Контрольная работа по "Социологии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2013 в 11:21, контрольная работа

Краткое описание

1. 1) В чем заслуга К.Маркса в создании социологической теории? - стр.3
2. 12) Как вы считаете, какие статусы человека - предписанные или достигаемые - приведены ниже: домосед, больной, сквернослов, обыватель, прохожий, путник? - стр.3
3. 13) Какие группы нашего населения относятся к высокостатусным? - стр.4
4. 14) Какие гетеросоциальные общности Вы можете назвать? - стр.4
5. 15) Назовите субкультурные группы населения, дайте их характеристики? - стр.4
6. 19) Что имеется в виду под гендерными особенностями людей? - стр.6
7. 21) Кто относится к дальним родственникам? - стр.7
8. 23) Какие слои городского населения относятся к люмпенам? - стр.7
9. 24) Что в большей мере, на Ваш взгляд, "выдает" статус индивида: одежда, речь, друзья, манеры поведения, личные вещи, походка? Ранжируйте признаки. - стр.8
10. 32) Что такое этноцентризм? В чем он проявляется? - стр.8
11. 34) Почему в благополучных семьях появляются дети с девиантным поведением? - стр.9
12. 38) Что изучает социология? - стр.10
13. 39) В чем отличие реальных групп от номинальных? - стр.10
14. 46) Кто является личностью? - стр.11
15. 49) В чем различие между обществом и социумом? - стр.12
16. Эссе на тему «Моя семья: социологическая характеристика» - стр.13

Файлы: 1 файл

Контрольная работа по социологии.doc

— 164.75 Кб (Скачать)

ПЕРМСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ПОЛИТЕХНИЧСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

Кафедра экономики

 

 

 

Контрольная работа

Дисциплина: «Социология»

 

 

 

 

Выполнил:

Студент 1Б-10з группы 2 курса

Гуманитарного факультета

Милтыня Любовь Александровна

 

Руководитель:

доцент,  
кандидат исторических наук

Киприянова Марионэлла Аркадьевна

 

 

 

Пермь

2012

Содержание

 

 

1. 1) В чем заслуга К.Маркса в создании социологической теории? - стр.3

2. 12) Как вы считаете, какие статусы человека - предписанные или достигаемые - приведены ниже: домосед, больной, сквернослов, обыватель, прохожий, путник? - стр.3

3. 13) Какие группы нашего населения относятся к высокостатусным? - стр.4

4. 14) Какие гетеросоциальные общности Вы можете назвать? - стр.4

5. 15) Назовите субкультурные группы населения, дайте их характеристики? - стр.4

6. 19) Что имеется в виду под гендерными особенностями людей? - стр.6

7. 21) Кто относится к дальним родственникам? - стр.7

8. 23) Какие слои городского населения относятся к люмпенам? - стр.7

9. 24) Что в большей мере, на Ваш взгляд, "выдает" статус индивида: одежда, речь, друзья, манеры поведения, личные вещи, походка? Ранжируйте признаки. - стр.8

10. 32) Что такое этноцентризм? В чем он проявляется? - стр.8

11. 34) Почему в благополучных семьях появляются дети с девиантным поведением? - стр.9

12. 38) Что изучает социология? - стр.10

13. 39) В чем отличие реальных групп от номинальных? - стр.10

14. 46) Кто является личностью? - стр.11

15. 49) В чем различие между обществом и социумом? - стр.12

16. Эссе на тему «Моя семья: социологическая характеристика» - стр.13

 

 

 

1) В чем заслуга К.Маркса в создании социологической теории?

 

Основная заслуга К. Маркса в научной социологии заключается в том, что он впервые проанализировал общество как продукт исторического развития, как динамично развивающуюся структуру. Он показал причины возникновения социального неравенства, социальных конфликтов в общественном развитии.

Многие идеи Карла Маркса являются основополагающими в социологии. Его методологические подходы развивались не только в марксистской социологии, но и других течениях социологической мысли, например в так называемом неомарксизме Франкфуртской школы. К. Маркс как экономист и социолог анализировал современное ему общество периода промышленной революции в Западной Европе и дал действительно блестящий и пока не превзойденный социологический анализ. Достаточно верны и прогнозы К. Маркса о преодолении отчуждения человека от общества, природы, результатов своего труда и некоторые другие.

Основной целью общественного прогресса, по его мнению, является создание условий для становления многомерного человека, богатой личности, главное - для производства самого человека. Но вряд ли столь бесспорны были рекомендации К. Маркса по ее достижению.

 

12) Как вы считаете, какие статусы человека - предписанные или достигаемые - приведены ниже: домосед, больной, сквернослов, обыватель, прохожий, путник?

 

Предписанный (приписываемый) статус -- статус, который человек приобретает вне зависимости от своего желания (возраст, статус в семье), с течением жизни он может меняться.

Приобретенный (достигаемый) статус -- статус, который человек достигает своими усилиями (должность, пост).

Я считаю, что к предписанным статусам человека относятся: больной, сквернослов, обыватель.

А к достигаемым: домосед, прохожий, путник.

 

13) Какие группы нашего населения относятся к высокостатусным?

 

«Высокостатусные» - это руководители, имеющие высшее образование (94 %) или послевузовское (6 %), доход на уровне обеспеченных. 100 % «экспертов», или если говорить более традиционно, «специалистов», также имеют высшее образование, но у них нет подчиненных, а свой доход они в основном оценивают как «обеспеченные».

 

14) Какие гетеросоциальные общности Вы можете назвать?

 

Гетеросоциальные общности (общности различного типа) -- это формы совместной жизнедеятельности людей, формы человеческого общежития. Они складываются на различной основе и крайне многообразны. Это общности, формирующиеся в сфере общественного производства (классы, профессиональные группы и т. п.), вырастающие на этнической основе (народности, нации), на основе демографических различий (половозрастные общности) и др.

 

15) Назовите субкультурные группы населения, дайте их характеристики?

 

Наряду с этническими меньшинами, в большинстве культур существуют также другие социальные субкультуры. Они могут быть региональными, вековыми профессиональными, корпоративными и т.п.  Это разграничение может быть обусловлено, например, различными стилями жизни жителей больших городов и провинций, представителей разных профессий, гражданского  населения и военнослужащих , молодежи и старшего поколения, образованных и необразованных слоев населения и т.д. Во многих современных обществах возникли очень специфичные сексуальные субкультуры. Они могут иметь свои собственные организации, места встречи, общаться на особом жаргоне и выпускать собственные журналы. Примерами являются сообщества геев и лесбиянок, трансвеститов, садомазохистов, фетишистов, свингеров и работников коммерческого секса. К тому же во многих обществах присутствует более неоднородная и менее организованная, однако довольно ярко выраженная субкультура лиц, употрбляющих наркотичские вещества.

Молодежные движения можно разделить на такие группы:

- Связанные с музыкой, музыкальные фанаты, последователи культуры музыкальных стилей: рокеры, металлисты, панки, готы, рэперы, транс-культура.

- Отличающиеся определенным мировоззрением и образом жизни: готы, хиппи, индианисты, панки, растаманы.

- Связанные со спортом: спортивные фанаты, роллеры, скейтеры, стрит - байкеры, байкеры.

- Связанные с играми, уходом в другую реальность: ролевики, толкиенисты, геймеры.

- Связанные с компьютерными технологиями: хакеры, юзера, те же геймеры.

- Враждебно или асоциально настроенные группы: панки, скинхэды, РНЕ, гопники, люберы, нацисты, периодически: футбольные фанаты и металлисты.

- Религиозные объединения: сатанисты, секты, кришнаиты, индианисты.

- Группы современного искусства: графиттеры, брейк-дансеры, просовременные художники, скульпторы, музыкальные группы.

- Элита: мажоры, рейверы.

- Антикварные субкультуры: битники, роккабильшики.

- Субкультура масс или контркультура: гопники, реднеки.

- Социально-активные: общества защиты истории и окружающей среды, пацифисты.

 

 

19) Что имеется в виду под гендерными особенностями людей?

 

Совокупность специфических психологических и физиологических особенностей мужчин и женщин.

Психологические особенности

Существует специальный раздел психологии -- гендерная психология, в котором изучаются закономерности поведения человека в обществе, определённые его биологическим полом, социальным полом (гендером) и их соотношением. В результате проведения некоторых исследований были обнаружены различия в некоторых показателях у женщин и мужчин (способности к ориентированию в пространстве, математические способности, речевые навыки и агрессивность), однако даже эти различия незначительны, проявляются лишь в определённых ситуациях и могут объясняться социальными причинами. Другая часть исследований вовсе не показала сколь-нибудь значимых различий в показателях.

Социальные стереотипы

Существуют многочисленные исторически сложившиеся стереотипы (некоторые из которых сложились столетия назад), касающиеся предполагаемых отличий «женского» характера от «мужского»: так, считается, что женщины более эмоциональны и менее рациональны, менее агрессивны, более разговорчивы, чем мужчины, обладают более развитой интуицией, более деликатны, более хитрые и склонны использовать более изощрённые, нежели мужчины, способы для достижения своих целей и т. п. Исследования по данному вопросу продолжаются, но нельзя сказать о соответствии какого-либо из них действительности для людей женского пола, так как ныне науке известно, что соответствие им сугубо индивидуально и определяется в том числе социальными причинами, особенностями характера и множеством других факторов. Для обозначения якобы существующих принципиальных особенностей мышления женщины в русском языке распространено уничижительное выражение «женская логика».

Прочие особенности

На всём протяжении истории человечества можно отметить противопоставление женщины и мужчины, которое затрагивает как биологические особенности строения тела особей разных полов, так и различия в социальном положении, правах, обязанностях и других аспектах человеческой жизни. В то же время отношения мужчины и женщины включают в себя тесное взаимодействие, как в социальной и межличностной (семейные отношения, влюблённость, любовь), так и в биологической (секс) формах.

 

21) Кто относится к дальним родственникам?

 

Близкие родственники - то родственники по прямой восходящей и нисходящей линии (родители и дети, дедушки, бабушки и внуки), полнородные и неполнородные (имеющие общих отца или мать) братья и сестры.

К дальним родственникам относятся все остальные: тети, дяди, двоюродные и троюродные братья и сестры.

 

23) Какие слои городского населения относятся к люмпенам?

 

Лю́мпен-пролетариа́т (от нем. Lumpen -- «лохмотья») -- термин, введённый Карлом Марксом для обозначения низших слоев пролетариата. Позднее «люмпенами» стали называться все деклассированные слои населения (бродяги, нищие, уголовные элементы и другие). В большинстве случаев люмпен -- это лицо, не имеющее никакой собственности и живущее случайными заработками.

 

 

24) Что в большей мере, на Ваш взгляд, "выдает" статус индивида: одежда, речь, друзья, манеры поведения, личные вещи, походка? Ранжируйте признаки.

 

Я считаю, что больше всего индивида "выдает" речь, походка.

 

32) Что такое этноцентризм? В чем он проявляется?

 

При контактах с другими культурами большинство людей судят о чужих культурных ценностях, используя в качестве образца и критерия культурные ценности собственного этноса. Такой тип ценностного суждения принято называть этноцентризмом. Этноцентризм представляет собой психологическую установку воспринимать и оценивать другие культуры и поведение их представителей через призму своей культуры. Чаще всего этноцентризм подразумевает, что собственная культура превосходит другие культуры, и в этом случае она расценивается как единственно правильная, превосходящие все другие, которые, таким образом, недооцениваются. Все, что отклоняется от норм, обычаев, системы ценностей, привычек, типов поведения собственной культуры, считается низкопробным и классифицируется как неполноценное по отношению к своему. Собственная культура ставится в центр мира и рассматривает себя как меру всех вещей. Этноцентризм означает, что ценности других культур рассматриваются и оцениваются с точки зрения своей собственной культуры.

 

Этноцентристское видение мира имеет глубокие корни в человеческой истории. Еще в античности греки жестко делили все народы на эллинов и варваров. Уже в сочинениях Геродота варвар описывался как чужеродный и отталкивающий, необразованный, неуклюжий, тупой, нелюдимый. Он раболепен, труслив, полон необузданных страстей, своенравен, страшен, жесток, неверен, жаден. Примерно аналогичные оценки давали китайцы гуннам: «Эти варвары выглядят как звери, и поэтому их дружественные речи ничего не стоят». Для римлян германцы были «мужчинами, у которых общими с людьми были только голоса и размер тела».

 

Уничижительное отношение к другим народам и культурам основывается на убеждении, что они являются «нечеловеческими», «чужими». Это встречается у самых разных народов мира: у эскимосов на Севере, у южноафриканской народности банту, у народа сан в Юго-Восточной Азии. Превосходство собственной культуры выглядит естественным и имеет положительную оценку, «чужое» же представляется в странном, неестественном виде. Бесспорная абсолютизация собственной культуры закономерно принижает ценность чужих культур, считая их худшими и низшими.

 

 

34) Почему в благополучных семьях появляются дети с девиантным поведением?

 

Поведение некоторых детей и подростков обращает на себя внимание нарушением норм, несоответствием получаемым советам и рекомендациям, отличается от поведения тех, кто укладывается в нормативные требования семьи, школы и общества. Это поведение, характеризующееся отклонением от принятых нравственных, а в некоторых случаях и правовых норм называют девиантным. Оно включает антидисциплинарные, антисоциальные, делинквентные противоправные и агрессивные (суицидальные и самоповреждающие) поступки. Они по своему происхождению могут быть обусловлены различными отклонениями в развитии личности и ее реагирования. Чаще это поведение - реакции детей и подростков на трудные обстоятельства жизни. Оно находится на грани нормы и болезни и потому должно оцениваться не только педагогом, но и врачом. Возможность появления отклонений в поведении связана также с особенностями физического развития, условиями воспитания и социального окружения.

 

38) Что изучает социология?

 

Социология изучает распределение и появление группы поведения и объединение этих переменных для биологических, психологических, культурных и экологических.

 

39) В чем отличие реальных групп от номинальных?

 

Номинальные группы. Их выделяют только для статистического учета населения, и потому у них есть второе имя - социальные категории.

Информация о работе Контрольная работа по "Социологии"