Контрольная работа по "Социологии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2014 в 14:49, контрольная работа

Краткое описание

Общество - это сложная динамическая система связи людей, объединенных семейными узами, групповыми, сословными, классовыми отношениями.
Система - это множество элементов, взаимосвязанных между собой и образующих некоторое целостное единство. Сложность любой системы проявляется в количественном отношении - система состоит из множества элементов.

Файлы: 1 файл

Социология.docx

— 78.23 Кб (Скачать)

В середине XX в. в социологии оформилось направление, ко­торое всесторонне и глубоко исследует проблему социальных кон­фликтов. Наиболее известными представителями этого направле­ния являются Ральф Дарендорф, Льюис Козер, Кэннет Эварт Боулдинг и др.

Р. Дарендорф, немецкий социолог либеральной ориентации, создал теорию конфликтной модели общества исходя из того, что любое общество постоянно подвержено социальным изменениям и вследствие этого ежемоментно испытывает социальный конф­ликт. Причиной формирования и развития С К ученый считал конфликт интересов. Любое общество, по его мнению, использу­ет принуждение. Для членов общества изначально характерно не­равенство социальных позиций (например, в распределении соб­ственности и власти), это обусловливает и различие их интересов и устремлений, что вызывает взаимные трения и антагонизм. Да­рендорф приходит к выводу, что социальное неравенство и по­рожденные им социальные противоречия создают социальную на­пряженность и конфликтные ситуации. Интересы субъектов не­посредственно влияют на формирование конфликта.

По мнению Дарендорфа, основу социального конфликта часто составляют политические факторы: борьба за власть, престиж, авторитет. Конфликты могут возникать в любом сообществе, в котором есть господствующие и подчиненные. Неравенство со­циальных позиций означает неодинаковый доступ к ресурсам раз­вития индивидов, социальных групп или сообществ людей. А от­сюда и противоречия их интересов. Неравенство социальных по­зиций отражено в самой власти, которая позволяет одной группе распоряжаться результатами деятельности других групп людей.

Борьба за обладание и распоряжение ресурсами, лидерство, власть и престиж делают социальные конфликты неизбежными. Конфликт воспринимается не как благо, а как неизбежный спо­соб разрешения противоречий.

Дарендорф утверждает, что конфликты — это обязательные ком­поненты общественной жизни. Их невозможно устранить только потому, что мы не желаем их возникновения, с ними надо счи­таться как с реальностью. Конфликты — источники инноваций и социальных перемен; они не позволяют обществу застаиваться, так как постоянно создают напряжение. Согласно Дарендорфу подав­ление и «отмена» конфликта приводят к его обострению. Поэтому задача состоит в том, чтобы уметь контролировать конфликт: он должен быть легализирован, институционализирован, развиваться и разрешаться на основе существующих в обществе правил.

Американский социолог Л. Козер в работах «Функции социаль­ных конфликтов» (1956). «Продолжение исследования социального конфликта» (1967) обосновывает свою теорию позитивно-функцио­нального конфликта. Под социальным конфликтом он понимает «борьбу за ценности и претензии на определенный статус, власть и ресурсы, борьбу, в которой целями противников являются нейтра­лизация, нанесение ущерба или устранение противника».

Козер подчеркивает, что любому обществу присущи неизбеж­ное социальное неравенство, вечная психологическая неудовлетво­ренность членов общества, порождающие напряженность между индивидами и социальными группами. Эта напряженность неред­ко разрешается посредством разного рода конфликтов.

Общая теория конфликта разработана также американским со­циологом К. Э. Боулдингом в работе «Конфликт и зашита: общая теория» (1963). Он констатирует, что в современных обществах возможно и необходимо регулировать социальные конфликты. Боулдинг считает, что конфликт неотделим от общественной жиз­ни. Представление о сущности социальных конфликтов позволя­ет обществу контролировать их и управлять ими, предвидеть их последствия. По мнению К. Боулдинга, конфликт — это ситуа­ция, в которой стороны понимают несовместимость своих пози­ций и стремятся опередить противника своими действиями; конфликт является видом социального взаимодействия, при котором стороны осознают свое противостояние и свое отношение к нему — тогда они сознательно организуются, вырабатывают стратегию и тактику борьбы. Но все это не исключает того, что конфликты можно и нужно преодолевать или ограничивать.

В целом зарубежные социологи продвинулись далеко вперед в изучении социальных конфликтов. В исследованиях же советских ученых прежде всего подчеркивалась материально-экономическая и классовая природа конфликта. Это была марксистская концепция, которая сводилась к анализу столкновений между антагонистичес­кими классами, — упрощенный подход к изучению проблемы. И поскольку считалось, что в социалистическом обществе отсутству­ют антагонистические классы, значит, отсутствуют и конфликты. Поэтому научные исследования по этой проблеме почти не велись.

В последнее же десятилетие эта тема стала широко освещаться в статьях, монографиях, появились монографические исследова­ния, проводятся «круглые столы», посвященные проблеме социаль­ных конфликтов.

 

3. Функции социальных конфликтов, их классификация

Рассматривая роль конфликта как неизбежного явления в раз­витии общества, можно выделить одну из его функций, которая состоит в разрядке психологической напряженности в отношениях противоборствующих сторон. Существование, так сказать, выход­ных клапанов и отводных каналов помогает взаимной адаптации индивидов, стимулирует положительные изменения.

Другой позитивной функцией конфликта является коммуника­тивно-связующая. Через эту функцию участники конфликта осоз­нают свои и противостоящие им интересы, выявляют общие про­блемы, приспосабливаются друг к другу.

Еще одна позитивная функция конфликта, вытекающая из пре­дыдущих, проявляется в том, что он способен играть консо­лидирующую роль в обществе и даже быть движущей силой социальных Изменений. ЭТО происходит тогда, когда в ходе разреше­ния конфликта люди по – новому воспринимают друг друга и у них появляется интерес к сотрудничеству, выявляются возможности для этого.

Но социальный конфликт может носить негативный, раз­рушительный характер; дестабилизировать отношения в социальных системах, разрушать социальные общности и групповое единство. Так, забастовки могут нанести серьезный урон предприятиям и обществу, ибо экономический ущерб от остановок предприятий способен стать фактором разбалансированности экономики. На­циональные конфликты нарушают взаимосвязи между нациями.

В обществе происходит великое множество конфликтов. Их стараются классифицировать, например по сферам жизни. Речь идет о конфликтах в области экономики, национальных отно­шений, в социальной сфере и т.д. Конфликты можно классифи­цировать также в зависимости от субъектов и зон разногласий.

Начнем с описания рационального и эмоционального типов конфликтов. Рациональные конфликты охватывают сферу разум­ного делового соперничества: борьба идей в науке, спор о назна­чении того или иного лица на руководящую должность, выработ­ка стратегии управления организацией и т.д. Рациональные кон­фликты сравнительно легко разрешимы: необходимо только признать наличие противоречивых интересов, всесторонне обсу­дить ситуацию и прийти к общему решению.

 Конфликт обретает  эмоциональный характер. Причина  конфликта может вообще забыться, а противостояние сопернику становится  самоцелью. Противоположная сторона  вос­принимается как средоточие всех зол и бед.

Эмоциональные конфликты фактически не поддаются регули­рованию. Особенно опасен эмоциональный конфликт, когда в него включены большие массы людей. Ярким примером массово­го эмоционального конфликта является конфликт межнациональ­ный. Такие КОНФЛИКТЫ отличаются длительностью и часто сопро­вождаются жестокостью.

А.Г.Здравомыслов приводит следующую типологию конфликтов:

1. Межиндивидуальные конфликты.

2. Межгрупповые конфликты, при этом в числе групп можно

выделить:

группы интересов,

группы этнонационального характера, группы, объединенные общностью положения.

3. Конфликты между ассоциациями (партиями).

4. Внутри и межинституциональные конфликты.

5. Конфликты между секторами  общественного разделения труда.

6. Конфликты между государственными  образованиями.

7. Конфликт между культурами  или типами культур. Эта типология  основана на выделении субъектов  конфликта. Можно типологизировать конфликты также по «объекту» конф­ликтного взаимодействия. В таком случае можно выделить:

1. Экономические конфликты (экономические интересы).

2. Политические конфликты (власть, влияние).

3. Ценностные конфликты (убеждения, идеи).

4. Статусные конфликты (положение, должность, престиж). Конфликты могут  иметь и комплексный характер, т.е. порож­даться целым комплексом причин. Комплексным характером об­ладают, как правило, межнациональные конфликты. Столкнове­ние между представителями разных национальностей порождают­ся борьбой за повышение статуса, за политическое влияние, право

В целом, классификация социальных конфликтов может быть представлена следующим образом:

• Личностный конфликт — включает конфликты, происходящие так сказать внутри личности, на уровне ее индивидуального со­знания.

• Межличностный конфликт — разногласия между двумя или более людьми из одной или из нескольких групп. К ним могут подключаться отдельные личности, не образующие группы.

• Межгрупповой конфликт — это конфликт между социальными группами и общностями людей с противоположными интересами.

• Конфликт принадлежности - когда индивиды имеют как бы

двойную принадлежность, например, конфликтующие образуют группу внутри какой-то большой группы или когда индивид вхо­дит одновременно в две конкурирующие группы, преследующие одну цель.

• Конфликт с внешней средой — индивиды, составляющие груп­пу, испытывают давление извне, прежде всего со стороны адми­нистративных и экономических норм и предписаний. Они всту­пают в конфликт с институтами, поддерживающими эти нормы и предписания.

Типологию социального конфликта можно представить и та­ким образом:

• Конфронтация — пассивное противостояние групп с противо­борствующими политическими, экономическими или социальными интересами. Как правило, это противостояние не принимает фор­му открытого столкновения, но предполагает наличие неустрани­мых разногласий и оказание давления.

• Соперничество — борьба за признание личных достижений и творческих способностей со стороны общества, социальной груп­пы, социальной организации. Цель соперничества — приобрете­ние лучших позиций, признания; демонстрация превосходства путем достижения престижных целей.

• Конкуренция — особый тип конфликта, его цель — получение выгоды, прибыли либо доступа к дефицитным благам.

Кроме того, есть конфликты типа схватки, когда противников разделяют непримиримые противоречия и рассчитывать можно

только на победу; дебатов, где возможны спор, маневры и обе стороны могут рассчитывать на компромисс; игр. если обе сторо­ны действуют в рамках одних и тех же правил, поэтому они никог­да не завершаются и не могут завершаться разрушением всей струк­туры отношений. Этот вывод имеет важное значение, так как снимает ореол безысходности и обреченности вокруг каждого из конфликтов, будь то в международных отношениях или внутри общества.

Конфликт с точки зрения социологии — это прежде всего мо­дель поведения с особым распределением ролей, последова­тельностью событий, способами выражения взглядов, ценност­ных ориентации, формами отстаивания интересов, целей.

Возможны и позитивные, и негативные последствия социальных конфликтов. Основные позитивные последствия конфликта Заключаются в следующем; во-первых, конфликты способствуют раз­решению накопившихся в обществе противоречий и, во-вторых. стимулируют процесс социальных изменений. Кроме того, кон­фликты дают возможность подавляемым группам занять более ДОстойное место в обществе. Конфликты также, хоть это и кажется парадоксальным, могут способствовать сближению конфликтую­щих групп, так как конфликтное взаимодействие — это все же взаимодействие, а не полное отчуждение и изоляция групп. Кон­фликты также способствуют усилению сплоченности каждого из соперничающих лагерей и таким образом служат интеграции пусть не всего, но хотя бы части общества.

Негативные последствия конфликтов более наглядны и очевид­ны. Это напряженность в обществе, возможные разрушения и жертвы, дестабилизация общества, дезинтеграция.

В заключение необходимо отметить, что для нейтрализации отрицательных последствий конфликтов в обществе формируются специальные институты, которые регулируют конфликты и вво­дят их в определяемые законом рамки. Так, институт политичес­ких партий ввел в формальные, законом очерченные рамки конф­ликт между разными группами и слоями общества.

 

Литература

1.   Здравомыслов А.Г.Социология конфликта. — М.: Просвещение, 1997

2.   Перов Г.О. Социология.- Ростов  н/Д, 2002

5 вопрос

II. О социологических теориях  среднего уровня.

 

Мертон начинает работу «Социальная теория и социальная структура» с высказывания о том, что слово «теория» вскоре может потерять свой смысл из-за «разнообразия его референтных значений»[1], которые усложняют понимание данного слова. По мнению Мертона, в эти референтные значения входит всё: «от второстепенных рабочих гипотез и обстоятельных, но туманных и неупорядоченных рассуждений до аксиоматических систем мышления»[1].

Говоря о социологической теории, автор пишет, что она имеет отношение к «логически взаимосвязанным множествам утверждений, из которых можно вывести эмпирические закономерности»[1]. В свою очередь, под теориями среднего уровня Мертон понимает теории, «находящиеся между второстепенными, но необходимыми рабочими гипотезами, появляющимися в изобилии в ходе проведения рутинного исследования, и всеобъемлющими систематическими попытками разработать общую теорию, которая объяснить все наблюдаемые закономерности социального поведения, социальной организации и социального изменения»[1]. Иными словами, эти теории — нечто среднее между теориями социальных систем, которые не могут объяснить наблюдаемые явления, потому что являются наиболее и общими, и описаниями частных явлений, которые являются совершенно не обобщенными. Такие теории содержат множество предположений. В данной книге теории среднего уровня для нас они являются центром внимания.

Как же используется теория среднего уровня? Для социологии, в основном, она является ориентиром для эмпирического исследования. Теории среднего уровня, конечно, «содержат отвлеченные понятия»[2], но тесно связанные с наблюдаемыми данными так, чтобы «их можно было ввести в утверждения, допускающие эмпирическую проверку»[2], то есть это должны быть такие утверждения, которые были бы доступны для нас в опыте. Как пишет Мертон, рассматриваемые теории, судя по названию, касаются определенных сторон социальных явлений. Речь идет о теории референтных групп, формировании социальных групп и о социальной мобильности и ролевом конфликте. По мнению Мертона, в основании идей в таких теориях лежит простота, то есть можно сказать, что элементарная начальная идея «подсказывает особые гипотезы, которые проверяются тем, получают ли эмпирическое подтверждение сделанные на их основе выводы»[2]. Так теория референтных групп и относительной депривации начинается с несложной идеи, для формирования которой имели значение Джеймс, Болдуин, Мид, Хаймен и Стауффер, о том, что «за основу самооценки люди принимают стандарты других «значимых» людей»[2]. Теория относительной депривации приводит нас к гипотезе, суть которой заключается в том, что «самооценки зависят от сравнения своего собственного положения с положением других людей, с которыми мы себя сопоставляем»[3], то есть в подобных случаях не обойтись без ситуации, которая позволяла бы сравнивать, к примеру, себя с другими людьми. Согласно этому, только в сравнении лежит истина. Важно заметить, что «эмпирическое исследование подтверждает теорию относительной депривации»[3].

Информация о работе Контрольная работа по "Социологии"