Контрольная работа по "Социологии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Сентября 2013 в 01:08, контрольная работа

Краткое описание

Этносоциология - новое научное направление, возникшее на стыке этнографии и социологии. Во второй половине 60-х годов ХХ ст. В странах Востока этносоциология выделялась в самостоятельную отрасль знаний. Понятие Этносоциология состоит из двух слов разного происхождения: этнос (латин. ethnos - общество, род, племя, народ) и социология (лат. societas - общество, игрец. Logos - учение). Дословно этносоциология - учение о национальности общества. Однако, суть понятия Этносоциология - область социологии, исследующая происхождение, сущность, функции различных, этносов (род, племя, народность, нация) с целью выявления общих закономерностей, их взаимодействия и выработки механизмов вписывания в систему социальных отношений, которые сложились.

Файлы: 1 файл

Социология.docx

— 46.60 Кб (Скачать)

 

Министерство  экономического развития и торговли РФ

Санкт-Петербургский  торгово-экономический университет

Технологический факультет

 

 

 

 

 

Контрольная работа

По предмету:

 

 

Социология

 

 

 

 

 

Выполнил:

студент 2 курса  гр. 4413

Цветков Константин

з/к № 12717-з

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Санкт-Петербург

2013

Этносоциология - новое научное направление, возникшее на стыке этнографии и социологии. Во второй половине 60-х годов ХХ ст. В странах Востока этносоциология выделялась в самостоятельную отрасль знаний. Понятие Этносоциология состоит из двух слов разного происхождения: этнос (латин. ethnos - общество, род, племя, народ) и социология (лат. societas - общество, игрец. Logos - учение). Дословно этносоциология - учение о национальности общества. Однако, суть понятия Этносоциология - область социологии, исследующая происхождение, сущность, функции различных, этносов (род, племя, народность, нация) с целью выявления общих закономерностей, их взаимодействия и выработки механизмов вписывания в систему социальных отношений, которые сложились. Иначе, этносоциология изучает социальные аспекты жизни и деятельности этнических образований, а также национальную специфику социальных общностей и отношений.

Возникновение научного направления  этносоциологии обусловлено интересами науки и общественной жизни. Национальные проблемы изучают различные науки: философия, история, юридические, экономические  и др. Каждая из них имеет предметную область, что позволяет проанализировать все стороны развития и взаимодействия этнических общностей. В 40 - 60-х годах  ХХ века во всем мире, в связи с  мощным подъемом национально-освободительного движения возрастает значение этносоциальных знаний. Этносоциология имеет предмет  исследования: этносы и Этносоциальные процессы, национально-региональные особенности  социальной структуры народов и  другие, то есть ту сферу знаний, фактически выпадает из поля зрения философов, экономистов, историков, этнографов и других специалистов. Этносоциология исследует социально значимые явления в быту и культуре людей разных национальностей, социальную обусловленность изменений в национальной культуре, в том числе в языке, национальных ориентациях, ценностях национальных традициях и обычаях, социальную определенность этнического самосознания межнациональных отношений.

Этнос (греч. ethnos – группа, племя, народ) – межпоколенная группа людей, объединенная длительным совместным проживанием на определенной территории, общими языком, культурой и самосознанием. Понятие “этнос” как категории, обобщающей признаки этнических общностей на всех этапах истории человечества, разрабатывалось преимущественно в российской, советской и постсоветской этнографии.

 

Современное определение  этноса как группы людей, связанных  единством своего происхождения и общностью культуры, включая язык, является практически общепризнанным и в значительной мере восходит к определению, данному еще в 1923 году С. М.Широкогоровым: “Этнос есть группа людей, говорящих на одном языке, признающих свое единое происхождение, обладающий комплексов обычаев, укладом жизни, хранимых и освященных традицией и отличаемых ею от таковых других групп”. Он рассматривал этнос как основную форму существования локальных групп человечества, а основными признаками его считал “единство происхождения, обычаев, языка и уклада жизни”. В 1960-1980-е концепция Широкогорова была развита советскими этнографами. Наиболее последовательной ее марксистской интерпретацией стала теория Ю. В. Бромлея. Он предлагал различать этникосы (этнос в узком значении слова) как совокупности людей, объединенных общим языком, культурой и самосознанием, и этносоциальные организмы, ЭСО (этнос в широком значении слова) как этнос, сопряженные с территориально-политическими общностями. Последние, по Бромлею, представляют собой самостоятельные макроединицы общественного развития. В зависимости от принадлежности к определенной общественно-экономической формации этносоциальные организмы выступают в форме племени, народности (рабовладельческой или феодальной), нации (буржуазной или социалистической). Значительное место в теории Бромлея занимала детализированная классификация этнических процессов – изменений этноса, проинтерпретированная применительно к различным эпохам прогресса человечества. В работах представителей другого теоретического направления А. С. Арутюнова и Н. Н. Чебоксарова этнос был рассмотрен в контексте теории коммуникации. Этносы представлялись как ареалы повышенной плотности информации. Особое внимание было обращено на межпоколенную трансляцию информации, обеспечивающую преемственность и стабильность этнической системы во времени. Стадиальные типы этнических общностей – племена, народности и нации рассматривались как три разных типа информационной плотности. Концепция Арутюнова и Чебоксарова стала наиболее продуктивным в инструментальном и прикладном отношении вариантом теории этноса.

Последовательно немарксистский подход к феномену этноса отличает работы Л. Гумилева. В них этносы представлены как элементы этносферы  – особой биосоциальной реальности, развивающейся по своим уникальным законам. Этнос, по Гумилеву, может пребывать в “персистентном” (цикличном) и “динамичном” состоянии. Переход в последнее обусловлен своего рода мутациями – пассионарными толчками. По Гумилеву, этнос проходит ряд стадий развития и, подобно живому организму, умирает. Благодаря откровенному нонконформизму концепция Гумилева приобрела необычайную популярность, особенно за пределами профессиональной аудитории. При всех различиях концепции этноса имеют ряд общих недостатков. Опора на понятия, объем которых сам по себе является предметом дискуссии (язык, культура, территория), делает построение теории и самого определения этнос крайне затрудненным. Понятие ” этнос ” отражает в полной степени лишь свойства этнических общностей индустриальной эпохи – наций. По отношению к до-национальным стадиям развития, с характерными для них культурно-лингвистической вариативностью и внеэтническими формами самосознания, понятие ” этнос ” оказалось непродуктивным (например, категория “народность”). В зарубежной социально-культурной антропологии понятие ” этнос ” употребляется сравнительно редко, а построение его теории не считается актуальным. Более употребительным является понятие “этничность”, отражающее принадлежность к определенной нации или этнической группе.

 

Виды  и этапы развития этноса

Исторические  виды этноса

1. родоплеменная  общность. Все хозяйственные связи  существовали в виде родственных  связей (объединяло: язык, культура, верования,  обычаи)

2. народность. (рабовладельческая и феодальная формации). Связи между родами, переход от кочевого образа жизни к оседлому. Основной фактор объединения – территория в рамках которой замкнута вся хозяйственная жизнь. Занятие сельскохозяйственным трудом – основной вид деятельности; наличие диалекта; слабое разделение труда; не развитость межэтнической информации, сохранение признаков предыдущей ступени этноса.

3. Нации. Господство  промышленного способа производства, население промышленных центров, общеприняты литературный язык, формирование самосознания. Основной объединяющий фактор – экономика, сохранение признаков предыдущей ступени.

4. Метоэтническая  общность (наднациональная). Основной  признак – принадлежность к  одному государству.

Сформировавшийся этнос выступает  как социальный организм самовоспроизводящий себя на основе передачи новым поколениям исторического опыта и культуры. В процессе развития этноса, каждый этнос проходит несколько исторических этапов и соответствующих им типов этнической общности. Исторически развиваясь этнос проходит стадии племени, народности и нации.

Первоначально, основой для объединения  служили брачные связи между  родами — фратриями. В дальнейшем, по мере освоения общей территории и развития производственных сил, возникает общность экономических и политических интересов, что приводит к формированию племенной организации.

Высшей ступенью развития племенной  организации, предшествующей появлению государства, является союз племен. Он возникает путем объединения нескольких племен для достижения конкретной цели, будь то война, сооружение ирригационной системы или миграция, и является переходным состоянием этноса от племени к народности.

Народность — вид этноса, сформированный на основе консолидации племен, вызванной  укреплением социально-экономических  и политических связей между ними, и характерной общностью культуры, языка и образа жизни. Главными показателями формирования народности является возникновение государства и общей религии. Развитие социальных связей внутри государства, переход от натурального к товарному хозяйству и установление капиталистических экономических отношений, предопределяет возникновение на основе народности более совершенной формы этноса — нации.

Традиционно в российской социологии используется следующее определение  нации: "Нация — исторические сложившаяся, устойчивая общность людей, возникшая на базе общности языка, территории, психического склада, жизни, проявляющаяся в общности культуры".

У данного определения, есть серьезные  минусы, в частности — размытость границ понятия нации, поэтому все чаще используется другое определение, согласно которому "Нация — высшая форма жизни развитого этноса, отличающаяся развитым самосознанием, единым унифицированным литературным языком, распространяющимся через системы образования, литературу и средства массовой информации, развитием профессиональной культуры и искусства, а также социальной классовой структурой, присущей индустриальному обществу, сформировавшемуся в рамках национального государства".

Этнические процессы

Процесс развития этноса называется этногенезом. В его основе лежат  разнообразные этнические процессы — изменения отдельных этнических элементов, частей этноса и этноса в  целом. Различают эволюционные и  трансформационные этнические процессы.

Эволюционные процессы — это значительные изменения основных элементов этноса, прежде всего — языка и культуры. Подразделяются на языковые (изменение языка, расширения или сужение его функций, словарного запаса, распространенности другого языка, двуязычие, языковая ассимиляция), внутриэтнические (ослабление или усиление культурной однородности), межэтнические (заимствование материальной и духовной культуры других этносов), надэтнические (вытеснение элементов традиционной культуры интернациональными).

Трансформационные процессы — изменения этнических элементов, влекущие за собой перестройку этнического самосознания, смену этнической принадлежности и этнонима. Различают этническое разделение (распад этнической общности на несколько новых или отделение части этноса от более крупной этнической общности) и этническое объединение (слияние групп людей различной общественной принадлежности или объединение нескольких этносов).

Для современного общества характерны две противоположные тенденции развития этнических процессов:

  • стремление малых этносов к самоопределению в любой форме социально-территориальной организации от автономии до государственной независимости
  • интернационализация образа жизни, проявляющаяся в отмирании традиционных внешних признаков этнических особенностей и в унификации культурно-бытовых и производственных условий существования этносов.

Оба процесса развиваются параллельно  и могут проявляться в одних  и тех же этносах.

Как ни один человек не может  жить без каких-либо взаимоотношений  с другими людьми, так и ни одна этническая общность не способна существовать в абсолютной изоляции от других народов. Практически каждый этнос, в той или иной степени контактирует с другими этносами. Взаимоотношения между этносами целесообразно называть социально-этническими или межэтническими.  

Межэтнические отношения (межнациональные отношения) в широком смысле слова понимаются как взаимодействия народов в разных сферах - политике, культуре и т.д., это отношения по поводу материальных и духовных условий существования этносов, по реализации их потребностей и интересов. В узком смысле - это межличностные отношения людей разных национальностей, которые тоже происходят в разных сферах общения - трудового, семейно-бытового, а также соседского, дружеского и других видах неформального общения. 

Выделяются два уровня межэтнических отношений — личностный и групповой. 
 
Субъектами межнациональных отношений выступают большие и малые этносы (народы). Это такие великие народы, как русский, французский, китайский и т.д., и малые (в смысле малочисленные) народы Кавказа, российского и американского Севера, других регионов Земли.

В качестве субъектов национальных отношений могут выступать также представители этносов (наций) по поводу решения национально-этнических проблем – разного рода социальные группы и слои населения.

Межэтнические отношения  проявляются в установках и ориентациях  на межэтнические контакты в разных сферах взаимодействия, в национальных стереотипах, в настроении и поведении, поступках людей и конкретных этнических общностей.

Характер межэтнических  отношений (дружественный, нейтральный, либо конфликтный) складывается в зависимости  от исторического прошлого, социально-политической обстановки в той или иной стране, от экономических и культурно-бытовых условий жизни, непосредственной конкретной ситуации или заинтересованности в общении. На личностном уровне он зависит от индивидуально-психологических качеств людей.

Межнациональные отношения  могут проявляться в виде экономических, политических, языковых, культурных, экологических и других отношений между нациями. Каждое из этих проявлений межнациональных отношений имеет свое специфическое содержание. Дадим краткую характеристику некоторым из них.

Экономические межнациональные отношения направлены на удовлетворение экономических потребностей наций (народов, этносов). Они формируются как стихийно, в процесс6е развития, скажем, торговых отношений самостоятельных государств, а также в рамках федеративных государств между республиками, автономиями и т.д.

Информация о работе Контрольная работа по "Социологии"