочных суждений. Вместе с тем некоторые их работы (например, <Анкета для рабочих> К. Маркса, <Положение рабочего класса в Англии> Ф. Энгельса) опираются на большой эмпирический материал и, по сути, являются социологическими исследованиями. Так, в <Анкете для рабочих> есть разработка почти сотни вопросов, касающихся оплаты труда, продолжительности рабочего времени, условий и охраны труд бюджета семьи и т.д. В целом же в марксизме преобладала разработка общетеоретической социологии. В той или иной степе-ни это нашло отражение в главных трудах Маркса и Энгельса (<Немецкая идеология>, <Нищета философии>, <Критика поли-тической экономии>, <Капитал> и др.).

 

 Несмотря на философскую  и идеологическую ориентацию  марксистской теории общества, следует  признать, что она, бе-зусловно, содержала  немало ценных идей, обогативших обще-ственную мысль XIX в. Наиболее существенные положения со-циологической теории марксизма сводятся к следующему:

 

 понимание общества  как социальной системы, включаю-щей  ряд подсистем (экономическую,  политическую, правовую, моральную и др.) при определяющей роли в конечном счете эко-номической. При этом способ производства рассматривается как системообразующий компонент социальной системы, определя-ющий ее качественную характеристику;

 

 интерпретация социальной  истории как естественно-исто-рического процесса, основанного на последовательной, поступа-тельной и закономерной смене общественно-экономических формаций - первобытно-общинной, рабовладельческой, фео-дальной, капиталистической и коммунистической. Каждая из них отличается присущим ей способом производства и прежде всего системой производственно-экономических отношений. Этим в конечном счете определяются особенности социальной структуры, политической системы и духовной жизни общества каждой формации;

 

 обоснование диалектического взаимодействия обществен-ного бытия и общественного сознания. Последнее выступает как отражение социальной практики людей, различных видов их совместной деятельности. Тем самым объясняется природа, сущность и содержание общественного сознания;

 

 объяснение  социального конфликта в качестве  источника общественного прогресса,  поступательного развития общества. В марксистской интерпретации  социальный конфликт - это не временное  или локальное явление, а постоянный  и органичес-кий компонент общественной жизни. Показав положительную роль конфликтов в жизни общества, Маркс и Энгельс, по сути,

 

 заложили  основы конфликтологического направления  в социо-логии; 

 

 в рамках  социологической теории марксизма  возникла ОДна из первых концепций  социальной стратификации. Вы-делив в качестве главного фактора социальной дифференциации собственность на средства производства, Маркс и Энгельс пред-ставили социальную структуру общества как систему отноше-ний между экономическими классами;

 

 важное методологическое  значение имело марксистское положение о личности как носителе общественных отношений. Маркс и Энгельс показали, что личность:- это не только объект воздействия социальной среды, но и активный субъект ее преобразования. Изучая механизм взаимодействия личности и общества, они раскрыли его исторически обусловленный харак-тер.

 

 Отмечая роль  марксизма в развитии социологической  мысли, нельзя в то же время  не указать его слабые стороны.  Среди не-достатков марксистской  теории многие социологи прежде  всего выделяют присущий, ей экономический детерминизм, который привел к игнорированию роли культурных и духовных факторов в жизни общества. К существенным недостаткам марксизма от-носят также преувеличение значения классовой борьбы, рево-люционного насилия в истории, недооценку реформ, механиз-мов социальной интеграции, поиска согласия в обществе.

 

 Не подтвердились  на практике и многие прогнозы  марксист-ской социологии, в частности  утверждение о неизбежности все-мирной  победы социализма в обозримом  будущем, о неуклон-ном росте численности пролетариата и возрастании его революционной роли, об усилении абсолютного и относитель-ного обнищания трудящихся при капитализме, о сокращении средних слоев населения и др.

 

 Таким образом,  в социологической теории марксизма  необ-ходимо отделять научное знание от различных идеологизиро-ванных и политизированных положений. Многие ценные идеи Маркса и Энгельса питали научное творчество таких крупных социологов, как М. Вебер и Э. Дюркгейм. Марксизм оказал зна-чительное влияние на развитие целого ряда школ и направлений современной социологии.

 

8) социологические  теории п. сорокина

9) развитие  социологической мысли в россии

 

Социология - интернациональная  наука по характеру, целям и задачам. Но ее развитие в разных странах  во многом определяется их своеобразием. Специфична и отечественная социология..

Российская социологическая  мысль складывалась как из откровенно идеологизированных, так и из академических наработок. Первые были связаны с освободительным движением и революционной традицией России, вторые - непосредственно с наукой. Имея российские корни, отечественная социологическая мысль вместе с тем испытала на себе мощное воздействие Запада. Она была тесно связана с французским просвещением, английской экономической школой и немецким романтизмом. Двойственность истоков определила противоречивость социологической мысли России, проявлявшейся в противоборстве ориентаций на Запад (западники) и на собственную самобытность (русофилы). Это противоборство характеризует и современную социологию.

 

Социология как  наука прошла свое становление в  России во второй половине Х1Х столетия.

В развитии отечественной  социологии выделяют два этапа: дореволюционный и послереволюционный (рубеж - 1917 год). Второй этап, как правило, подразделяют на два периода: 20-60 и 70-80 гг., хотя почти каждое десятилетие ХХ века имело свои особенности.

 

Первый этап характеризовался богатством социологической  мысли, разнообразием теорий и концепций развития общества, социальных общностей и человека.

Наибольшую известность  получили: теория публициста и социолога  Н.Данилевского о «культурно-исторических типах» (цивилизациях), развивающихся, по его мнению, наподобие биологическим организмам; субъективистская концепция о всестороннем развитии личности как мериле прогресса социолога и литературного критика Н.Михайловского, обличавшего марксизм с позиций крестьянского социализма;

 

Второй этап развития отечественной социологии сложен и неоднороден.

Первое его  десятилетие (1918 - 1928) было периодом признания  социологии новой властью и ее определенного подъема: осуществляется институализация науки, созданы  кафедры социологии в Петроградском  и Ярославском университетах, открыт Социологический институт (1919 г.) и первый в России факультет общественных наук с социологическим отделением в университете Петрограда (1920 г.). В эти годы изучаются проблемы рабочего класса и крестьянства, города и деревни, народонаселения и миграции, проводятся эмпирические исследования, получившие международное признание.

В 30-е годы социология была объявлена буржуазной лженаукой  и запрещена. Социология была одной  из первых наук, ставшей жертвой  сталинского режима.

В 60-е годы создаются  социологические учреждения, основывается Советская социологическая ассоциация.

В 70-80-е годы отношение  к отечественной социологии было противоречивым. С одной стороны, она получила полупризнание, с другой - всячески тормозилась, оказавшись в  прямой зависимости от партийных решений. Социологические исследования носили мировоззренчески направленный характер.

Социология была восстановлена в гражданских  правах в 1986 году. Вопрос о ее развитии решался на государственном уровне - была поставлена задача развертывания фундаментальных и прикладных исследований в стране. Социология современной России укрепляется содержательно и организационно, она возродилась как учебная дисциплина, но трудностей на ее пути еще немало. Социология сегодня нарабатывает материал об обществе на переломном этапе и прогнозирует дальнейшее развитие.

 

10) понятие  и основные признаки общества

В нашем языке  термин "общество" используется для  обозначения самых различных  реалий. В студенческой компании можно  услышать восклицание: "Как приятно  провести время в нашем обществе!" Поклонники художественной литературы создают общество книголюбов. Акционеры финансовой компании также называют себя обществом. В каждом из перечисленных случаев обществом называется определенная совокупность людей, объединенных конкретными интересами, либо взаимными симпатиями, либо видом деятельности.

 

 В социологии  понятие "общество" имеет более  широкое, универсальное значение. И как отмечал Г.Зиммель, оно  имеет смысл очевидности только  в том случае, если так или  иначе противопоставляется простой сумме отдельных людей.

 

 По каким  признакам можно судить об  обществе? На младших курсах вам  уже говорилось о взаимодействии  индивидов, о складывающихся между  ними взаимосвязях и отношениях. Если попытаться нанести на  карту мира всю совокупность таких связей, то мы увидим сгущения, как правило, накладывающиеся на государственно-территориальные единицы. Эти сгущения означают высокую интенсивность социального взаимодействия, резко ослабевающего на границах. Полученная таким образом картина очаговой концентрации социальных связей будет ничем иным, как графическим изображением различных обществ. Общество - это сгусток связей и взаимодействий, сложившихся между людьми.

 

 Первым признаком  общества называют обычно территорию, на которой происходит консолидация социальных связей. Наша планета предоставила возможность многим общностям найти свою экологическую нишу для обеспечения удовлетворения витальных потребностей людей и придать жизнедеятельности индивидов свои неповторимые черты, обусловленные многообразием климатических условий и природным ландшафтом. Территория - это основа социального пространства, в котором складываются, развиваются отношения и взаимодействия между индивидами.

 

 Второй отличительной  чертой общества является его  способность поддерживать и воспроизводить высокую интенсивность внутренних взаимосвязей. Отмечая устойчивость как важнейшую характеристику общества, социологи расходятся в объяснении ее основополагающих причин. Э.Дюркгейм видел первооснову устойчивости и единства общества в "коллективном сознании", в наличии общей воли, препятствующей развитию губительной силы человеческого эгоизма. Р.Мертон считает, что общество сохраняется благодаря "фундаментальным ценностям", усваиваемым большинством населения и ориентирующим каждого индивида на соблюдение норм совместной жизнедеятельности. Э.Шилз убежден, что общество как таковое существует только под воздействием "общей власти", обеспечивающей контроль над всей территорией и насаждающей общую культуру.

 

 Видимо, нельзя  однозначно определить факторы устойчивости общества. На ранних этапах человеческой истории она достигалась прежде всего за счет межличностного взаимодействия. Людей связывали узы родства и соседства, строящиеся на эмоциональной, полуинстинктивной основе, на взаимном влечении, на привычке, на страхе лишиться помощи и поддержки. Ф.Теннис назвал общество, базирующееся на таких принципах, общиной.

 

 Однако по  мере роста населения устойчивость  связей не могла больше поддерживаться  только системой межличностного  взаимодействия. Главным стабилизирующим фактором становятся социальные структуры. Под структурой в социологии понимаются устойчивые социальные образования, связи, отношения. Это могут быть социальные институты, социальные роли, общности. Их отличительной особенностью является функциональная целесообразность, то есть выполнение жизненно важной для общества задачи и относительная независимость от персонального состава исполнителей. Иными словами, институт собственности или государства, социальная группа интеллигенции или профессиональная роль судьи существует в обществе постоянно или на протяжении длительного периода, хотя конкретные люди, обеспечивающие функционирование этих структур, могут сменяться неоднократно.

 

 Социальные  структуры возникают не моментально  и не на пустом месте. Они - результат закрепления устойчивых взаимодействий и отношений, возникающих первоначально на основе межличностных контактов и взаимосвязей. Они - результат целерационального отбора оптимальных принципов и норм регулирования совместной жизни, позволяющих индивидам наиболее эффективно решать свои собственные задачи, достигать свои личные цели. Так, процесс становления государственности у всех народов растянулся на многие столетия, прежде чем принял очертания сложившихся институциональных структур, способных выполнять регулятивно-мобилизующую функцию.

 

 Общество  обретает устойчивость благодаря  прежде всего таким свойствам  социальных структур, как их относительное  постоянство и функциональная  целесообразность. Каждая структура  регламентируется и воспроизводит определенные виды жизнедеятельности и взаимосвязи. Институт денег регулирует товарообмен, институт семьи брачные отношения, социально-профессиональные общности поддерживают разделение труда. Все в совокупности они обеспечивают преемственность, без которой невозможно воспроизводство социальных связей.

 

 Вместе с  тем, хотелось бы предостеречь  от одностороннего взгляда на  социальные структуры, как на  нечто раз и навсегда данное, застывшее, независимое и самодовлеющее.  Структуры выполняют свою роль поддержания стабильности общества только при условии их легитимности, то есть при условии признания их целесообразности большинством населения. Резкие сдвиги в массовом сознании, переоценка фундаментальных ценностей могут серьезно подорвать доверие к существующим структурам, нарушить механизм регулятивного воздействия на людей. В этом случае в обществе будет резко нарастать нестабильность, появится угроза всеобщего хаоса, энтропии, последствия которой могут быть катастрофическими для общества. Усилившиеся во второй половине 80-х годов в СССР размывание социалистических идеалов, переориентация массового сознания на общечеловеческие ценности, на идеологию индивидуализма серьезно подорвали доверие людей к старым социальным структурам. Последние уже не могли выполнять свою стабилизирующую роль. Неспособность руководства страны привести основные структуры в соответствие с обновленной системой ценностей предопределила распад Союза ССР и последующую нестабильность во вновь образовавшихся государствах. Таким образом, можно говорить о том, что устойчивость общества обеспечивается лишь теми социальными структурами, которые пользуются доверием и поддержкой населения.

Информация о работе Лекции по "Соиологии"