Контрольная работа по "Социологии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2011 в 16:46, контрольная работа

Краткое описание

1)Понятие управления
2)Религиозность, нерелигиозность и их типы

Файлы: 1 файл

реферат.doc

— 91.50 Кб (Скачать)

Государственное образовательное учреждение высшего  профессионального                  

                                                     образования

                   КАЗАНСКИЙ ЮРИДИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ(Филиал)

                            «РОССИЙСКАЯ ПРАВОВАЯ АКАДЕМИЯ»

                                         МИНЮСТА РОССИИ   
 
 
 
 

                                      

               Итоговая контрольная работа по дисциплине Социалогия 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                                                                          Работу выполнила:

                                                                                          студентка 2 курса, 

                                                                                          201 гр., очного отделения

                                                                                          Габсаликова Э.З.                                                                                                                                                                                     

                                                                                          Работу проверила:

                                                                                          Ларионова Н.С. 

                                                        Казань 2010 
 

1)Понятие  управления.

Управление - это  социальный феномен, характерный абсолютно  для всех сфер человеческой жизнедеятельности, будь то семья, дружеский коллектив, различные общественные объединения и т. д. Каждый человек в своей жизни в различных ситуациях применяет те или иные способы воздействия на поведение человека с целью изменить поведение другой личности в нужном для себя направлении. Однако неправильно выбранные методы могут привести к необратимым последствиям, поскольку человек не машина, и «поломки» в душе человека, вызванные неумелым управлением со стороны «пользователя», выражаясь на машинном языке, могут навсегда нарушить характер и структуру межличностных, профессиональных, отношений.

Понятие «управление» очень многогранно, поэтому оно  используется в ряде научных дисциплин, каждая из кото-рых трактует его  в контексте специфики предмета исследования и разрабатываемых  ими концепций. Согласно одному из определений, которое дает В.И. Кнорринг, управление представляет собой непрерывный и целенаправленный процесс воздействия на управляемый объект для обеспечения его функционирования и эффективного развития, а система управления  механизм, который обеспечивает этот процесс.

Управление как система включает в себя управляющую и управляемую подсистемы, называемые соответственно, субъектом и объектом управления. В современной социо-логической литературе за термином «управление» утвердилось следующее определение: это «основанное на достоверном знании систематическое воздействие субъекта управления (управляющей подсистемы) на социальный объект (управляемую подсистему), в качестве каковой может выступать общество в целом, на отдельные сферы: экономическая, социальная, политическая, духовная, а также различные звенья (организации, предприятия, учреждения и т. п.) с тем чтобы обеспечить их целостность, нормальное функционирование, совершенствование и развитие, достижение заданной цели».

Не менее важна  роль психологического знания в управленческой деятельности. Ведь, эффективность управления зависит не только от профессиональной компетентности руководителя, но и от его психологической подготовки в области управления психологической культуры управления. Речь идет о том, что психологическое содержание управленческой деятельности является едва ли не самой главной составляющей структуры социального управления, поскольку только знание психологических особенностей людей, их поведения и взаимодействия, характера и темперамента, их проявления в трудовой и повседневной деятельности, способов воздействия на поведение человека и других психологических особенностей людей могут обеспечить руководителю тот уровень и характер работы трудового коллектива, который его (руководителя) устраивает.

Теория управления - это отрасль научного знания, изучающая процессы управления в социальных и социально-экономических системах, систему принципов, методов и технологий управления, содержание, форму и эволюцию управленческих отношений, эффективность при-нятия управленческих решений и управления вообще.

В социологической  и управленческой литературе сложились  различные подходы к управлению.

Управление как  наука представляет собой систему  знаний в виде концепций, теорий, принципов, способов, форм и школ управления.

Управление как искусство - это способность умело и эффективно применять на практике теоретические основы управления, разработанные в рамках научного знания.

Управление как  функция может рассматриваться  как целенаправленное воздействие  на сознание и поведение людей, осуществляемое с целью направить их действия на достижение желаемых целей.

Управление как  процесс -это совокупность управленческих действий, направленных на достижение поставленных целей.

Управление как  аппарат -совокупность структур и людей, обеспечивающих использование и координацию всех ресурсов социальных систем для достижения определенных целей.

В наиболее общем  виде управление представляет собой  воздействие субъекта управления на его объект. Обозначенные элементы являются подсистемами единой системы  управления. Г. В. Атаманчук, в зависимости от субъекта управляющего воздействия, выделил следующие типы управления: государственное управление (субъект управления -государство), общественное управления (субъект управления -общество и его структуры), менеджмент (субъект управления - предприниматель, собственник).

Управление  как система

Вместе с изменением и развитием социально-экономической  и духовной структуры общества изменяется и совершенствуется управление, а  вместе с ним и управленческие отношения. Поэтому не может быть единой, универсальной для всех типов общественно-исторического развития системы управления, управленческих отношений.

В связи с  реформой российской политической системы, преобразованиями в социально-экономической  сфере чрезвычайно актуальными становятся вопросы, связанные с поиском новых подходов к проблеме управления. Речь идёт не столько о модернизации, сколько о структурной перестройке всей системы управления. Осознание человеческого фактора в функционировании управленческих структур привело к тому, что в центре внимания ученых, аналитиков, политиков, руководителей различного уровня оказались проблемы поиска научных и прикладных методов исследования и анализа системы управления, поскольку накопленный прежде научно-практический опыт в современных условиях часто не дает желаемого результата.

Система управления представляет очень сложный объект, который включает в себя: управленческие взгляды, идеи, теории; социальные технологии; организационные формы выражения, функционирования и развития управленческих отношений -совокупность организаций, учреждений данного общества, а также характеризуется такими важными свойствами, как: уникальность, слабопредсказуемость, целенаправленность, способность к самообучению и адаптации. По своим свойствам системы управления могут быть отнесены к различным классам: социальным, открытым, самоорганизующимся, адаптирующимся, многоуровневым, иерархическим, активным, полиструктурным, многоцелевым, динамическим.

В современной  науке и практике управление, чаще всего, рассматривается как система. Применение системного подхода в исследовании управления дает возможность всестороннего анализа данного объекта. Современная наука рассматривает системный подход как «особую методологическую (в широком смысле) установку, регулирующую направление тех или иных философских и специально научных исследований, выбор соответствующих объектов, а также теоретических и экспериментальных средств для их изучения». Системный подход нашел свое применение в различных научных областях знания при исследовании политических, философских, социологических и других проблем, рассматривающих системные объекты высокой сложности, а также управление ими.

Система может  рассматриваться как «объединение некоторого разнообразия в единое и  четко расчлененное целое, элементы которого по отношению к целому и дру-гим частям занимают соответствующие им места». Можно сказать проще, что «система - это набор взаимосвязанных и взаимозависимых частей, составленных в таком порядке, который позволяет воспроизвести целое». Лю-бая система обладает важными системными принципами, среди которых особое значение для их исследования и изучения имеет принцип структурности, дающий возможность описания системы через установление ее структуры. Общество отвечает всем признакам системы и представляет собой сложноорганизованную систему высшего типа, суперсистему, или социетальную систему, включающую в себя все виды социальных систем.

Социальная система -это упорядоченное целое, включающее отдельных индивидов, группы, организации, институты, общности и сообщества, объединенные социальными связями и отношениями. Основными элементами социальной системы являются люди, а также их нормы, связи, отношения, взаимодействия. Таким образом, социальные системы выступают в качестве структурных элементов общества, представляя собой некое единое целое, детерминирующее на «своем системном» уровне действия, и поведение входящих в нее индивидов и групп, и элемент общей социальной структуры. Система управления как элемент единой социальной системы включает в себя три вида систем управления:

- машинные (например, система регулирования турбины);

-человеко-машинные (например, система управления станком);

-организационные,  или системы «человек -человек» (например, система управления цехом или  концерном).

Курс социологии и психологии управления предполагает рассмотрение и изучение только последнего вида систем.

Система управления -это совокупность принципов, методов, средств форм и процессов управления.

Важнейший активный компонент системы управления -менеджеры, принимающие решения, организующие процесс их выработки и выполнения, и специалисты, непосредственно готовящие решения.

В системе управления, в свою очередь, выделяются такие  системы (подсистемы), как:

- принятия решений,

- информационная,

- планирования,

- повышения квалификации,

- мотивации,

- учета и др.

Эффективность системы управления напрямую зависит  от согласованности ее отдельных  компонентов.

Абсолютно безупречной  оптимальной системы управления создать, к сожалению, невозможно, однако непрерывный процессе ее совершенствования с акцентом на способность гибкого реагирования на изменения внешней среды является необходимым условием эффективности системы управления.

Целостное представление  о системе основывается на понятиях:

- открытой системы;

- взаимодействия  с внешней средой;

- анализа характеристик,  при изменении которых меняется  взаимодействие с внешней средой.

Все системы  имеют вход, трансформационный процесс  и выход. Одним из самых важных качеств, присущих открытым системам, является признание взаимозависимости между системой и внешним миром. Соответственно, изменения во внешней среде сказываются на системе, либо на ее отдельных элементах. В свою очередь, изменения в системе влекут за собой изменения в окружающей среде.

Как целостная  система управление не наблюдаемый непосредственно объект (за исключением отдельных элементов - людей, техники управления, информации и др.), вследствие чего отдельные аспекты управления проявляются через конкретные виды связей, а потому воспринимаются конкретно, а комплексные отношения (управленческие отношения в целом) непосредственно не воспринимаются. При их анализе и описании требуется абстрактная формализация.

В управлении могут  быть выделены реальные и концептуальные (абстрактные) системы (подсистемы). В  реальной системе в отличие от концептуальной содержится полный набор системных элементов. В нем выделяют границы и внешние связи, цели и задачи, процессы управления, организационную структуру, кадры, системообразующий механизм. В таких системах протекают реальные процессы, а значит, существуют материальные и информационные потоки, вход и выход.

Информация о работе Контрольная работа по "Социологии"