Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2011 в 16:46, контрольная работа
1)Понятие управления
2)Религиозность, нерелигиозность и их типы
Одновременно
отмечается усиление отношений и
связей возрастает степень выраженности
иерархической структуры
М. Месарович, Д. Мако и И. Такахара выделяют в теории систем три основных вида иерархии: стратифицированные, многослойные, многоэшелонные» Эти структуры рекомендуется использовать при решении различных задач управления.
1. Стратифицированные
При таком моделировании уровни абстрагирования описываются стратами. Например, в модели предприятия можно выделить высшую страту - социальную, затем организационно-экономическую и, наконец, техническую. Валено подчеркнуть, что каждая выделенная страта имеет свои понятийный язык и термины, концепции и принципы, позволяющие рассматривать и интерпретировать определенные характеристики, свойства и проблемы.
2. Многослойные
Сложную исходящую проблему можно разбить на семейство последовательно расположенных более простых подпроблем, так что их решение позволяет решить и исходящую проблему, то есть выделяется иерархия слоев принятия решений. Например, в системе управления можно выделить три слоя концепцию, структурно-функциональное строение, управленческую деятельность.
3. Многоэшелонные
В качестве примера можно привести формальные организации людей. Различные входящие в систему элементы обладают правом принятия решений, имеют, как правило, противоречащие одна другой цели. В рамках многоэшелонной системы авторами используется термин «организационные иерархии». Согласно определению, организационная иерархия представляет собой «распределение ролей (статусов) по вертикали в структуре организации».
Эволюция научной мысли в рассмотрении управления как системы сформировала и соответствующий тип менеджерского мышления - системный -это системное, многомерное мышление, дополняющее, трехмерное мышление характеризуется скоростью принятия решения, учетом политических, этических, экологических последствий и т. д.
Современное менеджерское мышление характеризуется определенным образом мыслей, складом ума и методом действий. Его основные качества следующие.
Многодисциплинарность подходов к решению организационных проблем.
Многоаспектность рассмотрения системы управления (страты, слои, эшелоны, реальные и концептуальные элементы и т. д.) и понимание относительности оптимального решения.
Необходимость учета и нахождения компромисса (консенсуса) интересов основных субъектов, затрагиваемых решением.
Рассмотрение
предприятия как открытой системы.
Его успех определяется прежде всего
не внутренними факторами
Рассмотрение предприятия как социальной системы. Это означает понимание того, что она:
- включает совершенно разных людей, которые активно действуют, имеют свои интересы, и их поведение трудно предсказать;
- имеет обратную
связь (отсюда важно
- полна неопределенностей;
- эволюционна, квазисамоорганизуема;
- склонна к сотрудничеству, коллегиальности, компромиссу.
Модель управления
В современном управлении не обойтись без образа модели. Модель - это абстракция, акцентирующая с точки зрения цели анализа наиболее важные и характерные черты объекта в систематическом виде. Модель - это всегда упрощение действительности, но упрощение, позволяющее исследовать проблему. Поэтому ее использование требует:
- правильного выбора самой модели,
- понимания области применения,
- интерпретации результатов менеджерами.
Особенно важно правильно выбрать модель для сложных объектов, характеризующихся многоаспектностыо, слабой структуризацией, комплексностью проблем. Бесспорно, такими объектами являются предприятия, системы управления ими и процессы их реорганизации. Для них характерно:
- иерархическое строение, требующее для своего решения наличия аналитической команды;
- отсутствие
готовых образцов решения,
- включение многих переменных, обладающих многосторонними связями.
Система управления, являющаяся сложным объектом, не может быть отражена одной, моделью, пусть далее и сложной, поэтому в подобных ситуациях, когда речь идет о сложных иерархизированных системах, необходима система моделей для наиболее адекватного отражения сущности объекта.
Существует большое число различных модельных представлений о предприятии и управлении. Приведем пример. Если раньше корпорация понималась как машина, не имеющая собственной цели, а служащая инструментом для своих владельцев, средством достижения их цели извлечения прибыли, то при таком подходе предполагаеся, что организация функционирует эффективно лишь тогда, когда она «отрегулирована» заранее с помощью установленного порядка, обязанностей должностных лиц, служебных наставлений.
Если рассматривать корпорацию как организм, то выявляется такая ее особенность, как наличие собственных целей, главными из которых являются выживание и рост. «Прибыль корпорации во многом стали рассматривать примерно так же, как кислород для живого организма: необходимость, но не смысл жизни».
Как и при первом подходе, корпорация не ответственна за достижение целей ее частей - работников.
Корпорация как организация. При этом подходе организация представляет собой целенаправленную систему, которая является составляющей другой целенаправленной системы, а части ее - люди -имеют собственные цели. Корпорация при таком представлении имеет свои цели, несет ответственность перед обществом - более крупной системой, частью которой она является и перед своими работниками, которые имеют свои индивидуальные цели.
В последнее время в системе управления выделяют наряду с «твердой» составляющей (оборудование, приборы, материалы, информационные технологии) «мягкую», к которой относится персонал. Он является носителем:
- стержневой идеи (миссии) хозяйственной деятельности;
- культуры организации;
- профессионального
состава, квалификационного,
- нормативной базы (инструкций, правил, актов и тому подобного);
- организационной
«патологии» (недостаточной
Для подготовки
данной работы были использованы материалы
с сайта revolution.allbest.ru
2)Религиозность, нерелигиозность и их типы
Критерии религиозности
Составной частью социологической теории религии является совокупность операционально интерпретированных понятий: Этим понятиям дается как теоретическое, так и эмпирическое обоснование. Предпосылкой теоретического обоснования является категориально-концептуальный анализ религии. Как было показано, религия представляет собой социальную подсистему, имеет сложную структуру, занимает то или иное место в обществе, выполняет ряд функций. Эта подсистема находится в постоянном взаимодействии с другими подсистемами, испытывает их влияние, изменяется и развивается. Чтобы не утрачивать признака научности, должно уточняться, совершенствоваться и понятие “религия”. Такое уточнение может осуществляться на основе материалов частных наук. Оно проводится также на базе конкретного социологического исследования. Применение социологической теории религии в конкретном социологическом исследовании предполагает операциональную интерпретацию понятий теории. К числу наиболее важных относится операциональное понятие “религиозность”.
Представляется целесообразным понимать под религиозностью социальное качество индивида и группы, выражающееся в совокупности их религиозных свойств (признаков). Это понятие фиксирует определенность религиозных индивидов и групп; они таковы именно в силу данного качества, теряя его, они перестают быть тем, чем являются. Это качество отличает религиозных индивидов и религиозные группы от нерелигиозных.
После того как зафиксировано различие и выявлено присутствие данного качества, возникает необходимость конкретизации . представления о религиозности. Религиозность характеризуется не только качественно, но и количественно, как в статике, так и динамике. Под степенью религиозности понимается определенный уровень интенсивности религиозных свойств (признаков) индивида и группы. Распространенность религиозности представляет собой определенную величину экстенсивности разброса религиозных свойств (признаков) среди населения в целом и внутри различных социальных и демографических групп (доля обладающих религиозными свойствами индивидов среди населения или в группе).
Характер религиозности можно определить как качественную и количественную особенность, специфику черт религиозности индивида, группы, населения. Типы религиозности - это понятия, которые отражают ее характер, общий для некоторого числа людей; на этой основе выделяют соответствующие классификационные группы. Состояние религиозности есть рассматриваемая синхронически, относительно устойчивая система субординированных религиозных свойств (признаков) индивида, группы, населения. Динамикой религиозности правомерно назвать рассматриваемый диахронически переход одного ее состояния в другое. Религиозность изучается в ходе конкретно-социологических исследований, с помощью наблюдения, работы над документами, контентанализа, опроса экспертов, анкетирования, интервьюирования и т. д.
Религиозность
фиксируется с помощью
Общим признаком религиозного сознания является религиозная вера. Она, в частности, включает знание и принятие в качестве истинных определенных религиозных идей, понятий, представлений, догматов, повествований и т. п. и уверенность в объективном существовании гипостазированных существ, атрибутизированных свойств и связей. В развитых религиях набор и содержание религиозных представлений, идеальная модель религиозного сознания задается некоторым вероучительным концептом, который неодинаков в разных религиях. Однако реально существующее религиозное сознание, как правило, отклоняется от этой модели. Поэтому возникает необходимость выделения главных, основных и дополнительных, вспомогательных критериев религиозного сознания. Например, в качестве главных критериев христианского сознания могут быть взяты вера в Бога, Христа, Троицу. В зависимости от задач, целей и объекта исследования вспомогательными признаками религиозного сознания будут служить вера в загробную жизнь, бессмертие души, конец света, воскрешение мертвых, во второе пришествие Христа и т. д.
Исследование религиозного сознания включает изучение религиозных мотивов различных видов деятельности. Под религиозным мотивом понимается внутренний стимул действия, выражением которого может выступать религиозная потребность, вера, идея, чувство и т. п. Этот мотив предполагает определенную цель, предписываемую вероучительными принципами. В отношении мотива к цели обнаруживается личностный смысл действия. Поэтому о мотиве можно судить по цели и смыслу такого действия. Религиозный мотив может быть побудителем и религиозного и нерелигиозного поведения. В обоих случаях он является важным показателем религиозного сознания. Религиозный мотив, как правило, действует в совокупности с другими стимулами. Отсюда - важность определения места религиозных мотивов в системе мотивации поведения.
Однако учитывать лишь признаки религиозного сознания недостаточно. Должны быть отобраны также показатели религиозного поведения. Религиозное поведение - это совокупность взаимосвязанных действий индивида или группы, реализующих религиозные предписания, программу, и совершающихся сообразно с религиозными нормами. Религиозное поведение образуют как элементарные акты (например, поклоны), так и более сложные компоненты (например, цепь поведенческих акций на уроке в духовной школе). Оно представляет собой последовательный ряд поступков, совершаемых под влиянием определенных стимулов и мотивов в той или иной-социальной ситуации; носит символический характер, выражает религиозные значения и смысл. Выше было проведено различие между культовой и внекульто-вой религиозной деятельностью. В соответствии с этим можно выделить культовое и внекультовое религиозное поведение. К первому относится: посещение богослужений и участие в них, выполнение религиозных обрядов и празднование религиозных праздников, совершение культовых действии в домашних условиях и т.д. Фактами второго являются: сочинение религиозных произведений, преподавание богословских дисциплин, религиозное воспитание в семье, пропаганда религии среди коллег, знакомых, участие в деятельности церковных советов, соборов и т. д. Перечисленные акты внекультового религиозного поведения служат достаточно надежными признаками религиозности. Их совершение со значительной степенью точности свидетельствует о субъективной религиозности. Что же касается культового поведения, то различные его виды дают информацию разной степени достоверности. Имеется совокупность культовых действий, которые непосредственно связаны с религиозным сознанием и совершаются под влиянием религиозных мотивов: деятельное участие в богослужении (коллективная молитва, коленопреклонение, постановка свечей, причащение), молитва и исповедь в храме, поклонение иконе в домашних условиях и др. Если зафиксированы подобные факты, то можно делать вывод о наличии у индивида религиозных свойств.